СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку для 9 кл. по учебнику Львововй.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 9 класса»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе

Федерального компонента государственного стандарта общего образования (Приказ Министерства образования и науки от 05.03.2004г. « 1089),

Примерной программы основного общего образования по русскому языку для 5-9 классов (базовый уровень) (Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ от 07.07.2005 г.№ 03-1263),

Авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы. /Автор-составитель С.И. Львова . М.: Мнемозина, 2009).

Программа предполагает изучения русского языка на базовом уровне, рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю.

Общая характеристика учебного предмета

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 9 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для 9 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Цели изучения курса.

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Речевая деятельность.

Аудирование. Фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа; формулировать вопросы по содержанию текста; заме­чать в собственной и чужой речи отступления от норм литера­турного языка.

Чтение. Понимать коммуникативную цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения; состав­лять конспект прочитанного текста; оценивать степень понимания содержания прочитанного текста; прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического текста.

Говорение. Создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы; владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содер­жания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики); строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка (Причастие — это особая форма глагола или самостоятельная часть речи?).

Письмо. Владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота рас­крытия темы; достоверность фактического материала, последо­вательность изложения (развертывание содержания по плану), правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматиче­ской связи предложений в тексте, владение нормами правописа­ния; писать изложения по публицистическим, художественным

текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строе­ние, характерные языковые средства; вводить в текст изложе­ния элементы сочинения (типа рассуждения, описания, повест­вования); писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста; составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента из большой статьи); совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматиче­ские ошибки.

Текстоведение. Проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, средства связи предложений, строение текста, языковые и речевые средства, характерные для данного текста).

Фонетика и орфоэпия. Правильно произносить употребитель­ные слова с учетом вариантов произношения; анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюде­ния орфоэпических норм.

Морфемика и словообразование. Владеть приемом морфем­ного разбора: от значения слова и способа его образования к мор­фемной структуре; толковать значение слова, исходя из его мор­фемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа лог, поли, фон и т. п.); пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей; опираться на морфемный разбор при проведении орфографиче­ского анализа и определении грамматических признаков слов.

Лексикология и фразеология. Разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их употреблять; пользоваться разными видами толко­вых словарей; верно использовать термины в текстах научного стиля; оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; проводить эле­ментарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексиче­ских возможностях русского языка.

Морфология. Распознавать части речи и их формы в трудных случаях; правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей; определять синтаксическую роль слов разных частей речи; опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунк­туационного анализа.

Орфография. Применять орфографические правила, объяс­нять правописание слов с труднопроверяемыми орфограммами. Пользоваться этимологической справкой при объяснении напи­сания слов. Проводить орфографический анализ текста.


Синтаксис и пунктуация. Различать изученные виды про­стых и сложных предложений; интонационно выразительно чи­тать предложения изученных видов; составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать пред­ложения по заданным схемам; уместно пользоваться синтакси­ческими синонимами; правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной; проводить син­таксический и интонационный анализ сложного предложения; устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамма­тической и пунктуационной характеристики предложения; использовать различные синтаксические конструкции как сред­ство усиления выразительности речи. Применять пунктуацион­ные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные гра­фические обозначения; строить пунктуационные схемы прос­тых и сложных предложений; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила; проводить пунктуа­ционный анализ текста; аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.


УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п\п

Наименование разделов, тем

Количество часов

В том числе на:

Уроки

Уроки развития речи

Контрольные работы (количество часов)

1.

Русский литературный язык

2

2



2.

Повторение изученного в 5-8 классах

10

9

1


3.

Текстоведение

6

5


1

4

Синтаксис и пунктуация.

46




4.1

Сложное предложение

40




4.1.1

Понятие о сложном предложении

1

1



4.1.2

Сложносочинённое предложение

6

4

1

1

4.1.3

Сложноподчинённое предложение

24




4.1.3.1

Сложноподчинённое предложение с одной придаточной частью

21

19

2


4.1.3.2

Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными

3

2


1

4.1.4

Бессоюзное сложное предложение

6

5


1

4.1.5

Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи

3

3



4.2

Синтаксические конструкции с чужой речью

6

4


2

5.

Повторение изученного в 5-9 классах

4

4




ИТОГО

68

58

4

6

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА


Русский литературный язык (2 часа)

Основные формы существования национального русского языка: русский литературный язык, территориальные диалекты (народные говоры), социальные диалекты (жаргоны) и просторечие.

Понятие о литературном языке. Нормированность (наличие норм) - основная отличительная особенность русского литературного языка.

Языковая норма и ее признаки. Виды норм русского литературного языка: орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические, орфографические и пунктуационные.

Виды лингвистических словарей (обобщение).

Культура речи как раздел лингвистики (обобщение). Основные задачи раздела. Культура речи и культура Поведения человека.

*Понятие экологии языка.


Повторение изученного в 5 – 8 классах (10 часов).

Основные единицы языка: звук (*фонемы), морфема, слово, словосочетание, предложение.

Трудные случаи синтаксического и пунктуационного анализа предложения.

Трудные случаи орфографии и пунктуации.

Вопрос о тексте как единице языка и речи.


Текстоведение (6 часов).

Текст и его признаки (обобщение).

Основные требования к содержанию текста: соответствие его теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, последовательность изложения, правильность выделения абзацев, достоверность фактического материала и др.

Основные средства связи предложений в тексте: лексические связи предложений в тексте (лексический повтор, синонимы, антонимы и др.), морфологические (союзы, союзные слова, частицы, местоимения, наречия и др.), синтаксические (вводные слова, синтаксический параллелизм, порядок слов и др.), комбинированные.

*Анафора как риторическая фигура речи.

Рассуждение как тип речи и его виды (доказательство, объяснение, размышление).

Коммуникативная цель рассуждения (объяснить собеседнику что-либо, убедить его в чем-либо). Структура текста-рассуждения

Рецензия, отзыв, эссе как речевые жанры. Основные речевые стандарты (клише), помогающие реализовать коммуникативный замысел в процессе комментирования содержания прочитанного (прослушанного) текста, выявления и формулирования позиции автора и изложения собственного мнения.

Публичная речь как разновидность устной речи, обращенной к аудитории, рассчитанной на публику. Соответствие публичной речи научному или публицистическому стилю.

Основные требования к публичному выступлению.

Чтение и изложение текста (подробное и сжатое)

Основные этапы подготовки и написания изложения на основе прочитанного или прослушанного текста.

Основные приемы сокращения информации при написании сжатого изложения прочитанного или прослушанного текста: исключение второстепенной информации в каждой части текста или в одной из частей, обобщение необходимой информации в одной или в каждой части, замена прямой речи косвенной, исключение повторов материала, перегруппировка материала, объединение частей текста и др.

Сочинение текста. Основные этапы создания текста: определение темы и основной мысли текста; обдумывание содержания текста сочинения и подготовка рабочих материалов (плана, некоторых формулировок, списка слов, словосочетаний и т.п.); создание текста; редактирование текста.


Синтаксис и пунктуация (46 часов).

Сложное предложение – 40 часов

Сложное предложение как единица синтаксиса – 1 час

Сложное предложение как смысловое, структурное и интонационное единство. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения: интонация, союзы, союзные слова. Бессоюзные и союзные (сочинительные, подчинительные) сложные предложения.

Сложносочиненные предложения - 6 часов

Сложносочиненное предложение, его грамматические признаки.

Строение сложносочиненного предложения.

*Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения и способы их выражения: соединительные отношения (одновременность, последовательность, причина и следствие; используются соединительные союзы и, также, тоже, да); противительные отношения (сопоставление, противопоставление; используются противительные союзы а, но, да, однако, зато); разделительные отношения (последовательная смена событий, явлений, перечисление взаимоисключающих событий, явлений; используются разделительные союзы либо, или, то ... то, не то ... не то).


Сложноподчиненные предложения – 24 часа

Сложноподчиненное предложение, его грамматические признаки.

Строение сложноподчиненного предложения: главная и придаточная часть, их единство (смысловое, интонационное, грамматическое).

Средства связи частей сложноподчиненного предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова. Использование указательных слов в сложноподчиненных предложениях.

Смысловые и стилистические различия сложноподчиненных предложений с синонимическими союзами (чтобы, чтоб, с тем чтобы, для того чтобы и т. п.).

Виды придаточных предложений по характеру смысловой связи между частями и значению подчинительных союзов, союзных слов: определительные, изъяснительные, обстоятельственные (места, времени, образа действия, сравнения, степени, цели, причины и следствия, условия, уступки).

*Вопрос о классификации сложноподчиненных предложений в современной лингвистике.

*Сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительными, местоименно-определительными.

Сложные предложения с двумя или несколькими придаточными.

Виды подчинительной связи в сложных предложениях с двумя или несколькими придаточными: соподчинение (однородное и неоднородное); последовательное подчинение придаточных частей; сочетание в предложении соподчинения и последовательного подчинения.


Бессоюзные сложные предложения – 6 часов

Бессоюзное предложение, его грамматические особенности.

Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Виды бессоюзного сложного предложения в зависимости от смысловых отношений между его частями: 1)со значением перечисления, 2) со значением причины, пояснения, дополнения, 3) со значением времени, условия; следствия, сравнения; противопоставления или неожиданного, резкого присоединения, быстрой смены событий.


Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи – 3 часа

Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи.

Структурные особенности сложного предложения с разными видами синтаксической связи. Основные разновидности предложений в зависимости от сочетания видов связи: 1) сочинительная и подчинительная, 2) подчинительная и бессоюзная, 3) сочинительная и бессоюзная, 4) сочинительная, подчинительная и бессоюзная.

Интонационные и пунктуационные особенности сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи.

*Период как особая форма организации сложных предложений и как поэтическое средство художественного текста.


Синтаксические конструкции с чужой речью - 6 часов

Основные способы передачи чужой речи: 1) предложения с прямой речью, 2) сложноподчиненные предложения с косвенной речью, 3) простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи (говорить о тебе), 4) предложения с вводными конструкциями (по словам родителей). Прямая и косвенная речь.

*Несобственно-прямая речь

Диалог и его основные виды: диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию, диалог-обмен мнениями и др.

Цитирование как способ передачи чужой речи. Различные способы цитирования: в форме прямой или косвенной речи, а также с помощью специальных вводных конструкций (по словам ... , как писал ... ). Основные требования к цитированию.

Повторение изученного в 5-9 классах (4 часа).














ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ.

Печатные пособия.

  • Львова С.И. Схемы-таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация. Раздаточные материалы. – Москва, ДРОФА, 2010 г.

  • Портреты выдающихся отечественных лингвистов 19-20 века. – Москва, ДРОФА, 2010 г.

Мультимедийные пособия.

  • Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка. — М. : Эрикос, 2010.

  • Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы.

  • Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. — М. : ООО «Кирилл и Мефодий», 2002—2010.

  • 1С: Репетитор. Русский язык: Мультимедийный курс. — М. : 1С, 2000.

  • 1С: Школа: Тесты по пунктуации: 9—11 классы. — М. : 1С, 2011.


Интернет-ресурсы.

  • http://rusolymp.ru/ http://www.rosolymp.ru/ — Сайт «Всероссийская олимпиада школьников».

  • http://pedsovet.org/ — Всероссийский Интернет-педсовет.

  • http://www.it-n.ru/ — Сеть творческих учителей.

  • http://som.fio.ru/ http://www.openclass.ru/ — Открытый класс.

  • http://pedsovet.alledu.ru/ — Педсовет.

  • http://nayrok.ru/ — Портал «На урок.ру».

  • http://www.ug.ru/ — Информационный сайт «Учительская газета».

  • http://ps.1september.ru/ — Газета «Первое сентября».

  • http://rus.1september.ru/ — Электронная версия газеты «Русский язык».Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка».

  • http://www.gramota.ru/ — Справочно-информационный портал «Грамота.Ру».

  • http://www.gramota.ru/spravka/ — Справочная служба русского языка.

  • http://likbez.spb.ru/tests/ — Тесты по русскому языку.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Для учителя


  1. Программа по русскому языку для 5-11 классов общеобраз. учрежд./Автор-составитель С.И. Львова – М.:Мнемозина, 2009.

  2. Быстрова Е. А., Львова С. И., Капинос В. И. и др. Обучение русскому языку в школе / под ред. Е. А. Быстровой. — 2-е изд. — М. : Дрофа, 2010.

  3. Львов В. В. Орфоэпия на уроках русского языка: 5—9 классы. — М. : Экзамен, 2011.

  4. Львова С. И. Орфография. Этимология на службе орфографии. Пособие для учителя. — 2-е изд. — М. : Русское слово, 2001.

  5. Львова С. И. Работа со схемами-таблицами по орфографии и пунктуации: Методические рекомендации к комплекту наглядных пособий. —2-е изд. — М. : Дрофа, 2005.

  6. Львова С. И. Русский язык. Трудные вопросы морфемики и словообразования: Пособие для учителя. — М. : Просвещение, 2013.

  7. Львова С. И., Цыбулько И. П., Гостева Ю. Н. Настольная книга учителя русского языка. 5—11 классы / под ред. С. И. Львовой. — М. : Эскмо,2007.

  8. Разумовская М. М. Методика обучения орфографии в школе. —3-е изд. — М. : Дрофа, 2005.

  9. Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 8—9 классы: Пособие для учителя. — М. : Мнемозина, 2003.

  10. Опыт внедрения учебно-методического комплекта по русскому языку под редакцией С. И. Львовой: Сборник статей по итогам научно-практической конференции / под ред. С. И. Львовой. — М. : Мнемозина, 2012.


Для учащихся


  1. Васильевых И. П., Гостева Ю. Н., Егораева Г. Т. ГИА 2013. Русский язык: 9 класс: 30 вариантов типовых тестовых заданий. — М. : Экзамен, 2013.

  2. Гостева Ю. Н., Васильевых И. П. ГИА 2013. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания. — М. : Экзамен, 2013.

  3. Гостева Ю. Н., Васильевых И. П., Соколова Н. В. Контрольные работы по русскому языку в новом формате. 9 класс. — М. : Интеллект-Центр, 2011—2013.

  4. Капинос В. И., Пучкова Л. И., Гостева Ю. Н., Цыбулько И. П. ЕГЭ:

  5. шаг за шагом. Русский язык. 9 класс. — М. : Дрофа, 2011.

  6. Львов В. В., Гостева Ю. Н. Тесты по русскому языку: К учебнику С. И. Львовой, В. В. Львова. 9 класс. — М. : Экзамен, 2013.

  7. Львова С. И. ГИА 2013. Русский язык. Сборник заданий. 9 класс. —М. : Эксмо, 2013.

  8. Львова С. И., Замураева Т. И. ГИА 2013. Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс. — М. : Эксмо, 2013.

  9. Львова С. И. Схемы-таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация: Раздаточные материалы. — М. : Дрофа, 2005.

  10. Львова С. И. Русская орфография: Самоучитель. — М. : Мнемозина, 2005.

  11. Львова С. И.. Русская орфография. Самоучитель.- Москва, Мнемозина, 2005 г.