«Элективный курс по истории России "Россия на рубеже XIX – XX в." »
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС), Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, включающей Историко-культурный стандарт, и Примерной основной образовательной программой основного общего образования. Учебник: «История России: XIX – начало XX в. 9 класс» Л.М. Ляшенко, О.В. Волобуев, Е.В. Симонова.– 3-е изд., - М.: Дрофа, 2018.
Программа предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9 – х классов с ориентацией на социально – гуманитарный профиль. Содержание учебного материала программы соответствует целям предпрофильного обучения и обладает новизной для учащихся. Программа ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших событиях российской истории XX - начала XXI вв. Учитывая сложность рассмотрения некоторых исторических событий, деятельности общественных групп и исторических личностей, учащимся полезно будет разобраться, чем объясняется выдвижение того или иного человека в качестве общественного, политического, духовного или иного лидера, на чем основаны его власть, влияние на судьбы других людей.
Раздел 1.Требования к уровню подготовки
Личностные:
Изучение новейшей отечественной истории формирует у учащихся:
- ценности, среди которых важнейшими являются гражданственность, гуманизм, уважение прав человека.
- способности, среди которых особо выделяются формирование системы мыслительных средств, обеспечивающих присвоение исторического материала.
Курс будет способствовать формированию у школьников системы ценностей, базирующихся на гражданственности, чувстве сопричастности к судьбе своей Родины и ответственности за нее, влияя тем самым на стабилизацию социальных отношений в России.
Актуальность курса определяется тем, что учащиеся должны понимать процессы трансформации, которые происходят в суверенной России, определяется важностью изучения персоналий для понимания изучаемой эпохи
Метапредметные:
Предлагаемый курс должен обеспечить школьников достоверной и полной информацией. Сформировать у учащихся целостное представление о месте истории России в контексте всемирно – исторического процесса. Подвести детей к осознанию многогранности, сложности и противоречивости событий и явлений новейшей отечественной истории, а также причин неоднозначности их восприятия обществом и исторической наукой. Раскрыть роль народов России, их вклад в мировое развитие, значимость российского опыта решения глобальных и региональных проблем.
Способность работать с историческими текстами, анализировать и отбирать материал.
Значимость, роль и место данного курса определяются также необходимостью подготовки к выбору профессиональной деятельности. На основании изучения данного курса учащиеся должны и могут усвоить приоритеты внутренней и внешней политики России на современном этапе. Данный курс призван способствовать развитию словесно-логического мышления, умения выявлять причинно-следственные связи, стать фактором формирования творческого мышления.
Предметные:
В процессе изучения элективного у учащихся должны сформироваться;
Знания
- об основных этапах и ключевых событиях истории России и мира в период XX – начала XXI в.; выдающихся деятелей отечественной истории указанного периода;
- причин и исторического значения событий и явлений в истории России XX века;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности;
- о важнейших достижениях культуры и системах ценностей, сформировавшихся в ходе исторического развития;
Умения
- различать виды исторических источников;
выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов
анализировать исторические явления, процессы факты ,группировать исторические явления и события по заданному признаку
Раздел 2.Содержание элективного курса.
Российская империя в конце XIX века (1881-1900)
Правление Александра III (1881-1894) Внутренняя политика. Политика в области просвещения. Попытки решения крестьянского вопроса. Экономическое развитие в 80-х гг. XIX века. Основные задачи русской внешней политики в 80-90 гг:
Российская империя в 1900-1914гг.
Экономические и политические предпосылки системного кризиса в российском обществе в начале XX века. Исторические, правовые и нравственные предпосылки системного кризиса в российском обществе в начале XX века.
Великая российская революция. Гражданская война 1917-1921..
Первая мировая война, ее влияние на российское общество. Император Николай II: личность государя, отречение от российского престола. Развитие революционных событий в 1917-1918 гг. Гражданская война в России 1918-1921гг.
СССР на путях строительства нового общества.
Советская республика после гражданской войны. Политические портреты: Ленин, Сталин, Троцкий, Бухарин. Коллективизация, индустриализация. СССР накануне Великой Отечественной войны: внешняя политика, военные конфликты.
Раздел 3.Тематическое планирование.
количество часов за год 17 часов
учитель Никитина А.В.
Учебники:
Данилова А.А., Косулина Л.Г, Брандт М.Ю., История России: XX - начало XXI века, Просвещение, 2014
№п/п | Наименование разделов и тем | Всего | Контрольные диагностические материалы | Сроки | примечание |
|
| Российская империя в конце XIX века (1881-1900) | 4 | | | |
| Россия на рубеже XIX-XX веков. | 5 | | | |
| Великая российская революция. Гражданская война 1917-1921. | 4 | | | |
| СССР на путях строительства нового общества. | 4 | | | |
| Итого 17 |
Литература:
Травин Д.Я. Очерки новейшей истории России. Кн. 1-я (1985–1999) М.,2010
Ионов И.Н. Российская цивилизация. IX - начало XX в. Учеб. для 10-11 классов. М.2011.
Карпачев С.П. История России. Краткий курс лекций. М.2013.
№ | Тема урока | § | | Вид контроля |
Российская империя в конце XIX века (1881-1900) |
| Правление Александра III (1881-1894) Внутренняя политика. Политика в области просвещения. | 06.09 | | |
| Попытки решения крестьянского вопроса. Экономическое развитие в 80-х гг. XIX века | 13.09 | | |
| Экономическое развитие в 80-х гг. XIX века | 20.09 | | |
| Основные задачи русской внешней политики в 80-90 гг: | 27.09 | | |
Российская империя в 1900-1914гг. |
| Экономические и политические предпосылки системного кризиса в российском обществе в начале XX века.. | 04.10 | | |
| Экономические и политические предпосылки системного кризиса в российском обществе в начале XX века.. | 11.10 | | |
| Исторические, правовые и нравственные предпосылки системного кризиса в российском обществе в начале XX века. | 18.10 | | |
| Исторические, правовые и нравственные предпосылки системного кризиса в российском обществе в начале XX века. | 25.10 | | |
Великая российская революция. Гражданская война 1917-1921. |
| Первая мировая война, ее влияние на российское общество. | 15.11 | | |
| Император Николай II: личность государя, отречение от российского престола. | 22.11 | | |
| Развитие революционных событий в 1917-1918 гг. Гражданская война в России 1918-1921гг. | 29.11 | | |
| Гражданская война в России 1918-1921гг. | 06.12 | | |
СССР на путях строительства нового общества. |
| Советская республика после гражданской войны. | 13.12 | | |
| Политические портреты: Ленин, Сталин, Троцкий, Бухарин. | 20.12 | | |
| Коллективизация, индустриализация | 27.12 | | |
| СССР накануне Великой Отечественной войны: внешняя политика, военные конфликты. | 10.01 | | |
| Повторительно-обобщаюий урок. Российская империя в конце XIX- начале XX века. | 17.01 | | |