Муниципальное общеобразовательное учреждение
Куркинская средняя общеобразовательная школа № 1
«Принято» на педагогическом совете Протокол № 1 от «30» августа 2021г. | «Согласовано» Зам директора по УМР _________/Чернышова Н.Н «12» сентября 2021 г. | «Утверждено» Директор МОУ Куркинская СОШ № 1 ___________Г.Г. Прошин «__»___________2021г. Приказ №______ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному (учебному) курсу
«Ступени к ЕГЭ (русский язык)»
наименование курса
для 10-11 классов
Срок реализации: 2 года
Составитель:
Чернышова Наталия Николаевна,
учитель русского языка и литературы
первая категория
р. п. Куркино
2021г.
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Ступени к ЕГЭ (русский язык)» для 10 -11 классов составлена на основании следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. №273-ФЗ.
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 (с изменениями и дополнениями).
Учебного плана МОУ Куркинская СОШ №1.
Демонстрационного варианта КИМ ЕГЭ по русскому языку.
Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения ЕГЭ по русскому языку.
Актуальность выбора данного элективного курса обусловлена тем, что контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по русскому языку предполагают особую технологию выполнения заданий, что требует постоянного, активного, дифференцированного тренинга. Данный курс учитывает специфику КИМов и носит итоговый характер: он может быть использован для обучающихся любого профиля при подготовке к единому государственному экзамену. Содержание курса опирается на знания, умения и навыки обучающихся старших классов и предполагает расширение и углубление теоретического материала, формирование практических навыков выполнения тестовых заданий. Программа учитывает специфику КИМов, даёт комментарии ко всем заданиям демонстрационной версии. При этом рассматриваются наиболее сложные случаи в орфографии и пунктуации, незнание которых приводит к наибольшему количеству ошибок. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.
Срок реализации курса
Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку » предназначен для учащихся 10–11 классов и рассчитан на 69 часов:35 часов в 10 классе (1 час в неделю), 34 часа в 11 классе (1 час в неделю). Данный курс имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русского языка в 10 - 11 классе.
Цель курса: обеспечить подготовку старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, сформировать устойчивые практические навыки выполнения заданий, включённых в КИМы по русскому языку, практиковать использование в повседневной языковой практике нормативной устной и письменной речи.
Задачи курса:
организация максимально эффективной подготовки обучающихся к выполнению заданий ЕГЭ по русскому языку, в том числе и через самоподготовку;
изучение нормативных и методических документов по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку, типологии заданий КИМов ЕГЭ по русскому языку;
совершенствование практической грамотности; повторение основных тем курса в соответствии с заданиями КИМов по русскому языку;
совершенствование и развитие умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;
обучение анализу текста, его интерпретации: пониманию поставленных в тексте проблем, умению формулировать позицию автора и собственную точку зрения, подбирать аргументы, органично вводить их в текст;
развитие речевой культуры обучающихся.
развитие у обучающихся навыков использования ИКТ для приобретения, закрепления знаний и диагностики результатов.
Ведущие формы и методы, технологии обучения:
Ведущей формой при изучении данной программы является урок (преимущественно комбинированные, обобщения и систематизации изученного; уроки контроля коррекции знаний и умений).
Методы изучения курса, которые могут быть использованы в процессе освоения, обусловлены его практической направленностью: лекция, работа с нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, с тестами и текстами, практикум, написание сочинений в соответствии с требованиями ЕГЭ, анализ и редактирование (рецензирование) образцов ученических экзаменационных работ прошлых лет, тренировочно-диагностические работы, репетиционный экзамен и др.
Методы контроля: решение типовых заданий КИМов; представление слайд-презентации ответа, сообщений; сочинение в формате ЕГЭ; репетиционный экзамен, самостоятельная контрольная работа.
К концу изучения курса учащиеся должны знать:
основные нормы и правила русского литературного языка, необходимые для выполнения заданий ЕГЭ.
структуру, типологию заданий КИМов и критерии оценивания.
правила заполнения бланков и оформления работы.
К концу изучения курса учащиеся должны уметь:
применять имеющиеся знания при выполнении экзаменационных заданий ,
заполнять бланки ответов ЕГЭ,
оптимально распределять время,
понимать и интерпретировать содержание исходного текста,
формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её,
определять позицию автора,
формулировать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь читательский и жизненный опыт),
уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно.
Программа элективного курса составлена с учётом принципов
доступности материала;
принцип систематичности и последовательности материала;
принцип научности;
принцип сознательности и активности приобретения знаний
Условиями реализации курса являются:
реализация принципа комплексности: использование при изучении темы сведений из различных областей знаний
наличие учебных пособий;
наличие дидактического материала;
возможность выхода в сеть Интернет для работы с ресурсами в режиме онлайн.
Раздел 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА.
Ожидаемые результаты: в результате изучения курса учащиеся должны
знать / понимать
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
основные особенности функциональных стилей;
правила русской орфографии и пунктуации;
нормы русского литературного языка;
основные теоретические понятия лингвистики;
средства художественной выразительности;
основы анализа текста;
теорию написания сочинения-рассуждения;
процедуру проведения ЕГЭ, структуру ЕГЭ по русскому языку, особенности заданий КИМов и систему оценивания ЕГЭ по русскому языку;
уметь:
Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов.
Разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковых норм.
Проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов
Объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов.
Использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи.
Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации.
Владеть основными приёмами информационной переработки письменного текста.
Создавать письменные высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст.
Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка.
Применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.
Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем.
Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА.
10 класс (35 часов)
Введение (2 ч.)
Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.
Орфоэпические нормы (2 ч.)
Основные правила орфоэпии. Орфография. Ударение.
Лексические нормы (5 ч.)
Лексическое и грамматическое значение слова. Лексическое многообразие лексики русского языка. Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика, лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.
Грамматические нормы (5 ч.)
Грамматические нормы: словообразовательные, морфологические, синтаксические.
Орфографические нормы (9 ч.) Принципы русской орфографии. Правописание корней. Безударные гласные корня. Правописание приставок. Гласные и, ы после приставок. Правописание падежных окончаний. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов и глагольных форм. Правописание суффиксов. Слитные, раздельные и дефисные написания. Н – нн в различных частях речи. Слитное и раздельное написание не с различными частями речи. Правописание служебных слов.
Морфологические нормы (4 ч.)
Морфологические нормы русского языка. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Части речи. Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение. Средства связи предложений в тексте.
Синтаксические нормы (8 ч.)
Словосочетание. Виды словосочетаний. Нормы согласования, управления, примыкания. Построение словосочетаний.
Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения.
Построение предложений с однородными членами. Построение сложносочинённых и сложноподчиненных предложений. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.
11 класс (34 часа)
Текст (7 ч.)
Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Изобразительно-выразительные средства (лексические, тропы, стилистические фигуры). Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи.
Пунктуационные нормы (10 ч.)
Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с с разными видами связи.
Подготовка к сочинению (14 ч.)
Коммуникативный уровень выполнения экзаменационной работы. Требования к письменной работе выпускника (критерии содержания, композиция, речевое оформление, грамотность)
Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации.
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Точность и выразительность речи. Соблюдение орфографических, пунктуационных, языковых, речевых, этических, фактологических норм.
Повторение (3 ч.)
Лексические, орфоэпические, морфологические нормы. Орфография. Синтаксис. Пунктуация. Репетиционный экзамен по русскому языку.
Раздел 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Ступени к ЕГЭ (русский язык)»
№ П/П | ТЕМЫ | КОЛ-ВО ЧАСОВ | ТЕОРЕТ. ЧАСТЬ | ПРАКТИЧ. ЧАСТЬ |
| 10 класс | | | |
1 | Введение. Нормативно-правовое обеспечение ЕГЭ | 2 | 1 | 1 |
2 | Орфоэпические нормы русского языка | 2 | 1 | 1 |
3 | Лексические нормы | 5 | 1 | 4 |
4 | Грамматические нормы | 5 | 1 | 4 |
5 | Орфографические нормы | 4 | 1 | 3 |
6 | Синтаксические нормы | 8 | 2 | 6 |
7 | Морфологические нормы. Морфология и орфография. | 9 | 1 | 8 |
| Всего в 10 классе | 35 | 8 | 27 |
| 11 класс | | | |
1 | Текст. Подготовка к итоговому сочинению | 8 | 1 | 7 |
2 | Пунктуационные нормы | 9 | 1 | 8 |
4 | Сочинение - рассуждение | 12 | 2 | 12 |
5 | Повторение. Репетиционный экзамен | 5 | - | 6 |
| Всего в 11 классе | 34 | 4 | 30 |
| Итого | 69 | 12 | 57 |
Приложение 1.
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО учителей
_________________________
_______________ ______
подпись Ф.И.О.
_____________ 20__ года
УТВЕРЖДЕНО
Директор
МОУ Куркинская СОШ №1
_____ _____________
подпись Ф.И.О.
Приказ №___ _________ 20__ года
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УМР
_____ __________________
подпись Ф.И.О.
_____________ 20__ года
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Куркинская средняя общеобразовательная школа № 1
(полное наименование образовательного учреждения)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по элективному курсу «Ступени к ЕГЭ (русский язык)»
(указать учебный предмет, курс)
Класс 10, 11
Учитель Чернышова Наталия Николаевна
Количество часов: всего 69 часов; в неделю 1 час;
Планирование составлено на основе:
Программы по русскому языку для 10-11 классов (авторы: Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.) «Русский язык. 10-11 классы»- М.: «Русское слово», 2012)
(указать программу учебного предмета, на основе которой составлена рабочая программа)
В соответствии с _________ФГОС СОО _________________________________
ФГОС начального, основного, среднего общего образования)
Учебник:
-
№ п/п | Тема занятия | К-во часов | Задание ЕГЭ | Дата | Форма занятия |
10 класс – 35часов |
I | Введение | 2 | | | |
1. | Особенности ЕГЭ по русскому языку. Демонстрационная версия. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения | 1 | | | лекция |
2. | Входной контроль (решение заданий КИМов ЕГЭ) | 1 | 1-19 | | Контрольная работа |
II | Лексические нормы | 5 | | | |
3. | Лексическое и грамматическое значение слова. Лексическое многообразие лексики русского языка. | 1 | 3, 6 | | лекция |
4. | Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами. Паронимы. | 1 | 5 | | Работа с тестами |
5. | Лексические средства выразительности | 1 | 22, 24 | | Самост. работа |
6 | Фразеологизмы. | 1 | 22, 24 | | Работа с тестами |
7. | Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение. | 1 | 6 | | |
III | Орфоэпические нормы | 2 | | | |
8. | Основные правила орфоэпии. Ударение. | 1 | 4 | | лекция |
9 | Орфоэпический минимум (практикум) | 1 | 4 | | практикум |
IV | Грамматические нормы | 5 | | | |
10. | Грамматические нормы. | 1 | 7 | | лекция |
11 | Грамматические нормы: словообразовательные | 1 | | | Работа с тестами |
12 13 | Грамматические нормы (морфологические) | 2 | 7 | | Работа с тестами |
14 | Грамматические нормы (практикум) | 1 | | | Практикум |
V | Орфографические нормы | 4 | | | |
15 | Принципы русской орфографии. Трудные случаи русской орфографии: правописание приставок. | 1 | 10 | | Лекция |
16 | Правописание корней. | 1 | 9 | | Работа с тестами |
17 | Правописание суффиксов различных частей речи. | 1 | 11,15 | | Работа с тестами |
18 | Орфографические нормы (практикум) | 1 | 12,13,14 | | Практикум |
VI | Синтаксические нормы. | 8 | | | |
19 | Синтаксические нормы. Нормы согласования, управления, примыкания | 1 | 8 | | лекция |
20 | Синтаксические нормы. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. | 1 | 8 | | Работа с тестами |
21 | Синтаксические нормы. Построение предложений с однородными членами. | 1 | 8 | | Работа с тестами |
22 | Синтаксические нормы. Построение предложений с причастным и деепричастным оборотом. | 1 | 8 | | Работа с тестами |
23 | Синтаксические нормы. Видо-временная соотнесённость глагольных форм. | 1 | 8 | | Работа с тестами |
24 | Синтаксические нормы. Сложное предложение. Преобразование прямой речи в косвенную. | 1 | 8 | | Работа с тестами |
25 | Синтаксические нормы. Пунктуационный анализ | 1 | 21 | | Работа с тестами |
26 | Синтаксические нормы (практикум) | 1 | 8 | | практикум |
VII | Морфологические нормы | 9 | | | |
27 | Морфологические нормы. Самостоятельные части речи. Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль. | 1 | 10,7 | | лекция |
28 | Морфология и орфография. Правописание Е / И в суффиксах имён прилагательных, существительных и глаголов | 1 | 11,7 | | Самостоятельная работа |
29 | Морфология и орфография. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий | 1 | 12 | | Работа с тестами |
30 | Морфология и орфография. Слитное и раздельное написание не с различными частями речи. | 1 | 13,14 | | Работа с тестами |
31 | Морфология и орфография. Правописание –Н-/-НН- в суффиксах различных частей речи | 1 | 15 | | Работа с тестами |
32 | Морфологические нормы..Служебные части речи. | 1 | 13 | | мини-исследование |
33 | Морфология и орфография. Правописание служебных частей речи (производных предлогов, союзов, наречий) | 1 | 13 | | Работа с тестами |
34 | Морфология. Средства связи предложений в тексте. | 1 | 25,2 | | Лекция |
35 | Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне / | 1 | 7 | | Практикум |
| Всего | 35 | | | |
11 класс – 17 часов |
I | Текст. Подготовка к итоговому сочинению | 8 | | | |
1 | Микротекст. Смысловая и композиционная целостность текста. Основная и дополнительная информация микротекста. Знакомство с направлениями тем итогового сочинения. | 1 | 1,22 | | Работа с текстом |
2-3 | Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Тема, проблема текста. Аргумент. | 2 | 22 | | Работа с текстом |
4 | Средства связи предложений в тексте. | 1 | 2,25 | | практикум |
5 | Речь. Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. | 1 | 26 | | лекция |
6 | Тропы, их характеристика. Умение находить их в тексте. Стилистические фигуры, их роль в тексте. | 1 | 26 | | Самостоятельная работа |
7 | Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. | 1 | 23 | | Работа с текстом |
8 | Тренировочно-диагностическая работа по теме «Микротекст» | 1 | | | Контрольная работа |
II | Пунктуационные нормы | 9 | | | |
9. | Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. | 1 | 21 | | Лекция |
10. | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 1 | 16 | | Работа с тестами |
11 | Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями. Знаки препинания в предложениях с обособленными обстоятельствами | 1 | 17 | | Работа с тестами |
12 | Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. | 1 | 18 | | Работа с тестами |
13 | Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочинённых предложениях. | 1 | | | Работа с тестами |
14 | Практикум. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях и в предложениях с однородными членами. | 1 | 19,16 | | Практикум |
15 | Знаки препинания в сложноподчинённом предложении | 1 | 19 | | Работа с тестами |
16 | Знаки препинания в предложениях с разными видами связи. | 1 | 20 | | Работа с тестами |
17 | Итоговая зачетная работа по тестам, (с само- и взаимопроверкой по окончании работы) | 1 | 15-19 | | Контрольная работа |
IV | Сочинение - рассуждение | 12 | 27 | | |
18 | Коммуникативный уровень выполнения экзаменационной работы. Требования к письменной работе выпускника (критерии содержания, композиция, речевое оформление, грамотность) | 1 | 27 | | Работа с текстом |
19 | Формулировка проблемы исходного текста | 1 | 27 | | Работа с текстом |
20 | Проблематика текстов для выполнения задания № 27 КИМов ЕГЭ | 1 | 27 | | Работа с текстом |
21 | Проблема и её комментарий. Способы комментирования проблемы. | 1 | 27 К2 | | Мини-сочинение |
22 | Авторская позиция, её отражение в тексте. Требования к отражению авторской позиции в письменной работе выпускника. | 1 | 27 К3 | | Мини-сочинение |
23 | Аргументация собственного мнения по проблеме. Источники аргументации. Этическая норма. | 1 | 27 К4, К11 | | Мини-сочинение |
24 | Аргументация, основанная на читательском опыте | 1 | 27 | | проект |
25 | Аргументация, основанная на жизненном опыте (источники информации) | 1 | 27 | | проект |
26 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность в письменной работе. Требования к точности и выразительности речи экзаменационной работы. Речевые ошибки и недочёты. Фактические ошибки. | 1 | 27 К5 К6 К12 | | Работа с текстом |
27 28 | Тренировочно-диагностическая работа (написание сочинения) | 2 | К1-12 | | Контрольная работа |
29 | Анализ и редактирование работ. Подготовка к репетиционному экзамену. | 1 | | | Самостоятельная работа |
V | Повторение | 5 | | | |
30 | Повторение (орфоэпические, лексические, морфологические нормы) | 1 | 3-7 | | Работа с тестами |
31 | Повторение трудных тем орфографии Повторение трудных тем синтаксиса | 1 | 8-14, 15-19 | | Работа с тестами |
32-34 | Итоговая зачётная работа в форме репетиционного ЕГЭ | 3 | | | |
| Всего | 34 | | | |
Программа составлена таким образом, чтобы большую часть знаний, навыков и умений воспитанник получал в результате практической деятельности.. Практические занятия - анализ текстов, работа со схемами, составление плана, конспектирование, работа с дополнительными источниками, поиск и отбор материала, подготовка докладов и сообщений, написание сочинений, очерков, будут способствовать формированию устойчивого интереса к изучению родного языка, помогут обучающимся качественно подготовиться к ЕГЭ по русскому языку.
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Программы по русскому языку для 10 — 11 класса (авторы: Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.) «Русский язык. 10-11 классы»- М.: «Русское слово», 2012)
Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: Книга для учителя. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2013.
Егораева Г.Т., Супертренинг: Русский язык. Тематические тренировочные задания. – М.: Издательство «Экзамен», 2017.
Драбкина С.В. Субботин Д.И. Русский язык: комплекс материалов для подготовки учащихся., - М: «Интеллект-центр», 2017
Назарова Т.Н. Скрипка Е.Н., ЕГЭ 2018 Тренажёр. Подготовка к наисанию сочинения. - М: Экзамен, 2018
Симакова Е.С., Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ. - М.: АСТ, 2017
Сенина С.А. Гармаш С.В. Русский язык. ЕГЭ — 2018. Тематический тренинг. Модели сочинений. 10-11 классы» - М.: «Легион», 2018
Текучева И.В., Большой сборник тематических заданий для подготовки к единому государственному экзамену по русскому языку. - М.: АСТ, 2017
Интернет-ресурсы
http://www.fipi.ru/
https://rus-ege.sdamgia.ru/
https://ege.yandex.ru/ege
http://4egena100.ru/