СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии за курс 5 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ ЗА КУРС 5 КЛАССА РАЗРАБОТАНА НА ОСНОВАНИИ АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ ПОД РУКОВОДСТВОМ ПОНОМАРЕВОЙ И.Н. 1 ЧАС В НЕДЕЛЮ

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии за курс 5 класса»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 15






«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №15

Приказ от 30.08.19г. № 127

____________ Е.А. Качурина

печать






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Биология»_

наименование учебного предмета (курса)


основное общее образование 5 класс

уровень образования

Количество часов, в неделю

5 класс – 1 час


Общее количество часов на 2020-21 учебный год

в 5 классе - 34 часа.






Учитель Просвирина Наталья Александровна.










Учебники, используемые при реализации программы:

Биология 5 класс, И.Н.Пономарева, И.В. Николаев, О.А.Корнилова-«Вентана-Граф»-2019г.



2020 год







Раздел 1.Пояснительная записка к рабочей программе по технологии

Название курса

биология

Класс

5

Срок реализации

1 год (2020-2021 уч. год)

Разработана на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО)

Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №15

Программа разработана на основе примерной программы по биологии 5-9 класс ФГОС по линии Пономаревой

УМК

Биология 5 класс И.Н. Пономарев, И.В. Николаев, О.А. Корнилова «Вентана-Граф»,2019 г.

Количество часов

5 класс: 34 ч (в неделю- 1ч), из них 4 тестовых работы, 4 лабораторных работы.

Составители

Просвирина Наталья Александровна

Цель курса


-социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность как носителей ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

-приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки;

-развитие познавательных мотивов обучающихся, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

-создание условий для овладения обучающимися ключевыми компетентностями: учебно­познавательной, информационной, ценностно­смысловой, коммуникативной.

Формирование УУД.


-формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;

-овладение научным подходом к решению различных задач;

-овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

-овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

-воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;

-формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.

Краткое содержание курса 5 класс

Биология-наука о живом мире(8ч);

Многообразие живых организмов(12ч);

Жизнь организмов на планете Земля(8ч);

Человек на планете Земля(4ч);

Обобщение повторение (3ч).



Раздел 2. Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу.

Личностные : У учащихся будут сформированы:

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде.

Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве. Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде.

Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).

Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами;идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

Сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

Метапредметные

Регулятивные

Учащиеся научатся:

Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.Обучающийся сможет:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

  • демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные

Учащиеся научатся:

• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• давать определение понятиям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

Коммуникативные

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Средством  формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметные

Формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;

Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

Формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

Формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

Освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

К концу 5 класса ученик обучающийся:

-пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека;

-проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления;

-ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.

-овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.

-освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

-приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернетапри выполнении учебных задач.


Выпускник получит возможность научиться:

  • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;

  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;

  • создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.



Раздел 3. Содержание учебных программ, курса.

Тема 1.             Биология  –  наука о живом мире  

Наука о живой природе

Человек и природа. Живые организмы – важная часть  природы. Зависимость жизни первобытных людей от природы. Охота и собирательство. Начало земледелия и скотоводства.  Культурные растения и домашние животные. Наука о живой природе – биология

Свойства  живого

Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие,  размножение, раздражимость. Организм – единица живой природы. Органы организма, их функции. Согласованность работы органов,  обеспечивающая жизнедеятельность организма как  единого  целого.

Методы изучения природы 

Использование биологических методов для изучения любого живого объекта.

Общие методы изучения природы: наблюдение,     описание, измерение, эксперимент. Использование  сравнения и моделирования в лабораторных условиях

Увеличительные приборы 

Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы. Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная,   микроскоп. Р. Гук, А. ван Левенгук. Части микроскопа. Микропрепарат. Правила работы с микроскопом.

Лабораторная работа № 1. «Изучение устройства увеличительных приборов»

Строение клетки. Ткани

Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки и их назначение. Понятие о ткани. Ткани животных и растений. Их функции

Лабораторная работа № 2. «Знакомство с клетками растений»

Химический состав клетки

Химические вещества клетки. Неорганические вещества клетки, их  значение для клетки и организма.  Органические вещества клетки, их значение для  жизни организма и клетки

Процессы жизнедеятельности клетки 

Основные процессы, присущие   живой клетке: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение. Размножение клетки путём деления. Передача наследственного материала   дочерним клеткам. Взаимосвязанная работа частей клетки, обусловливающая её жизнедеятельность как целостной живой системы – биосистемы

Великие естествоиспытатели  

Великие учёные-естествоиспытатели: Аристотель, Теофраст, К. Линней, Ч. Дарвин, В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов.

 Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Биология  –  наука о живом мире»  

Тема 2.        Многообразие живых организмов    

Царства живой природы

Классификация живых организмов. Раздел биологии – систематика. Царства клеточных организмов: бактерий, грибов,  растений и животных. Вирусы - неклеточная форма жизни:  их строение,  значение  и меры профилактики вирусных заболеваний. Вид как наименьшая единица классификации

Бактерии: строение и жизнедеятельность

Бактерии - примитивные одноклеточные организмы. Строение бактерий. Размножение бактерий делением клетки надвое. Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий.

 Понятие об автотрофах и гетеротрофах, прокариотах и эукариотах

Значение бактерий в природе и для человека

Роль бактерий в природе. Симбиоз клубеньковых бактерий с растениями. Фотосинтезирующие бактерии. Цианобактерии как поставщики кислорода в атмосферу. Бактерии, обладающие разными типами обмена веществ. Процесс брожения. Роль бактерий в природе и в жизни человека. Средства борьбы с болезнетворными бактериями

Растения

Представление о флоре. Отличительное свойство растений. Хлорофилл. Значение фотосинтеза. Сравнение клеток растений и бактерий. Деление царства растений  на группы: водоросли, цветковые (покрытосеменные), голосеменные, мхи, плауны, хвощи,  папоротники.

Строение растений. Корень  и побег. Слоевище водорослей. Основные различия покрытосеменных и голосеменных растений. Роль цветковых растений в жизни человека

 Лабораторная работа № 3. «Знакомство с внешним строением побегом растения»

Животные

Представление о фауне. Особенности животных. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и жизни человека.  Зависимость от окружающей среды

Лабораторная работа № 4.  «Наблюдение за передвижением животных»

Грибы

Общая характеристика грибов. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Наличие у грибов признаков растений и  животных. Строение  тела гриба. Грибница, образованная гифами. Питание грибов: сапротрофы, паразиты, симбионты и хищники. Размножение спорами.  Симбиоз гриба и растения – грибокорень (микориза)

Многообразие  и значение грибов

Строение шляпочных грибов.  Плесневые грибы, их использование  в здравоохранении (антибиотик пенициллин).  Одноклеточные грибы – дрожжи. Их использование в   хлебопечении и пивоварении. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления грибов в пищу.  Паразитические грибы. Роль грибов в природе и в жизни  человека 

Лишайники 

Общая характеристика лишайников.  Внешнее и внутреннее строение, питание размножение. Значение лишайников в природе и  жизни человека. Лишайники – показатели чистоты воздуха 

Значение живых организмов в природе и жизни человека  

Животные и растения, вредные для человека.  Живые организмы, полезные для человека. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологического разнообразия в природе и жизни человека 

Обобщение  и систематизация знаний по теме «Многообразие живых организмов»    

Тема 3.              Жизнь организмов на планете Земля    

Среды жизни планеты Земля

Многообразие условий обитания на  планете. Среды жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов – обитателей этих сред жизни

Экологические факторы среды

Условия, влияющие на жизнь организмов в природе – экологические факторы среды. Факторы неживой природы, факторы живой природы и антропогенные. Примеры экологических факторов 

Приспособления организмов к жизни в природе

Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов  к условиям своего обитания. Биологическая роль защитной окраски у животных,   яркой окраски и аромата цветков, наличия соцветий у растений 

Природные сообщества

Потоки веществ между живой и неживой природой. Взаимодействие живых организмов между собой. Пищевая цепь. Растения – производители органических веществ; животные – потребители  органических веществ; грибы, бактерии – разлагатели. Понятие о круговороте веществ в природе. Понятие о природном сообществе. Примеры природных сообществ 

Природные зоны  России

Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России, их обитатели.  Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны

Жизнь организмов на разных материках

Понятие о материке как части суши, окружённой морями и океанами. Многообразие живого мира нашей планеты.  Открытие человеком новых видов организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды

Жизнь организмов в морях и океанах  

Условия жизни организмов в водной среде. Обитатели мелководий и средних глубин. Прикреплённые организмы. Жизнь организмов на больших глубинах. Приспособленность организмов к  условиям обитания

Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнь организмов на планете Земля»    

Тема 4.             Человек на планете Земля      

Как появился человек на Земле

Когда и где появился человек. Предки Человека разумного.  Родственник человека современного типа – неандерталец. Орудия труда человека умелого. Образ жизни кроманьонца. Биологические особенности современного человека. Деятельность человека в природе в наши дни

Как человек изменял природу

Изменение человеком  окружающей  среды. Необходимость знания законов развития живой природы. Мероприятия по охране природы

Важность охраны живого мира планеты

Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе. Причины исчезновения многих видов животных и растений.  Виды, находящиеся  на грани исчезновения.  Проявление современным человечеством  заботы о живом мире. Заповедники, Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ 

Сохраним  богатство живого мира  

Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой. Примеры участия школьников в деле охраны природы. Результаты бережного отношения к природе. Примеры увеличения численности отдельных видов. Расселение редких видов на новых территориях 

Обобщение и систематизация знаний по   теме «Человек на планете Земля»      

Итоговый контроль знаний по курсу биологии 5 класса Экскурсия. «Весенние явления в природе» или «Многообразие живого мира» (по выбору учителя).   Обсуждение заданий на лето











Раздел 4. Тематическое планирование курса биологии с указанием

количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

 Виды деятельности учащихся на уроках биологии : работают с раздаточным материалом, участвуют во фронтальной работе, работа­ют в группах, в парах, работают индивидуально.

По форме выполнения задания: слушают, пишут, решают устно и письменно, читают, объясняют, наблюдают, строят модель (рисун­ки, схемы)отвечают, считают, проверяют, комментируют, проговаривают вслух («про себя»), оценивают, дополняют.

Основные виды деятельности на уроке: беседы, деловые игры, лабораторные работы, домашние работы, самостоятельные работы.


5 класс


Раздел

Кол-во часов

Лабораторные работы

Тестовые

1. Биология – наука о живой природе

8

2

1

2. Многообразие живых организмов

12

2

1

3. Жизнь организмов на планете Земля.

8


1

4. Человек на планете Земля

4


1

5. Обобщающее повторение

2


1

Итого:

34

4

5



















































Приложение №1. Календарно-тематическое планирование.


№ п/п

Дата урока

Тема раздела, урока, практической работы.

Кол-во часов

Вид

контроля

Глава 1. Биология – наука о живой природе(8ч)

1

2.09.

Наука о живой природе.

1 ч

Устный опрос

2

9.09.

Свойства живого.

1 ч

Устный опрос

3

16.09.

Методы изучения природы

1 ч

Работа с карточками

4

23.09.

Увеличительные приборы.

Лабораторная работа № 1 «Изучение строения увеличительных приборов»

1 ч

Лабораторная работа

5

30.09.

Строение клетки. Ткани.

Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений».

1 ч

Лабораторная работа

6

7.10.

Химический состав клетки.

1 ч

Устный опрос

7

14.10.

Процессы жизнедеятельности клетки. Обобщающий урок по теме «Биология-наука о живой клетке».

1 ч

Работа с карточками

8

21.10.

Тестовая работа № 1 по теме: «Биология-наука о живой клетке».

Тестовые задания

Глава 2. Многообразие живых организмов(12ч)

9

11.11.

Царства живой природы.

1 ч

Устный опрос

10

18.11.

Бактерии: строение и жизнедеятельность.

1 ч

Устный опрос

11

25.11.

Значение бактерий в природе и жизни человека.

1 ч

Работа с каточками

12

2.12.

Царство Растений.

1 ч

Устный опрос

13

9.12.

Лабораторная работа №3

«Знакомство с внешним строением растения»

1 ч

Лабораторная работа

14

16.12.

Царство Животных.

1 ч

Устный опрос

15

23.12.

Лабораторная работа №4

«Наблюдение за передвижением животных»

1 ч

Лабораторная работа

16

30.12.

Грибы.

1 ч

Устный опрос

17

13.01.

Многообразие и значение грибов.

1 ч

Работа с карточками

18

20.01.

Лишайники.

1 ч

Устный опрос

19

27.01.

Значение живых организмов в природе и жизни человека.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Многообразие живых организмов»

Устный опрос

20

3.02.

Тестовая работа №2 по теме «Многообразие живых организмов»

Тестовые задания

Глава 3. Жизнь организмов на планете Земля (8ч)


21

10.02.

Среды жизни планеты Земля.

1 ч

Устный опрос

22

17.02.

Экологические факторы среды.

1 ч

Устный опрос






23

24.02

Приспособления организмов к жизни в природе.

1 ч

Работа с карточками

24

3.03.

Природные сообщества.

1 ч

Работа с карточками

25

10.03.

Природные зоны России.

1 ч

Краткая самостоятельная работа

26

17.03.

Жизнь организмов на разных материках.

1 ч

Устный опрос

27

7.04.

Жизнь организмов в морях и океанах. Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнь организмов на планете Земля»

1 ч

Устный опрос

28

14.04.

Тестовая работа №3 по теме: «Жизнь организмов на планете Земля»

1 ч

Тестовые задания

Глава 4. Человек на планете Земля(4ч)

29

21.04.

Как появился человек на Земле.

1 ч

Устный опрос

30

28.04.

Как человек изменял природу.

1 ч

Работа с карточками

31

5.05

Важность охраны живого мира планеты.

1 ч

Устный опрос

32

12.05.

Сохраним богатство живого мира.

1 ч

Устный опрос

Обобщающее повторение (3ч)

33

19.05.

Промежуточная аттестация по курсу биологии 5 класса.

Тестовые задания

34

26.05.

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение эксперимент.


Экскурсия

1 ч

Устный опрос






Приложение №2. Система учёта и контроля достижений планируемых результатов.

Тестовая работа № 1 по теме: «Биология-наука о живой клетке».

Вариант № 1
Часть А
А1. Наука о живой природе носит название:
1. Физика;
2. Химия;
3. Биология;
4. География.

А2. Какие признаки характерны для всех живых организмов:
1. Активное передвижение;
2. Дыхание, питание, рост, размножение;
3. Поглощение из почвы растворённых в воде минеральных солей;
4. Образование органических веществ из неорганических.

А3. Часть клетки, где хранится наследственная информация:
1. Цитоплазма;
2. Ядро;
3. Вакуоль;
4. Клеточная стенка.

А4. Молодая клетка отличается от старой тем, что …
1. В ней несколько маленьких вакуолей, ядро прилегает к клеточной оболочке;
2. В ней одна большая вакуоль, ядро прилегает к клеточной оболочке;
3. В ней одна большая вакуоль, ядро располагается в центре;
4. В ней несколько маленьких вакуолей, ядро располагается в центре.

А5. Имя учёного, который первым обобщил биологические знания о животных, накопленные до него человечеством:
1. Аристотель;
2. Теофраст;
3. К.Линней;
4. Ч.Дарвин.

Часть В
В1. К органическим веществам клетки относят:
А) минеральные соли;
Б) жиры;
В) белки;
Г) углеводы;
Д) воду;
Е) зола.

Часть С

С1. Часть организма, которая выполняет особую функцию и обладает особым строением называют …….
С2. Какие методы изучения живых организмов применяют в природе, а какие в лаборатории. Приведите примеры.


Вариант № 2
Часть А
А1. Наука о растениях носит название:
1. Ботаника;
2. Зоология;
3. Биология;
4. Микология.

А2. Укажите метод, с помощью которого можно изучать продолжительность зимней спячки у бурого медведя:
1. Наблюдение;
2. Эксперимент;
3. Сравнение;
4. Моделирование.

А3. Гемоглобин – это …
1. Углевод;
2.Минерал;
3. Белок крови;
4. Жир.

А4. Название наследственного материала в ядре клетки:
1. Хромосомы;
2. Хлоропласты;
3. Ядрышко;
4. Вакуоль.

А5. Имя учёного, который создал первую систему ботанических понятий:
1. Аристотель;
2. Теофраст;
3. К.Линней;
4. Ч.Дарвин.

Часть В
В1. Выберите признаки живых организмов:
А) обмен веществ и энергии;
Б) раздражимость;
В) сократимость;
Г) размножение;
Д) поглощение световых лучей.

Часть С
С1. Как определить увеличение микроскопа?
С2. Зарисуйте клетку кожицы лука. Подпишите её части. Какую функцию выполняет клеточная мембрана?

Ответы
1 вариант

А1-1; А2-2; А3-2; А4-4;А5-1
В - Б, В, Г
С1 - Орган
С2 - Методы в природе: наблюдение, описание, измерение.
Методы в лаборатории: наблюдение, эксперимент, моделирование.


2 вариант

А1;А2-2;А3-3,А4-1,А5-1
В - А, Б, Г
С1 - Увеличение объектива умножить на увеличение окуляра
С2 – Клетка состоит из мембраны, ядра и цитоплазмы. Основной функцией клеточной мембраны является поступление веществ в клетку.

Система оценивания контрольной работы:

1-5 задание уровень А – 1 балл
В1 уровень В – 2 балла
С1 уровень С – 2 балла
С2 уровень С – з балла
Критерий оценки
12 – 10 баллов - оценка «5»
9 – 8 баллов - оценка «4»
7 – 5 баллов - оценка «3»
Менее 5 баллов - оценка «2»


Тестовая работа № 2 по теме «Многообразие живых организмов»

Вариант I

Часть А

Выберите один ответ из четырёх предложенных.

А1. Основная и наименьшая единица классификации – это:

1) царство;          2) род;         3) семейство;         4) вид.


А2. К неклеточным формам жизни относятся:

1) бактерии;     2) вирусы;   3) простейшие;       4) дрожжи.


А3. Ядро отсутствует в клетках:

1) растений;    2) простейших;       3) грибов;     4) бактерий.


А 4. Бактериями, содержащими хлорофилл, являются:

1) клубеньковые; 3) почвенные;

2) цианобактерии; 4) молочнокислые.


А5.Растениями, тело которых не расчленено на органы, являются:

1) мхи;    2) папоротники;     3) водоросли;   4) голосеменные.

А6. К беспозвоночным животным относится:

1) жук;      2) лягушка;         3) антилопа;        4) жаворонок.


А7. Тело гриба представлено:

1) тканями;     2) микоризой;       3) мицелием;     4) корнями.


А8. По типу питания гриб-трутовик является:

1) сапротрофом; 2) симбионтам;        3) паразитом;        4) хищником.


А9. Из гриба и водоросли состоят:

1) лишайники; 3) вирусы;

2) бактерии; 4) простейшие.


А10. Красный мухомор поедают:

  1. белки и лоси; 2) лягушки; 3) люди; 4) змеи.


А11.Между позициями первого и второго столбцов приведённой ниже таблицы имеется определённая связь.

Целое

Часть

Яблоня

цветок

Грибница

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

  1. слоевище; 2) побег; 3) корни; 4) гифы.


Часть В

В1. Какие организмы относятся к эукариотам? Выберите три верных ответа.

1) бактерии; 2) грибы;  3) растения;  4) цианобактерии; 5) вирусы      6) животные.


В2. Установите соответствие между особенностью строения клетки и её видом. Для этого к каждому из первого столбца подберите элемент второго столбца. Впишите в таблицу

цифры выбранных ответов.


ОСОБЕННОСТЬ СТРОЕНИЯ КЛЕТКИ                                               ВИД

А) Внутри клетки находится густая

неподвижная цитоплазма без вакуолей.                                   1) Бактериальная

Б) Не имеет оформленного ядра.

В) Цитоплазма клетки постоянно движется.                           2) Растительная

Г) Имеет хлоропласты и крупные вакуоли.

Д) Имеет оформленное ядро.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д






В3. Установите соответствие между признаками и чертами сходства грибов с представителями других царств. Для этого к каждому из первого столбца подберите элемент второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ПРИЗНАКИ ЧЕРТЫ                                                   СХОДСТВА

А) Неподвижность.

Б) Постоянный рост.                                           1) Черты сходства с растениями.

В) Гетеротрофное питание.                                2) Черты сходства с животными.

Г) Отсутствие хлорофилла.

Д) Клеточная стенка состоит из хитина.


А

Б

В

Г

Д






 Часть С

С1. Почему без деятельности бактерий жизнь на Земле была бы невозможна?

С2. Существует старое поверье, что в ночь на 7 июля, накануне религиозного праздника Ивана Купалы, происходит цветение папоротника. Цветок у папоротника ярко-красного цвета, обладает волшебной силой и приносит людям счастье. Возможно ли найти этот цветок?

Тестовая работа № 2 по теме «Многообразие живых организмов»

Вариант II

Часть А

Выберите один ответ из четырёх предложенных.

А1. Самой крупной единицей классификации является:

1) вид;      2) царство;       3) семейство;           4) род.


А2. Бактериофаги – вирусы, уничтожающие:

1) растения;     2) грибы;      3) бактерии;        4) животных.


А3. К прокариотам относятся:

1) бактерии;  2) растения;   3) грибы;           4) вирусы.


А4. Зелёный пимент хлорофилл находится в клетках:

1) амёб;        2) растений;      3) грибов;           4) крокодилов.


А5. Высшие споровые растения, не имеющие корней:

1) папоротники;    2) хвощи;   3) мхи;            4) плауны.


А6. К одноклеточным животным относится:

1) амёба;       2) осьминог;       3) пчела;      4) гидра.


А7.Симбиоз гриба и растения носит название:

1) слоевище; 2) микориза;      3) лишайник;      4) грибница.


А8. По типу питания шампиньон является:

1) паразитом;  2) хищником;       3) сапротрофом;  4) симбионтом.


А9. Тело лишайника представлено:

1) мицелием;   2) грибницей;    3) плодовым телом;       4) слоевищем.


А10. Шёлк получают из нитей, образованных гусеницами бабочки:

1) тутовый шелкопряд;             2) дубовый шелкопряд;          

3) непарный шелкопряд;          4) сосновый шелкопряд.


А11.Между позициями первого и второго столбцов приведённой ниже таблицы имеется определённая связь.

Целое

Часть

тополь

побег

бактерия

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1) ядро;     2) хлоропласты;       3) ядерное вещество;       4) вакуоль.


Часть В

В1. Какие организмы относятся к прокариотам? Выберите три верных ответа.

1) растения;

2) туберкулёзная палочка;

3) животные;

4) вирусы;

5) цианобактерии;

6) холерный вибрион.


В2. Установите соответствие между характеристикой и бактериями, которым она соответствует. Для этого к каждому из первого столбца подберите элемент второго столбца.

Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА                                                             БАКТЕРИИ

А) Вступают в симбиоз с корнями

бобовых растений.

Б) Содержат хлорофилл, являются                                 1) Цианобактерии

автотрофами.

В) Создают органические вещества.                              2) Клубеньковые бактерии

Г) Выделяют кислород в

атмосферу Земли.

Д) Потребляют готовые органические вещества, то есть являются гетеротрофами.

А

Б

В

Г

Д






Ответ:

 

В3. Установите соответствие между признаками и чертами сходства грибов с представителями царств растений и животных. Для этого к каждому из первого столбца подберите элемент второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

ПРИЗНАКИ                                                         ЧЕРТЫ СХОДСТВА

А) Питание готовыми органическим

веществами.                                                         1) Черты сходства с растениями

Б) Наличие клеточной стенки.

В) Запасной углевод – гликоген.                       2) Черты сходства с животными.

Г) Поглощение пищи путём

всасывания.

Д) Образование мочевины.

А

Б

В

Г

Д






Ответ: 

         

Часть С

С1. Почему жизнь грибов, животных и человека без зелёных растений на нашей планете невозможна?

С2. Грибникам хорошо известно, что подосиновики растут под осиной, подберёзовики в берёзовом лесу, а маслята под соснами и лиственницами. Как можно объяснить связь этих грибов и деревьев?


Ответы:

Контрольная работа по теме «Многообразие живых организмов»

Вариант I

Часть А

А1.4; А2.2; А3.4; А4.1; А5.3; А6.1; А7.3;А8.3; А9.1;А10.1; А11.4

Часть В

В1. 2,3,6

В2.

А

Б

В

Г

Д

1

1

2

2

2

В3.

А

Б

В

Г

Д

1

1

2

2

2

Ответ

Часть С

С1. Бактерии играют важную роль на Земле. Они – важное звено круговорота веществ. Они участвуют в том же круговороте веществ в природе, формируя структуру и плодородие почвы (вызывают гниение погибших растений и животных). Участвуют в различных процессах: разложение сложных веществ до более простых (например, азотфиксирующие бактерии), гниение, в разрушении полезных ископаемых. Также используются в пищевой, микробиологической промышленности.

С2. Считают, что в лесу в эту ночь беснуется нечистая сила, охраняя волшебный цветок папоротника. Он распускается на минуту, полыхая ярко-красным огнем и как-будто наделяет своего хозяина волшебными способностями. Если сумеешь его сорвать, то клады сами будут идти в руки. Кроме того, ты научишься понимать язык зверей и птиц, сможешь приворожить любого, обретешь дар невидимости и узнаешь все тайны. Но цветок папоротника нужно добывать очень осторожно.

Вариант II

Часть А

А1.2;А2.3;А3.1;А4.2; А5.3; А6.1; А7.3; А8.3; А9.4; А10.1;А11.3

Часть В

В1.2,4,5,6

В2.

А

Б

В

Г

Д

2

1

1

1

1

В3.

А

Б

В

Г

Д

1

1

2

1

2

Часть С

С1. Грибы и животные являются гетеротрофами, поэтому им для питания нужны готовые органические вещества, а их производят зеленые растения в процессе фотосинтеза.

С2.  Действительно, мицелий определённых видов грибов устанавливает сожительство с корнями определённых видов древесных пород – симбиоз. Корни деревьев получают от гриба воду с растворёнными солями, а гриб от деревьев – органические вещества, необходимые для питания и образования плодовых тел. Гифы грибницы переплетаются с корнями деревьев, образуя микоризу (грибокорень).

Система оценивания контрольной работы:

1-11 задание уровень А – 1 балл
В1 , В2, В3 уровень В – 2 балла
С1 уровень С – 2 балла
С2 уровень С – з балла
Критерий оценки
20-22 балла - оценка «5»
17-19 баллов - оценка «4»
14-16 баллов - оценка «3»
Менее 14 баллов - оценка «2»


Тестовая работа №3 по теме: «Жизнь организмов на планете Земля»


Вариант I

Часть А

А1. Первые живые обитатели Земли появились в:

1) почвенной среде;     3) наземно-воздушной среде;

2) водной среде;                          4) организменной среде.


А2. Среда обитания соболя:

1) почвенная;                               3) организменная;

2) наземно-воздушная;               4) водная.


А3. Среда обитания повилики:

1) наземно-воздушная;                3) водная;

2) почвенная;                               4) организменная.


А4. Фактором живой природы является:

1) влажность;                              3) температура;

2) растительноядность;               4) освещённость.


А5. К факторам неживой природы относятся:

1) свет и тепло;                                     3) бактерии и грибы;

2) растения и минеральные соли;       4) животные и растения.


А6. К светолюбивым растениям относят:

1) ландыш;                                   3) чернику;

2) подсолнечник;                          4) кислицу.


А7. Плоды одуванчика распространяются:

1) белками;                                 3) ветром;

2) водой;                                     4) муравьями.


А8. В природном сообществе растения обычно выполняют функцию:

1)производителя;                           3)«разлагателя;

2) потребителя;                               4) хищника.


А9. Природная зона, занимающая самую большую территорию в России:

1) тундра;                                         3) пустыня;

2) степь;                                           4) тайга.


А10. Верблюжья колючка произрастает в:

1) смешанных лесах;                         3) тундре;

2) пустынях;                                     4) широколиственных лесах.

Часть В

В1. Кто обитает в степи? Выберите три верных ответа.

1) Ягель

2) Глухарь

3) Сайгак

4) Ковыль

5) Иволга

6) Журавль-красавка.


В2. Установите соответствие между характеристикой и средой обитания, которой она соответствует. Для этого к каждому из первого столбца подберите элемент второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.


ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДЫ  ОБИТАНИЯ                                              СРЕДА ОБИТАНИЯ

А) Содержатся различные минеральные соли, но

мало кислорода и солнечного света.

Б) Отсутствие света, нет резких колебаний                        1) Водная

температуры, водой вполне обеспечена.

В) В этой среде обитают кувшинки, раки, рыбы,               2) Почвенная

моллюски.

Г) Температура мало меняется в течение суток

и сезонов, причём она плюсовая (+4…+250С).

Д) В этой среде можно обнаружить корни растений,

личинки жуков, простейшие, грибы и бактерии.

Ответ:

В3. Установите соответствие между характеристикой и зоной морей и океанов, которой она соответствует. Для этого к каждому из первого столбца подберите элемент второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов. 


ХАРАКТЕРИСТИКА ЗОНЫ                                  

МОРЕЙ И ОКЕАНОВ ЗОНЫ МОРЕЙ И ОКЕАНОВ

А) Здесь обитают прикреплённые организмы – мидии,

устрицы, водоросли.

Б) Обитатели этой зоны имеют обтекаемое тело и

мощные мышцы, позволяющие развивать быструю                                       1) Мелководья

скорость.

В) В этой зоне находятся богатые «планктонные пастбища».                         2) Открытая вода

Г) На песчаном дне этой зоны видны маленькие холмики

с круглыми отверстиями на вершине, ведущими в норке

где живёт морской червь пескожил.

Д) Здесь живут рыбы, прячущиеся на дне и возле дна – камбала,

конёк-тряпичник.

Ответ:

Часть С

С1. Почему антропогенный фактор часто считают фактором угрозы для природы?

С2. Объясните, почему круговорот веществ считают главным условием существования природного сообщества.


Тестовая работа №3 по теме «Жизнь организмов на планете Земля»

Вариант II

Часть А

А1. В наибольшей степени подвержены воздействию температурных колебаний и силы

ветров обитатели:

1) водной среды;                           3) организменной среды;

2) наземно-воздушной среды;        4) почвенной среды.

А2. Среда обитания медведки:

1) наземно-воздушная;                  3) почвенная;

2) организменная;                         4) водная.

А3. Среда обитания мидии:

1) наземно-воздушная;                  3) почвенная;

2) водная;                                     4) организменная.

А4.К факторам неживой природы относятся:

1) вода и ветер;                             3) бактерии и лишайники;

2) растения и животные;                4) животные и грибы.

А5. К факторам живой природы относятся:

1) количество опылителей;            3) давление и ветер;

2) свет и тепло;                             4) вода и минеральные соли.

А6. К тенелюбивым растениям относят:

1) кукурузу;                                   3) кислицу;

2) лиственницу;                             4) акацию.

А7. Плоды дуба распространяются:

1) водой;                                       3) белками;

2) ветром;                                     4) бабочками.

А8.В природном сообществе животные обычно выполняют функцию:

1) «разлагателя»;                          3) производителя»;

2) паразита;                                   4) потребителя.

А9. Самое бедное разнообразие живых организмов свойственно:

1) Австралии;                                 3) Евразии;

2) Африке;                                     4) Антарктиде.

А10. Рысь обитает в:

1) лесостепях;                                3) пустынях;

2) тайге;                                        4) областях с высотной поясностью.

Часть В

В1. Кто обитает в пустыне? Выберите три верных ответа.

1) Ушастая круглоголовка

2) Верблюжья колючка

3) Лемминг

4) Кабан

5) Саксаул

6) Брусника

В2. Установите соответствие между характеристикой и средой обитания, которой она соответствует. Для этого к каждому из первого столбца подберите элемент второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДЫ ОБИТАНИЯ                                  СРЕДА ОБИТАНИЯ

А) К числу обитателей этой среды относится

и человек.                                                                         1) Наземно-воздушная

Б) Характеризуется обилием воздуха, солнечного

света.                                                                                2) Организменная

В) Эта среда очень сильно различается по

климатическим условиям.

Г) Среди обитателей этой среды различают

полезных симбионтов и паразитов, а организм

в котором они живут, называют хозяином.

Д. Эта среда характерна для заразихи,

гриба-трутовика, кишечной палочки.

Ответ:

В3. Установите соответствие между характеристикой и природной зоной, которой она соответствует. Для этого к каждому из первого столбца подберите элемент второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ХАРАКТЕРИСТИКА                                                            ПРИРОДНАЯ ЗОНА

А) Расположена возле Северного

полярного круга.                                                               1) Тундра

Б) Значительная часть этой зоны сильно

изменена человеком.                                                          2) Степь

В) Растительный покров в основном представлен

мхами и лишайниками, из животных обитают

песцы, лемминги, полярные совы.

Г) Эта зона граничит с самой обширной природной зоной

России.

Д) Здесь обитают сайгаки, журавль-красавка,

растут полынь, тюльпаны.

Ответ:

Часть С

С1. Поясните, как вы понимаете выражение «разумная деятельность человека».

С2. Как химические вещества перемещаются из неживой природы в живую и обратно?


Ответы

Вариант I

А1. 2; А2. 2; А3. 2; А4. 2; А5. 1; А6. 2; А7. 3; А8. 1; А9. 4; А10. 2

В1.3, 4, 6

В2. А -2, Б -1, В -1, Г-1, Д-2

В3. А -1, Б-2, В -2, Г -1, Д – 2.

С1. Потому что человек часто разрушает природу – вырубает леса, уничтожает животных и растения для собственных нужд.

С2. Чтобы обеспечить бесконечность жизни, вещества должны совершать движение по кругу. Круговорот каждого вещества является частью общего грандиозного круговорота веществ на Земле, т.е. все круговороты тесно связаны между собой.


Вариант II

А1. 2;А2. 3;А3.2;А4.1; А5. 1; А6.3; А7. 3; А8. 3; А9.4; А10. 2

В1. 1, 2, 5.

В2. А -1, Б – 1, В-1, Г -2, Д-2.

В3. А – 1, Б-2, В – 1, Г – 2, Д -2.

С 1. То есть человек живет в согласии с природой, не разрушает ее, использует альтернативные методы для своих нужд, не влияющие отрицательным образом на окружающий мир. Например, использование солнечных батарей.

С 2. Вещества переходят из неживой природы в живую в качестве пищи, из живых организмов эти вещества попадают вновь в неживую природу, вместе с экскрементами, или когда они погибают. Происходит круговорот веществ в природе.

Система оценивания контрольной работы:

1-10 задание уровень А – 1 балл
В1, В2, В3 уровень В – 2 балла
С1 уровень С – 2 балла
С2 уровень С – з балла
Критерий оценки
19 – 21 баллов - оценка «5»
16 – 18 баллов - оценка «4»
13 – 15 баллов - оценка «3»
Менее 5 баллов - оценка «2»



Промежуточная аттестация по курсу биологии 5 класса

Вариант I

Часть А

А1. Наука, изучающая строение и функции клеток, называется:

  1. цитология;

  2. энтомология;

  3. микология;

  4. орнитология.


А2. Живые организмы, в отличие от тел неживой природы:

  1. неподвижны;

  2. состоят из химических веществ;

  3. имеют клеточное строение;

  4. имеют цвет.


АЗ. Основной частью лупы и микроскопа является:

  1. зеркало;

  2. увеличительное стекло;

  3. штатив;

  4. зрительная трубка (тубус).


А4. Органоид зеленого цвета в клетках растений называется:

  1. митохондрия;

  2. ядро;

  3. хлоропласт;

  4. цитоплазма.


А5. Бактерии размножаются:

  1. делением;

  2. с помощью оплодотворения;

  3. черенкованием;

  4. половым путем.


А6. Организмы, клетки которых не имеют ядра,- это:

  1. грибы;

  2. животные;

  3. растения;

  4. бактерии.


А7. Важнейшим признаком представителей царства Растения является способность к:

  1. дыханию;

  2. питанию;

  3. фотосинтезу;

  4. росту и размножению.


А8. Торфяным мхом называют:

  1. хвощ полевой;

  2. плаун булавовидный;

  3. кукушкин лен;

  4. сфагнум.


А9. Голосеменные растения, как и папоротники, не имеют:

  1. стеблей;

  2. цветков;

  3. листьев;

  4. корней.


А10. Цветки характерны для

  1. хвощей;

  2. папоротников;

  3. голосеменных;

  4. покрытосеменных.


Часть В

В1. Определите, на каком рисунке изображен плесневый гриб пеницилл.


В2. Выберите три правильных ответа. Каждая клетка жи­вотных и растений:

  1. Дышит

  2. Питается

  3. Имеет хлоропласты

  4. Растет и делится

  5. Может участвовать в оплодотворении

  6. Образует питательные вещества на свету (В ответ запишите ряд цифр.)


В3. Выберите три правильных ответа. Наука микология изучает:

  1. Водоросли

  2. Мхи

  3. Шляпочные грибы

  4. Животных

  5. Одноклеточные грибы

  6. Паразитические и плесневые грибы (В ответ запишите ряд цифр.)


Часть С

С1. Что изучает ботаника?

С2. Какого цвета могут быть пластиды?

С3 Какие среды обитания живых организмов вы знаете?


Промежуточная аттестация по курсу биологии 5 класса

Вариант II

Часть А

А1. Наука, изучающая растения, называется:

  1. Ботаника;

  2. Зоология;

  3. Анатомия;

  4. Микология.


А2. Сходство ручной лупы и микроскопа состоит в том, что они имеют:

  1. зрительную трубку;

  2. предметный столик;

  3. увеличительное стекло;

  4. штатив.


АЗ. Каждая клетка возникает путем:

  1. гибели материнской клетки;

  2. слияния клеток кожи;

  3. деления материнской клетки;

  4. слияния мышечных клеток.


А4. Наука, изучающая строение и функции клеток:

  1. орнитология;

  2. микология;

  3. цитология;

  4. энтомология.

А5. Клетка бактерий, в отличие от клеток животных, ра­стений и грибов, не имеет:

  1. цитоплазмы;

  2. наружной мембраны;

  3. ядра;

  4. белков и нуклеиновой кислоты.


А6. Залежи каменного угля в каменноугольном периоде образованы древними:

  1. морскими водорослями;

  2. цветковыми растениями;

  3. мхами и лишайниками;

  4. папоротниками, хвощами и плаунами.


А7. Процесс образования органических веществ из воды и углекислого газа при помощи энергии солнечного све­та — это:

  1. хлорофилл;

  2. фототаксис;

  3. хлоропласт;

  4. фотосинтез.


А8. Покрытосеменные растения, в отличие от голосемен­ных, имеют:

  1. корни;

  2. стебли и листья;

  3. цветки;

  4. семена.


А9. Наука, изучающая строение и функции клеток:

  1. орнитология;

  2. микология;

  3. цитология;

  4. энтомология.


А10. Важнейший признак представителей царства Расте­ния — это способность к:

  1. дыханию;

  2. питанию;

  3. фотосинтезу;

  4. росту и размножению.

Часть В

В1. Какой цифрой обозначен хлоропласт?

В2. Выберите три правильных ответа. Методами изучения живой природы являются:

  1. Координация

  2. Сложение

  3. Измерение

  4. Вычитание

  5. Эксперимент

  6. Наблюдение


В3. Выберите три правильных ответа. Зелеными водорос­лями не являются:

  1. Ламинария

  2. Фитофтора

  3. Хламидомонада

  4. Порфира

  5. Хлорелла

  6. Спирогира


Часть С.

С1. Значение растений в природе.

С2. Назовите основные части клетки?

С3. Какие царства живых организмов вы знаете?

Ответы


Ответ


Вариант I

Вариант II

А1

1

1

А2

3

3

А3

2

3

А4

3

3

А5

1

3

А6

4

4

А7

3

4

А8

4

3

А9

2

3

А10

4

3

В1

4

3

В2

124

356

В3

356

124

С1

Ботаника – это наука о растениях.

Значение растений в природе: пища животным, участие в фотосинтезе.

С2

Пластиды бывают – бесцветные, зелёные, красные, жёлтые.

Основные части клетки -ядро, цитоплазма, оболочка

С3

Среды обитания животных: водная, почвенная, наземно-воздушная, организменная.

Существует 4 царства живых организмов - бактерии, грибы, растения, животные.


Система оценивания контрольной работы:

1-10 задание уровень А – 1 балл
В1, В2, В3 уровень В – 2 балла
С1 уровень С – 2 балла
С2 уровень С – 2 балла

С3 уровень С- 3 балла
Критерий оценки
21 – 23 баллов - оценка «5»
18 – 20 баллов - оценка «4»
15 – 17 баллов - оценка «3»
Менее 5 баллов - оценка «2»






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!