Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Устьинская средняя общеобразовательная школа
Карельский филиал
Рассмотрена и рекомендована к утверждению методическим советом Протокол №1 от 31.08.2018 | Утверждена приказом директора школы № 308 от 31.08.2018 |
Рабочая программа
учебного курса «Информатика и ИКТ»
для 8 класса
Срок реализации: 2018 - 2019 учебный год
1 час в неделю, 35 часов в год
Составитель
Кривоногова В.А.,
учитель информатики
Карели 2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа разработана на основе Программы по информатике и ИКТ 5-9 классы Л.Л.Босовой. Курс рассчитан на 35 часов, 1 раз в неделю
Программа представляет собой один из возможных вариантов построения базового курса информатики, изучаемого в 7-9 классах.
Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплектом:
Информатика: учебник для 8 класса (ФГОС),/ Л.Л Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний,2015.
Информатика: рабочая тетрадь для 8 класса (ФГОС),/ Л.Л Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний,2015.
Информатика. УМК для основной школы: 5 - 6, 7 – 9 классы (ФГОС). Методическое пособие для учителя. ФГОС, / Бородин М. Н. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2014.
Рабочая программа включает разделы:
пояснительная записка
общая характеристика учебного предмета
результаты освоения информатики.
описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
содержание учебного предмета
учебно-тематическое планирование
планируемые результаты изучения информатики
критерии и нормы оценки знаний умений и навыков обучающихся
перечень учебно-методического и программного обеспечения по информатике и икт для 8 класса.
календарно-тематическое планирование
Основная цель курса – формирование поколения, готового жить в современном информационном обществе, насыщенном средствами хранения, переработки и передачи информации на базе новых информационных технологий. Умея работать с необходимыми в повседневной жизни с вычислительными и информационными системами, базами данных; электронными таблицами, информационными системами, человек приобретает новое видение мира. Обучение направлено на приобретение у учащихся знаний об устройстве персонального компьютера, системах счисления, формирование представлений о сущности информации и информационных процессов, развитие алгоритмического мышления, знакомство учащихся с современными информационными технологиями.
Основная задача программы - обеспечить овладение учащимися основами знаний о процессах получения, преобразования и хранения информации и на этой основе раскрыть учащимся роль информатики в формировании современной научной картины мира; значение информационных технологий.
Формирование у учащихся начальных навыков применения информационных технологий для решения задач осуществляется поэтапно; от раздела к разделу. Программа предусматривает проведение 3 контрольных работ; практические работы на компьютере
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
8 класс
Математические основы информатики (13 ч)
Общие сведения о системах счисления. Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.
Компьютерное представление целых чисел. Представление вещественных чисел.
Высказывания. Логические операции. Логические выражения. Построение таблиц истинности для логических выражений. Свойства логических операций. Решение логических задач. Логические элементы.
Аналитическая деятельность:
анализировать любую позиционную систему как знаковую систему;
определять диапазон целых чисел в n-разрядном представлении;
анализировать логическую структуру высказываний;
анализировать простейшие электронные схемы.
Практическая деятельность:
переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно;
выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами;
строить таблицы истинности для логических выражений;
вычислять истинностное значение логического выражения.
Основы алгоритмизации (10 ч)
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей, Удвоитель и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд.
Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.
Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.
Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма.Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.
Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.
Аналитическая деятельность:
приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
придумывать задачи по управлению учебными исполнителями;
выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами;
определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм;
анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма;
определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм;
осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи;
сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.
Практическая деятельность:
исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;
преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую;
строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий;
строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов;
составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем;
составлять алгоритмы с ветвлениями по управлению учебным исполнителем;
составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем;
строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения;
строить алгоритм (различные алгоритмы) решения задачи с использованием основных алгоритмических конструкций и подпрограмм.
Начала программирования на языке Паскаль (10 ч)
Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.
Этапы решения задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма – кодирование – отладка – тестирование.
Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования.
Аналитическая деятельность:
анализировать готовые программы;
определять по программе, для решения какой задачи она предназначена;
выделять этапы решения задачи на компьютере.
Практическая деятельность:
программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений;
разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций;
разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Таблица тематического распределения количества часов
№ | Тема | Количество часов |
1 | Математические основы информатики | 13 |
2 | Основы алгоритмизации | 10 |
3 | Начала программирования на языке Паскаль | 10 |
| Резерв | 2 |
| ИТОГО: | 35 |
Количество контрольных и практических работ
№ п/п | Тема раздела | Количество часов | В том числе |
Практические работы | Контрольные работы |
1 | Математические основы информатики | 13 | 5 | 1 |
2 | Основы алгоритмизации | 10 | 4 | 1 |
3 | Начала программирования на языке Паскаль | 10 | 6 | 1 |
| ИТОГО: | 35 | 15 | 3 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.
В результате освоения курса информатики в 8 классе
Учащиеся получат представление:
об алгоритмах обработки информации, их свойствах, основных алгоритмических конструкциях; о способах разработки и программной реализации алгоритмов;
о программном принципе работы компьютера – универсального устройства обработки информации; о направлениях развития компьютерной техники;
о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.
Учащиеся будут уметь:
кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования;
переводить единицы измерения количества информации; оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
записывать и преобразовывать логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения;
формально исполнять алгоритмы для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд, обрабатывающие цепочки символов или списки, записанные на естественном и алгоритмическом языках;
формально исполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы);
использовать стандартные алгоритмические конструкции для построения алгоритмов для формальных исполнителей;
составлять линейные алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (в том числе с логическими связками при задании условий) и повторения;
создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ ДЛЯ 8 КЛАССА.
Авторский учебно-методический комплект по курсу информатики 8 класса
Босова Л.Л., Босова А. Ю. Информатика: учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7–9 классы : методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 8 класс»
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–9 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-9». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Перечень цифровых образовательных ресурсов
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/).
Технические средства обучения:
классная маркерная доска с набором магнитов для крепления таблиц, постеров и картинок;
мультимедийный проектор;
интерактивная доска;
персональный компьютер для учителя;
персональный компьютер для учащихся;
МФУ.
Программные средства обучения:
обучающие компьютерные программы;
программами по обработке информации различного вида (текстовый процессор, графический редактор, редактор презентаций, калькулятор)
мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по информатике.
операционными система Windows 7
Оборудование класса:
ученические двухместные столы с комплектом стульев;
стол учительский;
шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.;
стол компьютерный (15 шт.);
компьютерные кресла (15 шт.);
Сокращения, используемые в рабочей программе:
У – учебник.
РТ – рабочая тетрадь
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Информатика и ИКТ» 8 класс (ФГОС)
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Предметные результаты | Тип уроков | Вид, форма контроля | Дата по |
плану | факту |
1 | Математические основы информатики | 13 ч. | | | | | |
1 | Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. | | Знать: историю счёта, определение системы счисления, определение основания системы счисления, алфавит двоичной, восьмеричной, десятичной и шестнадцатеричной системы счисления, правила перевода целых и дробных десятичных чисел в системы счисления с основанием q, правила перевода двоичных, восьмеричных и шестнадцатеричных чисел в десятичную систему счисления, правила перевода чисел между двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, общие принципы сложения и вычитания в любой позиционной системе счисления Уметь: отличать системы счисления, переводить целые и дробные десятичные числа в системы счисления с основанием q, переводить двоичные, восьмеричные и шестнадцатеричные числа в десятичную систему счисления, переводить числа между двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, выполнять операции сложения и вычитания в 2, 3, 4...16-х системах счисления | Лекция-беседа с использованием наглядных материалов | Устный опрос, проверка конспекта Проверка выполнения работ в виде файлов в сетевой папке ученика | 01.09 | |
2 | Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024 | | Лекция-беседа с использованием наглядных материалов | Устный опрос, проверка конспекта Проверка выполнения работ в виде файлов в сетевой папке ученика | 08.09 | |
3 | Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Практическая работа № 1 Вычисления с помощью программного калькулятора. | | Урок-практика | Устный опрос, проверка конспекта Проверка выполнения работ в виде файлов в сетевой папке ученика Практическая работа | 15.09 | |
4 | Перевод небольших целых чисел из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную | | Урок-практика | Устный опрос, проверка конспекта Проверка выполнения работ в виде файлов в сетевой папке ученика | 22.09 | |
5 | Перевод небольших целых чисел из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную Практическая работа № 2 Перевод чисел из одной системы счисления в другую. | | | Устный опрос, проверка конспекта Проверка выполнения работ в виде файлов в сетевой папке ученика Практическая работа | 29.09 | |
6 | Двоичная арифметика. | | Лекция-беседа с использованием наглядных материалов | Устный опрос, проверка конспекта Проверка выполнения работ в виде файлов в сетевой папке ученика | 06.10 | |
7 | Двоичная арифметика. Практическая работа № 3 Арифметические вычисления в различных системах счисления Проект «Системы счисления» | | Урок-практика | Практическая работа | 13.10 | |
8 | Логика высказываний (элементы алгебры логики). | | Лекция-беседа с использованием наглядных материалов | Устный опрос, проверка конспекта Проверка выполнения работ в виде файлов в сетевой папке ученика | 20.10 | |
9 | Логика высказываний (элементы алгебры логики). | | Лекция-беседа с использованием наглядных материалов | 27.10 | |
10 | Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности. Практическая работа № 4 Построение таблиц истинности для логических выражений. | | Урок-практика | Практическая работа | 10.11 | |
11 | Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности. | | Урок-практика | Устный опрос, проверка конспекта Проверка выполнения работ в виде файлов в сетевой папке ученика | 17.11 | |
12 | Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности. Практическая работа № 5 Работа с логическими схемами. | | Урок-практика | Практическая работа | 24.11 | |
13 | Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности. Тест 1 «Математические основы информатики» | | Урок контроля знаний | тестирование | 01.12 | |
| Основы алгоритмизации | 10ч | | | | | |
14 | Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. | | | Лекция-беседа с использованием наглядных материалов | Устный опрос, проверка конспекта Проверка выполнения работ в виде файлов в сетевой папке ученика | 08.12 | |
15 | Учебные исполнители Робот, Удвоитель и др. как примеры формальных исполнителей. Практическая работа № 6: Работа с исполнителями алгоритмов. | | | Урок-практика | Практическая работа | 15.12 | |
16 | Способы записи алгоритмов. | | | Лекция-беседа с использованием наглядных материалов | Устный опрос | 22.12 | |
17 | Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем. Практическая работа № 7 Запись алгоритма с помощью блок-схем. | | | Урок-практика | Практическая работа | 29.12 | |
18 | Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. | | | Лекция-беседа с использованием наглядных материалов | Фронтальный опрос | 12.01 | |
19 | Линейные программы. Практическая работа № 8 Преобразование записи алгоритма из одной формы в другую. | | | Урок-практика | Практическая работа | 19.01 | |
20 | Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление | | | Лекция-беседа с использованием наглядных материалов | Устный опрос, проверка конспекта Проверка выполнения работ в виде файлов в сетевой папке ученика | 26.01 | |
21 | Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: повторение | | | Лекция-беседа с использованием наглядных материалов | Фронтальный опрос | 02.02 | |
22 | Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: повторение. Практическая работа № 9 Создание алгоритмических конструкций по условию поставленной задачи. | | | Урок-практика | Практическая работа | 09.02 | |
23 | Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов. Тест 2 «Основы алгоритмизации» | | | Урок контроля знаний | тестирование | 16.02 | |
| Начала программирования | 10ч. | | | | | |
24 | Язык программирования. Основные правила языка программирования Паскаль | | | Лекция-беседа с использованием наглядных материалов | Устный опрос, проверка конспекта Проверка выполнения работ в виде файлов в сетевой папке ученика | 02.03 | |
25 | Основные правила языка программирования Паскаль: структура программы; правила представления данных. | | | Лекция-беседа с использованием наглядных материалов | 16.03 | |
26 | Правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание. Практическая работа №10 Разработка линейной программы с использованием математических функций при записи арифметического выражения. | | | Урок-практика | Практическая работа | 06.04 | |
27 | Правила записи основных операторов: ввод, вывод, присваивание. Практическая работа № 11 Разработка линейной программы с использованием символьных данных | | | Урок-практика | Практическая работа | 13.04 | |
28 | Правила записи основных операторов: ветвление. Практическая работа № 12 Разработка программы, содержащей оператор ветвления. | | | Урок-практика | Практическая работа | 20.04 | |
29 | Правила записи основных операторов: ветвление. Практическая работа № 13 Разработка программы, содержащей составной оператор ветвления. | | | Урок-практика | Практическая работа | 27.04 | |
30 | Правила записи основных операторов: цикл. | | | Лекция-беседа с использованием наглядных материалов | Фронтальный опрос | 04.05 | |
31 | Правила записи основных операторов: цикл. Практическая работа № 14 Разработка программы, содержащей оператор цикла с заданным условием | | | Урок-практика | Практическая работа | 11.05 | |
32 | Правила записи основных операторов: цикл. Практическая работа № 15 Разработка программы, содержащей оператор цикла с заданным числом повторений. Проект «Создание теста в среде программирования» | | | Урок-практика | Практическая работа | 18.05 | |
33 | Решение задач по разработке и выполнению программ в среде программирования Паскаль. Тест 3 «Начала программирования».
| | | Урок контроля знаний | тестирование | 25.05 | |
34 - 35 | Решение задач по разработке и выполнению программ в среде программирования Паскаль. | 2 | | Урок повторение | | | |
| Всего | 35 | | | | | |