СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу "Читательская грамотность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена : Литературное чтение. Диагностика читательской грамотности. 4 класс. ФГОС. О. Б. Панкова – М.: Издательство «Экзамен», 2017.

Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Г. С. Ковалёва и др. – М: Просвещение, 2020.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу "Читательская грамотность"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10

г. Ногинск Московская область


«Утверждаю»

Директор школы

________Н. А. Соломадина

Пр. №___ от __________________




Рабочая программа

по внеурочной деятельности

общеинтеллектуального направления.

Кружок «Читательская грамотность»

4 класс

на 2020 – 2021 учебный год.



Составил: учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Лапинас Е.Н.



2020 год.

Пояснительная записка


В период всеобщего перехода к информационному обществу интенсивность и качество чтения детей снижается. Становится все очевиднее замещающее влияние на чтение таких средств коммуникации, как телевидение, Интернет, аудио и видеопродукция. Диссонанс детского чтения и возрастающей роли читательской деятельности в модернизирующемся обществе приводит к снижению читательской, информационной, общекультурной компетентности подрастающего поколения. Целью образования становится в современной школе развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Одним из условий успешного самообразования является сформированность ключевых компетентностей. Центральное место в перечне ключевых компетентностей занимает читательская компетентность или иными словами читательская грамотность.

Актуальность программы обусловлена тем, что в последние годы произошло ухудшение целого ряда характеристик чтения у детей и подростков, снижение их уровня грамотности. Мифы о «кризисе детского чтения» далеко не случайны и имеют под собой реальную основу. В начале XXI века дети действительно читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Однако они, безусловно, читают. Современному школьнику необходимо не только быстро читать и понимать содержание прочитанного , но и уметь нужную информацию в тексте, выделять его основную идею, формировать выводы на основании прочитанного, определять точку зрения автора, то есть так овладеть чтением , чтобы оно стало средством дальнейшего обучения.

Программа «Читательская грамотность», имеет практическую значимость. В современном образовательном пространстве школьнику необходимо постоянно проявлять способность находить информационно-смысловые взаимосвязи текстов разного типа и формата, в которых поднимается одна и та же проблема, соотносить информацию из разных текстов с внетекстовыми фоновыми знаниями, критически оценивать информацию и делать собственный вывод.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Читательская грамотность» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и направлена на реализацию основных целевых установок начального общего образования: становление основ гражданской идентичности и мировоззрения; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственное развитие и воспитание школьников.


Вид программы – модифицированная.


Цель и задачи программы


Цель:

- общеинтеллектуальное развитие личности учащихся средствами технологии продуктивного чтения на основе совместной с педагогом (родителем) деятельности в процессе чтения.

Задачи:

Обучающие:

– познакомить учащихся с авторской технологией продуктивного чтения;

– формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом;

- совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг.

– развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного.

Развивающие:

– развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;

– обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и др.

Воспитательные:

– воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;

– учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;

– поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным;

– приобщать детей и родителей к проектной деятельности.


Особенности возрастной группы детей


Возраст детей посещающих данный курс 9 – 11 лет. Подвижность, любознательность, конкретность мышления, большая впечатлительность, подражательность и вместе с тем неумение долго концертировать свое внимание на чем-либо - вот, пожалуй, и все характерные черты. В эту пору высок естественный авторитет взрослого. Все его предложения принимаются и выполняются очень охотно. Его суждения и оценки, выраженные эмоциональной и доступной для детей форме, легко становятся суждениями и оценками самих детей. Дети этого возраста очень подвижны, энергичны. Ребенок растет очень быстро, но его рост неравномерен. Так как сердце не растет в пропорции сего телом, он не может вынести длительные периоды напряженной деятельности. Ребенок может сосредоточить свое внимание на 15 минут. Но его произвольное внимание не прочно: если появляется что-то интересное, то внимание переключается. Наши слова ребенок может понимать буквально. Затруднено понимание абстрактных слов и понятий. Любит задавать вопросы: «Почему?», «А правда ли это?» Ребенок хорошо запоминает факты, сведения, стихи. Прекрасный возраст для заучивания наизусть. Более легко запоминает слова, чем мысли. Особенно хорошо запоминает то, что чем-то мотивировано, значимо. Начинает развиваться система оценок, но эмоции часто заслоняют объективность оценки. Авторитет взрослого еще так велик, что нередко собственную оценку заслоняет оценка взрослого. Достаточно хорошо может оценить и предвидеть предполагаемую реакцию взрослого. Прекрасно знает, когда и с кем что можно позволить. Ребенок нуждается в любви и опеке. Старается помочь маме по дому и учителям. Дети этого возраста дружелюбны. Им нравится быть вместе и участвовать в групповой деятельности и в играх. Это дает каждому ребенку чувство уверенности в себе, так как его личные неудачи и недостатки навыков не так заметны на общем фоне.

Ребенок гордится своей семьей, желает быть с семьей.

Набор детей – свободный.


Режим занятий


Занятия проводятся после уроков по основному расписанию два раза в неделю, учебных недель 35, поэтому программа рассчитана на 35 занятий.

Аудиторных – 34 занятий.

Внеаудиторных –1 занятие.

Результаты освоения курса


Первый уровень результатов предполагает приобретение  школьниками знаний:

- об экологии, о животных и растениях;

- о принятых в обществе нормах  поведения и общения с животными;

- об основах отношения к животным и растениям;

- о правилах конструктивной групповой работы;

- об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;

- о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;

- о правилах проведения исследования.

Второй уровень результатов предполагает:

- дети улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе;

- будут стремиться охранять природу, не загрязнять леса, парки, природные объекты;

- стараться улучшать экологию родного края;

- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.


Формируемые УУД

Личностные результаты:

- оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей;

- формулирует собственную позицию по отношению к прочитанному формулирует собственную.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы  и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно – следственные связи;

 - строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться  и приходить к общему решению в совместной деятельности;

 - задавать вопросы.



Система отслеживания и оценивания результатов


Формами подведения итогов и резуль­татов обучения детей выступают:

- обзор – беседа;

- пятиминутки чтения;

- выполнение заданий межпредметного характера;

- выполнение творческих заданий по тексту;

- комплексная работа над текстом;

- чтение с заданием;

- анализ текста;

- чтение по памятке;

- чтение с применением стратегий критического мышления и т.д.


Содержание курса


Введение. (2 часа).

Вводное занятие. Знакомство с учебником. Наша речь и наш язык. Слово, словосочетание, предложение.

Раздел I. Работа с текстом. (20 часов).


Определение основной темы и главной мысли в произведении. «Зонтик» (по Т. Нуждиной), «Емеля - охотник» Д. Мамин – Сибиряк. Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в текстах. «Серьёзная птица» Н. Сладков. Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей? "Маленький принц" Антуан Де Сент-Экзюпери, "Жаркий час" М. Пришвин. Типы текстов: текст описание. «Осень» И. Бунин, «Cказка о жабе и розе» В. Гаршин

Типы текстов: текст повествование. «Первый шаг» И. Полуянов., «Неслышимка» по В. Бианки.Типы текстов: текст рассуждение. «Моя родина» М. Пришвин, «Арбат» (Азбука московская для детей и родителей). Работа со сплошным текстом. «Каштанка» А. П. Чехов, «Бедный принц» , А. Куприн «Стёклышко» ,Н. Абрамцева.

Работа с несплошным текстом. Игра «Праздник к нам приходит»,игра «День рождение», игра «Магазин», игра «Билет в цирк».


Раздел II. Работа с эталонными заданиями. (13 часов)


Работа с эталонным заданием. «Сизиф». Читаем текст, выполняем задания.

Проверяем себя. Учимся оценивать. Работа с эталонным заданием. «Кругобайкальская железная дорога». Читаем текст, выполняем задания. Проверяем себя. Учимся оценивать.

Работа с эталонным заданием. «Дневники против ночников». Читаем текст, выполняем задания. Проверяем себя. Учимся оценивать. Работа с эталонным заданием. «Антарктида». Читаем текст, выполняем задания. Проверяем себя. Учимся оценивать.

Работа с эталонным заданием. «Тунгусский « Метеорит». Читаем текст, выполняем задания. Проверяем себя. Учимся оценивать. Работа с эталонным заданием. «Киберспорт». Читаем текст, выполняем задания. Проверяем себя. Учимся оценивать. Итоговое занятие. Квест «Читательская грамотность».



Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема занятия

Форма проведения занятия

Дата

проведения

Корректи-ровка

Введение (2 часа ).

1.

Вводное занятие. Знакомство с учебником. Экскурсия в библиотеку.

Беседа. Игровая программа.


2.

Наша речь и наш язык. Слово, словосочетание, предложение.

Беседа, конкурс.


Раздел I (20 часов).

3.

Определение основной темы и главной мысли в произведении. «Зонтик» (по Т. Нуждиной)

Работа с книгой. Рассуждение.



4

Определение авторской позиции в художественном тексте. «Емеля - охотник» Д. Мамин – Сибиряк.

Работа с книгой. Рассказ.



5

Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в текстах. «Серьёзная птица» Н. Сладков

Работа с книгой. Рассуждение.



6.

Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей? "Маленький принц" Антуан Де Сент-Экзюпери

Работа с книгой. Рассуждение.



7.

Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей? "Жаркий час" М. Пришвин

Работа с книгой. Рассказ.



8

Типы текстов: текст описание. «Осень» И. Бунин.

Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями.



9.

Типы текстов: текст описание. «Cказка о жабе и розе» В. Гаршин

Работа с книгой. Рассуждение.



10

Типы текстов: текст повествование. «Первый шаг» И. Полуянов.

Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями.



11

Типы текстов: текст повествование. «Неслышимка» по В. Бианки.

Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями.



12.

Типы текстов: текст рассуждение. «Моя родина» М. Пришвин.

Работа с книгой. Рассуждение.



13

Типы текстов: текст рассуждение. «Арбат» (Азбука московская для детей и родителей)

Работа с книгой. Рассказ.



14

Работа со сплошным текстом. «Каштанка» А. П. Чехов.

Работа с книгой. Рассуждение.



15

Работа со сплошным текстом. «На рыбалке» Г. Скребицкий.

Работа с книгой. Рассуждение.



16

Работа со сплошным текстом. «Каштанка» А. П. Чехов.

Работа с книгой. Рассуждение.



17

Работа со сплошным текстом. «Бедный принц» А. Куприн

Работа с книгой. Рассуждение.



18.

Работа со сплошным текстом. «Стёклышко» Н. Абрамцева.

Работа с книгой. Рассказ.



19

Работа с несплошным текстом. Игра «Праздник к нам приходит».

Беседа, дискуссия, игра.



20

Работа с несплошным текстом. Игра «День рождение».

Беседа, дискуссия, игра.



21.

Работа с несплошным текстом. Игра «Магазин».

Беседа, дискуссия, игра.



22

Работа с несплошным текстом. Игра «Билет в цирк».

Беседа, дискуссия, игра.



Раздел II (13 часов)

23

Работа с эталонным заданием. «Сизиф». Читаем текст, выполняем задания.

Работа с книгой. Рассуждение.



24

Работа с эталонным заданием. «Сизиф». Проверяем себя. Учимся оценивать.

Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями.



25

Работа с эталонным заданием. «Кругобайкальская железная дорога». Читаем текст, выполняем задания.

Работа с книгой. Рассуждение.



26.

Работа с эталонным заданием. «Кругобайкальская железная дорога». Проверяем себя. Учимся оценивать.

Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями.



27

Работа с эталонным заданием. «Дневники против ночников». Читаем текст, выполняем задания.

Работа с книгой. Рассуждение.



28.

Работа с эталонным заданием. «Дневники против ночников». Проверяем себя. Учимся оценивать.

Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями.



29.

Работа с эталонным заданием. «Антарктида». Читаем текст, выполняем задания.

Работа с книгой. Рассуждение.



30

Работа с эталонным заданием. «Антарктида». Проверяем себя. Учимся оценивать.

Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями.



31

Работа с эталонным заданием. «Тунгусский « Метеорит». Читаем текст, выполняем задания.

Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями.



32

Работа с эталонным заданием. «Тунгусский « Метеорит». Проверяем себя. Учимся оценивать.

Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями.



33

Работа с эталонным заданием. «Киберспорт». Читаем текст, выполняем задания.

анализ текста



34

Работа с эталонным заданием. «Киберспорт». Проверяем себя. Учимся оценивать.

Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями.



35

Итоговое занятие. Квест «Читательская грамотность».

Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями.








































Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение


Для учителя:

Литературное чтение. Диагностика читательской грамотности. 4 класс. ФГОС. О. Б. Панкова – М.: Издательство «Экзамен», 2017.

Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Г. С. Ковалёва и др. – М: Просвещение, 2020.