СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу "Литературное чтение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу "Литературное чтение"»

Планируемые результаты изучения курса «Литературное чтение»

Личностные

  • Основы российской гражданской идентичности; чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценности многонационального российского общества; гуманистические и демократические ценностные ориентации.

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории, культуре других народов и религий:

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат, бережное отношению к материальным и духовным ценностям.

  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

Выпускник получит возможность для формирования:

- выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;

- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.



Метапредметные результаты

Регулятивные

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действия в соответствии с результатами требованиям данной задачи;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи.


Познавательные

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе сети Интернет;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; а также с уважением воспринимать другие точки зрения.

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • ;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание,

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

  • задавать вопросы;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;



Предметные результаты:

- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

- осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

- понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.


Речевая и читательская деятельность.

Учащиеся научатся:
  • осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;

  • читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного;

  • прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;

  • находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами;

  • различать последовательность событий и последовательность их изложения;

  • выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям;

  • пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений;

  • обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке;

  • ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах;

  • работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность, определять значение слова по контексту), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;

  • ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию.

  • использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определяющие отношение автора к герою, событию;

  • оформлять мысль в монологическое речевое высказывание (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по теме или при ответе на вопрос;

  • вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета; участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;

. Учащиеся получат возможность научиться:

  • составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;

  • высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста;

  • высказывать своё отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме;

  • создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме.


Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

  • читать по ролям художественное произведение;

  • создавать текст на основе плана;

  • придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего;

  • писать (на доступном уровне) сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной книге, кинофильме, телевизионной передаче;

  • участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические произведения, отрывки прозаических текстов;

  • создавать сочинения по репродукциям картин и серии иллюстраций.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета;

  • создавать иллюстрации к произведениям;

  • создавать в группе сценарии и проекты.


Литературоведческая пропедевтика.

Учащиеся научатся:

  • определять (на доступном уровне) основные особенности малых жанров фольклора, народных сказок, мифов, былин, стихотворений, рассказов, повестей, басен;

  • выделять слова автора, действующих лиц, описание пейзажа, внешности героев, их поступков, бытовые описания;

  • определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено;

  • различать жанры, преимущественно путём сравнения (сказка – басня, сказка – былина, сказка – рассказ и др.);

  • находить рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их смысл.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • делать элементарный анализ литературных текстов, используя понятия фольклорная и авторская литература, структура текста, автор, герой;


Содержание учебной дисциплины

1 класс

Добукварный период 9 часов. Речь устная и письменная. Предложение. Выявление уровня развития лексики. Выявление уровня сформированности грамматической стороны речи. Составление карты знаний, индивидуальных планов продвижения по предмету. Представление результатов творческой самостоятельной работы. Слово и предложение. Слово и слог. Ударение. Звуки в окружающем мире и речи.

Букварный период 66 часов. Звуки в словах. Слог-слияние. Гласные звуки [а,о,и,ы,у], буквы А,а; О,о; И,и; ы; У,у. Согласные звуки [ н, с, к, т, л, р, в ], буквы Н,н; С,с; К,к; Т,т; Л,л; Р,р; В,в. Гласные буквы Е,е. Согласные звуки [ п, м, з, б, д ,г], буквы П,п; М,м; З,з. сопоставление слогов и слов с буквами З и С, Б и П, Д и Т, Г и К . Гласные буквы Я,я. Мягкий согласный звук [ч ], буквы Ч, ч. Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков. Твердый согласный звук [ ш] , буквы Ш, ш, сочетание ши. Твердый согласный звук [ ж ], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш]. гласные буквы Ё,ё. звук [й], буквы Й,й. Согласные звуки [ х], буквы Х,х. Гласные буквы Ю, ю и звуки, их обозначающие. Твердый согласный звук [ ц ], буквы Ц, ц. Гласный звук [ э], буквы Э,э. Мягкий глухой согласный звук [ щ ]. Буквы Щ, щ. Согласные звуки [ф, ф], буквы Ф, ф. Мягкий и твердый разделительные знаки. Русский алфавит.

Послебукварный период 17 часов. Е. Чарушин « Как мальчик Женя научился говорить букву «р». К. Ушинский «Наше Отечество», « История славянской азбуки». В. Крупин. «Первоучители словенские. Первый букварь». А.С. Пушкин. Сказки. Л.Н. Толстой. Рассказы для детей. К.Д. Ушинский. Рассказы для детей. К.И. Чуковский «Телефон. Путаница». В.В. Бианки. «Первая охота». С.Я. Маршак. «Угомон. Дважды два». М.М. Пришвин. «Предмайское утро. Глоток молока». Стихи и рассказы русских поэтов и писателей: А. Барто, В.А. Осеева, С.В. Михалков. Веселые стихи Б. Заходера и В. Берестова.

Жили-были буквы. 7 часов. В. Данько «Загадочные буквы». И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква А». С. Черный «Живая азбука». Ф. Кривин «Почему А поется, а Б нет». Г. Сапгир «Про медведя». М. Бородицкая «Разговор с пчелой». И. Гамазкова «Кто как кричит?» С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть». Из старинных книг. Разноцветные страницы.

Сказки. Загадки. Небылицы. 7 часов. Е. Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка». Загадки, песенки. Русские народные потешки. «Рифмы Матушки Гусыни». А.С. Пушкин. Русская народная сказка «Петух и собака».

Апрель, апрель! Звенит капель. 6 часов. А. Майков «Весна»; «Ласточка примчалась…», А. Плещеев «Сельская песенка», Т. Белозеров «Подснежники», С. Маршак «Апрель», Стихи-загадки писателей И. Токмаковой, Л. Ульяницкой, Л.Яхнина, Е.Трутневой, Стихотворения В.Берестова, Р.Сефа. Произведения из старинных книг.

И в шутку , и всерьез. 7 часов. И. Токмакова «Мы играли в хохотушки», Я. Тайц «Волк», Г. Кружков «Ррры!», Н. Артюхова «Саша-дразнилка», К. Чуковский «Федотка», О. Дриз «Привет», О. Григорьев «Стук», И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучка» , И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки» , К.Чуковский «Телефон», М. Пляцковский «Помощник». Из старинных книг.

Я и мои друзья. 7 часов. Ю. Ермолаева «Лучший друг», Е. Благинина «Подарок», В. Орлов «Кто первый?», С. Михалков «Бараны», Р. Сеф «Совет»,В. Берестов «В магазине игрушек», И. Пивоварова «Вежливый ослик», Я. Аким «Моя родня», С. Маршак «Хороший день», М. Пляцковский «Сердитый дог Буль», Ю. Энтин «Про дружбу».

О братьях наших меньших. 6 часов. С. Михалков «Трезор», Р. Сеф «Кто любит собак»,

В. Осеева «Собака яростно лаяла», И. Токмакова «Купите собаку», М. Пляцковский «Цап Царапыч», Г. Сапгир «Кошка», В. Берестов «Лягушата», В. Лунин «Никого не обижай», С. Михалков «Важный совет», Д.Хармс «Храбрый ёж», Н. Сладков «Лисица и Ёж», С. Аксаков «Гнездо».

Содержание учебной дисциплины

2 класс

Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч )

Знакомство с учебником по литературному чтению . Система условных обозначений .

Содержание учебника . Словарь

Самое великое чудо на свете (1 ч )

Знакомство с названием раздела . Прогнозирование содержания раздела .

Выставка книг по теме . Книги , прочитанные летом . Любимые книги . Герои любимых книг .

Творчество читателя , талант читателя .

Проект : « О чём может рассказать школьная библиотека ».

Старинные и современные книги . Сравнение книг . Подготовка сообщения на темы « Старинные книги Древней Руси », « О чём может рассказать старинная книга ».

Высказывание о книгах К . Ушинского , М . Горького , Л . Толстого . Классификация высказываний .

Напутствие читателю Р . Сефа . Выразительное чтение напутствия . Пересказ содержания научно -познавательных текстов .

Устное народное творчество (12 ч )

Знакомство с названием раздела . Прогнозирование содержания раздела . Планирование

работы учащихся и учителя по освоению содержания раздела .

Устное народное творчество . Малые и большие жанры устного народного творчества . Пословицы и поговорки . Пословицы русского народа . В . Даль — собиратель пословиц русского народа . Сочинение но пословице .

Русские народные песни . Образ деревьев в русских народных песнях . Рифма . Выразительное чтение русских песен .

Потешки и прибаутки — малые жанры устного народного творчества . Отличия прибаутки от потешки . Слово как средство создания образа .

Считалки и небылицы — малые жанры устного народного творчества . Ритм — основа считалки . Сравнение считалки и небылицы . Загадки — малые жанры устного народного творчества . Распределение загадок по тематическим группам .

Сказки . Русские народные сказки . « Петушок и бобовое зёрнышко ». « У страха глаза велики ».

Использование приёма звукописи при создании кумулятивной сказки . « Лиса и тетерев », « Лиса и журавль », « Каша из топора », « Гуси-лебеди ». Соотнесение смысла пословицы со сказочным текстом . Герои сказок . Характеристика героев сказки на основе представленных качеств характера .

Рассказывание сказки по рисункам . Рассказывание сказки по плану . Творческий пересказ : рассказывание сказки от лица её героев .

Оценка достижений .

Люблю природу русскую . Осень (8 ч )

Знакомство с названием раздела . Прогнозирование содержания раздела . Картины осенней

природы . Осенние загадки . Образ осени в загадках . Соотнесение загадки и отгадки .

Лирические стихотворения Ф . Тютчева , К . Бальмонта , А . Плещеева , А . Фета , А . Толстого , С . Есенина . Настроение . Интонация стихотворения . Осенние картины природы . Средства художественной выразительности . Сравнение . Приём звукописи как средство выразительности .

Сравнение художественного и научно-популярного текстов . Сравнение лирического поэтического и прозаического текстов . Выразительное чтение стихотворений .

Оценка достижений.

Русские писатели (14 ч )

Знакомство с названием раздела . Прогнозирование содержания раздела .

А . С . Пушкин — великий русский писатель . Вступление к поэме « Руслан и

Людмила.» Сказочные чудеса . Лирические стихотворения . Картины природы . Настроение стихотворения . Средства художественной выразительности . Эпитет . Сравнение . Олицетворение . « Сказка о рыбаке и рыбке ». Сравнение литературной и народной сказок . Картины моря в сказке . Характеристика 5 героев произведения . И . А . Крылов . Басни . Нравственный смысл басен И . А . Крылова . Сравнение

басни и сказки . Структура басни , модель басни . Герой басенного текста . Характеристика героев басни . Соотнесение смысла басни с пословицей . Л . Н . Толстой . Басни

Л Н.Толстого . Нравственный смысл басен . Соотнесение пословицы со смыслом басни . Рассказы Л . Н . Толстого . Герои произведений . Характеристика героев произведений . Подробный пересказ . Оценка достижений .

О братьях наших меньших (12 ч )

Знакомство с названием раздела . Прогнозирование содержания раздела .

Весёлые стихи о животных А . Шибаева , Б . Заходера , И . Пивоваровой , В . Берестова . Заголовок стихотворения . Настроение стихотворения . Приёмы сказочного текста в стихотворении . Герой стихотворения . Характер героев . Рифма . Научно-популярный текст Н . Сладкова . Рассказы о животных М . Пришвина , Е . Чарушина , Б . Житкова , В .Бианки . Герои рассказа . Нравственный смысл поступков . Характеристика героев . Подробный пересказ на основе плана , вопросов , рисунков .

Оценка планируемых достижений

Из детских журналов (9 ч )

Знакомство с названием раздела . Прогнозирование содержания раздела .

Придумывание своих вопросов по содержанию , сравнение их с необычными вопросами из детских журналов . Произведения из детских журналов . Игра в стихи . Д . Хармс , Ю . Владимиров , А . Введенский .

Заголовок . Подбор заголовка в соответствии с содержанием , главной мыслью . Ритм стихотворного текста . Выразительное чтение на основе ритма .

Проект : « Мой любимый детский журнал ».

Оценка своих достижений

Люблю природу русскую . Зима (9 ч )

Знакомство с названием раздела . Прогнозирование содержания раздела .

Зимние загадки . Соотнесение загадки с отгадкой .

Лирические стихотворения И . Бунина , К . Бальмонта , Я.Акима , Ф.Тютчева , С.Есенина , С . Дрожжина . Настроение стихотворения . Слова , которые помогают представить зимние картины . Авторское отношение к зиме . Русская народная сказка «Два Мороза». Главная мысль произведения .

Соотнесение пословицы с главной мыслью произведения . Герой произведения . Характеристика героев . Новогодняя быль . С . Михалков . Особенности данного жанра . Чтение по ролям . Весёлые стихи о зиме А . Барто , А . Прокофьева .

Оценка достижений

Писатели детям (17 ч )

Знакомство с названием раздела . Прогнозирование содержания раздела .

К . Чуковский . Сказки « Путаница », « Радость », « Федорино горе ». Настроение стихотворения .

Рифма . Приём звукописи как средство создании образа . Авторское отношение к изображаемому .

Чтение но ролям .

С . Я . Маршак . Герои произведений С . Маршака « Кот и лодыри ». Соотнесение смысла пословицы с содержанием стихотворения . С . В . Михалков « Мой секрет », « Сила воли ». Эпическое стихотворение . Заголовок . Содержание произведения . Деление текста на части . Герой стихотворения . Характеристика героя произведения с опорой на его поступки .

А . Л . Барто . Стихи . Заголовок стихотворения . Настроение стихотворения . Звукопись как средство создания образа . Выразительное чтение стихотворения .

Н . Н . Носов . Юмористические рассказы для детей . Герои юмористического рассказа . Авторское отношение к ним . Составление плана текста . Подробный пересказ на основе самостоятельно составленного плана . Подробный пересказ на основе картинного плана .

Оценка достижений

Я и мои друзья (10 ч )

Знакомство с названием раздела . Прогнозирование содержания раздела .

Стихи о дружбе и друзьях В . Берестова , Э . Мошковской , В.Лунина . Соотнесение пословиц и смысла стихотворения . Нравственно-этические представления .

Рассказы Н . Булгакова , Ю . Ермолаева , В . Осеевой . Смысл названия рассказа . Соотнесение названия рассказа с пословицей . Составление плана рассказа . Устные рассказы о дружбе , взаимовыручке .

Оценка достижений

Люблю природу русскую . Весна (9 ч )

Знакомство с названием раздела . Весенние загадки . Соотнесение загадки с отгадкой .

Сочинение весенних загадок . Лирические стихотворения Ф . Тютчева , А . Плещеева , А . Блока , И . Бунина , С . Маршака , Е . Благининой , Э . Мошковской . Настроение стихотворения . Приём контраста в создании картин зимы и весны . Слово как средство создания весенней картины природы . Звукопись.

И в шутку и всерьёз (14 ч )

Знакомство с названием раздела . Прогнозирование содержания раздела .

Весёлые стихи Б . Заходера , Э . Успенского , В . Берестова , И.Токмаковой . Анализ заголовка . Заголовок — « входная дверь » в текст . Авторское отношение к читателю . Герой авторского стихотворения . Сравнение героев стихотворения . Ритм стихотворения . Чтение стихотворения на основе ритма . Инсценирование стихотворения .

Весёлые рассказы для детей Э . Успенского , Г . Остера , В . Драгунского . Герои юмористических рассказов . Особое отношение к героям юмористического текста . Восстановление последовательности текста на основе вопросов . Составление плана . Пересказ текста на основе вопросов .

Оценка планируемых достижений

Литература зарубежных стран (12 ч )

Знакомство с названием раздела . Прогнозирование содержания раздела . Выставки книг .

Американские , английские , французские , немецкие народные песенки в переводе С . Маршака , В .Викторова , Л . Яхнина . Сравнение русских и зарубежных песенок .

Ш . Перро « Кот в сапогах », « Красная Шапочка ». Герои зарубежных сказок . Сравнение героев зарубежных и русских сказок . Творческий пересказ : дополнение содержания сказки . Г .- Х . Андерсен «Принцесса на горошине ».

Герои зарубежных сказок . Эни Хогарт « Мафии и паук ». Герои сказок . Составление плана сказки для подробного пересказа .

Соотнесение смысла сказки с русской пословицей .

Проект : « Мой любимый писатель-сказочник ».


Содержание учебной дисциплины

3 класс

Вводный урок по курсу литературного чтения.1час

Самое великое чудо на свете. 4 часа. Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров.

Устное народное творчество .14 часов. Русские народные песни. Шуточные народные песни. Докучные сказки. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда. Произведения прикладного искусства : дымковская и богородская игрушка. Русские народные сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван – царевич и серый волк», «Сивка – бурка».

Поэтическая тетрадь 1. 11 часов. Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья»; Сочинение – миниатюра «О чем расскажут осенние листья»; А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…». «Зреет рожь над жаркой нивой…» ; И.С. Никитин «Полно, степь моя…», «Встреча зимы»; И.З. Суриков «Детство», «Зима».

Великие русские писатели . 24 часа. А. С. Пушкин «За весной, красой природы…», «Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета» , «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане…»; И.А. Крылов «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна», «Ворона и лисица»; М.Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…», «Утес», «Осень»; Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя), Л.Н. Толстой «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?».

Поэтическая тетрадь №2. 6 часов. Н.А. Некрасов «Славная осень», «Не ветер бушует над бором», «Дедушка Мазай и зайцы»; К.Д. Бальмонт «Золотое слово»; И.А. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги».



Литературные сказки. 8 часов. Д.Н. Мамин – Сибиряк «Присказка к «Аленушкиным сказкам», «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; В.М. Гаршин «Лягушка – путешественница»; Ф.М. Одоевский «Мороз Иванович».

Были – небылицы. 10 часов. М. Горький «Случай с Евсейкой»; К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей»; А.И. Куприн «Слон».



Поэтическая тетрадь 1. 6 часов. С. Черный «Что ты тискаешь утенка» , «Воробей», «Слон»; А.А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»;С.А. Есенин «Черемуха»

Люби живое. 16 часов. М.М. Пришвин «Моя Родина»; И.С. Соколов - Микитов «Листопадничек»; В.И. Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку»; В.В. Бианки «Мышонок Пик»; Б.С. Житков «Про обезьянку»; В.Л. Дуров «Наша Жучка»; В.П. Астафьев «Капалуха»; В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».

Поэтическая тетрадь 2. 8 часов. С.Я. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной...»; А.Л. Барто «Разлука», «В театре»; С.В. Михалков «Если»; Е.А. Благинина «Кукушка», «Котенок».

Собирай по ягодке-наберешь кузовок. 12 часов. Б.В. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок»; А.П. Платонов «Цветок на земле», «Еще мама»; М.М. Зощенко «Золотые слова», «Великие путешественники»; Н.Н. Носов «Федина задача», «Телефон»; В.Ю. Драгунский «Друг детства».

По страницам детских журналов . 8 часов. «Мурзилка» и «Веселые картинки» - самые детские журналы. По страницам журналов для детей. Ю.И. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели»; Г.Б. Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды»; Р. Сеф «Веселые стихи».

Зарубежная литература. 8 часов. Мифы Древней Греции «Храбрый Персей»;

Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок».



Содержание учебной дисциплины

4 класс

Вводный урок по курсу литературного чтения. ( 1 час)

Вступительная статья.

Летописи. Былины. Жития.( 11 часов)

«И повесил Олег щит свой на врата Царьграда...», «И вспомнил Олег коня своего...», «Ильины три поездочки»; «Житие Сергия Радонежского»

Чудесный мир классики. (22 часа)

П. П. Ершов «Конёк-горбунок»; А. С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; М. Ю. Лермонтов «Дары Терека», «Ашик-Кериб»; Л. Н. Толстой «Детство», «Как мужик убрал камень»; А. П. Чехов «Мальчики»

Поэтическая тетрадь. (12 часов)

Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»;А. А. Фет «Бабочка», «Весенний дождь»; Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот...»; А. Н. Плещеев «Дети и птичка»; И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями...»; Н. А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»; И. А. Бунин «Листопад»

Литературные сказки. (16 часов)

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»; В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»; П. П. Бажов «Серебряное копытце»; С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»

Делу время - потехе час. (9 часов)

Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»; В. Ю. Драгунский «Главные реки»,

«Что любит Мишка»; В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»

Страна детства. ( 8 часов)

Б. С. Житков «Как я ловил человечков»; К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»;

М. М. Зощенко «Ёлка»

Поэтическая тетрадь. ( 5 часов)

В. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская»; С. А. Есенин «Бабушкины сказки»;М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»

Природа и мы. ( 12 часов)

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»; А. И. Куприн «Барбос и Жулька»; М. М. Пришвин «Выскочка»; Е. И. Чарушин «Кабан»; В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

Поэтическая тетрадь. ( 8 часов)

Б. Л. Пастернак «Золотая осень»; С. А. Клычков «Весна в лесу»; Д. Б. Кедрин «Бабье лето»;

Н. М. Рубцов «Сентябрь»;С. А. Есенин «Лебёдушка»

Родина. (8 часов)

И. С. Никитин «Русь»; С. Д. Дрожжин «Родине»;А. В. Жигулин «О,Родина!В неярком  блеске»; Б. А. Слуцкий «Лошади в океане»

Страна Фантазия. (7 часов)

Е. С. Велтистов «Приключения Электроника»; К. Булычев «Путешествие Алисы»

Зарубежная литература. (15 часов)

 Д. Свифт «Путешествие Гулливера»;  Г.-Х. Андерсен «Русалочка»;

М. Твен «Приключения Тома Сойера»; С. Лагерлеф «Святая ночь», «В Назарете»


Описание места учебного предмета в учебном плане


Согласно учебному плану ФГОС НОО на изучение литературного чтения на уровне начального общего образования отводится 4 часа в неделю, всего 540 часов (1-4 класс).

Рабочая программа рассчитана в 1-м классе на 132ч., во 2-4 классах на 136 часов, (из расчёта 4 часа в неделю, 34 недели).



Количество часов в рабочей программе


Рабочая программа рассчитана в 1-м классе на 132ч., во 2-4 классах на 136 часов, (из расчёта 4 часа в неделю, 34 недели).


Содержание учебной дисциплины

1 класс

№ темы (раздела, блока)


Тема (раздела, блока)

Кол-во часов

Количество контрольных работ

1

Добукварный период

9


2

Букварный период

66


3

Послебукварный период

17


4

Жили-были буквы

7


5

Сказки, загадки, небылицы

7


6

Апрель, апрель! Звенит капель

6


7

И в шутку , и всерьез

7


8

Я и мои друзья

6


9

О братьях наших меньших

6


10

Итоговая диагностика

1

1


ВСЕГО

132

1



2 класс


№ темы (раздела, блока)


Тема (раздела, блока)

Кол-во часов

Количество контрольных работ

1

Вводный урок.Самое великое чудо на свете

5

1

2

Устное народное творчество

15

1

3

Люблю природу русскую. Осень.

8

1

4

Русские писатели

14

1

5

О братьях наших меньших

12

1

6

Из детских журналов

9

1

7

Люблю природу русскую. Зима.

9

1

8

Писатели детям

17

1

9

Я и мои друзья

10

1

10

Люблю природу русскую. Весна.

9

1

11

И в шутку и всерьёз.

13

1

12

Литература зарубежных стран.

11

1

13

Итоговый урок

1


14

Индивидуальная диагностика

2

2

15

Промежуточная аттестация

1

1


ВСЕГО

136

15


3 класс

№ темы (раздела, блока)


Тема (раздела, блока)

Количество часов

Количество контрольных работ

1

Водный урок по курсу литературное чтение

1

-

2

Самое великое чудо на свете

4

1

3

Устное народное творчество

14

1

4

Поэтическая тетрадь 1

11

1

5

Великие русские писатели

24

1

6

Поэтическая тетрадь 2

6

1

7

Литературные сказки

8

1

8

Были-небылицы

10

1

9

Поэтическая тетрадь 1

6

1

10

Люби живое

16

1

11

Поэтическая тетрадь 2

8

1

12

Собирай по ягодке - наберешь кузовок

11

1

13

По страницам детских журналов

8

1

14

Зарубежная литература

7

1

15

Итоговая диагностика

1

1

16

Промежуточная аттестация

1

1


Итого

136

15


4 класс


№ темы (раздела, блока)


Тема (раздела, блока)

Количество часов

Количество контрольных работ

1

Вводный урок по курсу литературного чтения. Знакомство с учебником

1


2

Летописи, былины, жития

11

1

3

Чудесный мир классики

22

1

4

Поэтическая тетрадь

12

1

5

Литературные сказки

16

1

6

Делу время, потехе час

9

1

7

Страна детства

8

1

8

Поэтическая тетрадь

5

1

9

Природа и мы

12

1

10

Поэтическая тетрадь

8

1

11

Родина

8

1

12

Страна фантазии

7

1

13

Зарубежная литература

15

1

14

Всероссийская проверочная работа

1

1

15

Промежуточная аттестация

1

1


Итого

136

14