АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СМОЛЕНСКА
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 9» города Смоленска
(МБОУ «СШ № 9»)
Рассмотрено Утверждаю
на заседании педагогического совета И.О.директора
Протокол № 1 от 31.08.2021г Е.С.Емельянова
Приказ № 117- ОД
от 31.08.2021г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
для 3 А класса
Рожковой Аллы Александровны,
учителя высшей квалификационной категории
2021
пояснительная записка
Программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, завершённой предметной линии учебников «Литературное чтение», авт. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., Виноградская Л.А., Бойкина М.В, (УМК «Школа России»).
Л.Ф. Климанова, Литературное чтение: учебник для 3 класса: в 2 частях - М.: Просвещение, 2012
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей и задач:
— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Название разделов и тем | Количество часов для изучения | Содержание учебного материала, практические работы | Формы контроля |
Устное народное творчество | 17 | Книга как источник необходимых знаний. Рукописные книги Древней Руси. Устное народное творчество. Русские народные песни Докучные сказки Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» Сказка «Иван-царевич и серый волк» Стартовая контрольная работы Сказка «Сивка-бурка» Художники – иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин В гостях у русской народной сказки. Проект № 1«Сочиняем волшебную сказку» | Стартовая контрольная работа Тест |
Поэтическая тетрадь | 9 | Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза» Ф. И. Тютчев. «Листья» А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», И. С. Никитин «Встреча зимы» И. 3. Суриков «Детство» И. 3. Суриков «Зима» Н. А. Некрасов «Не ветер бушует над бором ...» | |
Великие русские писатели | 22 | А. С. Пушкин — великий русский писатель. А. С. Пушкин. Отрывки из романа «Евгений Онегин» А. С. Пушкин. «Зимнее утро» А. С. Пушкин. «Зимний вечер» А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане …», Страницами сказок А. С. Пушина. И. А. Крылов — великий баснописец. И. А. Крылов. Басня «Мартышка и Очки» И. А. Крылов. Басня «Ворона и Лисица» М. Ю. Лермонтов — выдающийся русский поэт. М. Ю. Лермонтов. «Утёс», «Горные вершины», «На севере диком...». Л. Н. Толстой — великий русский писатель. «Детство» Л. Н. Толстого Л. Н. Толстой. «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» Л. Н. Толстой. «Акула» Л. Н. Толстой. «Прыжок» Контрольная работа (тест) по разделу «Великие русские писатели» | Тест |
Литературные сказки | 13 | Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Алёнушкины сказки». Присказка Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост» В гостях у сказок Д. Н. Мамина-Сибиряка. В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович» В. М. Гаршин. «Лягушка-путешественница » | Контрольная работа за 1 полугодие |
Были-небылицы | 11 | М. Горький. «Случай с Евсейкой» К. Г. Паустовский. «Растрёпанный воробей» Р/ р Обучение краткому пересказу «Что побеждает?» (притча) А. И. Куприн. «Слон» | |
Поэтическая тетрадь | 9 | С. Чёрный. «Воробей» С. Чёрный. «Что ты тискаешь утёнка?» С. Чёрный. «Слон» А. А. Блок. «Сны» А. А. Блок. «Ворона» С. А. Есенин. «Черёмуха». | |
Люби живое | 15 | М. М. Пришвин. «Моя Родина» И. С. Соколов-Микитов. «Листопадничек» В. И. Белов. «Малька провинилась» В. И. Белов. «Ещё про Мальку» В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится...» Произведения В. Ю. Драгунского. В. П. Астафьев. «Капалуха» Б. С. Житков. «Про обезьянку» Произведения В. Бианки. | Тест |
Поэтическая тетрадь | 12 | С. Я. Маршак. «Гроза днём» С. Я. Маршак. «В лесу над росистой поляной...» А. Л. Барто. «Разлука» А. Л. Барто. «В театре» С. В. Михалков. «Если» Поговорим о самом главном. М. Дружинина «Мамочка-мамуля!». Е. А. Благинина. «Кукушка», «Котёнок» | |
Собирай по ягодке — наберешь кузовок | 12 | Б. В. Шергин. «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок» А. П. Платонов. «Цветок на земле» А. П. Платонов. «Ещё мама». Р/р Выборочный пересказ эпизодов М. М. Зощенко. «Золотые слова» Р/р замена диалогов косвенной речью М. М. Зощенко. «Великие путешественники » Н. Н. Носов. «Федина задача» Н. Н. Носов. «Телефон» | Тест |
По страницам детских журналов | 8 | По страницам детских журналов. Выставка детской периодики Л. А. Кассиль. «Отметки Риммы Лебедевой» Ю. И. Ермолаев. «Проговорился» Ю. И. Ермолаев. «Воспитатели» Г. Б. Остер «Вредные советы», Г. Б. Остер «Как получаются легенды » Р.С. Сеф «Веселые стихи» | |
Зарубежная литература | 8 | Контрольная работа в рамках промежуточной аттестации Древнегреческий миф «Храбрый Персей» Древнегреческий миф Г.-Х. Андерсен. «Гадкий утёнок» | Контрольная работа в рамках промежуточной аттестации |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п | Название тема | Количество часов | Резерв |
1 | Устное народное творчество | 17 | |
2 | Поэтическая тетрадь | 9 | |
3 | Великие русские писатели | 22 | |
4 | Литературные сказки | 13 | |
5 | Были-небылицы | 11 | |
6 | Поэтическая тетрадь | 9 | |
7 | Люби живое | 15 | |
8 | Поэтическая тетрадь | 12 | |
11 | Собирай по ягодке – наберешь кузовок | 12 | |
12 | По страницам детских журналов | 8 | |
13 | Зарубежная литература | 8 | |
| ИТОГО: | 136 | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по литературному чтению
в 3 классе
( количество часов: в год – 136 ч; в неделю – 4 ч)
№ урока | Тема | Планируемое домашнее задание | Дата | Корректи ровка КТП |
Устное народное творчество (17 ч) |
1 | Книга как источник необходимых знаний. Рукописные книги Древней Руси. | | | |
2 | Устное народное творчество. | с. 3-5 | | |
3 | Русские народные песни | с. 6-7 | | |
4 | Докучные сказки. | с. 8-9 | | |
5 | Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» | с. 10-14 | | |
6 | Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» | с. 14 | | |
7 | Сказка «Иван-царевич и серый волк» | с. 15-18 | | |
8 | Сказка «Иван-царевич и серый волк» | с. 18-23 | | |
9 | Сказка «Иван-царевич и серый волк» | с. 23 | | |
10 | Стартовая контрольная работа | | | |
11 | Сказка «Сивка-бурка» Художники – иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин | с. 25-28 | | |
12 | Сказка «Сивка-бурка» | с. 28-32 | | |
13 | Сказка «Сивка-бурка» | с. 32-33 | | |
14 | В гостях у русской народной сказки. | | | |
15 | Проект № 1 «Сочиняем волшебную сказку» | с.40 | | |
16 | Обобщение по разделу «Устное народное творчество» | с. 34-39 | | |
17 | Инсценирование произведения из раздела «Устное народное творчество» | | | |
Поэтическая тетрадь (9 ч) |
18 | Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза» | | | |
19 | Ф. И. Тютчев. «Листья». | с. 42-44 | | |
20 | А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», | с. 45 | | |
21 | И. С. Никитин «Встреча зимы» | с. 46-47 | | |
22 | И. 3. Суриков «Детство» | с. 48-49 | | |
23 | И. 3. Суриков «Зима» | с. 50-51 | | |
24 | Н. А. Некрасов «Не ветер бушует над бором ...» | с.52-53 | | |
25 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» | с. 54-56 | | |
26 | Викторина «Поэтическая тетрадь» | | | |
Великие русские писатели (22 ч) |
27 | А. С. Пушкин — великий русский писатель. | с. 58-63 | | |
28 | А. С. Пушкин. Отрывки из романа «Евгений Онегин» | с. 64-65 | | |
29 | А. С. Пушкин. «Зимнее утро» | с. 66-67 | | |
30 | А. С. Пушкин. «Зимний вечер» | с. 68-69 | | |
31 | А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане …» | с. 70-80, отрывок наизусть | | |
32 | А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане …» | с. 80-90 | | |
33 | А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане …», | с. 90-101 | | |
34 | А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане …» | с. 102-103 | | |
35 | Страницами сказок А. С. Пушкина. | | | |
36 | И. А. Крылов — великий баснописец. | с. 104-107 | | |
37 | И. А. Крылов. Басня «Мартышка и Очки» | с.108-109 | | |
38 | И. А. Крылов. Басня «Ворона и Лисица» | с. 110-111 | | |
39 | М. Ю. Лермонтов — выдающийся русский поэт. | с. 112-114 | | |
40 | М. Ю. Лермонтов. «Утёс», «Горные вершины», «На севере диком...». | с. 115-117, наизусть по выбору | | |
41 | Л. Н. Толстой — великий русский писатель. «Детство» Л. Н. Толстого | с. 118-121 | | |
42 | Л. Н. Толстой. «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» | с. 122-123 | | |
43 | Л. Н. Толстой. «Акула» | с.124-125 | | |
44 | Л. Н. Толстой. «Акула» | с.126 | | |
45 | Л. Н. Толстой. «Прыжок» | с. 127-129 | | |
46 | Л. Н. Толстой. «Прыжок» | с. 127-129 | | |
47 | Обобщение по разделу «Великие русские писатели» | с. 130-132 | | |
48 | Контрольная работа (тест) по разделу «Великие русские писатели» | | | |
Литературные сказки (13 ч) |
49 | Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Алёнушкины сказки». Присказка | с.134-135 | | |
50 | Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост» | с. 136-139 | | |
51 | Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост» | с.139 | | |
52 | В гостях у сказок Д. Н. Мамина-Сибиряка. | | | |
53 | В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович» | с. 140-144 | | |
54 | В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович» | с. 145-148 | | |
55 | В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович» | с.148-149 | | |
56 | В. М. Гаршин «Лягушка- путешественница» | с.150-152 | | |
57 | В. М. Гаршин «Лягушка- путешественница» | с.152-154 | | |
58 | В. М. Гаршин «Лягушка- путешественница» | с.152-154 | | |
59 | Контрольная работа за первое полугодие. | | | |
60 | Обобщение по разделу «Литературные сказки» | с. 155 | | |
61 | КВН «Литературные сказки» | | | |
2 часть Были-небылицы (11ч) |
62 | М. Горький. «Случай с Евсейкой» | с. 6-9 | | |
63 | М. Горький. «Случай с Евсейкой» | с. 10-12 | | |
64 | К. Г. Паустовский. «Растрёпанный воробей» | с. 13-17 | | |
65 | К. Г. Паустовский. «Растрёпанный воробей» | с. 18-22 | | |
66 | К. Г. Паустовский. «Растрёпанный воробей». Обучение краткому пересказу | с. 22 | | |
67 | «Что побеждает?» (притча) | с. 23 | | |
68 | А. И. Куприн. «Слон» | с. 24-30 | | |
69 | А. И. Куприн. «Слон» | с. 31-35 | | |
70 | А. И. Куприн. «Слон» | с. 35 | | |
71 | Обобщение по разделу «Были-небылицы» | с. 36 | | |
72 | Викторина «Были-небылицы» | | | |
Поэтическая тетрадь (9ч) |
73 | С. Чёрный. «Воробей» | с. 38-41 | | |
74 | С. Чёрный. «Что ты тискаешь утёнка?» | с. 42 | | |
75 | С. Чёрный. «Слон» | с. 43 | | |
76 | А. А. Блок. «Сны» | с. 44-45 | | |
77 | А. А. Блок. «Ворона» | с. 46-47 | | |
79 | С. А. Есенин. «Черёмуха». | с. 50-51 наизусть | | |
80 | С. А. Есенин. «Черёмуха». | с. 51 | | |
81 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». | с. 52 | | |
82 | Словесное рисование «Поэтическая тетрадь. Цветущая черёмуха». | | | |
Люби живое (15 ч) |
83 | М. М. Пришвин. «Моя Родина» | с. 48-49 | | |
84 | И. С. Соколов-Микитов. «Листопадничек» | с. 56-61 | | |
85 | И. С. Соколов-Микитов. «Листопадничек» | с. 62 | | |
86 | В. И. Белов. «Малька провинилась» | с. 63-64 | | |
87 | В. И. Белов. «Ещё про Мальку» | с. 65-66 | | |
88 | В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится...» | с. 67-69 | | |
89 | В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится...» | с. 67-69 | | |
90 | Произведения В. Ю. Драгунского. | | | |
91 | В. П. Астафьев. «Капалуха» | с. 70-72 | | |
92 | Б. С. Житков. «Про обезьянку» | с. 73-78 | | |
93 | Б. С. Житков. «Про обезьянку» | с. 79-83 | | |
94 | Б. С. Житков. «Про обезьянку» | с. 84 | | |
95 | Произведения В. Бианки. | | | |
96 | Обобщение по разделу «Люби живое» | с. 85-86 | | |
97 | Проверочная работа «О героях, запомнившихся произведений» | | | |
Поэтическая тетрадь ( 12 ч) |
98 | С. Я. Маршак. «Гроза днём» | с. 88-90 | | |
99 | С. Я. Маршак. «В лесу над росистой поляной...» | с. 91 | | |
100 | А. Л. Барто. «Разлука» | с. 92-93 | | |
101 | А. Л. Барто. «В театре» | с. 94-95 | | |
102 | С. В. Михалков. «Если» | с. 96-97 | | |
103 | Поговорим о самом главном. М. Дружинина «Мамочка-мамуля!». | с. 98 | | |
104 | Поговорим о самом главном. Т. Бокова «Родина-слово большое, большое!» | с. 99 | | |
105 | Е. А. Благинина. «Кукушка» | с. 100 | | |
106 | Е. А. Благинина. «Котёнок» | с. 101 | | |
107 | Проект №2 «В мире детской поэзии» | с. 102-103 | | |
108 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». | с. 104 | | |
109 | Творческая работа «Я сочиняю своё стихотворение» | | | |
Собирай по ягодке — наберёшь кузовок (12 ч) |
110 | Б. В. Шергин. «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок» | с. 108-111 | | |
111 | М. М. Зощенко. «Золотые слова» | с. 112-119 | | |
112 | М. М. Зощенко. «Золотые слова» | с. 119 | | |
113 | М. М. Зощенко. «Великие путешественники » | с. 120-127 | | |
114 | М. М. Зощенко. «Великие путешественники » | с. 128 | | |
115 | Н. Н. Носов. «Федина задача» | с. 129-132 | | |
116 | Поговорим о самом главном. А. П. Платонов. «Цветок на земле» | с. 133-138 | | |
111 | Поговорим о самом главном. А. П. Платонов. «Цветок на земле» | с. 138-139 | | |
112 | Н. Н. Носов. «Телефон» | с. 140-142 | | |
113 | Страницами произведений Н. Носова. | | | |
114 | Обобщение по разделу «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок» | с. 142 | | |
115 | КВН «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок» | | | |
Зарубежная литература (8 ч) |
116 | Контрольная работа в рамках промежуточной аттестации | | | |
117 | Г.-Х. Андерсен. «Гадкий утёнок» | с. 146-150 | | |
118 | Г.-Х. Андерсен. «Гадкий утёнок» | с. 150-155 | | |
119 | Г.-Х. Андерсен. «Гадкий утёнок» | с. 155 | | |
120 | Г.-Х. Андерсен. «Гадкий утёнок» | с. 145 | | |
121 | По сказкам Г.-Х. Андерсена. | | | |
122 | По сказкам В. и Я. Гримм. | | | |
123 | По сказкам Ш. Перро. | | | |
124 | Обобщение по разделу «Зарубежная литература». | | | |
125 | Творческая работа «Создание своего рисунка к сказке» | | | |
| Резерв ( 11 ч) | | | |
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА КОНТРОЛЯ УУД
Проекты | Контрольная работа |
I | II | год | I | II | год |
1 | 1 | 2 | 3 | 1 | 4 |
5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ)
ЛИЧНОСТНЫЕ
Учащиеся научатся:
- понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;
- с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;
- самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать, создавать собственные высказывания и произведения о Родине.
Учащиеся получат возможность научиться:
-понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;
- собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложе ния (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);
- составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;
- принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
Учащиеся научатся:
- формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;
- читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);
- составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;
- выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;
- оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);
- определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;
- фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?»); l анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?»);
- фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;
- предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;
- осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
Учащиеся получат возможность научиться:
- формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;
- формулировать свои задачи урока в соответствии с темой урока и индивидуальными учебными потребностями и интересами;
- читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);
- осмысливать коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;
- принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;
- выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока. Если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;
- оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;
- определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно (Что я уже знаю по данной теме? Что я уже умею?), связывать с индивидуальной учебной задачей;
- фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?», накопительной системы баллов); - анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?», накопительной системы баллов);
- фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений»;
- записывать варианты устранения причин неудач, намечать краткий план действий по их устранению;
- предлагать свои варианты позитивных установок или способов успешного достижения цели из собственного опыта, делиться со сверстниками.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
Учащиеся научатся:
- определять информацию на основе различных художественных объектов, например, литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;
- анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;
- сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
- находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах;
- самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения;
- понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.); понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;
- проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
- предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;
- определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;
- создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7—8 предложений;
- сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и различия;
- соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника; самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных произведений.
Учащиеся получат возможность научиться:
- находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;
- анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;
- находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать их в своих творческих работах;
- сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;
- сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;
- находить пословицы и поговорки с целью озаглавливания темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;
- сравнивать мотивы героев поступков из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
- создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9—10 предложений;
- понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;
- проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий;
- предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;
- определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
Учащиеся научатся:
- высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
- понимать цель своего высказывания;
- пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
- участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;
- создавать 3—4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
- проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;
- объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;
- отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения; l опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий; l формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;
- определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям;
- определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм;
- руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения;
- объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений;
- находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);
- готовить небольшую презентацию (6—7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.);
- озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.
Учащиеся получат возможность научиться:
- высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
- формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.; l пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;
- участвовать в диалоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;
- создавать 5—10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
- способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога ;
- демонстрировать образец правильного ведения диалога;
- предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;
- определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;
- использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;
- отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;
- определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре),
- искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;
- обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;
- находить различные источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели; представлять информацию разными способами;
- самостоятельно готовить презентацию из 9—10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;
- использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;
- озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.
ПРЕДМЕТНЫЕ
ВИДЫ РЕЧЕВОЙ И ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учащиеся научатся:
- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
- осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, выборочное, изучающее, поисковое) в зависимости от цели чтения;
- понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
- употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;
- наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;
- рассуждать о категориях добро и зло, красиво и некрасиво, употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций;
- пользоваться элементарными приёмами анализа текста; составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу;
- самостоятельно читать произведение, понимать главную мысль; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
- задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
- делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
- находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о них;
- пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
- выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;
- пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия).
Ориентировочные показатели по темпу чтения:
3 класс – 45-75 слов в минуту в конце первого полугодия,
60-90 слов в минуту в конце второго полугодия