СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ для 3 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ для 3 класса»


АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СМОЛЕНСКА

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 9» города Смоленска

(МБОУ «СШ № 9»)



Рассмотрено Утверждаю

на заседании педагогического совета И.О.директора

Протокол № 1 от 31.08.2021г Е.С.Емельянова

Приказ № 117- ОД

от 31.08.2021г










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ


для 3 А класса



Рожковой Аллы Александровны,


учителя высшей квалификационной категории













2021

  1. пояснительная записка


Программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, завершённой предметной линии учебников «Литературное чтение», авт. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., Виноградская Л.А., Бойкина М.В, (УМК «Школа России»).

  • Л.Ф. Климанова, Литературное чтение: учебник для 3 класса: в 2 частях - М.: Просвещение, 2012

Курс литературного чтения направлен на достижение следу­ющих целей и задач:

— овладение осознанным, правильным, беглым и вырази­тельным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными ви­дами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формиро­вание читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художе­ственных произведений; формирование эстетического отноше­ния к слову и умения понимать художественное произведение;

— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нрав­ственных представлений о добре, дружбе, правде и ответствен­ности; воспитание интереса и уважения к отечественной куль­туре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Литературное чтение как учебный предмет в начальной шко­ле имеет большое значение в решении задач не только обуче­ния, но и воспитания.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художе­ственными произведениями, духовно-нравственное и эстети­ческое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценно­стям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими прин­ципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является фор­мирование навыка чтения и других видов речевой деятельно­сти учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окру­жающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повыша­ется уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различ­ными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, спра­вочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами рабо­ты с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащих­ся к чтению художественных произведений. Внимание начи­нающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.


  1. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА


Название разделов и тем

Количество часов для изучения

Содержание учебного материала, практические работы

Формы контроля

Устное народное творчество





17

Книга как источник необходимых знаний. Рукописные книги Древней Руси.

Устное народное творчество.

Русские народные песни

Докучные сказки

Сказка «Сестрица Алёнуш­ка и братец Иванушка»

Сказка «Иван-царевич и серый волк»

Стартовая контрольная работы

Сказка «Сивка-бурка»

Художники – иллюстраторы

В. Васнецов и И. Билибин

В гостях у русской народной сказки.

Проект № 1«Сочиняем волшебную сказку»











Стартовая контрольная работа

Тест

Поэтическая тетрадь


9

Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза»

Ф. И. Тютчев. «Листья»

А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...»,

И. С. Никитин «Встреча зимы»

И. 3. Суриков «Детство»

И. 3. Суриков «Зима»

Н. А. Некрасов «Не ветер бушует над бором ...»


Великие русские писатели


22

А. С. Пушкин — великий русский писатель.

А. С. Пушкин. Отрыв­ки из романа «Евгений Онегин»

А. С. Пушкин. «Зимнее утро»

А. С. Пушкин. «Зимний вечер»

А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане …»,

Страницами сказок А. С. Пушина.

И. А. Крылов — великий баснописец.

И. А. Крылов. Басня «Мар­тышка и Очки»

И. А. Крылов. Басня «Во­рона и Лисица»

М. Ю. Лермонтов — выда­ющийся русский поэт.

М. Ю. Лермонтов. «Утёс», «Горные вершины», «На севере ди­ком...».


Л. Н. Толстой — великий русский писатель. «Дет­ство» Л. Н. Толстого

Л. Н. Толстой. «Какая бы­вает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»

Л. Н. Толстой. «Акула»

Л. Н. Толстой. «Прыжок»

Контрольная работа (тест) по разделу «Великие русские писатели»



























Тест

Литературные сказки


13

Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Алёнушкины сказки». Присказка

Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго Зай­ца — Длинные Уши, Ко­сые Глаза, Короткий Хвост»

В гостях у сказок Д. Н. Мамина-Сибиряка.

В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович»

В. М. Гаршин. «Лягушка-путешественница »

Контрольная работа за 1 полугодие





Были-небылицы


11

М. Горький. «Случай с Евсейкой»

К. Г. Паустовский. «Рас­трёпанный воробей»

Р/ р Обучение краткому пересказу

«Что побеждает?» (притча)

А. И. Куприн. «Слон»





Поэтическая тетрадь


9

С. Чёрный. «Воробей»

С. Чёрный. «Что ты тиска­ешь утёнка?»

С. Чёрный. «Слон»

А. А. Блок. «Сны»

А. А. Блок. «Ворона»

С. А. Есенин. «Черёмуха».





Люби живое


15

М. М. Пришвин. «Моя Ро­дина»

И. С. Соколов-Микитов. «Листопадничек»

В. И. Белов. «Малька про­винилась»

В. И. Белов. «Ещё про Мальку»

В. Ю. Драгунский.

«Он живой и светится...»

Произведения В. Ю. Драгунского.

В. П. Астафьев. «Капалуха»

Б. С. Житков. «Про обе­зьянку»

Произведения В. Бианки.






Тест

Поэтическая тетрадь


12

С. Я. Маршак. «Гроза днём»

С. Я. Маршак. «В лесу над росистой поляной...»

А. Л. Барто. «Разлука»

А. Л. Барто. «В театре»

С. В. Михалков. «Если»

Поговорим о самом главном. М. Дружинина «Мамочка-мамуля!».


Е. А. Благинина. «Кукуш­ка», «Котёнок»








Собирай по ягодке — наберешь кузовок


12

Б. В. Шергин. «Собирай по ягодке — наберёшь кузо­вок»

А. П. Платонов. «Цветок

на земле»

А. П. Платонов. «Ещё ма­ма».

Р/р Выбороч­ный пересказ эпизодов

М. М. Зощенко. «Золотые слова»

Р/р за­мена диалогов косвенной речью

М. М. Зощенко. «Великие путешественники »

Н. Н. Носов. «Федина задача»

Н. Н. Носов. «Телефон»







Тест

По страницам детских журналов


8

По страницам детских журналов. Вы­ставка детской периодики

Л. А. Кассиль. «Отметки Риммы Лебедевой»

Ю. И. Ермолаев. «Прогово­рился»

Ю. И. Ермолаев. «Воспита­тели»

Г. Б. Остер «Вредные со­веты»,

Г. Б. Остер «Как получаются легенды »

Р.С. Сеф «Веселые стихи»







Зарубежная литература


8

Контрольная работа в рамках промежуточной аттестации

Древнегреческий миф «Храбрый Персей»

Древнегреческий миф

Г.-Х. Андерсен. «Гадкий утёнок»

Контрольная работа в рамках промежуточной аттестации




  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Название тема

Количество часов

Резерв

1

Устное народное творчество

17


2

Поэтическая тетрадь

9


3

Великие русские писатели

22


4

Литературные сказки

13


5

Были-небылицы

11


6

Поэтическая тетрадь

9


7

Люби живое

15


8

Поэтическая тетрадь

12


11

Собирай по ягодке – наберешь кузовок

12


12

По страницам детских журналов

8


13

Зарубежная литература

8



ИТОГО:

136



  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по литературному чтению

в 3 классе

( количество часов: в год – 136 ч; в неделю – 4 ч)


урока

Тема

Планируемое

домашнее задание

Дата

Корректи

ровка

КТП

Устное народное творчество (17 ч)

1

Книга как источник необходимых знаний. Рукописные книги Древней Руси.




2

Устное народное творчество.

с. 3-5



3

Русские народные песни

с. 6-7



4

Докучные сказки.

с. 8-9



5

Сказка «Сестрица Алёнуш­ка и братец Иванушка»

с. 10-14



6

Сказка «Сестрица Алёнуш­ка и братец Иванушка»

с. 14



7

Сказка «Иван-царевич и серый волк»

с. 15-18



8

Сказка «Иван-царевич и серый волк»

с. 18-23



9

Сказка «Иван-царевич и серый волк»

с. 23



10

Стартовая контрольная работа




11

Сказка «Сивка-бурка»

Художники – иллюстраторы

В. Васнецов и И. Билибин

с. 25-28




12

Сказка «Сивка-бурка»

с. 28-32



13

Сказка «Сивка-бурка»

с. 32-33



14

В гостях у русской народной сказки.




15

Проект № 1

«Сочиняем волшебную сказку»

с.40



16

Обобщение по разделу

«Устное народное творчество»

с. 34-39



17

Инсценирование произведения из раздела «Устное народное творчество»




Поэтическая тетрадь (9 ч)

18

Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза»




19

Ф. И. Тютчев. «Листья».

с. 42-44



20

А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...»,

с. 45




21

И. С. Никитин «Встреча зимы»

с. 46-47



22

И. 3. Суриков «Детство»

с. 48-49




23

И. 3. Суриков «Зима»

с. 50-51



24

Н. А. Некрасов «Не ветер бушует над бором ...»

с.52-53



25

Обобщение по разделу

«Поэтическая тетрадь»

с. 54-56



26

Викторина «Поэтическая тетрадь»




Великие русские писатели (22 ч)

27

А. С. Пушкин — великий русский писатель.

с. 58-63




28

А. С. Пушкин. Отрыв­ки из романа «Евгений Онегин»

с. 64-65



29

А. С. Пушкин. «Зимнее утро»

с. 66-67



30

А. С. Пушкин. «Зимний вечер»

с. 68-69



31

А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане …»

с. 70-80, отрывок наизусть



32

А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане …»

с. 80-90




33

А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане …»,

с. 90-101




34

А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане …»

с. 102-103




35

Страницами сказок А. С. Пушкина.




36

И. А. Крылов — великий баснописец.

с. 104-107



37

И. А. Крылов. Басня «Мар­тышка и Очки»

с.108-109



38

И. А. Крылов. Басня «Во­рона и Лисица»

с. 110-111



39

М. Ю. Лермонтов — выда­ющийся русский поэт.

с. 112-114



40

М. Ю. Лермонтов. «Утёс», «Горные вершины», «На севере ди­ком...».

с. 115-117, наизусть по выбору



41

Л. Н. Толстой — великий русский писатель. «Дет­ство» Л. Н. Толстого

с. 118-121



42

Л. Н. Толстой. «Какая бы­вает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»

с. 122-123



43

Л. Н. Толстой. «Акула»

с.124-125



44

Л. Н. Толстой. «Акула»

с.126



45

Л. Н. Толстой. «Прыжок»

с. 127-129



46

Л. Н. Толстой. «Прыжок»

с. 127-129



47

Обобщение по разделу

«Великие русские писатели»

с. 130-132



48

Контрольная работа (тест) по разделу «Великие русские писатели»




Литературные сказки (13 ч)

49

Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Алёнушкины сказки». Присказка

с.134-135



50

Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго Зай­ца — Длинные Уши, Ко­сые Глаза, Короткий Хвост»

с. 136-139



51

Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго Зай­ца — Длинные Уши, Ко­сые Глаза, Короткий Хвост»

с.139



52

В гостях у сказок Д. Н. Мамина-Сибиряка.




53

В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович»

с. 140-144



54

В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович»

с. 145-148



55

В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович»

с.148-149



56

В. М. Гаршин «Лягушка- путешественница»

с.150-152



57

В. М. Гаршин «Лягушка- путешественница»

с.152-154



58

В. М. Гаршин «Лягушка- путешественница»

с.152-154



59

Контрольная работа за первое полугодие.




60

Обобщение по разделу

«Литературные сказки»

с. 155



61

КВН «Литературные сказки»




2 часть

Были-небылицы (11ч)

62

М. Горький. «Случай с Евсейкой»

с. 6-9



63

М. Горький. «Случай с Евсейкой»

с. 10-12



64

К. Г. Паустовский. «Рас­трёпанный воробей»

с. 13-17



65

К. Г. Паустовский. «Рас­трёпанный воробей»

с. 18-22



66

К. Г. Паустовский. «Рас­трёпанный воробей». Обучение краткому пересказу

с. 22



67

«Что побеждает?» (притча)

с. 23



68

А. И. Куприн. «Слон»

с. 24-30



69

А. И. Куприн. «Слон»

с. 31-35



70

А. И. Куприн. «Слон»

с. 35



71

Обобщение по разделу «Были-небылицы»

с. 36



72

Викторина «Были-небылицы»




Поэтическая тетрадь (9ч)

73

С. Чёрный. «Воробей»

с. 38-41



74

С. Чёрный. «Что ты тиска­ешь утёнка?»

с. 42



75

С. Чёрный. «Слон»

с. 43



76

А. А. Блок. «Сны»

с. 44-45



77

А. А. Блок. «Ворона»

с. 46-47



79

С. А. Есенин. «Черёмуха».


с. 50-51

наизусть



80

С. А. Есенин. «Черёмуха».

с. 51



81

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».

с. 52



82

Словесное рисование «Поэтическая тетрадь. Цветущая черёмуха».




Люби живое (15 ч)

83

М. М. Пришвин. «Моя Ро­дина»

с. 48-49



84

И. С. Соколов-Микитов. «Листопадничек»

с. 56-61



85

И. С. Соколов-Микитов. «Листопадничек»

с. 62



86

В. И. Белов. «Малька про­винилась»

с. 63-64



87

В. И. Белов. «Ещё про Мальку»

с. 65-66



88

В. Ю. Драгунский.

«Он живой и светится...»

с. 67-69



89

В. Ю. Драгунский.

«Он живой и светится...»

с. 67-69



90

Произведения В. Ю. Драгунского.




91

В. П. Астафьев. «Капалуха»

с. 70-72



92

Б. С. Житков. «Про обе­зьянку»

с. 73-78



93

Б. С. Житков. «Про обе­зьянку»

с. 79-83



94

Б. С. Житков. «Про обе­зьянку»

с. 84



95

Произведения В. Бианки.




96

Обобщение по разделу «Люби живое»

с. 85-86



97

Проверочная работа «О героях, запомнившихся произведений»




Поэтическая тетрадь ( 12 ч)

98

С. Я. Маршак. «Гроза днём»

с. 88-90



99

С. Я. Маршак. «В лесу над росистой поляной...»

с. 91



100

А. Л. Барто. «Разлука»

с. 92-93



101

А. Л. Барто. «В театре»

с. 94-95



102

С. В. Михалков. «Если»

с. 96-97



103

Поговорим о самом главном. М. Дружинина «Мамочка-мамуля!».

с. 98



104

Поговорим о самом главном. Т. Бокова «Родина-слово большое, большое!»

с. 99



105

Е. А. Благинина. «Кукуш­ка»

с. 100



106

Е. А. Благинина. «Котёнок»

с. 101



107

Проект №2 «В мире детской поэзии»

с. 102-103



108

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».

с. 104



109

Творческая работа «Я сочиняю своё стихотворение»




Собирай по ягодке — наберёшь кузовок (12 ч)

110

Б. В. Шергин. «Собирай по ягодке — наберёшь кузо­вок»

с. 108-111



111

М. М. Зощенко. «Золотые слова»

с. 112-119



112

М. М. Зощенко. «Золотые слова»

с. 119



113

М. М. Зощенко. «Великие путешественники »

с. 120-127



114

М. М. Зощенко. «Великие путешественники »

с. 128



115

Н. Н. Носов. «Федина задача»

с. 129-132



116

Поговорим о самом главном. А. П. Платонов. «Цветок

на земле»

с. 133-138



111

Поговорим о самом главном. А. П. Платонов. «Цветок

на земле»

с. 138-139



112

Н. Н. Носов. «Телефон»


с. 140-142



113

Страницами произведений Н. Носова.




114

Обобщение по разделу «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок»

с. 142



115

КВН «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок»




Зарубежная литература (8 ч)

116

Контрольная работа в рамках промежуточной аттестации




117

Г.-Х. Андерсен. «Гадкий утёнок»

с. 146-150



118

Г.-Х. Андерсен. «Гадкий утёнок»

с. 150-155



119

Г.-Х. Андерсен. «Гадкий утёнок»

с. 155



120

Г.-Х. Андерсен. «Гадкий утёнок»

с. 145



121

По сказкам Г.-Х. Андерсена.




122

По сказкам В. и Я. Гримм.




123

По сказкам Ш. Перро.




124

Обобщение по разделу «Зарубежная литература».




125

Творческая работа «Создание своего рисунка к сказке»





Резерв ( 11 ч)








СВОДНАЯ ТАБЛИЦА КОНТРОЛЯ УУД


Проекты

Контрольная работа

I

II

год

I

II

год

1

1

2

3

1

4









5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ)

ЛИЧНОСТНЫЕ

Учащиеся научатся:

- понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;

- с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;

- самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать, создавать собственные высказывания и произведения о Родине.

Учащиеся получат возможность научиться:

-понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;

- собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложе ния (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);

- составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;

- принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

Учащиеся научатся:

- формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;

- читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);

- составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;

- выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;

- оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);

- определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;

- фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?»); l анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?»);

- фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;

- предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;

- осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

Учащиеся получат возможность научиться:

- формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;

- формулировать свои задачи урока в соответствии с темой урока и индивидуальными учебными потребностями и интересами;

- читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);

- осмысливать коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;

- принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;

- выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока. Если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;

- оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;

- определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно (Что я уже знаю по данной теме? Что я уже умею?), связывать с индивидуальной учебной задачей;

- фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?», накопительной системы баллов); - анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?», накопительной системы баллов);

- фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений»;

- записывать варианты устранения причин неудач, намечать краткий план действий по их устранению;

- предлагать свои варианты позитивных установок или способов успешного достижения цели из собственного опыта, делиться со сверстниками.


ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

Учащиеся научатся:

- определять информацию на основе различных художественных объектов, например, литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;

- анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;

- сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;

- находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах;

- самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения;

- понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.); понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;

- проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;

- предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;

- определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;

- создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7—8 предложений;

- сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и различия;

- соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника; самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных произведений.

Учащиеся получат возможность научиться:

- находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;

- анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;

- находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать их в своих творческих работах;

- сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;

- сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;

- находить пословицы и поговорки с целью озаглавливания темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;

- сравнивать мотивы героев поступков из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;

- создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9—10 предложений;

- понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;

- проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий;

- предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;

- определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.


КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

Учащиеся научатся:

- высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

- понимать цель своего высказывания;

- пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;

- участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;

- создавать 3—4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

- проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;

- объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;

- отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения; l опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий; l формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;

- определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям;

- определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм;

- руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения;

- объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений;

- находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);

- готовить небольшую презентацию (6—7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.);

- озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.

Учащиеся получат возможность научиться:

- высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

- формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.; l пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;

- участвовать в диалоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;

- создавать 5—10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

- способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога ;

- демонстрировать образец правильного ведения диалога;

- предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;

- определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;

- использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;

- отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;

- определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре),

- искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;

- обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;

- находить различные источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели; представлять информацию разными способами;

- самостоятельно готовить презентацию из 9—10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;

- использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;

- озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.


ПРЕДМЕТНЫЕ

ВИДЫ РЕЧЕВОЙ И ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учащиеся научатся:

- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

- осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, выборочное, изучающее, поисковое) в зависимости от цели чтения;

- понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;

- употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;

- наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;

- рассуждать о категориях добро и зло, красиво и некрасиво, употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций;

- пользоваться элементарными приёмами анализа текста; составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу;

- самостоятельно читать произведение, понимать главную мысль; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;

- задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;

- делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;

- находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о них;

- пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.

Учащиеся получат возможность научиться:

- понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;

- выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);

- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;

- пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия).

Ориентировочные показатели по темпу чтения:

3 класс – 45-75 слов в минуту в конце первого полугодия,

60-90 слов в минуту в конце второго полугодия