РП математика 4 класс МКОУ СОШ № 7
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предмета «Математика» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по математике для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов М.И. Моро, Ю.М. Колягина, М.А. Байтовой, Г.В. Бельтюковой, СИ. Волковой, СВ. Степановой «Математика. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»).
Данная рабочая программа учебного предмета «Математика» для учащихся 4 класса общеобразовательного учреждения разработана на основе:
нормативных документов
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом №373 Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г.
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе на 2019-2020 учебный год;
Основной общеобразовательной программы МКОУ СОШ № 7;
Примерной программы по учебным предметам «Начальная школа» в 2Ч. – М.: Просвещение, 2011г;
На основе авторской программы М.И.Моро, Ю.М.Колягиной, М.А.Бантовой «Математика».
Для реализации программного содержания используется учебное пособие:
Учебники
1. Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика: Учебник: 4 класс: В 2 ч.: Ч.1.
2. Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика: Учебник: 4 класс: В 2 ч.: Ч.2.
Рабочие тетради
1. Моро М.И., Волкова С.И. Математика: Рабочая тетрадь: 4 класс: В 2 ч.: Ч.1.
2. Моро М.И., Волкова С.И. Математика: Рабочая тетрадь: 4 класс: В 2 ч.: Ч.2.
Проверочные работы
1. Волкова С.И. Математика: Проверочные работы: 4 класс.
Методические пособия для учителя
1. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Степанова С.В. Математика: Методическое пособие: 4 класс.
Электронные учебные пособия:
Электронное приложение к учебнику «Математика», 4 класс
(Диск CD-ROM), авторы С.И Волкова, М.К. Антошин, Н.В. Сафонова.
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующей цели:
формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.); стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие задачи:
- создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;
- сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;
- обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
- сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
- сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
- сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;
выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. В рабочей программе дается распределение учебных часов по разделам курса. Согласно базисному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений РФ всего на изучение математики в 4 классе выделяется 4 ч в неделю, (34 учебные недели), 136 часов в год.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
Целостное восприятие окружающего мира.
Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты
Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
№ п\п | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Числа от 1 до 100. Повторение | 13 |
2 | Числа, которые больше 1000 Нумерация | 11 |
3 | Числа, которые больше 1000. Величины | 18 |
4 | Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание | 11 |
5 | Числа, которые больше 1000. Умножение и деление | 51 |
6 | Числа, которые больше 1000. Умножение и деление(продолжение) | 20 |
7 | Числа, которые больше 1000. Итоговое повторение | 12 |
| ИТОГО | 136 |
Количество итоговых контрольных работ
| Контрольная работа | Математический диктант |
1 чет. | 2 | 2 |
2 чет. | 1 | 1 |
3 чет. | 2 | 1 |
4 чет. | 1 + РПР+ ПА | 1 |
ИТОГО | 7+ПА | |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема раздела/ урока | Кол-во часов | Дата | | |
план. | факт. |
| I полугодие – 64 часа | | | |
| Числа от 1 до 100. Повторение (13ч) | | | |
1 | Повторение. Нумерация. | 1 | 01.09.20 | |
2 | Четыре арифметических действия. | 1 | 02.09.20 | |
3 | Четыре арифметических действия. | 1 | 03.09.20 | |
4 | Четыре арифметических действия. | 1 | 07.09.20 | |
5 | Четыре арифметических действия. | 1 | 08.09.20 | |
6 | Четыре арифметических действия. | 1 | 09.09.20 | |
7 | Четыре арифметических действия. | 1 | 10.09.20 | |
8 | Входная контрольная работа № 1 . | 1 | 14.09.20 | |
9 | Работа над ошибками. Четыре арифметических действия. | 1 | 15.09.20 | |
10 | Четыре арифметических действия. | 1 | 16.09.20 | |
11 | Четыре арифметических действия. | 1 | 17.09.20 | |
12 | Чтение и составление столбчатых диаграмм. | 1 | 21.09.20 | |
13 | Математический диктант № 1. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 1 | 22.09.20 | |
| Числа, которые больше 1000. Нумерация (11 ч) | | | |
14 | Новая счётная единица - тысяча. Класс единиц и класс тысяч. | 1 | 23.09.20 | |
15 | Чтение и запись многозначных чисел. | 1 | 24.09.20 | |
16 | Чтение и запись многозначных чисел. | 1 | 28.09.20 | |
17 | Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. | 1 | 29.09.20 | |
18 | Сравнение многозначных чисел. | 1 | 30.09.20 | |
19 | Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз. | 1 | 01.10.20 | |
20 | Выделение в числе общего количества единиц определенного разряда в данном числе. | 1 | 05.10.20 | |
21 | Класс миллионов и класс миллиардов. | 1 | 06.10.20 | |
22 | Страницы для любознательных Наши проекты «Математика вокруг нас» | 1 | 07.10.20 | |
23 | Закрепление по теме «Нумерация многозначных чисел» | 1 | 08.10.20 | |
24 | Математический диктант № 2. Закрепление по теме «Нумерация многозначных чисел» | 1 | 12.10.20 | |
| Числа, которые больше 1000. Величины (18 ч) | | | |
25 | Единицы длины. Километр | 1 | 13.10.20 | |
26 | Таблица единиц длины | 1 | 14.10.20 | |
27 | Контрольная работа № 2 за 1 четверть | 1 | 15.10.20 | |
28 | Работа над ошибками. Единицы площади. Квадратный километр, квадратный миллиметр | 1 | 19.10.20 | |
29 | Таблица единиц площади | 1 | 20.10.20 | |
30 | Измерение площади с помощью палетки | 1 | 21.10.20 | |
31 | Масса. Единицы массы. Тонна, центнер. Таблица единиц массы | 1 | 22.10.20 | |
32 | Масса. Единицы массы. Тонна, центнер. Таблица единиц массы | 1 | 26.10.20 | |
33 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 1 | 27.10.20 | |
34 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 1 | 28.10.20 | |
35 | Время. Единицы времени: секунда, век. Таблица единиц времени | 1 | 29.10.20 | |
36 | Время. Единицы времени: секунда, век. Таблица единиц времени | 1 | 09.11.20 | |
37 | Время. Единицы времени: секунда, век. Таблица единиц времени | 1 | 10.11.20 | |
38 | Задачи на нахождение начала, продолжительности и конца событий | 1 | 11.11.20 | |
39 | Задачи на нахождение начала, продолжительности и конца событий | 1 | 12.11.20 | |
40 | Математический диктант № 3. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 1 | 16.11.20 | |
41 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 1 | 17.11.20 | |
42 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Проверим себя и оценим свои достижения | 1 | 18.11.20 | |
| Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание (11 ч) | | | |
43 | Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел | 1 | 23.11.20 | |
44 | Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел | 1 | 24.11.20 | |
45 | Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел | 1 | 25.11.20 | |
46 | Сложение и вычитание значение величин | 1 | 26.11.20 | |
47 | Сложение и вычитание значение величин | 1 | 01.12.20 | |
48 | Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме | 1 | 02.12.20 | |
49 | Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме | 1 | 03.12.20 | |
50 | «Странички для любознательных»- задания творческого и поискового характера; логические задачи и задачи повышенного уровня сложности | 1 | 07.12.20 | |
51 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | 1 | 08.12.20 | |
52 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | 1 | 09.12.20 | |
53 | Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). Анализ результатов. | 1 | 10.12.20 | |
| Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (51 ч) | | | |
54 | Алгоритм письменного умножения многозначного числа на однозначное. | 1 | 14.12.20 | |
55 | Алгоритм письменного умножения многозначного числа на однозначное. | 1 | 15.12.20 | |
56 | Умножение чисел оканчивающихся нулями. | 1 | 16.12.20 | |
57 | Алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное. | 1 | 17.12.20 | |
58 | Алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное. | 1 | 21.12.20 | |
59 | Алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное. | 1 | 22.12.20 | |
60 | Контрольная работа № 3 по теме «Умножение и деление на однозначное число» | 1 | 23.12.20 | |
61 | Работа над ошибками. Решение текстовых задач | 1 | 24.12.20 | |
62 | Решение текстовых задач | 1 | 28.12.20 | |
63 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | 1 | 29.12.20 | |
64 | Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). Анализ результатов. | 1 | 30.12.20 | |
| II полугодие – 72 часа | | | |
65 | Скорость. Время. Расстояние. Единицы скорости. | 1 | 11.01.21 | |
66 | Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием. | 1 | 12.01.21 | |
67 | Решение задач с величинами; скорость время расстояние. | 1 | 13.01.21 | |
68 | Решение задач с величинами; скорость время расстояние. | 1 | 14.01.21 | |
69 | Умножение числа на произведение | 1 | 18.01.21 | |
70 | Умножение числа на произведение | 1 | 19.01.21 | |
71 | Устные приёмы умножения вида 18*20, 25*12. | 1 | 20.01.21 | |
72 | Устные приёмы умножения вида 18*20, 25*12. | 1 | 21.01.21 | |
73 | Устные приёмы умножения вида 18*20, 25*12. | 1 | 25.01.21 | |
74 | Письменные приёмы умножения на числа, оканчивающиеся нулями | 1 | 26.01.21 | |
75 | Письменные приёмы умножения на числа, оканчивающиеся нулями | 1 | 27.01.21 | |
76 | «Странички для любознательных»- задания творческого и поискового характера; логические задачи; задачи расчёты; математические игры. | 1 | 28.01.21 | |
77 | «Странички для любознательных»- задания творческого и поискового характера; логические задачи; задачи расчёты; математические игры. | 1 | 01.02.21 | |
78 | Контрольная работа № 4 по теме «Решение задач с величинами» | 1 | 02.02.21 | |
79 | Анализ выполненной работы. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | 1 | 08.02.21 | |
80 | Взаимная проверка знаний: «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху». Работа в паре по тесту «Верно? Неверно? | 1 | 09.02.21 | |
81 | Устные приёмы деления для случаев вида 600:20, 5600:800 | 1 | 10.02.21 | |
82 | Устные приёмы деления для случаев вида 600:20, 5600:800 | 1 | 11.02.21 | |
83 | Деление с остатком на 10, 100, 1000 | 1 | 15.02.21 | |
84 | Деление с остатком на 10, 100, 1000. | 1 | 16.02.21 | |
85 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | 1 | 17.02.21 | |
86 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | 1 | 18.02.21 | |
87 | Решение задач на одновременное встречное движение, на одновременное движение в противоположных направлениях | 1 | 22.02.21 | |
88 | Решение задач на одновременное встречное движение, на одновременное движение в противоположных направлениях | 1 | 24.02.21 | |
89 | Решение задач на одновременное встречное движение, на одновременное движение в противоположных направлениях | 1 | 25.02.21 | |
90 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | 1 | 01.03.21 | |
91 | Математический диктант № 4. Умножение числа на сумму | 1 | 02.03.21 | |
92 | Алгоритм письменного умножения многозначного числа на двузначное и трёхзначное число | 1 | 03.03.21 | |
93 | Алгоритм письменного умножения многозначного числа на двузначное и трёхзначное число | 1 | 04.03.21 | |
94 | Алгоритм письменного умножения многозначного числа на двузначное и трёхзначное число | 1 | 09.03.20 | |
95 | Алгоритм письменного умножения многозначного числа на двузначное и трёхзначное число | 1 | 10.03.21 | |
96 | Алгоритм письменного умножения многозначного числа на двузначное и трёхзначное число | 1 | 11.03.21 | |
97 | Алгоритм письменного умножения многозначного числа на двузначное и трёхзначное число | 1 | 15.03.21 | |
98 | Контрольная работа № 5 по теме «Умножение многозначного числа на трехзначное число» | 1 | 16.03.21 | |
99 | Анализ выполненной работы. Алгоритм письменного умножения многозначного числа на двузначное и трёхзначное число | 1 | 17.03.21 | |
100 | Алгоритм письменного умножения многозначного числа на двузначное и трёхзначное число | 1 | 18.03.21 | |
101 | Алгоритм письменного умножения многозначного числа на двузначное и трёхзначное число | 1 | 22.03.21 | |
102 | Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям | 1 | 29.03.21 | |
103 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | 1 | 30.03.21 | |
104 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | 1 | 31.03.21 | |
| Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (продолжение 20 ч) | | | |
105 | Алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное и трёхзначное число | 1 | 01.04.21 | |
106 | Алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное и трёхзначное число | 1 | 05.04.21 | |
107 | Алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное и трёхзначное число | 1 | 06.04.21 | |
108 | Математический диктант № 5. Алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное и трёхзначное число | 1 | 08.04.21 | |
109 | Алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное и трёхзначное число | 1 | 12.04.21 | |
110 | Алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное и трёхзначное число | 1 | 13.04.21 | |
111 | Алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное и трёхзначное число | 1 | 14.04.21 | |
112 | Региональная проверочная работа | 1 | 15.04.21 | |
113 | Алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное и трёхзначное число | 1 | 19.04.21 | |
114 | Алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное и трёхзначное число | 1 | 20.04.21 | |
115 | Проверка умножения делением и деления умножением | 1 | 21.04.21 | |
116 | Проверка умножения делением и деления умножением | 1 | 22.04.21 | |
117 | ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ В ФОРМЕ ТЕСТА | 1 | 26.04.21 | |
118 | Работа над ошибками. Проверка умножения делением и деления умножением | 1 | 27.04.21 | |
119 | Проверка умножения делением и деления умножением | 1 | 28.04.21 | |
120 | Контрольная работа № 6 по теме «Деление на трёхзначное число» | 1 | 29.04.21 | |
121 | Анализ выполненной работы. Куб. Пирамида. Шар. Распознавание и названия геометрических тел: куб, шар, пирамида | 1 | 03.05.21 | |
122 | Куб. Пирамида: вершины, грани, рёбра куба (пирамиды). | 1 | 04.05.21 | |
123 | Развёртка куба. Развёртка пирамиды. Изготовление моделей куба пирамиды. | 1 | 05.05.21 | |
124 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | 1 | 06.05.21 | |
| Числа, которые больше 1000. Итоговое повторение (12 ч) | | | |
125 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | 1 | 10.05.21 | |
126 | Нумерация | 1 | 11.05.21 | |
127 | Выражения и уравнения | 1 | 12.05.21 | |
128 | Арифметические действия: сложение и вычитание | 1 | 13.05.21 | |
129 | Арифметические действия: умножение и деление | 1 | 17.05.21 | |
130 | Правила о порядке выполнения действий | 1 | 18.05.21 | |
131 | Величины | 1 | 19.05.21 | |
132 | Геометрические фигуры | 1 | 20.05.21 | |
133 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 1 | 24.05.21 | |
134 | Задачи | 1 | 25.05.21 | |
135 | Распознавание и названия геометрических тел: куб, пирамида, шар. Изготовление моделей куба, пирамиды. | 1 | 26.05.21 | |
136 | Обобщающий урок –игра «В поисках клада» | 1 | 27.05.21 | |
10