СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по математике 5 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике 5 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 50»







«Рассмотрено»

Руководитель МО

__________ / Юргилевич Т.А./


«____»______________2022 г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР ____________ / Варыгина С.Ю./


«____»______________2022 г.


«Утверждаю»

Директор школы

__________ / Азбукина Е.Н./


«____»______________2022 г.












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по математике

5 класс

на 2022 – 2023 учебный год






Составил: учитель математики

Кузнецов Владислав Владимирович











г. Чита, 2022 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по математике на уровень основного общего образования для обучающихся 5-х классов разработана в соответствии с требованиями:

1. Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

3. Приказа Министерства просвещения РФ от 20.05.2020г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программа начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность».

4. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 23.12.2020 № 766 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254».

5. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

6. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

7. Концепции развития математического образования (распоряжение Правительства РФ от 24.12.2013 № 2506-р).

8. Примерной основной образовательной программой основного общего образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 1/22 от 18.03.2022г.).

9. Примерной рабочей программы воспитания для общеобразовательных организаций (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 23 июня 2022г. № 3/22).

Рабочая программа является неотъемлемой частью ООП ООО МБОУ «СОШ № 50».

В эпоху цифровой трансформации всех сфер человеческой деятельности невозможно стать образованным современным человеком без базовой математической подготовки. Уже в школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а после школы реальной необходимостью становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. Это обусловлено тем, что в наши дни растёт число профессий, связанных с непосредственным применением математики: и в сфере экономики, и в бизнесе, и в технологических областях, и даже в гуманитарных сферах. Таким образом, круг школьников, для которых математика может стать значимым предметом, расширяется.

Практическая полезность математики обусловлена тем, что её предметом являются фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и количественные отношения от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и прикладных идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять расчёты и составлять алгоритмы, находить и применять формулы, владеть практическими приёмами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков, жить в условиях неопределённости и понимать вероятностный характер случайных событий.

Одновременно с расширением сфер применения математики в современном обществе всё более важным становится математический стиль мышления, проявляющийся в определённых умственных навыках. В процессе изучения математики в арсенал приёмов и методов мышления человека естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений, правила их конструирования раскрывают механизм логических построений, способствуют выработке умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике и в формировании алгоритмической компоненты мышления и воспитании умений действовать по заданным алгоритмам, совершенствовать известные и конструировать новые. В процессе решения задач – основой учебной деятельности на уроках математики – развиваются также творческая и прикладная стороны мышления.

Обучение математике даёт возможность развивать у обучающихся точную, рациональную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые, символические, графические средства для выражения суждений и наглядного их представления.

Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, представление о предмете и методах математики, их отличий от методов других естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач. Таким образом, математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека.

Изучение математики также способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.


Цели изучения учебного курса

Приоритетными целями обучения математике в 5 – 6 классах являются:

  • продолжение формирования основных математических понятий (число, величина, геометрическая фигура), обеспечивающих преемственность и перспективность математического образования обучающихся;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, познавательной активности, исследовательских умений, интереса к изучению математики;

  • подведение обучающихся на доступном для них уровне к осознанию взаимосвязи математики и окружающего мира;

  • формирование функциональной математической грамотности: умения распознавать математические объекты в реальных жизненных ситуациях, применять освоенные умения для решения практико-ориентированных задач, интерпретировать полученные результаты и оценивать их на соответствие практической ситуации.

Основные линии содержания курса математики в 5 – 6 классах –арифметическая и геометрическая, которые развиваются параллельно, каждая в соответствии с собственной логикой, однако, не независимо одна от другой, а в тесном контакте и взаимодействии. Также в курсе происходит знакомство с элементами алгебры и описательной статистики.

Изучение арифметического материала начинается со систематизации и развития знаний о натуральных числах, полученных в начальной школе. При этом совершенствование вычислительной техники и формирование новых теоретических знаний сочетается с развитием вычислительной культуры, в частности с обучением простейшим приёмам прикидки и оценки результатов вычислений. Изучение натуральных чисел продолжается в 6 классе знакомством с начальными понятиями теории делимости.

Другой крупный блок в содержании арифметической линии – это дроби. Начало изучения обыкновенных и десятичных дробей отнесено к 5 классу. Это первый этап в освоении дробей, когда происходит знакомство с основными идеями, понятиями темы. При этом рассмотрение обыкновенных дробей в полном объёме предшествует изучению десятичных дробей, что целесообразно с точки зрения логики изложения числовой линии, когда правила действий с десятичными дробями можно обосновать уже известными алгоритмами выполнения действий с обыкновенными дробями. Знакомство с десятичными дробями расширит возможности для понимания обучающимися прикладного применения новой записи при изучении других предметов и при практическом использовании. К 6 классу отнесён второй этап в изучении дробей, где происходит совершенствование навыков сравнения и преобразования дробей, освоение новых вычислительных алгоритмов, оттачивание техники вычислений, в том числе значений выражений, содержащих и обыкновенные, и десятичные дроби, установление связей между ними, рассмотрение приёмов решения задач на дроби. В начале 6 класса происходит знакомство с понятием процента.

Особенностью изучения положительных и отрицательных чисел является то, что они также могут рассматриваться в несколько этапов. В 6 классе в начале изучения темы «Положительные и отрицательные числа» выделяется подтема «Целые числа», в рамках которой знакомство с отрицательными числами и действиями с положительными и отрицательными числами происходит на основе содержательного подхода. Это позволяет на доступном уровне познакомить учащихся практически со всеми основными понятиями темы, в том числе и с правилами знаков при выполнении арифметических действий. Изучение рациональных чисел на этом не закончится, а будет продолжено в курсе алгебры 7 класса, что станет следующим проходом всех принципиальных вопросов, тем самым разделение трудностей облегчает восприятие материала, а распределение во времени способствует прочности приобретаемых навыков.

При обучении решению текстовых задач в 5 – 6 классах используются арифметические приёмы решения. Текстовые задачи, решаемые при отработке вычислительных навыков в 5 – 6 классах, рассматриваются задачи следующих видов: задачи на движение, на части, на покупки, на работу и производительность, на проценты, на отношения и пропорции. Кроме того, обучающиеся знакомятся с приёмами решения задач перебором возможных вариантов, учатся работать с информацией, представленной в форме таблиц или диаграмм.

В Примерной рабочей программе предусмотрено формирование пропедевтических алгебраических представлений. Буква как символ некоторого числа в зависимости от математического контекста вводится постепенно. Буквенная символика широко используется прежде всего для записи общих утверждений и предложений, формул, в частности для вычисления геометрических величин, в качестве «заместителя» числа.

В курсе «Математики» 5 – 6 классов представлена наглядная геометрия, направленная на развитие образного мышления, пространственного воображения, изобразительных умений. Это важный этап в изучении геометрии, который осуществляется на наглядно-практическом уровне, опирается на наглядно-образное мышление обучающихся. Большая роль отводится практической деятельности, опыту, эксперименту, моделированию. Обучающиеся знакомятся с геометрическими фигурами на плоскости и в пространстве, с их простейшими конфигурациями, учатся изображать их на нелинованной и клетчатой бумаге, рассматривают их простейшие свойства. В процессе изучения наглядной геометрии знания, полученные обучающимися в начальной школе, систематизируются и расширяются.

Место учебного курса в учебном плане

Согласно учебному плану в 5 – 6 классах изучается интегрированный предмет «Математика», который включает арифметический материал и наглядную геометрию, а также пропедевтические сведения из алгебры, элементы логики и начала описательной статистики.

Учебный план на изучение математики в 5 – 6 классах отводит не менее 5 учебных часов в неделю в течение каждого года обучения, всего не менее 340 учебных часов.



Содержание учебного курса (по годам обучения)

5 класс

Натуральные числа и нуль

Натуральное число. Ряд натуральных чисел. Число 0. Изображение натуральных чисел точками на координатной (числовой) прямой.

Позиционная система счисления. Римская нумерация как пример непозиционной системы счисления. Десятичная система счисления.

Сравнение натуральных чисел, сравнение натуральных чисел с нулём. Способы сравнения. Округление натуральных чисел.

Сложение натуральных чисел; свойство нуля при сложении. Вычитание как действие, обратное сложению. Умножение натуральных чисел; свойства нуля и единицы при умножении. Деление как действие, обратное умножению. Компоненты действий, связь между ними. Проверка результата арифметического действия. Переместительное и сочетательное свойства (законы) сложения и умножения, распределительное свойство (закон) умножения.

Использование букв для обозначения неизвестного компонента и записи свойств арифметических действий.

Делители и кратные числа, разложение на множители. Простые и составные числа. Признаки делимости на 2, 5, 10, 3, 9. Деление с остатком.

Степень с натуральным показателем. Запись числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Числовое выражение. Вычисление значений числовых выражений; порядок выполнения действий. Использование при вычислениях переместительного и сочетательного свойств (законов) сложения и умножения, распределительного свойства умножения.

Дроби

Представление о дроби как способе записи части величины. Обыкновенные дроби. Правильные и неправильные дроби. Смешанная дробь; представление смешанной дроби в виде неправильной дроби и выделение целой части числа из неправильной дроби. Изображение дробей точками на числовой прямой. Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дроби к новому знаменателю. Сравнение дробей.

Сложение и вычитание дробей. Умножение и деление дробей; взаимно-обратные дроби. Нахождение части целого и целого по его части.

Десятичная запись дробей. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной. Изображение десятичных дробей точками на числовой прямой. Сравнение десятичных дробей.

Арифметические действия с десятичными дробями. Округление десятичных дробей.

Решение текстовых задач

Решение текстовых задач арифметическим способом. Решение логических задач. Решение задач перебором всех возможных вариантов. Использование при решении задач таблиц и схем.

Решение задач, содержащих зависимости, связывающие величины: скорость, время, расстояние; цена, количество, стоимость. Единицы измерения: массы, объёма, цены; расстояния, времени, скорости. Связь между единицами измерения каждой величины.

Решение основных задач на дроби.

Представление данных в виде таблиц, столбчатых диаграмм.

Наглядная геометрия

Наглядные представления о фигурах на плоскости: точка, прямая, отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник, окружность, круг. Угол. Прямой, острый, тупой и развёрнутый углы.

Длина отрезка, метрические единицы длины. Длина ломаной, периметр многоугольника. Измерение и построение углов с помощью транспортира.

Наглядные представления о фигурах на плоскости: многоугольник; прямоугольник, квадрат; треугольник, о равенстве фигур.

Изображение фигур, в том числе на клетчатой бумаге. Построение конфигураций из частей прямой, окружности на нелинованной и клетчатой бумаге. Использование свойств сторон и углов прямоугольника, квадрата.

Площадь прямоугольника и многоугольников, составленных из прямоугольников, в том числе фигур, изображённых на клетчатой бумаге. Единицы измерения площади.

Наглядные представления о пространственных фигурах: прямоугольный параллелепипед, куб, многогранники. Изображение простейших многогранников. Развёртки куба и параллелепипеда. Создание моделей многогранников (из бумаги, проволоки, пластилина и др.).

Объём прямоугольного параллелепипеда, куба. Единицы измерения объёма.


6 класс

Натуральные числа

Арифметические действия с многозначными натуральными числами. Числовые выражения, порядок действий, использование скобок. Использование при вычислениях переместительного и сочетательного свойств сложения и умножения, распределительного свойства умножения. Округление натуральных чисел.

Делители и кратные числа; наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное. Делимость суммы и произведения. Деление с остатком.

Дроби

Обыкновенная дробь, основное свойство дроби, сокращение дробей. Сравнение и упорядочивание дробей. Решение задач на нахождение части от целого и целого по его части. Дробное число как результат деления. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и возможность представления обыкновенной дроби в виде десятичной. Десятичные дроби и метрическая система мер. Арифметические действия и числовые выражения с обыкновенными и десятичными дробями.

Отношение. Деление в данном отношении. Масштаб, пропорция. Применение пропорций при решении задач.

Понятие процента. Вычисление процента от величины и величины по её проценту. Выражение процентов десятичными дробями. Решение задач на проценты. Выражение отношения величин в процентах.

Положительные и отрицательные числа

Положительные и отрицательные числа. Целые числа. Модуль числа, геометрическая интерпретация модуля числа. Изображение чисел на координатной прямой. Числовые промежутки.

Сравнение чисел. Арифметические действия с положительными и отрицательными числами.

Прямоугольная система координат на плоскости. Координаты точки на плоскости, абсцисса и ордината. Построение точек и фигур на координатной плоскости.

Буквенные выражения

Применение букв для записи математических выражений и предложений. Свойства арифметических действий. Буквенные выражения и числовые подстановки. Буквенные равенства, нахождение неизвестного компонента. Формулы; формулы периметра и площади прямоугольника, квадрата, объёма параллелепипеда и куба.

Решение текстовых задач

Решение текстовых задач арифметическим способом. Решение логических задач. Решение задач перебором всех возможных вариантов.

Решение задач, содержащих зависимости, связывающих величины: скорость, время, расстояние; цена, количество, стоимость; производительность, время, объём работы. Единицы измерения: массы, стоимости; расстояния, времени, скорости. Связь между единицами измерения каждой величины.

Решение задач, связанных с отношением, пропорциональностью величин, процентами; решение основных задач на дроби и проценты.

Оценка и прикидка, округление результата.

Составление буквенных выражений по условию задачи.

Представление данных с помощью таблиц и диаграмм. Столбчатые диаграммы: чтение и построение. Чтение круговых диаграмм.

Наглядная геометрия

Наглядные представления о фигурах на плоскости: точка, прямая, отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник, четырёхугольник, треугольник, окружность, круг.

Взаимное расположение двух прямых на плоскости, параллельные прямые, перпендикулярные прямые. Измерение расстояний: между двумя точками, от точки до прямой; длина маршрута на квадратной сетке.

Измерение и построение углов с помощью транспортира. Виды треугольников: остроугольный, прямоугольный, тупоугольный; равнобедренный, равносторонний. Четырёхугольник, примеры четырёхугольников. Прямоугольник, квадрат: использование свойств сторон, углов, диагоналей. Изображение геометрических фигур на нелинованной бумаге с использованием циркуля, линейки, угольника, транспортира. Построения на клетчатой бумаге.

Периметр многоугольника. Понятие площади фигуры; единицы измерения площади. Приближённое измерение площади фигур, в том числе на квадратной сетке. Приближённое измерение длины окружности, площади круга.

Симметрия: центральная, осевая и зеркальная симметрии. Построение симметричных фигур.

Наглядные представления о пространственных фигурах: параллелепипед, куб, призма, пирамида, конус, цилиндр, шар и сфера. Изображение пространственных фигур. Примеры развёрток многогранников, цилиндра и конуса. Создание моделей пространственных фигур (из бумаги, проволоки, пластилина и др.).

Понятие объёма; единицы измерения объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда, куба.


Планируемые предметные результаты освоения примерной рабочей программы курса (по годам обучения)

Освоение учебного курса «Математика» в 5 – 6 классах основной школы должно обеспечивать достижение следующих предметных образовательных результатов:

5 класс

Числа и вычисления

  • Понимать и правильно употреблять термины, связанные с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями.

  • Сравнивать и упорядочивать натуральные числа, сравнивать в простейших случаях обыкновенные дроби, десятичные дроби.

  • Соотносить точку на координатной (числовой) прямой с соответствующим ей числом и изображать натуральные числа точками на координатной (числовой) прямой.

  • Выполнять арифметические действия с натуральными числами, с обыкновенными дробями в простейших случаях.

  • Выполнять проверку, прикидку результата вычислений.

  • Округлять натуральные числа.

Решение текстовых задач

  • Решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью организованного конечного перебора всех возможных вариантов.

  • Решать задачи, содержащие зависимости, связывающие величины: скорость, время, расстояние; цена, количество, стоимость.

  • Использовать краткие записи, схемы, таблицы, обозначения при решении задач.

  • Пользоваться основными единицами измерения: цены, массы; расстояния, времени, скорости; выражать одни единицы величины через другие.

  • Извлекать, анализировать, оценивать информацию, представленную в таблице, на столбчатой диаграмме, интерпретировать представленные данные, использовать данные при решении задач.

Наглядная геометрия

  • Пользоваться геометрическими понятиями: точка, прямая, отрезок, луч, угол, многоугольник, окружность, круг.

  • Приводить примеры объектов окружающего мира, имеющих форму изученных геометрических фигур.

  • Использовать терминологию, связанную с углами: вершина сторона; с многоугольниками: угол, вершина, сторона, диагональ; с окружностью: радиус, диаметр, центр.

  • Изображать изученные геометрические фигуры на нелинованной и клетчатой бумаге с помощью циркуля и линейки.

  • Находить длины отрезков непосредственным измерением с помощью линейки, строить отрезки заданной длины; строить окружность заданного радиуса.

  • Использовать свойства сторон и углов прямоугольника, квадрата для их построения, вычисления площади и периметра.

  • Вычислять периметр и площадь квадрата, прямоугольника, фигур, составленных из прямоугольников, в том числе фигур, изображённых на клетчатой бумаге.

  • Пользоваться основными метрическими единицами измерения длины, площади; выражать одни единицы величины через другие.

  • Распознавать параллелепипед, куб, использовать терминологию: вершина, ребро грань, измерения; находить измерения параллелепипеда, куба.

  • Вычислять объём куба, параллелепипеда по заданным измерениям, пользоваться единицами измерения объёма.

  • Решать несложные задачи на измерение геометрических величин в практических ситуациях.



6 класс

Числа и вычисления

  • Знать и понимать термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи, переходить (если это возможно) от одной формы записи числа к другой.

  • Сравнивать и упорядочивать целые числа, обыкновенные и десятичные дроби, сравнивать числа одного и разных знаков.

  • Выполнять, сочетая устные и письменные приёмы, арифметические действия с натуральными и целыми числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами.

  • Вычислять значения числовых выражений, выполнять прикидку и оценку результата вычислений; выполнять преобразования числовых выражений на основе свойств арифметических действий.

  • Соотносить точку на координатной прямой с соответствующим ей числом и изображать числа точками на координатной прямой, находить модуль числа.

  • Соотносить точки в прямоугольной системе координат с координатами этой точки.

  • Округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел.

Числовые и буквенные выражения

  • Понимать и употреблять термины, связанные с записью степени числа, находить квадрат и куб числа, вычислять значения числовых выражений, содержащих степени.

  • Пользоваться признаками делимости, раскладывать натуральные числа на простые множители.

  • Пользоваться масштабом, составлять пропорции и отношения.

  • Использовать буквы для обозначения чисел при записи математических выражений, составлять буквенные выражения и формулы, находить значения буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования.

  • Находить неизвестный компонент равенства.

Решение текстовых задач

  • Решать многошаговые текстовые задачи арифметическим способом.

  • Решать задачи, связанные с отношением, пропорциональностью величин, процентами; решать три основные задачи на дроби и проценты.

  • Решать задачи, содержащие зависимости, связывающие величины: скорость, время, расстояние, цена, количество, стоимость; производительность, время, объёма работы, используя арифметические действия, оценку, прикидку; пользоваться единицами измерения соответствующих величин.

  • Составлять буквенные выражения по условию задачи.

  • Извлекать информацию, представленную в таблицах, на линейной, столбчатой или круговой диаграммах, интерпретировать представленные данные; использовать данные при решении задач.

  • Представлять информацию с помощью таблиц, линейной и столбчатой диаграмм.

Наглядная геометрия

  • Приводить примеры объектов окружающего мира, имеющих форму изученных геометрических плоских и пространственных фигур, примеры равных и симметричных фигур.

  • Изображать с помощью циркуля, линейки, транспортира на нелинованной и клетчатой бумаге изученные плоские геометрические фигуры и конфигурации, симметричные фигуры.

  • Пользоваться геометрическими понятиями: равенство фигур, симметрия; использовать терминологию, связанную с симметрией: ось симметрии, центр симметрии.

  • Находить величины углов измерением с помощью транспортира, строить углы заданной величины, пользоваться при решении задач градусной мерой углов; распознавать на чертежах острый, прямой, развёрнутый и тупой углы.

  • Вычислять длину ломаной, периметр многоугольника, пользоваться единицами измерения длины, выражать одни единицы измерения длины через другие.

  • Находить, используя чертёжные инструменты, расстояния: между двумя точками, от точки до прямой, длину пути на квадратной сетке.

  • Вычислять площадь фигур, составленных из прямоугольников, использовать разбиение на прямоугольники, на равные фигуры, достраивание до прямоугольника; пользоваться основными единицами измерения площади; выражать одни единицы измерения площади через другие.

  • Распознавать на моделях и изображениях пирамиду, конус, цилиндр, использовать терминологию: вершина, ребро, грань, основание, развёртка.

  • Изображать на клетчатой бумаге прямоугольный параллелепипед.

  • Вычислять объём прямоугольного параллелепипеда, куба, пользоваться основными единицами измерения объёма; выражать одни единицы измерения объёма через другие.

  • Решать несложные задачи на нахождение геометрических величин в практических ситуациях.



















Тематическое планирование

Продолжительность учебного года составляет 34 рабочие недели. Общее количество часов в году составляет 170. Из них: повторение 6 часов в начале года, 6 часов в конце года, контрольные работы 11 часов, практические работы 3 часа, резерв – 8 часов. Итого на изучение нового материала 134 часа. В течение года будет корректировка по изменению количества часов в силу субъективных и объективных причин (лист корректировки в конце каждой четверти).

Тема

Количество часов

Повторение курса начальной школы

7

Входная контрольная работа

1

Натуральный ряд чисел и его свойства

10

Действия с натуральными числами

33

Наглядная геометрия. Линии на плоскости

13

Обыкновенные дроби

9

Действия с обыкновенными дробями

37

Наглядная геометрия. Многоугольники

10

Десятичные дроби. Действия с десятичными дробями

37

Наглядная геометрия. Тела и фигуры в пространстве

7

Повторение курса 5 класса

7

Резерв

8

Итоговая контрольная работа

1

Итого

170






Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Виды деятельности

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Повторение курса начальной школы - 7 ч.

1-6

Повторение курса начальной школы

6


https://resh.edu.ru/subject/lesson/7721/start/287636/

7

Входная контрольная работа

1



Натуральный ряд чисел и его свойства - 10 ч.

8

Ряд натуральных чисел. Натуральный ряд. Число 0

1

Исследовать свойства натурального ряда, чисел 0 и 1 при сложении и умножении;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7719/start/316201/

9-10

Десятичная система счисления

2

Читать, записывать, сравнивать натуральные числа; предлагать и обсуждать способы упорядочивания чисел;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7719/start/316201/

11-12

Натуральные числа на координатной прямой

2

Изображать координатную прямую, отмечать числа точками на координатной прямой, находить координаты точки;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7738/start/312492/

13-15

Сравнение, округление натуральных чисел

3

Использовать правило округления натуральных чисел

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7718/start/316232/

16

Контрольная работа № 1 «Натуральный ряд чисел и его свойства»

1



17

Резерв

1



Действия с натуральными числами - 33 ч.

18-21

Сложение натуральных чисел; свойство нуля при сложении. Переместительное и сочетательное свойства сложения

4

Выполнять арифметические действия с натуральными числами, вычислять значения числовых выражений со скобками и без скобок;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7723/start/272294/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7716/start/233828/

22-26

Вычитание натуральных чисел

5

Выполнять арифметические действия с натуральными числами, вычислять значения числовых выражений со скобками и без скобок;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7717/start/235285/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7716/start/233828/

27

Контрольная работа №2 «Арифметические действия с натуральными числами»

1



28-32

Умножение натуральных чисел; свойства нуля и единицы при умножении

5

Выполнять арифметические действия с натуральными числами, вычислять значения числовых выражений со скобками и без скобок; использовать при вычислениях переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7722/start/287667/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7724/start/311531/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7714/start/233859/


33-37

Деление как действие, обратное умножению. Компоненты действий, связь между ними

5

Выполнять арифметические действия с натуральными числами, вычислять значения числовых выражений со скобками и без скобок;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7712/start/235037/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7711/start/311996/

38-39

Деление с остатком

2

Находить остатки от деления и неполное частное;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7709/start/325151/

40-42

Делители и кратные числа. Разложение числа на множители

3

Формулировать определения делителя и кратного, называть делители и кратные числа; распознавать простые и составные числа; применять алгоритм разложения числа на простые множители;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7748/start/233487/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7744/start/313688/

43

Простые и составные числа

1

Распознавать простые и составные числа;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7749/start/313626/

44-47

Признаки делимости на 2, 5, 10, 3, 9

4

Формулировать и применять признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7750/start/325275/

48

Степень с натуральным показателем

1

Записывать произведение в виде степени, читать степени, использовать терминологию (основание, показатель), вычислять значения степеней;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7713/start/272325/

49

Контрольная работа №3 «Действия с натуральными числами»

1



50

Резерв

1



Наглядная геометрия. Линии на плоскости (13 ч.)

51

Точка, прямая, отрезок, луч

1

Распознавать на чертежах, рисунках, описывать, используя терминологию, и изображать с помощью чертёжных инструментов: точку, прямую, отрезок, луч, угол, ломаную, окружность;

Использовать линейку и транспортир как инструменты для построения и измерения: измерять длину отрезка, величину угла; строить отрезок заданной длины, угол, заданной величины; откладывать циркулем равные отрезки, строить окружность заданного радиуса;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7741/start/312461/

52

Измерение длины отрезка. Единицы измерения длины

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7740/start/234851/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7739/start/233456/

53

Ломаная, длина ломаной

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7740/start/234851/

54

Окружность и круг

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7736/start/312523/

55

Практическая работа №1 «Построение узора из окружностей»

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7736/start/312523/

56

Угол

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7735/start/234882/

57

Прямой, острый, тупой и развернутый углы

1

Распознавать и изображать на нелинованной и клетчатой бумаге прямой, острый, тупой, развёрнутый углы; сравнивать углы;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7735/start/234882/

58-61

Измерение углов

4

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7735/start/234882/

62

Контрольная работа №4 «Наглядная геометрия. Линии на плоскости»

1



63

Резерв

1



Обыкновенные дроби (9 ч.)

64

Дробь

1

Читать и записывать, сравнивать обыкновенные дроби, предлагать, обосновывать и обсуждать способы упорядочивания дробей;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7782/start/313719/

65-66

Правильные и неправильные дроби

2

Читать и записывать, сравнивать обыкновенные дроби, предлагать, обосновывать и обсуждать способы упорядочивания дробей;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7781/start/269488/

67-68

Основное свойство дроби

2

Читать и записывать, сравнивать обыкновенные дроби, предлагать, обосновывать и обсуждать способы упорядочивания дробей;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7781/start/269488/

69-70

Сравнение дробей

2

Изображать обыкновенные дроби точками на координатной прямой; использовать координатную прямую для сравнения дробей;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7776/start/233239/

71

Контрольная работа №5 «Обыкновенные дроби»

1



72

Резерв

1



Действия с обыкновенными дробями (+/-) - 17 ч.

73-82

Сложение и вычитание обыкновенных дробей

10

Выполнять арифметические действия с обыкновенными дробями; применять свойства арифметических действий для рационализации вычислений;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7774/start/313297/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7773/start/272387/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7771/start/313328/

83-87

Смешанная дробь

5

Представлять смешанную дробь в виде неправильной и выделять целую часть числа из неправильной дроби;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7761/start/288262/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7757/start/233425/

88

Контрольная работа №6 «Действия с обыкновенными дробями»

1



89

Резерв

1



Действия с обыкновенными дробями (*/) - 20 ч.

90-100

Умножение и деление обыкновенных дробей. Взаимно-обратные дроби

11

Выполнять арифметические действия с обыкновенными дробями; применять свойства арифметических действий для рационализации вычислений;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7769/start/290790
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7766/start/234944/

101-105

Решение текстовых задач, содержащих дроби

5

Решать текстовые задачи, содержащие дробные данные, и задачи на нахождение части целого и целого по его части; выявлять их сходства и различия;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7780/start/287889/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7770/start/288044/

106-107

Применение букв для записи математических выражений и предложений

2

Приводить, разбирать, оценивать различные решения, записи решений текстовых задач;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7784/start/233301/

108

Контрольная работа №7 «Действия с обыкновенными дробями»

1



109

Резерв

1



Наглядная геометрия. Многоугольники (10 ч.)

110

Многоугольник, периметр многоугольника

1

Описывать, используя терминологию, изображать с помощью чертёжных инструментов и от руки, моделировать из бумаги многоугольники;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7727/start/325306/

111

Четырёхугольники, прямоугольник, квадрат

1

Исследовать свойства прямоугольника, квадрата путём эксперимента, наблюдения, измерения, моделирования; сравнивать свойства квадрата и прямоугольника;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7733/start/233518/

112

Практическая работа №2 «Построение прямоугольника с заданными сторонами на нелинованной бумаге»

1

Исследовать свойства прямоугольника, квадрата путём эксперимента, наблюдения, измерения, моделирования; сравнивать свойства квадрата и прямоугольника;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7733/start/233518/

113-114

Треугольник

2

Изображать остроугольные, прямоугольные и тупоугольные треугольники

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7734/start/234913/

115-117

Площадь и периметр прямоугольника и многоугольников, составленных из прямоугольников. Единицы измерения площади

3

Выражать величину площади в различных единицах измерения метрической системы мер, понимать и использовать зависимости между метрическими единицами измерения площади;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7732/start/325583/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7754/start/280639/

118

Контрольная работа №8 «Наглядная геометрия. Многоугольники»

1



119

Резерв

1



Десятичные дроби. Действия с десятичными дробями (37 ч.)

120-123

Десятичная запись дробей

4

Представлять десятичную дробь в виде обыкновенной, читать и записывать, сравнивать десятичные дроби, предлагать, обосновывать и обсуждать способы упорядочивания десятичных дробей;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/704/

124-126

Сравнение десятичных дробей

3

Представлять десятичную дробь в виде обыкновенной, читать и записывать, сравнивать десятичные дроби, предлагать, обосновывать и обсуждать способы упорядочивания десятичных дробей;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/718/

127-129

Округление десятичных дробей

3

Применять правило округления десятичных дробей;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/27/

130-134

Сложение и вычитание десятичных дробей

5

Выполнять арифметические действия с десятичными дробями; выполнять прикидку и оценку результата вычислений;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/719/

135

Контрольная работа №9 «Сложение и вычитание десятичных дробей»

1



136-145

Умножение и деление десятичных дробей

10

Выполнять арифметические действия с десятичными дробями;


146-150

Решение текстовых задач, содержащих дроби

5

Решать текстовые задачи, содержащие дробные данные, и на нахождение части целого и целого по его части; выявлять их сходства и различия;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/721/

151-154

Основные задачи на дроби

4

Моделировать ход решения задачи с помощью рисунка, схемы, таблицы. Приводить, разбирать, оценивать различные решения, записи решений текстовых задач;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/721/

155

Контрольная работа №10 «Десятичные дроби. Действия с десятичными дробями»

1



156

Резерв

1



Наглядная геометрия. Тела и фигуры в пространстве - 7 ч.

157

Многогранники, изображение многогранников. Модели пространственных тел

1

Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире прямоугольный параллелепипед, куб, многогранники, описывать, используя терминологию, оценивать линейные размеры; изображать куб на клетчатой бумаге; моделировать куб и параллелепипед из бумаги и прочих материалов, объяснять способ моделирования

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7731/start/325368/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7731/start/325368/

158-159

Прямоугольный параллелепипед, куб. Развертки куба и параллелепипеда

2

Моделировать куб и параллелепипед из бумаги и прочих материалов, объяснять способ моделирования; распознавать и изображать развёртки куба и параллелепипеда

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7731/start/325368/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7731/start/325368/

160

Практическая работа №3 «Развертки куба и параллелепипеда»

1

Распознавать и изображать развёртки куба и параллелепипеда;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7731/start/325368/

161-162

Объем куба, прямоугольного параллелепипеда

2

Находить измерения, вычислять площадь поверхности; объём куба, прямоугольного параллелепипеда; исследовать зависимость объёма куба от длины его ребра, выдвигать и обосновывать гипотезу;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7753/start/234820/

163

Контрольная работа №11 «Наглядная геометрия. Тела и фигуры в пространстве»

1



Повторение курса 5 класса - 7 ч.

164

Повторение. Линии на плоскости

1


https://resh.edu.ru/subject/lesson/7706/start/266150/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7725/start/233983/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7789/start/266057/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7790/start/325244/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7752/start/233549/


165-166

Повторение. Обыкновенные дроби

2

167

Повторение. Многоугольники

1

168-169

Повторение. Десятичные дроби

2

170

Итоговая контрольная работа

1

Итого общее количество часов по программе

170

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Обязательные учебные материалы

Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С.; под редакцией Подольского В.Е. Математика,  5 класс, Общество с ограниченной ответственностью "Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ"; Акционерное общество "Издательство Просвещение";

Методические материалы для учителя

1. Бунимович Е.А. Математика. Арифметика. Геометрия. Тетрадь-тренажёр. 5 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. / Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева и др. — М. : Просвещение, 2010.

2. Бунимович Е.А.. Математика. Арифметика. Геометрия. Задачник-тренажёр. 5 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. / Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева и др. — М. : Просвещение, 2010.

3. Кузнецова Л.В. Математика. Поурочное тематическое планирование 5 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. / Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева, Л.О. Рослова и др. — М.: Просвещение, 2010.

Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет

http://www.fcior.edu.ru

http://www.school-collection.edu.ru

http://powerpoint.net.ru

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru














Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебное оборудование

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

  • доска магнитная;

  • комплект чертежных инструментов (классных и раздаточных): линейка, транспортир, угольник (30°, 60°), угольник (45°, 45°), циркуль;

  • комплекты планиметрических и стереометрических тел (демонстрационный и раздаточный);

  • комплекты для моделирования (цветная бумага, картон, калька, клей, ножницы, пластилин).

Оборудование для проведения лабораторных и практических работ

  • мультимедийный компьютер;

  • мультимедиапроектор.