СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по развитию речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по развитию речи»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Набережночелнинская школа №87 для детей

с ограниченными возможностями здоровья» Республики Татарстан



«Принято»

Педагогическим советом

Протокол № 1 от 29.08. 2019 г.

Введено приказом от 29.08.2019 г. №222


Директор ГБОУ «Набережночелнинская школа №87»

___________ Максимова Е.В.

Подпись Ф.И.О.




Рабочая программа

коррекционного курса «Развитие коммуникативной деятельности» (развитие речи)

для 2 класса (по 2 занятия в неделю, 34 занятия в год)




Составитель: Мухаметзянова Роза Геннадьевна учитель начальных классов (первая квалификационная категория)



«Согласовано»

Заместитель директора_______________Л.С.Маркова 28.08.2019 г

Подпись Ф.И.О.

«Рассмотрено»

На заседании МО, протокол №1 от 27.08.2019г.

Руководитель МО __________________ Чеботарёва С.Н.

Подпись Ф.И.О.


г. Набережные Челны

2019 г.


Планируемые результаты изучения коррекционного курса «Развитие коммуникативной деятельности»

(развитие речи) 2 класс

Название раздела

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

Общение и его роль в жизни человека

понимать роль общения в жизни человека; понимать основные нормы и правила общения; понимать и дифференцировать средства речевого и неречевого общения; осознавать роль зрения, речи, движений, слуха в общении.

-способность решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению основным общим образованием;

-развитие способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности и находить средства ее осуществления;

-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-формирование умения понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности;

-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

-использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

-готовность слушать собеседника и вести диалог;

-готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

-формирование умения излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

определение общей цели и путей ее достижения;

-умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

-формирование умения адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

-овладение умением сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;



- личностное самоопределение, восприятия «образа Я» как субъекта коммуникативной деятельности;


-установление связи между целью коммуникативной деятельности, мотивом и результатом общения;


-понимание значения овладения навыками коммуникации для осмысления социального окружения и своего места в нем;

-установка на деловое общение, социальное взаимодействие в учебной и внеурочной деятельности;


-использование знаний и умений в области вербальной и невербальной коммуникации;


-адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач, владение диалогической формой речи;


-моделирование ситуаций общения, социального взаимодействия как способа устранения коммуникативных трудностей;


-использование компенсаторных способов нарушенного зрения для решения различных коммуникативных задач;


-постановка вопросов, необходимых для организации собственной деятельностии сотрудничества с партнерами в системе координат «слабовидящий-нормально видящий», «слабовидящий- слабовидящий»;


-умение произвольно и выразительно строить контекстную речь с учётом целей коммуникации, особенностей слушателя.


Формирование образа человека

дифференцировать части тела, использовать движения тела адекватно ситуации общения; дифференцировать, узнавать, называть базовые эмоции; применять некоторые движения и действия человека в ситуации общения; использовать способы обогащения опыта восприятия и понимания партнера по общению.

Формирование коммуникативной грамотности


использовать адекватно ситуации вербальные и невербальные средства общения;

практической дифференциации двигательно-мышечных ощущений в использовании невербальных и вербальных средств общения; основам риторики; использовать свои коммуникативные способности.

Формирование знаний и умений в области социального взаимодействия

создавать ситуацию общения; использовать пространственные, социально-бытовые представления, умения и навыки в коммуникативной деятельности; регулировать совместные с партнером действия.

Формирование компенсаторных способов устранения коммуникативных трудностей

осмысленному, целостному и детализированному зрительному восприятию, использованию сохранных анализаторов для ориентации в коммуникативной ситуации; моделировать разные ситуации общения; координировать свои действия и высказывания; строить и использовать речевые модели.



















Содержание коррекционного курса «Развитие коммуникативной деятельности»

(развитие речи) 2 класс


Название раздела

Краткое содержание

Количество часов

Общение и его роль в жизни человека

Вводное занятие. Общение в жизни человека. Средства речевого и неречевого общения.

Средства речевого и неречевого общения.


6

Формирование образа человека

Имя человека. Внешний облик человека. Взгляд. Речь и голос человека. Движения и действия человека в ситуации общения.

8

Формирование коммуникативной грамотности


Формирование представлений о мимических, пантомимических, интонационных средствах невербального общения. Ознакомление с фонациональными (темп, тембр, громкость речи, заполнение пауз) и кинетическими (жесты, поза, мимика) невербальными средствами. Взгляд как средство коммуникации. Развитие двигательно-мышечного компонента невербальных средств общения.

7

Формирование знаний и умений в области социального взаимодействия

Формирование умений привлечь внимание к себе, к предмету, к явлению, к другому человеку, предлагать и вступать во взаимодействие, брать предметы и др. Совершенствование пространственных, предметно- пространственных, социально-бытовых представлений и умений, актуальных для социального взаимодействия с партнером по общению.


6

Формирование компенсаторных способов устранения коммуникативных трудностей

Развитие зрительного и слухового восприятия как способа ориентации в коммуникативной ситуации. Формирование умений моделировать ситуацию общения. Развитие эмпатии, самоконтроля. Формирование представлений о нормах поведения в определенных ситуациях.


7













Календарно-тематическое планирование коррекционного курса «Развитие коммуникативной деятельности»

(развитие речи) 2 класс

Адаптированная основная общеобразовательная программа НОО для детей с ОВЗ, 2016 г.

Изучаемый раздел, тема учебного предмета.

количество занятий

Календарные сроки

Факт.

сроки

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Коррекционные задачи

Общение и его роль в жизни человека6 ч.

1

Роль общения в жизни человека.

1

9.09


Объяснение значения речи, общения в жизни людей

Знакомство с учебником с учебником

Моделирование своего речевого поведения в ситуации приветствия в зависимости от условий общения

Анализ примеров общения, когда слово по-разному влияет на людей, их мысли, чувства .

Доказательство, что словом можно влиять на людей – поднять настроение, огорчить, утешить.

Объяснение, что с помощью слова можно договариваться об организации игры, совместной работы.

Знакомство с основными нормами и правилами общения.

9


11

9

11


9

2

Человек как адресат и адресант общения.

1

9.09


3

Основные нормы и правила общения.

1

23.09


4

Средства речевого и неречевого общения.

1

23.09


5

Ситуации общения. Виды взаимодействия с партнёром по общению.

1

7.10


6

Роль слуха, речи, движений, зрения (для слепых с остаточным зрением) в общении.

1

7.10


Формирование образа человека. – 8 ч.

7

Дифференциация частей тела, использование движения тела адекватно ситуации общения.

1

21.10


Демонстрация частей тела на рисунке в соответствии с названием.

Демонстрация умения использовать движения тела адекватно ситуации общения.

Дифференциация, узнавание, называние базовых эмоций.


Использование и обогащение опыта восприятия и понимания партнера по общению.

Нахождение средств несловесного общения, (объяснять их значение при устном общении


Демонстрация уместного использования изученных несловесных средств при решении риторических задач

16

7

11

7

11

8

Дифференциация частей тела, использование движения тела адекватно ситуации общения.

1

21.10


9

Имя человека. Внешний облик человека.

1

11.11


10

Взгляд. Речь и голос человека.

1

11.11


11

Базовые эмоции и их экспрессивное выражение.

1

25.11


12

Базовые эмоции и их экспрессивное выражение.

1

25.11


13

Движения и действия человека в ситуации общения.

1

9.12


14

Образ человека в соответствии с его деятельностью и родом занятий.

1

9.12


Формирование коммуникативной грамотности.- 7 ч.


15

Вербальная и невербальная коммуникации.

1

23.12


Адекватное использование вербальной и невербальной коммуникации.


Использование некоторых движений и действий в ситуации общения.


Нахождение средств несловесного общения, (объяснять их значение при устном общении


Демонстрация уместного использования изученных несловесных средств при решении риторических задач


Моделирование своего речевое поведение в ситуации прощания в зависимости от условий общения


Оценка степени вежливости собеседника при разговоре, уместности использования словесных и несловесных форм благодарности в разных ситуациях

7


11


7

16

Практическая дифференциация двигательно-мышечных ощущений в использовании невербальных и вербальных средств общения.

1

23.12


17

Темп. Громкость. Тон речи. Настроение, чувства и тон горящего. Мимика, жесты, поза. Говорящий взгляд.

1

20.01


18

Темп. Громкость. Тон речи. Настроение, чувства и тон горящего. Мимика, жесты, поза. Говорящий взгляд.

1

20.01


19

Диалог как форма речевого общения.

1

3.02


20

Основы риторики.

1

3.02


21

Основы риторики.

1

17.02


Формирование знаний и умений в области социального взаимодействия. – 6 ч

22

Разные ситуации общения.

1

17.02


Использование правила вежливости при разговоре

Объяснение, почему их следует соблюдать

Моделирование вежливого речевого поведения как ответ на подарок, помощь и т.д. в зависимости от условий общения

Составление рассказов и сказочных истории по картинкам.

Исполнение этих речевых произведений, используя полученные сведения о речи, этикетных жанрах, несловесных средствах и т.д.

Знание разных ситуаций общения, умение их принимать

Использование пространственных, социально-бытовых представлений, умений и навыков в коммуникативной деятельности.

7


11


7

11

23

Разные ситуации общения.

1

2.03


24

Нормы поведения в различных ситуациях.

1

2.03


25

Нормы поведения в различных ситуациях.

1

16.03


26

Пространственные, социально-бытовые представления, умения и навыки в коммуникативной деятельности.

1

16.03


27

Пространственные, социально-бытовые представления, умения и навыки в коммуникативной деятельности.

1

13.04


Формирование компенсаторных способов устранения коммуникативных трудностей. – 7 ч


28

Слуховое восприятие для ориентации в коммуникативной ситуации.

1

13.04


Понимание и овладение слуховым восприятием для ориентации в коммуникативной ситуации.

Моделирование разных ситуаций общения.

Умение соотносить свои действия и высказывания.

Построение речевых высказываний.

11

7

29

Слуховое восприятие для ориентации в коммуникативной ситуации.

1

27.04


30

Моделирование разных ситуаций общения.

1

27.04


31

Моделирование разных ситуаций общения.

1

11.05


32

Действия и высказывания.

1

11.05


33

Построение речевых моделей.

1

25.05


34

Обобщение пройденного.

1

25.05