высшей категории.
Рабочая программа по русскому языку для 12-б класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования (Примерные программы основного общего образования. Русский язык.-2-е изд. – М., 2010.), программы по русскому языку для 5-9 классов, авторы программы: М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов, Г. А. Богданова. («Рабочие программы. Русский язык. 5-9 классы» сост. Г.В. Цветкова. - Волгоград: Учитель, 2012), учебника «Русский язык. 9 класс» для общеобразовательных учреждений (авторы: М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И.Капинос, В.В. Львов; под редакцией М.М.Разумовской, П.А. Леканта, включённого в Федеральный перечень учебников на 2018-2019 учебный год – М.: Дрофа, 2007)
ЦЕЛИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | - совершенствование орфографических навыков; знакомство с видами сложных предложений и с видами придаточных; подготовка к итоговой аттестации. - обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; |
ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | Образовательные: - дать обучающимся знания о родном языке; - формировать научно-лингвистическое мировоззрение; - формировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки; - обогащать словарный запас обучающихся; - обучать грамматическому строю речи; - обучить умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме; - формировать общеучебные умения: работа с книгой, со справочной литературой, совершенствовать навыки чтения. Воспитательные: - воспитывать любовь к родному языку, гордость за его знания, интерес к предмету; - воспитывать желание говорить правильно, красиво, понятно для окружающих; - воспитывать организованность, аккуратность и экономичность в записях; -продолжать воспитывать уважение к старшим и своим товарищам. Развивающие: - развивать языковой и эстетический идеал, то есть представление о прекрасном языке и речи; - развивать умение переносить знания, полученные на уроках на практику; - развивать словесно-логическое мышление психических процессов: внимания, памяти, воображения; -развивать творческие возможности обучающихся. Коррекционные: - развивать слуховое восприятие изучаемого материала с использованием звукоусиливающей аппаратуры и на голое ухо, - корректировать словесную речь, т.е. следить за соблюдением норм орфоэпии, словесного и логического ударения, темпом речи, - закреплять навык чтения с губ, - обогащать словарный запас. |
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА | Предмет «Русский язык» является составной частью предметной области «Филология». Федеральный базисный (общеобразовательный) учебный план предусматривает изучение русского языка в 12 (9) классе в объёме 170 часов, 5 часов в неделю. В соответствии с расписанием, учебным планом-графиком ГБОУ РО Азовской школы-интерната на 2018-2019 уч. год, утвержденным приказом от 30.08.2016 г. № 237, на изучение русского языка в 12 (9) классе отводится 5 часов в неделю. Рабочая программа составлена на 163 часа в год с учетом праздничных дней. |
СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ЕЕ СОДЕРЖАНИЯ | Необходимость изменить авторскую программу возникла в связи с тем, что программа «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М. М. Разумовской, В. И. Капинос, С. И. Львовой, Г. А. Богдановой, В. В. Львова, 2010 г. в 12 (9) классе рассчитана на 170 часов в год, 5 часов в неделю, а по учебному плану ГБОУ РО школы-интерната изучение курса русского языка 9 класса рассчитано на два года. В связи с этим программа составлена на 268 часов, реализуется в течение 2 лет: 11 класс – 105 часов, 12 класс –163 часа с учётом праздничных дней( 34 учебные недели (выпускной класс)). По причине вносимых в программу изменений увеличено количество часов на изучение следующих разделов: 12 (9) класс: 1.«Повторение изученного в 5-8 классах» 2.«Бессоюзные сложные предложения» 3.«Сложные предложения с различными видами связи» - 8 часов. 4. «Систематизация изученного в 5-9 классе» 5. «Подготовка к ГВЭ» В 11-12 (9) классах разделы «Повторение пройденного в 5-8 классах», «Систематизация изученного в 9 классе» вводятся каждый год. Дополнительное учебное время отводится на повторение, обобщение и систематизацию знаний по русскому языку, повышение орфографической и пунктуационной грамотности, культуры речи, подготовку к Государственному итоговому экзамену (ГВЭ) Наиболее сложные темы для восприятия слабослышащими детьми даются в ознакомительном порядке. В 12 (9)классе (обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (слабослышащие) введены уроки контрольного тестирования по изученным темам.
В программу внесены изменения, в связи с учётом специфических особенностей и индивидуальных возможностей слабослышащих обучающихся в 12 классе. . |
Предметные результаты |
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
Речь и речевое общение |
• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения; • использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения; • соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения; | • выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию; • участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать ее, убеждать; • понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их. |
Речевая деятельность. Аудирование |
• передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме; • передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого) | • понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать ее в устной форме |
Говорение |
• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре); • извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определенную тему и передавать его в устной форме с учетом заданных условий общения; • соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета | • создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; • выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат; • участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения; |
Текст |
• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению; • осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.; • создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учетом требований к построению связного текста | • создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии), официально-деловые тексты (резюме, деловое письмо, объявление) с учетом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств |
Общие сведения о языке |
• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка; • оценивать использование основных изобразительных средств языка | характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики |
Фонетика и орфоэпия. Графика |
• проводить фонетический анализ слова; • соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка; • извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать ее в различных видах деятельности | • опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись); • выразительно читать прозаические и поэтические тексты; • извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать ее в различных видах деятельности |
Морфемика и словообразование |
• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова; • различать изученные способы словообразования; • применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов | • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов; • опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их; |
Лексикология и фразеология |
• подбирать к словам синонимы, антонимы; • опознавать фразеологические обороты; • соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях; • использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте; • опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение); • пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарем, словарем синонимов, антонимов, фразеологическим словарем и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности | • объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка; • аргументировать различие лексического и грамматического значений слова; • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; • извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности |
Морфология |
• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи; • анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи; • употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка; • применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа; | • анализировать синонимические средства морфологии; • различать грамматические омонимы; • извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности |
Синтаксис |
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды; • анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности; • употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка; • использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике; | • анализировать синонимические средства синтаксиса; • опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи; |
Правописание: орфография и пунктуация |
• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объеме содержания курса); • объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов); • обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; • извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать ее в процессе письма. | • демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи; • извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма. |
Язык и культура |
• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; • уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни | • характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка; |
№ п/п | Раздел (тема) программы | Количество часов | Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся |
I. О языке. |
1 | Язык и человек. Общение устное и письменное. Чтение и его виды. Слушание и его приемы Международное значение русского языка.. | 2 ч | Читают и анализируют текст. Озаглавливают текст упражнения. Осознают роль речевой культуры, общения, коммуникативных умений в жизни человека. Узнают основные особенности устной и письменной речи. Отвечают на вопросы. Анализируют пословицы и поговорки. Приводят примеры ситуаций, в которых происходит устное и письменное общение. Овладевают приемами работы с учебной книгой. Знакомятся с особенностями ознакомительного и изучающего чтения. Читают текст. Овладевают приемами и правилами эффективного слушания устной монологической речи и речи в ситуации диалога. Работают в группе. Моделируют ситуацию диалога. Выявляют особенности разговорной речи, языка художественной литературы и стилей речи. |
II. Повторение изученного в 5-9 классах. (2 часть) |
2 | Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения). Лексическое и грамматическое значение слова. Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки. Основные правила правописания. | 75 ч | Работают с упражнениями учебника. Повторяют правила орфографии. Конструируют предложений по схемам. Производят синтаксический, пунктуационный разбор предложений. |
III. Синтаксис сложного предложения. (продолжение) |
1. Бессоюзное сложное предложение |
3.1 | Смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Культура речи. Выразительные особенности бессоюзных предложений. Синонимика простых и сложных предложений с союзами без союзов. | 35 ч | Знакомятся с понятием бессоюзного сложного предложения; устанавливают смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения; находят бессоюзные сложные предложения; составляют бессоюзные сложные предложения; выполняют упражнения и расставляют знаки препинания в бессоюзном сложном предложении; определяют (находят) в тексте средства, подкрепляющие смысловые отношения в БСП; производят синтаксический разбор бессоюзных сложных предложений. Выполняют тренировочные задания по подготовке к экзамену. |
2. Сложное предложение с разными видами связи |
3.2 | Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи. Знаки препинания в нем. Культура речи. Правильное построение сложных предложений с различными видами связи. Уместное употребление их (преимущественно в книжной речи). Стилистические особенности сложного предложения с разными видами связи и текста с разными способами связи простых предложений. | 20 ч | Знакомятся с понятием сложного предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи; ставят знаки препинания в сложных предложениях с различными видами союзной и бессоюзной связи; строят сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи; выполняют упражнения, рассставляя знаки препинания в сложных предложениях с различными видами союзной и бессоюзной связи; рабтают со статьями учебника. Выполняют тренировочные задания по подготовке к экзамену. |
IV. Обобщение и систематизация изученного в 9 классе |
4 | Основные типы сложных предложений и их особенности. Классификация сложных предложений. Знаки препинания в сложных предложениях. Выполнение упражнений для подготовки к экзамену. | 19 ч | Продолжают повторение сведений о тексте, теме, основной мысли; вспоминают понятия различных видов устного и письменного высказывания; особенности строения устного и письменного публичного высказывания; определяют стиль и тип высказывания; определяют тему и основную мысль текста; используют средства выразительности для создания собственного высказывания; создают различные виды высказывания в соответствии с ситуацией, учебной задачей; учатся самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию; создают тексты определенного функционально-смыслового типа; используют выразительные средства языка в соответствии с коммуникативной задачей; пишут сочинения и изложения; учатся создавать тексты-повествования с использованием в них СП различных групп; самостоятельно редактируют и творчески перерабатывают собственный текст; Выполняют тренировочные задания по подготовке к экзамену. Работают с упражнениями учебника и методической литературы. |
V. Подготовка к ГВЭ |
5 | Подготовка к экзамену. Заполнение бланков. Практикум.. | 12 ч | Выполняют тренировочные задания по подготовке к экзамену. Работают с методической литературой, словарями, демонстрационным материалом. Учатся заполнять экзаменационную документацию. Знакомятся с правилами проведения экзамена. |
- Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий.
- Урок овладения новыми знаниями или формирование первоначальных навыков.
- Урок комплексного применения знаний и умений.
- Урок актуализации знаний и умений.
- Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков.
- Урок систематизации и обобщения знаний и умений.
- Урок контроля знаний и умений.
- Урок коррекции знаний, умений и навыков.
- Урок комбинированный.
- Урок - практикум.
- Урок - презентация.