СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа к учебнику под редакцией Е.А. Быстровой «Русский язык» для 7 класса общеобразовательных организаций разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, содержания Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 1 и программы курса «Русский язык» для 5—9 классов к учебникам под редакцией Е.А. Быстровой для 5—9 классов общеобразовательных организаций (М.: ООО «Русское слово — учебник»).Рабочая программа к учебнику под редакцией Е.А. Быстровой «Русский язык» для 7 класса общеобразовательных организаций разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, содержания Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 1 и программы курса «Русский язык» для 5—9 классов к учебникам под редакцией Е.А. Быстровой для 5—9 классов общеобразовательных организаций (М.: ООО «Русское слово — учебник»).Рабочая программа к учебнику под редакцией Е.А. Быстровой «Русский язык» для 7 класса общеобразовательных организаций разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, содержания Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 1 и программы курса «Русский язык» для 5—9 классов к учебникам под редакцией Е.А. Быстровой для 5—9 классов общеобразовательных организаций (М.: ООО «Русское слово — учебник»).Рабочая программа к учебнику под редакцией Е.А. Быстровой «Русский язык» для 7 класса общеобразовательных организаций разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, содержания Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 1 и программы курса «Русский язык» для 5—9 классов к учебникам под редакцией Е.А. Быстровой для 5—9 классов общеобразовательных организаций (М.: ООО «Русское слово — учебник»).Рабочая программа к учебнику под редакцией Е.А. Быстровой «Русский язык» для 7 класса общеобразовательных организаций разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, содержания Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 1 и программы курса «Русский язык» для 5—9 классов к учебникам под редакцией Е.А. Быстровой для 5—9 классов общеобразовательных организаций (М.: ООО «Русское слово — учебник»).Рабочая программа к учебнику под редакцией Е.А. Быстровой «Русский язык» для 7 класса общеобразовательных организаций разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, содержания Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 1 и программы курса «Русский язык» для 5—9 классов к учебникам под редакцией Е.А. Быстровой для 5—9 классов общеобразовательных организаций (М.: ООО «Русское слово — учебник»).Рабочая программа к учебнику под редакцией Е.А. Быстровой «Русский язык» для 7 класса общеобразовательных организаций разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, содержания Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 1 и программы курса «Русский язык» для 5—9 классов к учебникам под редакцией Е.А. Быстровой для 5—9 классов общеобразовательных организаций (М.: ООО «Русское слово — учебник»).Рабочая программа к учебнику под редакцией Е.А. Быстровой «Русский язык» для 7 класса общеобразовательных организаций разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, содержания Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 1 и программы курса «Русский язык» для 5—9 классов к учебникам под редакцией Е.А. Быстровой для 5—9 классов общеобразовательных организаций (М.: ООО «Русское слово — учебник»).Рабочая программа к учебнику под редакцией Е.А. Быстровой «Русский язык» для 7 класса общеобразовательных организаций разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, содержания Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 1 и программы курса «Русский язык» для 5—9 классов к учебникам под редакцией Е.А. Быстровой для 5—9 классов общеобразовательных организаций (М.: ООО «Русское слово — учебник»).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 7 класса»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 им. Б.Н.Куликова г.Семикаракорска»




«Утверждаю»

Приказ от 27.08.2021 г. № 313

Директор МБОУ СОШ №1

________________ И.И. Ганеев

М.П.






Рабочая программа


по русскому языку

Уровень общего образования (класс) 7 «Б»

Количество часов 136

Учитель: Козлова Светлана Николаевна























г.Семикаракорск

2021г.

Раздел 1. «Пояснительная записка»

Рабочая программа по предмету «Русский язык» на уровне основного общего образования.

Цели рабочей программы в области формирования системы знаний, умений соотнесены с целями и задачами учебного предмета «Русский язык» на уровне основного общего образования, что позволяет обеспечить средствами учебного предмета возможности для

— воспитания гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры; воспитания интереса и любви к русскому языку;

— совершенствования речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развития готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию;

— освоения знаний о русском языке, об устройстве языковой системы и её функционировании в разных сферах и ситуациях общения, о стилистических ресурсах русского языка; нормах русского литературного языка, русском речевом этикете.

Цель рабочей программы конкретизируется задачами, которые решаются при изучении курса «Русский язык». Они соотнесены с главными задачами реализации Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 1:

— осознание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его самобытности, уникальности, эстетического богатства;

— формирование умений и навыков свободного и грамотного владения устной и письменной речью в основных видах речевой деятельности, овладение русским языком как средством общения в разных сферах и ситуациях его функционирования, развитие готовности к взаимодействию и взаимопониманию в бытовой, учебной, учебно-научной, социокультурной и деловой сферах, потребности в речевом самосовершенствовании;

— усвоение системы знаний о русском языке;

— формирование метапредметных умений и способов деятельности (определять цели предстоящей деятельности, последовательность действий и оценивать достигнутые результаты; опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты; уметь извлекать информацию из разных источников и преобразовывать её).

Рабочая программа к учебнику под редакцией Е.А. Быстровой «Русский язык» для 7 класса общеобразовательных организаций разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, содержания Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 1 и программы курса «Русский язык» для 5—9 классов к учебникам под редакцией Е.А. Быстровой для 5—9 классов общеобразовательных организаций (М.: ООО «Русское слово — учебник»).

Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа, соотнесено с объёмом курса. Содержание курса русского языка в 7 классе (4 ч в неделю, 35 учебных недель) – 140 часов. По календарному учебному графику школы в 7 «Б» классе – 136 часов. Уроки, выпавшие на праздничные дни, будут компенсированы за счет уплотнения программы.


Раздел 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета

«Русский язык»

Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Русский язык»

Учащиеся должны достигнуть следующих результатов личностных, метапредметных, предметных на уровне основного общего образования.

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:

–– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

– интерес к изучению языка;

– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

– пользоваться словарями, справочниками;

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

– уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

– задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

–по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;

–по лексике: пользоваться разными видами словарей;

–по морфемике и словообразованию: производить морфемный и словообразовательный разбор наречий и деепричастий; образовывать новые слова с помощью характерных для изученных частей речи способов словообразования;

–по морфологии: давать определения изученных частей речи; производить морфологический разбор изученных частей речи; различать омонимичные формы разных частей речи;

–по синтаксису: образовывать словосочетания с наречием и деепричастием в качестве одного из компонентов; выполнять разбор словосочетаний; составлять предложения с разными видами обстоятельств; составлять предложения с разными способами связи между частями;

–по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 7-м классе слова с непроверяемыми написаниями;

–по пунктуации: находить смысловые отрезки, пунктуационно правильно оформлять предложения изученных типов; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки;

–по связной речи, чтению и работе с информацией: составлять предложения с учётом текстообразующих свойств изученных групп слов; использовать синонимику предложений с деепричастными оборотами и сложноподчиненных предложений, стилистически обоснованно использовать предлоги, союзы; использовать частицы в стилистических целях; находить в тексте языковые средства, характерные для публицистического стиля речи; излагать подробно, сжато и выборочно текст публицистического стиля; осознанно и бегло читать тексты публицистического стиля; описывать внешность, состояние и действия человека; создавать тексты изученных типов речи, тексты, сочетающие в себе разные типы речи.

Речевая деятельность.

Аудирование. Фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа; формулировать вопросы по содержанию текста; замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка.

Чтение. Понимать коммуникативную цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения; составлять конспект прочитанного текста; оценивать степень понимания содержания прочитанного текста; прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического текста.

Говорение. Создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы; владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики); строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка (Причастие — это особая форма глагола или самостоятельная часть речи?).

Письмо. Владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану), правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания; писать изложения по публицистическим, художественным

текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства; вводить в текст изложения элементы сочинения (типа рассуждения, описания, повествования); писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста; составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента из большой статьи); совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки.

Текстоведение. Проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, средства связи предложений, строение текста, языковые и речевые средства, характерные для данного текста).

Фонетика и орфоэпия. Правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения; анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм.

Морфемика и словообразование. Владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре; толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа лог, поли, фон и т. п.); пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей; опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов.

Лексикология и фразеология. Разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их употреблять; пользоваться разными видами толковых словарей; верно использовать термины в текстах научного стиля; оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка.

Морфология. Распознавать части речи и их формы в трудных случаях; правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей; определять синтаксическую роль слов разных частей речи; опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа.

Орфография. Применять орфографические правила, объяснять правописание слов с труднопроверяемыми орфограммами. Пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов. Проводить орфографический анализ текста, находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в VI классе. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами

Синтаксис и пунктуация. Различать изученные виды простых и сложных предложений; интонационно выразительно читать предложения изученных видов; составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам; уместно пользоваться синтаксическими синонимами; правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной; проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения; устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения; использовать различные синтаксические

конструкции как средство усиления выразительности речи. Применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обозначения; строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила; проводить пунктуационный анализ текста; аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.



Раздел 3. Содержание учебного предмета «Русский язык»

Содержание рабочей программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует образовательной программе МБОУ СОШ №1 г. Семикаракорска. Она включает в себя все темы, предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования по русскому языку и программой учебного курса автора-составителя Е.А. Быстровой.

Русский язык в современном мире (1ч.)

Речь (16ч.)

Текст. Тема широкая и узкая. Простой и сложный план. Чтение — основной вид речевой деятельности.

Умеем ли мы правильно читать? Типы и стили речи. Научный стиль речи. Разновидности научного стиля речи (научно-учебный и научно-популярный). Публицистический стиль речи.

Повторение изученного в 5—6 классах (11ч.)

Фонетика. Орфоэпия

Морфемика. Словообразование

Лексика и фразеология

Морфология

Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. Местоимение. Имя числительное. Наречие.

Синтаксис и пунктуация

Морфология. Орфография

Причастие (30ч.)

Что такое причастие. Причастный оборот. Действительные и страдательные причастия. Образование причастий настоящего времени. Образование причастий прошедшего времени. Полные и краткие причастия. Морфологический разбор причастия. План морфологического разбора причастия. Правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных. Слитное и раздельное написание не с причастиями.

Употребление причастий в речи.

Деепричастие (14ч.)

Что такое деепричастие. Деепричастный оборот. Деепричастия несовершенного и совершенного видов. Образование деепричастий. План морфологического разбора деепричастия. Употребление деепричастий в речи.

Служебные части речи. Междометия (1ч.)

Предлог (12ч.)

Предлог как служебная часть речи. Разряды предлогов. План морфологического разбора предлога.

Правописание предлогов. Употребление предлогов в речи.

Союз (17ч.)

Союз как служебная часть речи. Сочинительные союзы. Подчинительные союзы. План морфологического разбора союза. Правописание союзов. Употребление союзов в речи.

Частица (19ч.)

Частица как служебная часть речи. Правописание частиц. Частицы не и ни. План морфологического разбора частицы. Употребление частиц в речи.

Междометия и звукоподражательные слова (4ч.)

Повторение изученного в 7 классе (6ч.)


Основное содержание курса «Русский язык», подлежащее усвоению

Основные виды деятельности, которыми должен овладеть учащийся

Русский язык в современном мире (1 ч)


Осознавать роль русского языка в жизни общества, государства, в мире.

Речь (40 ч.)

Смысловая и композиционная цельность, связность текста.

Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста.

Структура текста. Простой и сложный план текста. Абзац.

Средства связи предложений

и частей текста.

Чтение как вид деятельности.

Функциональные стили: научный публицистический. Их особенности.

Знать признаки текста. Определять тему, основную мысль текста, ключевые слова, виды связи предложений в тексте; смысловые, лексические и грамматические средства связи предложений текста и частей текста; выделять мик-

ротемы текста, делить его на абзацы; знать композиционные элементы абзаца и целого текста (зачин, средняя часть, концовка).

Овладеть различными видами чтения.

Осуществлять изучающее, поисковое чтение текста.

Создавать и редактировать собственные тексты различного типа речи, стиля, жанра с учетом требований к построению связного текста.

Устанавливать принадлежность текста к определенному типу речи, функциональной

разновидности языка.

Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования лексических и грамматических средств связи.

Делить текст на смысловые части, осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), схемы, таблицы и т.п.

Различать тексты разговорного характера, научные,

публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы.

Сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определенной функциональной разновидности языка и использованных языковых средств.

Создавать письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи.

Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.).

Оценивать чужие и собственные речевые высказывания с точки зрения соответствия их

коммуникативным требованиям, языковой принадлежности.

Исправлять речевые недостатки, редактировать текст.

Выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом

Повторение изученного в 5—6 классах (8 ч)

Морфология. Орфография (82 ч)

Причастие (26 ч)

Место причастия в системе частей речи. Причастие, его грамматические признаки.

Действительные и страдательные причастия. Причастия настоящего и прошедшего времени. Образование причастий. Полные и краткие формы

страдательных причастий.

Синтаксическая функция

причастия. Причастный оборот.

Правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных.

Слитное и раздельное написание не с причастиями. Употребление причастий в речи

Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические

признаки причастия, определять его синтаксическую функцию.

Распознавать грамматические признаки глагола и прилагательного у причастия; действительные и страдательные причастия, полные и краткие

формы страдательных причастий; приводить соответствующие примеры.

Выполнять морфологический разбор причастия.

Правильно употреблять причастия с определяемыми словами; соблюдать видовременную соотнесенность причастий с формой глагола-сказуемого; правильный порядок слов в предложениях с причастными оборотами и в причастном обороте.

Освоить содержание изученных правил и применять их на письме.

Деепричастие (12 ч)

Место деепричастия в системе частей речи. Деепричастие, его грамматические признаки.

Деепричастия совершенного и несовершенного вида.

Образование деепричастий.

Синтаксическая функция деепричастия. Деепричастный оборот.

Употребление деепричастий в речи.

Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические

признаки деепричастия, определять его синтаксическую функцию.

Распознавать грамматические признаки глагола и наречия у деепричастия; деепричастия совершенного и несовершенного вида.

Выполнять морфологический разбор деепричастия.

Правильно употреблять предложения с деепричастным оборотом.

Служебные части речи. Междометия (45 ч)

Служебные части речи (1 ч)

Общая характеристика служебных частей речи; их отличия от самостоятельных частей речи.

Предлог (10 ч)

Предлог как часть речи. Разряды предлогов. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги.

Правописание предлогов.

Употребление предлогов в речи

Различать предлог, союз, частицу.

Производить морфологический анализ предлога.

Распознавать предлоги разных разрядов, отличать производные предлоги от слов самостоятельных (знаменательных) частей речи.

Наблюдать за употреблением предлогов с одним или несколькими падежами.

Правильно употреблять предлоги с нужным падежом, существительные с предлогами благодаря, согласно, вопреки и др.

Освоить правила правописания

предлогов и применять их на письме.

Союз (14 ч)

Союз как часть речи. Союзы сочинительные и подчинительные, их разряды. Союзы простые и составные. Правописание союзов.

Употребление союзов в речи

Производить морфологический анализ союза.

Распознавать союзы разных разрядов по значению и по строению.

Конструировать предложения по заданной схеме с использованием указанных союзов.

Употреблять в речи союзы в соответствии с их значением и стилистическими особенностями.

Соблюдать правила правописания союзов.-

Частица (16 ч)

Частица как часть речи. Разряды частиц по значению и употреблению.

Правописание частиц.

Употребление частиц в речи

Производить морфологический анализ частицы.

Распознавать частицы разных разрядов по значению, употреблению и строению.

Определять, какому слову или какой части текста частицы придают смысловые оттенки.

Правильно употреблять частицы для выражения отношения к действительности и передачи различных смысловых оттенков.

Соблюдать правила правописания частиц.

Междометия и звукоподражательные слова (3 ч)

Междометие как особый разряд слов. Основные функции междометий. Семантические разряды междометий. Звукоподражательные слова

Определять грамматические особенности междометий.

Распознавать междометия разных семантических разрядов. Правильно и уместно употреблять междометия для выражения эмоций, этикетных формул, команд, приказов.

Наблюдать за использованием междометий и звукоподражательных слов в разговорной

речи и языке художественной литературы.






Раздел 4. Календарно-тематическое планирование 2021 – 2022 уч.г

по предмету «Русский язык» 7 «Б» класс

п/п

Дата


Тема

Кол-во часов

02.09

Русский язык в современном мире.

1

03.09

Повторение изученного в 5 – 6 классах. Синтаксис. Синтаксический разбор.

1

06.09

Повторение. Пунктуация. Пунктуационный разбор.

1

07.09

Повторение. Лексика. Фразеология

1

09.09

Повторение. Фонетика. Орфоэпия. Орфография.

1

10.09

Повторение. Морфемика. Словообразование.

1

13.09

Повторение. Морфология и орфография.

1

14.09

Входная диагностика. Диктант с грамматическим заданием.

1

16.09

Работа над ошибками. Анализ результатов входной диагностики

1

17.09

РР. Сочинение по сложному плану «Народные умельцы моего края»

1

20.09

РР. Текст. Признаки текста. Тема широкая и узкая.

1

21.09

Причастие как часть речи.

1

23.09

РР. Типы и стили речи. Публицистический стиль.

1

24.09

Причастный оборот.

1

27.09

Знаки препинания при причастном обороте.

1

28.09

Действительные и страдательные причастия

1

30.09

Образование действительных причастий настоящего времени

1

01.10

Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

1

04.10

Образование страдательных причастий настоящего времени

1

05.10

Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

1

07.10

РР. Подготовка к изложению научно-популярного стиля.

1

08.10

РР. Изложение

1

11.10

Действительные причастия прошедшего времени.

1

12.10

Страдательные причастия прошедшего времени.

1

14.10

Правописание гласных перед Н-НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

1

15.10

Полные и краткие страдательные причастия.

1

18.10

Н, НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов.

1

19.10

Н, НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов.

1

21.10

Морфологический разбор причастия

1

22.10

Контрольный диктант по теме «Причастие»

1

25.10

Анализ контрольной работы

1

26.10

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

1

08.11

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

1

09.11

Р.Р. Подготовка к сочинению.

1

11.11

РР. Сочинение-рассуждение на основе публицистического текста.

1

12.11

Буквы Е, Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

1

15.11

Употребление причастий в речи

1

16.11

Обобщение и систематизация знаний по теме «Причастие»

1

18.11

Контрольный тест по теме «Причастие»

1

19.11

Анализ ошибок в тесте.

1

22.11

Деепричастие как часть речи.

1

23.11

Деепричастия несовершенного и совершенного видов.

1

25.11

Морфологические признаки деепричастия. Признаки глагола и наречия у деепричастия.

1

26.11

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

1

29.11

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

1

30.11

Раздельное написание «не» с деепричастиями.

1

02.12

Морфологический разбор деепричастий.

1

03.12

РР. Обучение написанию сжатого изложения (по тексту И.Шмелева упр.250).

1

06.12

РР. Сжатое изложение.

1

07.12

Употребление деепричастий в речи.

1

09.12

Повторение темы «Деепричастие».

1

10.12

Контрольный диктант по теме «Деепричастие».

1

13.12

Анализ ошибок в диктанте.

1

14.12

Служебные части речи.

1

16.12

Предлог как служебная часть речи.

1

17.12

Значения предлогов. Разряды предлогов

1

20.12

РР. Сочинение по пословице (упр. 281)

1

21.12

Простые и составные предлоги.

1

23.12

Производные и непроизводные предлоги.

1

24.12

Морфологический разбор предлогов.

1

27.12

Отличие производных предлогов от самостоятельных частей речи.

1

28.12

Слитное и раздельное написание производных предлогов.

1

30.12

Слитное и раздельное написание производных предлогов.

1

10.01

Правописание производных предлогов

1

11.01

РР. Устное рассуждение (дискуссия) «Нужны ли будут книги на печатной основе?»

1

13.01

Употребление предлогов в речи.

1

14.01

Контрольный тест по теме «Предлог».

1

17.01

Анализ ошибок в тесте.

1

18.01

Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Союзы и союзные слова.

1

20.01

Простые и составные союзы.

1

21.01

Союзы сочинительные и подчинительные.

1

24.01

Сочинительные союзы. Знаки препинания в предложениях с сочинительными союзами.

1

25.01

РР. Сочинение-описание «Музей, о котором хочу рассказать (по упр. 305)

1

27.01

Подчинительные союзы.

1

28.01

Знаки препинания в предложениях с подчинительными союзами.

1

31.01

Знаки препинания в предложениях с подчинительными союзами.

1

01.02

Морфологический разбор союзов.

1

03.02

РР. Сжатое изложение (по тексту упр. 326)

1

04.02

Правописание союзов.

1

07.02

Правописание союзов.

1

08.02

Контрольная работа по теме «Союз». Диктант. Тест

1

10.02

Анализ контрольной работы.

1

11.02

Употребление союзов в речи.

1

14.02

Обобщение и систематизация изученного по теме «Союз».

1

15.02

РР. Сочинение-рассуждение «Что такое память?»

1

17.02

Частица как служебная часть речи.

1

18.02

Разряды частиц.

1

21.02

Формообразующие частицы.

1

22.02

Смысловые частицы.

1

24.02

Раздельное и дефисное написание частиц.

1

25.02

Раздельное и дефисное написание частиц.

1

28.02

Морфологический разбор частицы.

1

01.03

Правописание частицы НЕ с разными частями речи

1

02.03

Правописание частицы НЕ с разными частями речи

1

04.03

Правописание частицы НЕ с разными частями речи

1

05.03

Правописание частицы НИ

1

10.03

Правописание частицы НЕ и НИ

1

11.03

Различение на письме частицы НИ и союза НИ-НИ

1

14.03

РР. Сочинение-рассуждение «Стиль жизни… Какой мне ближе?» (по упр. 344)

1

15.03

РР. Сочинение-рассуждение

1

17.03

Употребление частиц в речи.


18.03

Повторение по теме «Частицы»

1

21.03

Повторение по теме «Частицы»

1

22.03

Контрольный диктант по теме «Частица».

1

24.03

Анализ контрольного диктната

1

25.03

Междометие как часть речи.

1

04.04

Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.

1

05.04

Производные и непроизводные междометия

1

07.04

Знаки препинания при междометиях.

1

08.04

Звукоподражательные слова.

1

11.04

РР. Изложение на лингвистическую тему.

1

12.04

Повторение и систематизация изученного в 5 – 7 классах.

1

14.04

Разделы науки о русском языке.

1

15.04

Повторение по теме «Речь». Текст. Тема широкая и узкая.

1

18.04

Простой и сложный план. Чтение — основной вид речевой деятельности.

1

19.04

Умеем ли мы правильно читать? Типы и стили речи.

1

21.04

Научный стиль речи. Разновидности научного стиля речи (научно-учебный и научно-популярный).

1

22.04

Фонетика. Орфоэпия.

1

25.04

Лексика. Фразеология.

1

26.04

Морфемика. Словообразование.

1

28.04

Морфология. Имя существительное.

1

29.04

Морфология. Имя прилагательное.

1

05.05

Морфология. Имя числительное

1

06.05

Морфология. Наречие.

1

12.05

Повторение по теме «Причастие»

1

13.05

Н-НН в разных частях речи.

1

16.05

Правописание НЕ с разными частями речи.

1

17.05

Повторение по теме «Деепричастие»

1

19.05

Повторение по теме «Служебные части речи»

1

20.05

Контрольный диктант по «Повторению»

1

23.05

Анализ ошибок в контрольном диктанте

1

24.05

Повторение. Синтаксис.

1

26.05

Повторение. Синтаксис.

1

27.05

Повторение. Пунктуация.

1

30.05

Повторение. Пунктуация.

1

31.05

Обсуждение проектов.

1