Приложение 2 к ООП ООО
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Лисянская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» «Согласовано»: «Утверждаю»:
на заседании МО учителей Зам.директора по УВР Директор МКОУ Лисянская СОШ
гуманитарного цикла _________ Деревянкина С.Е. _______________ Кириченко Е.В.
Протокол №_1_ от «30» августа2021г. «30» августа 2021г. «30» августа 2021г.
Руководитель МО _______Рудакова Н.А.
Приказ № 47 от 30.08.2021г.
Рабочая программа
учебного предмета
«Всеобщая история»
6 класс
УМК: Всеобщая история. История Средних Веков.Учебник. 6 класс.Е.В. Агибалова, Г.М.Донской. М.: «Просвещение», 2018.
на 2021-2022 учебный год.
Учитель истории и обществознания
Меланьин В.Н.
с.Лиски-2021г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
К личностным результатамосвоения учебного предмета на уровне основного общего образования относятся следующие убеждения и качества:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
- воспитание личной гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству как к многонациональному и мультикультурному образованию;
- развитие личностных и духовных качеств, позволяющих уважительно и доброжелательно относится к другим людям, их мнению, мировоззрению, культуре, языку, гражданской позиции, истории, культуре;
- формирование толерантного отношения к религии, традициям, языку и ценностям народов России.
К метапредметнымрезультамосвоения учебного предмета на уровне основного общего образования относятся следующие умения:
- осуществлять постановку учебной задачи (при поддержке учителя);
- планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;
-соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
-работать с дополнительной информацией, анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.;
-критически оценивать достоверность информации (с помощью педагога), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную;
- использовать в учебной деятельности современные источники информации, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и Интернете под руководством педагога;
-использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
- ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу;
-определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
- логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
-применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
-решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в форме письменных работ;
-использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
- планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
- определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;
- выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания.
Предметные результатыосвоения учебного предмета на уровне основного общего образования предполагают, что у учащегося сформированы:
- целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств как необходимой основы миропонимания и познания современного общества; о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов; о месте и роли России в мировой истории;
- базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;
- умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;
- умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
- уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Выпускник научится:
- локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;
- использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.;
- проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;
- составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;
- раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений, политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
- объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;
- сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);
- давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.
Выпускник получит возможность научиться:
давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);
- сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
- составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Становление средневековой Европы (VI–XI века).
Древние германцы и Римская империя. Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне. Занятия германцев. Выделение знати. Падение Западной Римской империи. Гунны.
Королевство франков и христианская церковь в VI – VIII веках. Выявлять отличия власти короля от власти вождя; Франки: расселение, занятия, хозяйственное и общественное устройство. Появление государства. Король Хлодвиг. Христианская церковь. Монастыри.
Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность. деятельность исторических личностей (на примере Карла Великого); работать с историческими документами. Карл Великий. Войны в Италии и Испании. Франкская империя и её распад. Междоусобные войны. Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница.
Западная Европа в IX – XI веках. Культура Западной Европы в раннее Средневековье.Слабость королевской власти во Франции. Священная Римская империя. Представления людей о мире. Каролингское Возрождение. Искусство. Литература.
Византийская империя и славяне в VI – XI веках.
Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии.Территория, хозяйство, государственное устройство Византии. Византийские императоры. Юстиниан и его реформы. Войны Юстиниана. Культура Византии. Вторжения славян и арабов. Образование славянских государств. Расселение славян. Занятия и образ жизни славян. Болгарское государство. Великоморавская держава и создатели славянской письменности – Кирилл и Мефодий. Образование Чехии и Польши.
Арабы в VI – XI веках.
Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата.Расселение, занятия арабских племен. Мухаммед и рождение ислама. Завоевания арабов в Азии, Северной Африке, Европе. Распространение ислама. Культура арабов.
Феодалы и крестьяне.
Средневековый город в Западной и Центральной Европе.
В рыцарском замке Замок феодала. Снаряжение рыцаря. Развлечения рыцарей. Правила поведения рыцарей.
Средневековая деревня и её обитатели. Феодальное землевладение. Феодальная знать. Жизнь, быт, труд крестьян. Крестьянское хозяйство. Феодальная зависимость и повинности. Крестьянская община.
Формирование средневековых городов. Возникновение городов. Города – центры ремесла, торговли, культуры. Цехи и гильдии.
Горожане и их образ жизни. Городские сословия. Городское управление. Жизнь и быт горожан. Средневековые города – республики.
Католическая церковь в XI – XIII веках.
Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Разделение христианства на католицизм и православие. Светские правители церковь. Ереси и преследование еретиков.
Крестовые походы. Крестовые походы феодалов, последствия. Крестовые походы бедноты. Духовно-рыцарские ордены. Борьба народов Востока против крестоносцев.
Образование централизованных государств
в Западной Европе (XI – XV века).
Объединение Франции .Усиление королевской власти. Сословно-представительная монархия; Генеральные Штаты. Первые успехи объединения.
Что англичане считают началом своих свобод. Нормандское завоевание. Генрих II и его реформы. Великая хартия вольностей. Парламент. Сословная монархия. Экономическое и социальное развитие страны.
Столетняя война. Причины войны и повод к ней. Итоги и последствия Столетней войны.
Крестьянские восстания во Франции и в Англии .Положение крестьян во Франции и Англии. Жакерия. Восстание Уота Тайлера.
Усиление королевской власти в конце XV века во Франции Англии. Завершение объединения Франции. Образование централизованного государства. Война Алой и Белой розы в Англии. Генрих VIII.
Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Мусульманская Испания. Реконкиста. Образование Испанского королевства. Введение инквизиции в Испании.
Раздел VIII. Германия и Италия в XII – XV веках. Славянские государства и Византия в XIV – XV веках.
Усиление власти князей в Германии. Расцвет итальянских городов. Территориальные княжества в Германии. Натиск на Восток. Союзы городов. Городские республики в Италии. Гвельфы и гибеллины. Правление Медичи во Флоренции.
Гуситское движение в Чехии. Чехияв XIV веке. Ян Гус. Гуситские войны, их значение. Народное войско.
Завоевание турками-османами Балканского полуострова. Балканские страны перед завоеванием. Завоевания турок-османов. Битва на Косовом поле. Гибель Византии.
Культура Западной Европы в XI – XV веках.
Образование и философия. Средневековая литература и искусство. Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Наука и образование. Появление университетов. Развитие знаний и церковь.
Культура раннего Возрождения в Италии. Возрождение античного наследия. Новое учение о человеке. Гуманизм. Искусство раннего Возрождения.
Научные открытия и изобретения. Развитие науки и технике. Появление огнестрельного оружия. Развитие мореплавания и кораблестроения. Изобретение книгопечатания.
Народы Азии. Америки и Африки в Средние века.
Средневековый Китай. Император и подданные. Крестьянская война. Китай под властью монголов. Борьба против завоевателей. Культура средневекового Китая.
Индия: государства и культура. Индийские княжества. Вторжение мусульман. Делийский султанат. Культура Индии.
Государства и народы доколумбовой Америки. Африка .Народы Америки. Государства. Культура. Государства и народы Африки.
Наследие Средних веков в истории человечества.
Наследие Средних веков в истории человечества. века в истории. Народы и государства на исторической карте. Достижения производства и техники. Культурное наследие.
тттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттт
Тематическое планирование
№ | Раздел | Кол-во часов | Кол-во к/р. |
1 | Становление средневековой Европы(6-11 вв.) | 1 | |
2 | Византийская империя и славяне (6-11 вв.) | 2 | |
3 | Арабы в 6-11 вв. | 1 | |
4 | Феодалы и крестьяне. Средневековый город в Западной и Центральной Европе | 1 | |
5 | Средневековый город в Западной и Центральной Европе. | 1 | |
6 | Католическая церковь (11-13 вв.) | 1 | |
7 | Образование централизованных государств в Западной Европе(11-15вв.) | 5 | |
8 | Славянские государства и Византия в 14-15 вв. | 2 | |
9 | Культура Западной Европы в11- 15 вв. | 1 | |
10 | Народы Азии. Америки и Африки в средние века. | 1 | |
11 | Наследие Средних веков в истории человечества. | 1 | 1 |
| Всего: | 17 | 1 |
.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока. | Дата |
П. | Ф. |
Глава 1.Становление средневековой Европы (VI–XI века) |
1 | Образование государства франков. империи Карла Великого. Феодальная раздробленность. | 1.09 | |
Глава 2.Византийская империя и славяне в VI – XI веках. |
2 | Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии. | 8.09 | |
3 | Образование славянских государств. | 15.09 | |
Глава 3.Арабы в VI – XI веках. |
4 | Арабы в VI – XI веках | 22.09 | |
Глава 4 .Феодалы и крестьяне. |
5 | В рыцарском замке. Средневековая деревня и её обитатели. | 29.09 | |
Глава 5.Средневековый город в Западной и Центральной Европе. |
6 | Формирование средневековых городов. Ремесло и торговля в средние века. | 6.10 | |
Глава 6.Католическая церковь в XI – XIII веках. |
7 | Крестовые походы. | 13.10 | |
Глава 7.Образование централизованных государств в Западной Европе (11-15 вв.) |
8 | Объединение Франции. | 20.10 | |
9 | Что англичане считают началом своих свобод. | 3.11 | |
10 | Столетняя война. | 10.11 | |
11 | Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. | 17.11 | |
12 | Германия и Италия в XII – XV веках | 24.11 | |
Глава 8.Славянские государства и Византия в XIV – XV веках. |
13 | Гуситское движение в Чехии. | 1.12 | |
14 | Завоевание турками-османами Балканского полуострова. | 8.12 | |
Глава 9.Культура Западной Европы в XI – XV веках. |
15 | Культура Западной Европы в XI – XV веках.( Урок – мини проектов) | 15.12 | |
Глава 10.Народы Азии. Америки и Африки в Средние века. |
16 | Средневековая Азия. Государства и народы доколумбовой Америки. Африка | 22.12 | |
17 | Наследие Средних веков в истории человечества.(Итоговая контрольная работа№5). | 29.12 | |