СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебной дисциплины «Литература»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования и технического профиля профессионального образования.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины «Литература»»

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УМР

____________________


«_____»_____ 20__ г.
















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



литература (базовый уровень)


профиль обучения: технологический





















2024 г


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе программы общеобразовательной учебной дисциплины «Литература» для профессиональных образовательных организаций, одобренной НМС ЦПО ФГАУ «ФИРО» и рекомендованной для реализации программы подготовки специалистов среднего звена на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол 2 от 26.03.2015 г.), по специальностям и профессиям среднего профессионального образования (далее - СПО): 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий, 11.02.12 Почтовая связь, 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам), 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям), 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей, 08.01.27 Мастер общестроительных работ, 08.01.28 Мастер отделочных строительных и декоративных работ, 08.01.29 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем ЖКХ , 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям), 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей; 23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин.



Организация-разработчик:

Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Амурской области «Амурский колледж транспорта и дорожного хозяйства».


Разработчики:

Грязнова Ирина Сергеевна, преподаватель первой квалификационной категории.







Рассмотрено на заседании методического совета

Протокол № ____ от «____» ________ 2024 г








СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4 - 6

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ русский язык

9 - 17

  1. условия реализации учебной дисциплины

18- 22

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

23



1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

литература


    1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Общеобразовательная дисциплина «Литература» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы СПО в соответствии с ФГОС по специальностям и профессиям: 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий, 11.02.12 Почтовая связь, 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам), 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям), 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей, 08.01.27 Мастер общестроительных работ, 08.01.28 Мастер отделочных строительных и декоративных работ, 08.01.29 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем ЖКХ , 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям), 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей; 23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин.

Программа разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования и технического профиля профессионального образования.

1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:

1.2.1. Цель общеобразовательной дисциплины

Цели изучения Литературы состоят в сформированности чувства причастности к отечественным культурным традициям, лежащим в основе исторической преемственности поколений, и уважительного отношения к другим культурам; в развитии ценностно-смысловой сферы личности на основе высоких этических идеалов; осознании ценностного отношения к литературе как неотъемлемой части культуры и взаимосвязей между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности. Реализация этих целей связана с развитием читательских качеств и устойчивого интереса к чтению как средству приобщения к российскому литературному наследию и сокровищам отечественной и зарубежной культуры, базируется на знании содержания произведений, осмыслении поставленных в литературе проблем, понимании коммуникативно-эстетических возможностей языка художественных текстов и способствует совершенствованию устной и письменной речи обучающихся на примере лучших литературных образцов.


1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются личностные, метапредметные и предметные результаты в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования: личностные (ЛР), метапредметные (МР), предметные для базового уровня изучения (ПРб).




Коды результатов

Планируемые результаты освоения дисциплины:

ЛР 01

российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,

уважение государственных символов (герб, флаг, гимн)

ЛР 04

сформированность мировоззрения, соответствующего современному

уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире

ЛР 05

ссформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности.

ЛР 06

толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям

ЛР 07

навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественнополезной, учебно - исследовательской, проектной и других видах деятельности

МР 01

умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.

МР 02

умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты.

МР 04

готовность и способность к самостоятельной информационно - познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников

МР 08

владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать

свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства

МР 09

владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

ПРб 01

сформированность понятий о нормах русского литературного языка и

применение знаний о них в речевой практике

ПРб 02

владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за

собственной речью

ПРб 03

владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем

явной и скрытой, основной и второстепенной информации

ПРб 04.

владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов,

аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров

ПРб 05.

знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой.

ПРб 06.

сформированность представлений об изобразительно-выразительных

возможностях русского языка

ПРб 07

сформированность умений учитывать исторический, историко - культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения.

ПРб 08

способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях.

ПРб 09

овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни,

созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания

ПРб 10

сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.




1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины «Литература»:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 116 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 116 часов.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

116

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

116

в том числе:


теоретические занятия

96

практические занятия

20

Промежуточная аттестация в форме зачета






2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Литература

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала


Объем часов

Коды общих компетенций

(указанных в разделе 1.2) и личностных метапредметных, предметных результатов, формированию которых способствует элемент программы

1

2

3


Введение


1


Основные этапы литературного процесса от древнерусской литературы до

литературы первой половины XIX века.

Обобщающее повторение. «Слово о полку Игореве». Стихотворения М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина; комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль». Стихотворения и баллады В.А. Жуковского.

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Произведения А.С. Пушкина (стихотворения, романы «Евгений Онегин» и «Капитанская дочка»).

2

ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб 05, ПРб 07, ПРб 08, ПРб 09, ПРб 10,

ЛР 01, ЛР 04, ЛР 05, ЛР 07,МР 01, МР 02,МР 04, МР 08, МР 09, ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 06, ОК 09

Раздел 1. Русская литература второй половины XIX века

34

ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб 04, ПРб 05, ПРб 06, ПРб 07, ПРб 08, ПРб 09, ПРб 10,

ЛР 01, ЛР 04, ЛР 05, ЛР 07,МР 01, МР 02,МР 04, МР 08, МР 09, ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09

Тема 1.1

А.Н. Островский

Содержание учебного материала

2

2

Социально-культурная новизна драматургии А.Н. Островского. «Гроза».

Жизнь и творчество драматурга. Роль Островского в развитии русской драматургии и театра.

Островский – создатель русского национального театра. Место Островского в русской литературе. Самобытные черты реализма Островского. Образы - символы драмы «Гроза».

2

Тема 1.2

И.А. Гончаров

Содержание учебного материала

4

3

Творчество И.А.Гончарова. Общая характеристика романа "Обломов".

Основные этапы жизненного и творческого пути писателя. Замысел романа. Идейная направленность. Содержание романа. Решение проблемы прототипности и типичности в романе. Вопрос о соотношении художественного образа и прототипа.

2

4

Практическое занятие. Проблема русского национального характера в романе «Обломов».

Изучение образа Обломова путем сопоставления сравнительной характеристики Обломова и Штольца.

Образ Обломова. Противоречивость характера Обломова. Обломов как представитель своего времени и вневременной образ. Типичность образа Обломова. Эволюция образа Обломова. Штольц и Обломов. Прошлое и будущее России. Проблемы любви в романе. Анализ статьи H.А. Добролюбова «Что такое обломовщина?»

2

Тема 1.3

И.С. Тургенев

Содержание учебного материала

4

5

Творчество И.С.Тургенева. Основной конфликт романа "Отцы и дети".

Основные этапы жизненного и творческого пути писателя. Определение положительных и отрицательных сторон русской жизни в представлениях Тургенева. Своеобразие художественной манеры Тургенева-романиста. Роман «Отцы и дети». Смысл названия романа. Отображение в романе общественно-политической обстановки 1860-х годов. Проблематика романа. Особенности композиции романа.

2

6

Нравственная проблематика романа "Отцы и дети"и ее общечеловеческое значение.

Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм в романе (Ситников и Кукшина). Взгляды Базарова на искусство, природу, общество. Базаров и Кирсановы. Базаров и Одинцова. Любовная интрига в романе и ее роль в раскрытии идейно-эстетического содержания романа. Базаров и родители. Сущность споров, конфликт «отцов» и «детей». Значение заключительных сцен романа в раскрытии его идейно-эстетического содержания. Авторская позиция в романе. Полемика вокруг романа «Отцы и дети» (Д. И. Писарев, Н. Страхов, М. Антонович).

2

Тема 1.4

Ф.И. Тютчев

Содержание учебного материала

2

7

Ф.И. Тютчев. Темы и символичность поэзии Тютчева.

Основные этапы жизненного и творческого пути поэта. Особенности мировоззрения Тютчева. Представление основных тем поэзии Тютчева. Анализ стихотворений.

2

Тема 1.5

Н.А. Некрасов

Содержание учебного материала

2

8

Практическое занятие. Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

Знакомство с основными этапами жизненного и творческого пути поэта. Своеобразие художественного мира поэта. Знакомство с творческой историей создания поэмы, с особенностями композиции. Проблематика поэмы. Характеристика образов крестьян и помещиков. Сатирические приёмы в изображении помещиков.

2

Тема 1.6

А.А. Фет

Содержание учебного материала

2

9

А.А. Фет. Основные темы лирики Фета.

Знакомство с основными этапами жизненного и творческого пути поэта. Особенности художественного мира Фета. Знакомство с поэтическим многообразием поэзии Фета, с художественным своеобразием языка поэта.

2

Тема 1.7

М.Е. Салтыков-Щедрин

Содержание учебного материала

2

10

М.Е. Салтыков-Щедрин. "История одного города". Тематика и проблематика произведения.

Знакомство с основными этапами жизненного и творческого пути великого сатирика. Замысел, история создания «Истории одного города». Своеобразие жанра, композиции. Образы градоначальников. Элементы антиутопии в «Истории одного города». Приемы сатирической фантастики, гротеска, художественного иносказания. Эзопов язык. Роль Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы.

2

Тема 1.8

Ф.М. Достоевский

Содержание учебного материала

4

11

Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание».

Основные этапы творчества Ф.М. Достоевского. История создания романа «Преступление и наказание». Своеобразие жанра. Особенности сюжета. Отображение русской действительности в романе. Социальная и нравственно-философская проблематика романа. Осмысление главного конфликта романа.

2

12

Практическое занятие. Проблематика романа. Теория "сильной личности" и ее опровержение в романе.

Окружение Раскольникова. Символические образы в романе. Схожесть созданных теорий. Анализ этапов развенчания теории Раскольникова. Определение художественных средств, используемых автором для достижения своих целей.

2



Тема 1.9

Л.Н. Толстой

Содержание учебного материала

6

13

Л. Н. Толстой. Духовные искания писателя. Роман-эпопея «Война и мир».

Знакомство с основными этапами жизненного и творческого пути писателя. Внутренний мир героя в трилогии. Психологизм главного героя. Работа над собой, нравственное становление личности. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры романа. Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности: следование правде, психологизм, «диалектика души».Соединение в романе идеи личного и всеобщего. Символическое значение понятий «война» и «мир».

2

14

Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой.

Изучение жизненного пути героев. Обозначение этапов его духовного развития. Наблюдение за развитием одной из важнейших мыслей романа на примере анализа описаний семейства Болконских, Ростовых, Курагиных. Авторский идеал семьи в романе.

2

15

Практическое занятие. Картины войны 1812 года. Кутузов и Наполеон.

Картины войны 1812 года. Кутузов и Наполеон. Осуждение жестокости войны в романе. Развенчание идеи «наполеонизма». Патриотизм в понимании писателя. Светское общество в изображении Толстого. Осуждение его бездуховности и лжепатриотизма.

2

Тема 1.10

Н.С. Лесков

Содержание учебного материала

2


16

Н.С.Лесков. Личность писателя. «Очарованный странник». Былинные мотивы в повести.

Знакомство с основными этапами жизненного и творческого пути писателя. Знакомство с идейно-художественным своеобразием произведения. Раскрытие значения темы праведничества в творчестве Лескова на примере образа Ивана Флягина.

2

Тема 1.11

А.П. Чехов

Содержание учебного материала

4

17

Художественное совершенство рассказов А. П. Чехова.

Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Своеобразие и всепроникающая сила чеховского творчества. Художественное совершенство рассказов («Студент», «Ионыч», «Дама с собачкой» и др., не менее трех по выбору). Особенности изображения «маленького человека» в прозе А. П. Чехова.

2

18

Драматургия Чехова. Пьеса «Вишневый сад».

История создания, жанр, система персонажей. Сложность и многозначность отношений между персонажами. Разрушение дворянских гнезд в пьесе. Сочетание комического и драматического в пьесе «Вишневый сад». Лиризм и юмор в пьесе «Вишневый сад». Смысл названия пьесы. Особенности символов. Критика о Чехове (И. Анненский, В. Пьецух).

2

Раздел 2. Литература народов России

2

ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб 05, ПРб 06, ПРб 07, ПРб 08, ПРб 09,

ЛР 01, ЛР 05, ЛР 06, МР 08, МР 09,ОК 01, ОК 02, ОК 03,ОК 04, ОК 05, ОК 06,ОК 09

Тема 2.1

К.Хетагуров

Содержание учебного материала

2

19

Коста Хетагуров. Сборник «Осетинская лира». Изображение тяжелой жизни простого народа. Специфика художественной образности. Жизнь и творчество осетинского поэта К. Хетагурова.

2

Раздел 3. Зарубежная литература

4

ПРб 05, ПРб 07,

ЛР 04, МР 01,МР 04, МР 08, ОК 01, ОК 02, ОК 03,ОК 04, ОК 05, ОК 06

Тема 3.1

Зарубежная проза второй половины XIX века.

Содержание учебного материала

2

20

Зарубежная проза второй половины XIX века.

Зарубежная проза второй половины XIX века (не менее одного произведения по выбору) Например, произведения Ч Диккенса «Дэвид Копперфилд», «Большие надежды»; Г.Флобера«Мадам Бовари» и др.

2

Тема 3.2

Зарубежная поэзия и драматургия второй половины XIX века.


Содержание учебного материала

2

21

Практическое занятие. Зарубежная поэзия и драматургия второй половины XIX века.

Стихотворения А Рембо, Ш. Бодлера и др.(не менее двух стихотворений одного поэта по выбору).Пьесы Г Гауптмана «Перед восходом солнца», Г Ибсена «Кукольный дом» и др. (не менее одного произведения по выбору)

2

Раздел 4. Литература конца XIX начала ХХ века


10

ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб 05, ПРб 06, ПРб 07, ПРб 08, ПРб 09,

ЛР 01, ЛР 04, ЛР 05,

МР 01, МР 02,МР 04, МР 08, ОК 01, ОК 02, ОК 03,ОК 04, ОК 05, ОК 06,ОК 09

Тема 4.1

А.И. Куприн

Содержание учебного материала

2

22

Практическое занятие. А.И. Куприн. Повесть «Гранатовый браслет».

Сведения из биографии. «Гранатовый браслет». Трагическая история любви Желткова. Развитие темы «маленького человека» в рассказе. Смысл финала. Символический смысл заглавия, роль эпиграфа. Авторская позиция. Традиции русской классической литературы в прозе Куприна. «Гранатовый браслет» в кино (А. Роом, 1964)

2

Тема 4.2

Л.Н.Андреев

Содержание учебного материала

2

23

Л.Н. Андреев. Бездны человеческой души как главный объект изображения.

Сведения из биографии. Рассказы и повести (одно произведение по выбору) Например, «Иуда Искариот», «Большой шлем» и др.

2

Тема 4.3

М. Горький

Содержание учебного материала

4

24

М. Горький. Очерк жизни и творчества. Типы персонажей в рассказах писателя.

Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного).Творчество М. Горького как ранний образец социалистического реализма. Правда жизни в рассказах Горького. Рассказы (один по выбору): «Старуха Изерг иль», «Макар Чудра»,«Коновалов» и др. Тематика и проблематика романтического творчества Горького. Поэтизация гордых и сильных людей. Авторская позиция и способ ее воплощения.

2


25

М.Горький – драматург. Пьеса «На дне».

Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл. Герои пьесы. Спор о назначении человека. Авторская позиция и способы ее выражения. Новаторство Горького – драматурга. Горький и МХАТ. Горький – романист. Теория литературы: развитие понятия о драме. Критики о Горьком. (А.Луначарский, В. Ходасевич, Ю. Анненский).

2


Тема 4.4

«Серебряный век» русской поэзии


Содержание учебного материала.

2

26

Обзор русской поэзии начала 20 века. Серебряный век как своеобразный « русский ренессанс».

Поэзия начала ХХ века. Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца XIX – начала XX в. (не менее двух стихотворений одного поэта по выбору) Например, стихотворения К Д Бальмонта, М А Волошина, Н С Гумилёва и др.Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений: И.Ф. Анненский, М.И. Цветаева. Символизм.

2

Раздел 5. Литература ХХ века

56

ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб 04, ПРб 05, ПРб 06, ПРб 07, ПРб 08, ПРб 09, ПРб 10,

ЛР 01, ЛР 04, ЛР 05, ЛР 07,МР 01, МР 02,МР 04, МР 08,

ОК 01, ОК 02, ОК 03,ОК 04, ОК 05, ОК 06,ОК 09

Тема 5.1

И.А. Бунин

Содержание учебного материала.

2

27

И.А. Бунин. Жизнь и творчество. Психологизм бунинской прозы.

Сведения из биографии. Рассказы (два по выбору):«Антоновские яблоки», «Чистый поне- дельник», «Господин из Сан-Франциско» и др.

2

Тема 5.2

А.А. Блок

Содержание учебного материала

2

28

Практическое занятие. А. Блок. Темы и образы ранней лирики. Поэма «Двенадцать».

Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Поэма «Двенадцать»: сложность восприятия Блоком социального характера революции. Сюжет поэмы и ее герои. Борьба миров. Изображение «мирового пожара», неоднозначность финала, образ Христа в поэме. Композиция, лексика, ритмика, интонационное разнообразие поэмы.Теория литературы: развитие понятия о художественной образности (образ-символ), развитие понятия о поэме.

2

Тема 5.3

С.А. Есенин

Содержание учебного материала

2

29

С.А. Есенин. Тема природы и Родины в творчестве Есенина.

Сведения из биографии. Поэтизация русской природы, русской деревни, развитие темы родины как выражение любви к России. Теория литературы. Развитие понятия о поэтических средствах художественной выразительности.

2

Тема 5.4

В.В. Маяковский

Содержание учебного материала

2

30

В. Маяковский. Творческие поиски поэта. Поэма «Облако в штанах».

Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Поэтическая новизна ранней лирики: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость метафор, контрасты и противоречия. Характер и личность автора в стихах о любви. Сатира Маяковского. Обличение мещанства и

«новообращенных». Теория литературы: традиции и новаторство в литературе. Новая система стихосложения. Тоническое стихосложение.

2

Тема 5.5

О.Э.Мандельштам


Содержание учебного материала

2

31

О.Э.Мандельштам. Жизнь и творчество. Трагический конфликт поэта и эпохи

Сведения из биографии поэта. Культурологические истоки и музыкальная природа эстетического переживания в лирике поэта. Поиски духовных опор в искусстве и природе. Петербургские мотивы в поэзии. Теория поэтического слова О. Мандельштама. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Бессонница Гомер Тугие паруса…»,«За гремучую доблесть грядущих веков…», «Ленинград», «Мы живём, под собою не чуя страны…» и др

2

Тема 5.6

М. И. Цветаева

Содержание учебного материала

2

32

М. И. Цветаева. Исповедальность поэзии Цветаевой.

Сведения из биографии. Необычность образа лирического героя. Основные темы творчества: тема поэта; тема тоски по родине, бесприютности; тема жизни и смерти; тема «влюбленности» в творчество поэтов-современников Живописность и музыкальность образов. Особенности поэтического синтаксиса. Жизнь и творчество М. Цветаевой в кино и музыке. Стихотворения (не менее трёх по выбору) Например, «Моим стихам, написанным так рано…», «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Идёшь, на меня похожий…», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплёте» и др.

2

Тема 5.7

А. А. Ахматова

Содержание учебного материала

4


33

Вечные темы в поэзии А. А. Ахматовой.

Сведения из биографии. Ранняя лирика Ахматовой: глубина, яркость переживаний поэта, его радость, скорбь, тревога. Темы любви к родной земле, к Родине, к России. Тема поэтического мастерства в творчестве поэтессы. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например,«Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…»,«Смуглый отрок бродил по аллеям…», «Мне голос был Он звал утешно…», «Не с теми я, кто бросил землю »,«Мужество», «Приморский сонет», «Родная земля» и др.

2

34

Практическое занятие. Поэма «Реквием». Памятник страданиям и мужеству.

Трагический пафос произведения. Жанр и композиция поэмы. Смысл названия. Образ лирической героини. Эпилог поэмы: личная трагедия героини и общенародное горе. Библейские мотивы и образы в поэме. Тема исторической памяти. Аллюзии и реминисценции в произведении. Жизнь и творчество А. Ахматова в кино и музыке.

2

Тема 5.8

М.А. Шолохов


Содержание учебного материала

2

35

М.А. Шолохов. Сведения из биографии. Роман-эпопея «Тихий Дон».

Роман-эпопея «Тихий Дон» (избранные главы). Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны. Своеобразие жанра. Особенности композиции. Столкновение старого и нового мира в романе. Мастерство психологического анализа. Патриотизм и гуманизм романа. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение. Теория литературы: развитие понятия о стиле писателя.

2

Тема 5.9

М.А. Булгаков


Содержание учебного материала

2

36

М. Булгаков. Жизнь и творчество писателя. Роман «Мастер и Маргарита».

Краткий обзор жизни и творчества (с обобщением ранее изученного материала). Тайны психологии человека: страх сильных мира перед правдой жизни. Воланд и его окружение. Фантастическое и реалистическое в романе. Любовь и судьба Мастера. Традиции русской литературы (творчество Н. Гоголя) в творчестве М. Булгакова. Своеобразие писательской манеры. Теория литературы: разнообразие типов романа в советской литературе.

2

Тема 5.10

А.Н. Платонов

Содержание учебного материала

2


37

Социально-философское содержание творчества А. Платонова.

Сведения из биографии. Рассказы и повести (одно произведение по выбору) Например, «В прекрасном и яростном мире», «Котлован», «Возвращение» и др. Поиски положительного героя писателем. Единство нравственного и эстетического. Труд как основа нравственности человека.

2

Тема 5.11

А.Т. Твардовский.

Содержание учебного материала

2

38

Тема войны и памяти в лирике А. Твардовского.

Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Стихотворения (не менее трёх по выбору) Например, «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери» («В краю, куда их вывезли гуртом…»), «Я знаю, никакой моей вины…», «Дробится рваный цоколь монумента » и др. «Стихи неслыханной искренности и откровенности». Исповедальность лирических произведений. Темы, образы и мотивы. Тема памяти, тема войны, тема творчества в лирике поэта. Мотив служения народу, отечеству.

2


Тема 5.12

Проза о Великой Отечественной войне

Содержание учебного материала

4

39

Новое осмысление проблемы человека на войне. В. Быков «Сотников».

«Лейтенантская проза»: В. П. Астафьев, Ю. В. Бондарев, В. В. Быков, Б. Л. Васильев, К. Д.

Воробьев, В. Л. Кондратьев и др. (обзор прозы «молодых» лейтенантов). Проблема нравственного выбора на войне.

2

40

Женщина и война в повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…».

Жанровые особенности и идейное содержание повести.

2

41

А.А. Фадеев «Молодая гвардия».

Страницы жизни и творчества А.А. Фадеева. История создания романа «Молодая гвардия». Жизненная правда и художественный вымысел. Система образов в романе «Молодая гвардия». Героизм и мужество молодогвардейцев.

2

Тема 5.13

Поэзия о Великой Отечественной войне

Содержание учебного материала

2

42

Практическое занятие. Лирический герой в стихах поэтов – фронтовиков.

Стихотворения (по одному стихотворению не менее чем двух поэтов по выбору) Например, Ю В Друниной, М В Исаковского, Ю Д ЛевитанскогоС С Орлова, Д С Самойлова, К М Симонова, Б А Слуцкого и др

2

Тема 5.14

Драматургия

о Великой Отечественной войне

Содержание учебного материала

2

43

В. С. Розов - драматург. Драма «Вечно живые».

Гражданский долг и любовь, камерное звучание гражданской ноты, погруженной в атмосферу бытовых, семейных отношений,  в  творчестве Розова-драматурга. Развитие традиционных тем и образов русской интеллигентов в драме «Вечно  живые».

2

Тема 5.15

Б.Л.Пастернак


Содержание учебного материала

2

44

«Дойти до самой сути»: Б. Пастернак.

Сведения из биографии. Лауреат Нобелевской премии по литературе. Лирический герой поэзии: сложность его настроения, жизнеощущения. Тема поэтического творчества, стремление к простоте. Судьба творца в поэзии. Любовная лирика. Стремление поэта «дойти до самой сути» явлений. Человек, природа и время в лирике. Христианские мотивы. Особенность поэтики: сочетание бытовых деталей и образов-символов, философская глубина. Песни современных бардов на стихи поэта. Стихотворения (не менее трёх по выбору) Например,«Февраль Достать чернил и плакать! »,«Определение поэзии»,«Во всём мне хочется дойти…», «Снег идёт»,«Любить иных — тяжёлый крест »и др.

2

Тема 5.16

А.И. Солженицын

Содержание учебного материала

4

45

А.И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича».

Сведения из биографии. Новый подход к изображению прошлого. Лауреат Нобелевской премии по литературе. Общественный резонанс, вызванный произведением. История создания повести. Лагерный мир в произведении. Образ главного героя. Устойчивость и приспособленность Ивана Денисовича к жутким условиям лагерной жизни. «Счастливый день» в жизни героя. Черты национального характера в образе Шухова.

2

46

«Архипелаг ГУЛАГ»- летопись страданий.

Фрагменты книги. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи. Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве и ответственности народа и его руководителей за настоящее и будущее страны. Особенности художественных решений в произведениях писателя. Роль публицистики в его творчестве.

2

Тема 5.17

В.М. Шукшин

Содержание учебного материала

2

47

Практическое занятие. В.М. Шукшин. Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах.

Сведения из биографии. Изображение жизни русской деревни: глубина и цельность духовного мира русского человека. Художественные особенности прозы В. Шукшина. Рассказы (не менее двух по выбору) Например, «Срезал», «Чудик», «Микроскоп», «Мастер», «Крепкий мужик» и др.

2

Тема 5.18

В. П. Распутин

Содержание учебного материала

2

48

В.П. Распутин. Тема утраты исторической памяти в повести «Прощание с Матерой».

Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы. Тема памяти и преемственности поколений. Образы стариков в повести. Проблема утраты душевной связи человека со своими корнями. Символические образы в повести.

2

Тема 5.19

Н.М.Рубцов

Содержание учебного материала

2

49

Лирика Н. Рубцова.

Особенности лирики Н. Рубцова.

2

Тема 5.20

И.А.Бродский

Содержание учебного материала

2


50

Своеобразие поэтического мышления и языка И.А.Бродского.

Сведения из биографии. Необычная трактовка традиционных тем русской и мировой поэзии. Неприятие абсурдного мира и тема одиночества человека в “заселенном пространстве”.

2

Тема 5.21

Проза второй половины XX — начала XXI века.


Содержание учебного материала

4

51

«Городская проза» и «деревенская проза» в литературе 20 века.

Нравственная проблематика и художественные особенности произведений В. Белов (рассказы«На родине», «За тремя волоками», «Бобришный угор» и др ); Ф. Абрамова («Братья и сёстры» (фрагменты из романа), повесть «Пелагея» и др .)

2

52

З. Прилепин. Рассказы из сборника «Собаки и другие люди»

Страницы жизни и творчества писателя. Проблематика произведений. Нравственные искания героев произведений

2

Тема 5.23

Поэзия второй половины XX — начала XXI века.

Содержание учебного материала

2

53

Место авторской песни в историко – культурном процессе. Творчество В. Высоцкого и Б.Окуджавы.

Страницы жизни и творчества поэта. Тематика и проблематика лирики поэта. Художественные приемы и особенности поэтического языка автора.

2

Тема 5.24

Драматургия второй половины XX — начала XXI века.

Содержание учебного материала

2

54

Темы и проблемы современной драматургии. А.В. Вампилов. «Старший сын».

Особенности драматургии второй половины ХХ – начала ХХI века. Основные темы и проблемы.

2

Раздел 6. Литература народов России

2

ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб 05, ПРб 06, ПРб 07, ПРб 08, ПРб 09,

ЛР 01, ЛР 05, ЛР 06, МР 08, МР 09,ОК 01, ОК 02, ОК 03,ОК 04, ОК 05, ОК 06

Тема 6.1

М. Карим

Содержание учебного материала

2

55

«Отчизны и времени сын»: судьба, личность, творчество Мустая Карима.
Жизни и творчестве башкирского поэта Мустая Карима ;основные направления его творчества; связь его творчества с русской и мировой культурой.

2

Раздел 7. Зарубежная литература

4

ПРб 05, ПРб 07,

ЛР 04, МР 01,МР 04, МР 08, ОК 01, ОК 02, ОК 03,ОК 04, ОК 05, ОК 06

Тема 7.1

Зарубежная проза XX века

Содержание учебного материала

4

56

Э. Хемингуэй. Слово о писателе. Духовно-нравственные проблемы повести «Старик и море»

2

Тема 7.2

Зарубежная поэзия и драматургия

XX века

57

Зарубежная поэзия и драматургия XX века.

Т.С.Элиот. Слово о поэте. «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока». Многообразие мыслей и настроений стихотворения. Средства создания комического Б. Шоу. «Дом, где разбиваются сердца», «Пигмалион». Духовно-нравственные проблемы пьес.

2


58

Зачётное занятие.

2

ПРб 01,ПРб 02, ПРб 06, ПРб 07, ПРб 08, ПРб 08, ПРб 9,ЛР 01, ЛР 04, ЛР 06, ЛР 07,

МР 01, МР 02,МР 04, МР 08, МР 09,

ОК 01, ОК 02, ОК 03,ОК 04, ОК 05, ОК 06,ОК 09

Всего

116









4. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальное помещение: кабинет русского языка и литературы,

Помещение кабинета должно соответствовать требованиям Санитарно- эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02): оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, необходимыми для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • комплект учебно-наглядных пособий;

  • комплект электронных видеоматериалов;

  • задания для контрольных работ;

  • профессионально ориентированные задания;

  • материалы экзамена.


Технические средства обучения:

  • персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;

  • проектор с экраном.


4.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы:

Основные источники:


Художественные тексты


Литература второй половины XIX века

А.Н. Островский. Драма «Гроза».

И.А. Гончаров. Роман «Обломов».

И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети».

Ф.И. Тютчев. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и всё былое...») и другие.

Н.А. Некрасов. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Тройка», «Я не люблю иронии твоей...», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...») и другие.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

А.А. Фет. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Одним толчком согнать ладью живую…», «Ещё майская ночь», «Вечер», «Это утро, радость эта…», «Шёпот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…» и другие.

М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман-хроника «История одного города» (не менее двух глав по выбору). Например, главы «О корени происхождения глуповцев», «Опись градоначальникам», «Органчик», «Подтверждение покаяния» и другие.

Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание».

Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир».

Н.С. Лесков. Рассказы и повести (не менее одного произведения по выбору). Например, «Очарованный странник», «Однодум» и другие.

А.П. Чехов. Рассказы (не менее трёх по выбору). Например, «Студент», «Ионыч», «Дама с собачкой», «Человек в футляре» и другие.

Комедия «Вишнёвый сад».

Литературная критика второй половины XIX века

Статьи H.А. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве», «Что такое обломовщина?», Д.И. Писарева «Базаров» и других (не менее двух статей по выбору в соответствии с изучаемым художественным произведением).

Литература народов России

Стихотворения (не менее одного по выбору). Например, Г. Тукая, К. Хетагурова и других.

Зарубежная литература

Зарубежная проза второй половины XIX века (не менее одного произведения по выбору). Например, произведения Ч. Диккенса «Дэвид Копперфилд», «Большие надежды»; Г. Флобера «Мадам Бовари» и другие.

Зарубежная поэзия второй половины XIX века (не менее двух стихотворений одного из поэтов по выбору). Например, стихотворения А. Рембо, Ш. Бодлера и другие.

Зарубежная драматургия второй половины XIX века (не менее одного произведения по выбору). Например, пьеса, Г. Ибсена «Кукольный дом» и другие.

Литература конца XIX – начала ХХ века

А.И. Куприн. Рассказы и повести (одно произведение по выбору). Например, «Гранатовый браслет», «Олеся» и другие.

Л.Н. Андреев. Рассказы и повести (одно произведение по выбору). Например, «Иуда Искариот», «Большой шлем» и другие.

М. Горький. Рассказы (один по выбору). Например, «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Коновалов» и другие.

Пьеса «На дне».

Стихотворения поэтов Серебряного века (не менее двух стихотворений одного поэта по выбору). Например, стихотворения К.Д. Бальмонта, М.А. Волошина, Н.С. Гумилёва и другие.

Литература ХХ века

И.А. Бунин. Рассказы (два по выбору). Например, «Антоновские яблоки», «Чистый понедельник», «Господин из Сан-Франциско» и другие.

А.А. Блок. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «Река раскинулась. Течёт, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «О, весна, без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…» и другие.

Поэма «Двенадцать».

В.В. Маяковский. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Письмо Татьяне Яковлевой» и другие.

Поэма «Облако в штанах».

С.А. Есенин. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Гой ты, Русь, моя родная...», «Письмо матери», «Собаке Качалова», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Я последний поэт деревни…», «Русь Советская», «Низкий дом с голубыми ставнями...» и другие.

О.Э. Мандельштам. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Ленинград», «Мы живём, под собою не чуя страны…» и другие.

М.И. Цветаева. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Моим стихам, написанным так рано…», «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Идёшь, на меня похожий…», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплёте», «Бабушке», «Красною кистью…» (из цикла «Стихи о Москве») и другие.

А.А. Ахматова. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Песня последней встречи», «Сжала руки под тёмной вуалью…», «Смуглый отрок бродил по аллеям…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Не с теми я, кто бросил землю...», «Мужество», «Приморский сонет», «Родная земля» и другие.

Поэма «Реквием».

Н.А. Островский. Роман «Как закалялась сталь» (избранные главы).

М.А. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон» (избранные главы).

М.А. Булгаков. Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» (один роман по выбору).

А.П. Платонов. Рассказы и повести (одно произведение по выбору). Например, «В прекрасном и яростном мире», «Котлован», «Возвращение» и другие.

А.Т. Твардовский. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери» («В краю, куда их вывезли гуртом…»), «Я знаю, никакой моей вины…», «Дробится рваный цоколь монумента...» и другие.

Проза о Великой Отечественной войне (по одному произведению не менее чем двух писателей по выбору). Например, В.П. Астафьев «Пастух и пастушка»; Ю.В. Бондарев «Горячий снег»; В.В. Быков «Обелиск», «Сотников», «Альпийская баллада»; Б.Л. Васильев «А зори здесь тихие», «В списках не значился», «Завтра была война»; К.Д. Воробьёв «Убиты под Москвой», «Это мы, Господи!»; В.Л. Кондратьев «Сашка»; В.П. Некрасов «В окопах Сталинграда»; Е.И. Носов «Красное вино победы», «Шопен, соната номер два»; С.С. Смирнов «Брестская крепость» и другие.

А.А. Фадеев «Молодая гвардия».

В.О. Богомолов «В августе сорок четвёртого».

Поэзия о Великой Отечественной войне. Стихотворения (по одному стихотворению не менее чем двух поэтов по выбору). Например, Ю.В. Друниной, М.В. Исаковского, Ю.Д. Левитанского, С.С. Орлова, Д.С. Самойлова, К.М. Симонова, Б.А. Слуцкого и других.

Драматургия о Великой Отечественной войне. Пьесы (одно произведение по выбору). Например, В.С. Розов «Вечно живые» и другие.

Б.Л. Пастернак. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всём мне хочется дойти…», «Снег идёт», «Любить иных – тяжёлый крест...», «Быть знаменитым некрасиво…», «Ночь», «Гамлет», «Зимняя ночь» и другие.

А.И. Солженицын. Произведения «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ» (фрагменты книги по выбору, например, глава «Поэзия под плитой, правда под камнем»).

В.М. Шукшин. Рассказы (не менее двух по выбору). Например, «Срезал», «Обида», «Микроскоп», «Мастер», «Крепкий мужик», «Сапожки» и другие.

В.Г. Распутин. Рассказы и повести (не менее одного произведения по выбору). Например, «Живи и помни», «Прощание с Матёрой» и другие.

Н.М. Рубцов. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Звезда полей», «Тихая моя родина!..», «В горнице моей светло…», «Привет, Россия…», «Русский огонёк», «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны...» и другие.

И.А. Бродский. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «На смерть Жукова», «Осенний крик ястреба», «Пилигримы», «Стансы» («Ни страны, ни погоста…»), «На столетие Анны Ахматовой», «Рождественский романс», «Я входил вместо дикого зверя в клетку…» и другие.

Проза второй половины XX – начала XXI века. Рассказы, повести, романы (по одному произведению не менее чем двух прозаиков по выбору). Например, Ф.А. Абрамов (повесть «Пелагея»); Ч.Т. Айтматов (повесть «Белый пароход»); В.П. Астафьев (повествование в рассказах «Царь-рыба» (фрагменты); В.И. Белов (рассказы «На родине», «Бобришный угор»); Ф.А. Искандер (роман в рассказах «Сандро из Чегема» (фрагменты); Ю.П. Казаков (рассказы «Северный дневник», «Поморка»); З. Прилепин (рассказы из сборника «Собаки и другие люди»); А.Н. и Б.Н. Стругацкие (повесть «Понедельник начинается в субботу»); Ю.В. Трифонов (повесть «Обмен») и другие.

Поэзия второй половины XX – начала XXI века.

Стихотворения (по одному произведению не менее чем двух поэтов по выбору). Например,

Б.А. Ахмадулиной, А.А. Вознесенского, В.С. Высоцкого, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкого, Ю.П. Кузнецова, А.С. Кушнера, Л.Н. Мартынова, Б.Ш. Окуджавы, Р.И. Рождественского, А.А. Тарковского, О.Г. Чухонцева и других.

Драматургия второй половины ХХ – начала XXI века.

Пьесы (произведение одного из драматургов по выбору). Например, А.Н. Арбузов «Иркутская история»; А.В. Вампилов «Старший сын» и других.

Литература народов России

Рассказы, повести, стихотворения (не менее одного произведения по выбору). Например, рассказ Ю. Рытхэу «Хранитель огня»; повесть Ю. Шесталова «Синий ветер каслания» и другие; стихотворения Г. Айги, Р. Гамзатова, М. Джалиля, М. Карима, Д. Кугультинова, К. Кулиева и других.

Зарубежная литература

Зарубежная проза XX века (одно произведение по выбору). Например, произведения Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»; Э.М. Ремарка «Три товарища»; Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи»; Г. Уэллса «Машина времени»; Э. Хемингуэя «Старик и море» и другие.

Зарубежная поэзия XX века (не менее двух стихотворений одного из поэтов по выбору). Например, стихотворения Г. Аполлинера, Т.С. Элиота и другие.

Зарубежная драматургия XX века (не менее одного произведения по выбору). Например, пьесы Б. Брехта «Мамаша Кураж и её дети»; М. Метерлинка «Синяя птица»; О. Уайльда «Идеальный муж»; Т. Уильямса «Трамвай «Желание»; Б. Шоу «Пигмалион» и других.


Учебники и учебные пособия

1.Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11 кл. / Под ред. В.П. Журавлева. 2013

2.Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2013

Дополнительные источники

1.Реднинская, О. Я., Литература XX века : учебник / О. Я. Реднинская. — Москва : КноРус, 2024. — 376 с. — ISBN 978-5-406-13436-8. — URL: https://book.ru/book/954532 (дата обращения: 10.09.2024). — Текст : электронный.

2.Реднинская, О. Я., Литература XIX века : учебник / О. Я. Реднинская. — Москва : КноРус, 2023. — 403 с. — ISBN 978-5-406-10889-5. — URL: https://book.ru/book/947402 (дата обращения: 10.09.2024). — Текст : электронный.

3.Сергачева, О. В., Родная (русская) литература XVIII–XIX века. Практикум : учебное пособие / О. В. Сергачева. — Москва : КноРус, 2025. — 194 с. — ISBN 978-5-406-13769-7. — URL: https://book.ru/book/955635 (дата обращения: 10.09.2024). — Текст : электронный.

4.Сергачева, О. В., Родная (русская) литература XX-XXI веков : учебник / О. В. Сергачева. — Москва : КноРус, 2025. — 638 с. — ISBN 978-5-406-13755-0. — URL: https://book.ru/book/955592 (дата обращения: 10.09.2024). — Текст : электронный.


Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

  1. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (https://minobrnauki.gov.ru)

  2. Федеральный портал "Российское образование" (http://www.edu.ru/);

  3. Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" (http://window.edu.ru/);

  4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/);

  5. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/);

  6. Образовательный портал "Учеба" (http://www.ucheba.com/);

7.Справочно-информационный портал "Русский язык" (http://gramota.ru/);

8.Служба тематических толковых словарей (http://www.glossary.ru/);

9.Словари и энциклопедии (http://dic.academic.ru/)


5. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины



Результаты обучения

Методы оценки

ПРб 01

Оценка результатов устных ответов,

ПРб 02

аналитической работы с текстами

ПРб 03

художественной литературы, написания

ПРб 04

сочинений, эссе (в том числе

ПРб 05

профессионально ориентированных),

ПРб 06

составления развернутых устных и

ПРб 07

письменных высказываний, заданий

ПРб 08

ПРб 09

ПРб 10

зачета


7