СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разряды имен прилагательных по значению (6 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи: обучающая:  - познакомить учащихся с разрядами имён прилагательных, их отличительными признаками; развивающие:  - формировать у учащихся умение определять разряд имён прилагательных; - развивать орфографические и пунктуационные навыки учащихся; воспитательная: - воспитывать интерес к русскому языку как учебному предмету

Просмотр содержимого документа
«Разряды имен прилагательных по значению (6 класс)»

Разряды имён прилагательных по значению. Цель урока: формирование понятия о разрядах имён прилагательных.  Задачи: обучающая:  - познакомить учащихся с разрядами имён прилагательных, их отличительными признаками; развивающие:  - формировать у учащихся умение определять разряд имён прилагательных; - развивать орфографические и пунктуационные навыки учащихся; воспитательная: - воспитывать интерес к русскому языку как учебному предмету. Познавательные УУД:  - умение работать с информацией; - использование знако-символических средств, общих схем решения; - выполнение логических операций (сравнение, анализ, обобщение, установление аналогий). Регулятивные УУД: - составление плана и последовательности действий; - самоконтроль, коррекция знаний, умений и навыков; - осознание качества и уровня усвоения. Коммуникативные УУД:- умение выражать свои мысли, выстраивать устное высказывание с учетом сферы и ситуации общения, участвовать в беседе, обсуждении; - умение делать выводы, обобщать, аргументировать свою точку зрения.

Ход урока: Организационный момент.

Задание №1. Запишите слова, объясните орфограмму.

  • Соб…раться в лес

  • Распол..гаться у костра

  • Разл…жить вещи

  • Расст..латься по земле

  • Пушистые р…стения

  • Высокие зар…сли

  • Бл..стящий сн..жок

  • Бл…стать на солнце

  • Проверка.

  • Собираться в лес

  • Располагаться у костра

  • Разложить вещи

  • Расстилаться по земле

  • Пушистые растения

  • Высокие заросли

  • Блестящий снежок

  • Блистать на солнце

Задание №».2 Вставьте пропущенную букву. Объясните орфограмму.

1.пр…бежала 2. пр…одолеть 3. пр…чалить

4. пр…старый 5. пр…винтить 6.пр…пятствие 7. пр…чудливый

8. пр…возмочь 9. пр…небречь

Проверка. Прибежала 2. преодолеть 3. причалить

4. престарый 5. привинтить 6.препятствие 7. причудливый

8. превозмочь 9. пренебречь

Задание №3. Правильно – неправильно (да или нет)

1.Имя прилагательное обозначает предмет.

2.Имя прилагательное отвечает только на вопрос чей.

3.Имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам.

4.Имя прилагательное имеет краткую форму.

5. Имя прилагательное в краткой форме является в предложении определением, а в полной – сказуемым

6.Ее, е, ше – суффиксы имен прилагательных составной сравнительной степени.

7.Ейш, айш – суффиксы имен прилагательных составной превосходной степени.

 Задание №4. Синтаксический разбор предложения (из прочитанного стихотворения).

Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится. 
(Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное, осложнено однородными сказуемыми). Укажите, какая схема соответствует. [ ], и [ ]. [О и О ]. [ ], [ ]. [О и О, О].

5. Выпишите из данного предложения прилагательные и образуйте от них простую и составную формы сравнительной и превосходной степени.

Белый (белее, более белый; белейший, самый белый).
Пушистый (пушистее, более пушистый; ----- ; самый пушистый).

6. Объяснение нового материала (работа по таблице).

 РАЗРЯДЫ   ИМЕН   ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО ЗНАЧЕНИЮ

КАЧЕСТВЕННЫЕ
(образуют степень сравнения)
какой?

ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ 
(не образуют степень сравнения)
какой?

ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ (обозначают принадлежность лицу или животному)
чей?

холодный
1) холоднее,
более холодный,
самый холодный

2) холоден, холодны

3) очень (чрезвычайно, ==слишком) холодный

4) холодный - холодный

5) неяркий

снежный (материал)

 

городской  (пространство)

зимний (время)

волчий (след)

мамина (сумка)


1. Блиц-опрос по теме «Имя прилагательное»:

- На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

- Назовите общее грамматическое значение прилагательных.

- Как изменяются имена прилагательные?

- Какую синтаксическую роль в предложении выполняют имена прилагательные?

- Какие степени сравнения есть у прилагательного? Как они образуются?

Сообщение темы и цели урока.

- Ребята! Сегодня мы с вами продолжим знакомство с именем прилагательным. Запишите тему урока. Слайд 1. Наблюдение над языковым материалом.

Задание: выписать из предложения словосочетания типа «прил. + сущ.», определить род, число и падеж имён прилагательных. Слайд 2.

Пришла зима и накрыла барсучью норку глубоким снежным сугробом. Запишите предложение, выполните синтаксический разбор. Укажите, какая схема соответствует. [ ], и [ ]. [О и О ]. [ ], [ ].

барсучью норку (ж. р., ед. ч., Вин. п.)

глубоким сугробом (м. р., ед. ч., Тв. п.)

снежным сугробом (м. р., ед. ч., Тв. п.)

Составление кластеров.

Слайд 3. Качественные прилагательные.

- Какое прилагательное обозначает признак (качество) предмета, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени?

- Какое прилагательное имеет степени сравнения?

- Какое прилагательное образуют краткую форму?

- Какое прилагательное может сочетаться с наречием ОЧЕНЬ?

- Какое прилагательное путём повтора образуют сложные прилагательные?

- Какое прилагательное образуют прилагательные с приставкой НЕ?

Все перечисленные признаки присущи прилагательному ГЛУБОКИЙ. Это качественное прилагательное.

- Какие признаки (качества) могут обозначать качественные прилагательные?

Демонстрируются слайды 4-11, приводятся примеры:

цвет – красный шарик,

размер – высокий дом,

форма – круглое яблоко,

возраст – молодой человек,

внутренние качества человека – смелый рыцарь,

душевное состояние человека – весёлая девочка,

вкус – кислый лимон,

качества, дающие общую характеристику предмета – интересная книга.

Слайд 12. Относительные прилагательные.

- Какое из прилагательных обозначает такой признак предмета, который не может быть в большей или меньшей степени? Обозначает материал, из которого сделан, состоит предмет? Не имеет степеней сравнения, краткой формы и не сочетается с наречием ОЧЕНЬ? (СНЕЖНЫЙ)

- Совершенно верно, ребята. Это относительное прилагательное.

Относительные прилагательные могут обозначать материал, из которого сделан, состоит предмет, пространственные, временные признаки предмета, характеризовать предмет по действию.

Слайды 13-16. Значения относительных прилагательных (примеры):

материал – глиняный кувшин,

время – зимний день,

место – горная река,

действие – плавательный бассейн.

Слайд 17. Притяжательные прилагательные.

- И у нас осталось ещё одно прилагательное – БАРСУЧИЙ. Это притяжательное прилагательное.

- Как вы думаете, почему притяжательные прилагательные получили такое название? На какие вопросы отвечают притяжательные прилагательные и что они обозначают? (Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному и отвечают на вопросы ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?). - Какие суффиксы имеют притяжательные прилагательные? (-ОВ (-ЕВ), -ИН (-ЫН), -ИЙ).

5. Первичное закрепление. Отработка умений и навыков учащихся.

Задание 1. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и обозначая орфограммы на месте пропусков. Прочитайте выразительно отрывки из стихотворений русских поэтов; вспомните их названия и авторов. Найдите имена прилагательные, определите их разряд.

1. Поспевает брусника,
Стали дни х…лоднее,
И от птич…его крика
В сер…це стало грус…нее.

(К. Д. Бальмонт «Осень»)

2. Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.

(И. А. Бунин «Первый снег»)

3. Под г…лубыми небесами
В…ликолепными коврами,
Бл…стя на солнце, снег лежит.
 (А. С. Пушкин «Зимнее утро»)

 Проверка выполнения задания. Слайды 18-20.

Задание 2. Работа с учебником. Выполнение упр. 341 (стр. 17). Слайд 21.

- Определите разряд получившихся имён прилагательных. Докажите своё мнение. (Это качественные имена прилагательные, так как они путём повтора образуют сложные прилагательные).

Задание 3. От данных существительных образовать прилагательные, составить с ними словосочетания типа «прил. + сущ.»; определить разряд имён прилагательных.  Слайд 22.

лиса - … (лисья нора - притяжательное);

камень - … (каменный дом - относительное);

счастье - … (счастливый ребёнок - качественное);

медведь - … (медвежья берлога - притяжательное);

вечер - … (вечерние сумерки - относительное);

бег - … (беговая дорожка - относительное);

море - … (морской берег - относительное);

мама - … (мамин зонт - притяжательное).

Проверка выполнения задания. Слайд 23.

- Произнесите слова ЛИСЬЯ, МЕДВЕЖЬЯ. Какие звуки вы слышите на месте выделенных букв? Какую функцию выполняет Ь? (Разделительный Ь)

Задание 4. Работа с учебником. Выполнение упр. 350 (стр. 22). Слайд 24.

Пунктуация при прямой речи (попутное повторение). Работа по схемам:

6. Подведение итогов урока. Рефлексия. Оценка работы учащихся на уроке учителем. Самооценка с использованием приёма «Незаконченное предложение» (слайд 25):

1) Сегодня на уроке я узнал(а) … 2) Мне было … (трудно, сложно, легко, интересно и т. д.).3) Я научился (ась) …. 7. Домашнее задание. Упр. 344, 349.