Просмотр содержимого документа
«Развивающие системы обучения»
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Ейский полипрофильный колледж» «Развивающие системы обучения»
Выполнила студентка
группы Ш-22
Скотникова Альбина
Развивающие системы обучения
Основная образовательная программа НОО по системе Л.В. Занкова
Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова
Основная образовательная программа НОО по системе Л.В. Занкова
- Методологической основой этой системы является фундаментальное психолого-педагогическое исследование проблемы обучения и развития, которое проводилось в 1950-60 годах
Л.С. Выготский выдвинул гипотезу об источниках и психологических закономерностях развития ребенка:
- Источник развития – обучение ребенка как его общение и сотрудничество со взрослыми и товарищами;
- Основные закономерности – правильная организация общения и сотрудничества;
- Перевод коллективного выполнения какой-либо психической функции в план ее самостоятельного осуществления;
Многие годы гипотеза Л.С.Выготского оставалась только гипотезой, хотя его ученики стремились конкретизировать , уточнить , обновить ее.
Важнейшими показателями общего развития психики ребенка, по которым можно судить о продвижении школьника в этом направлении Л.В.Занков считал анализирующее наблюдение , обобщающее мышление и практические действия
Показатели развития анализирующего наблюдения:
- Число деталей, выделенных в объекте;
- Количество признаков, которыми характеризуется этот объект;
- Степень обобщенности наблюдения;
- Повышение активности, планомерности и разносторонности наблюдения;
- Увеличение длительности наблюдения без отвлечения внимания.
Качественная характеристика обобщающего мышления учитывала такие показатели, которые были отражены в соответствующих умениях:
- Рассматривать объект с двух и более точек зрения;
- Давать словесный отчет о признаках, позволяющих ориентироваться при ответе;
- Реагировать на поправки.
В исследованиях Л.В Занкова и его последователей новообразования в развитии практических действий характеризовались:
- Повышением уровня их выполнения и умения планировать эти действия;
- Характером изготовления детьми модели и ее отличием от образца;
- Изменением соотношением между планом действий и словесным отчетом о них, между планирующим и исполнительными этапами;
- Особенностями планирования и самоконтроля.
Основная идея дидактической системы Л.В.Занкова – идея максимальной эффективности обучения для общего развития ребенка – была реализована через следующие принципы:
- Обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности;
- Ведущая роль теоретических знаний;
- Быстрый темп изучения материала ;
- Осознание школьниками процесса учения;
- Необходимость систематической работы над развитием всех учащихся, в том числе и слабых.
Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова
В начале 1960 годах по идеям гипотезы Л.С.Выготского была разработана еще одна экспериментальная дидактическая система начального образования.
Из психологии известно, что мыслительные действия имеют две основные формы: эмпирико-рассудочную и теоретико- содержательную .
В дидактической системе Эльконина-Давыдова использовались следующие положения :
- Усвоение знаний , носящих общий и абстрактный характер, предшествует знакомству учащихся с более частными и конкретными знаниями; последние выводятся учащимися из общего и абстрактного как из единой основы;
- Знания, конституирующие данный учебный предмет или его основные разделы , усваиваются учащимися в процессе анализа условий их происхождения, благодаря которым они становятся необходимыми;
- При выявлении предметных источников тех или иных знаний учащиеся должны уметь прежде всего обнаружить в учебном материале генетически исходное , существенное, всеобщее отношение, определяющее содержание и структуру объекта данных знаний;
- Это отношение учащиеся воспроизводят в особых предметных, графических или буквенных моделях, позволяющих изучать его свойства в чистом виде;
- Учащиеся должны уметь конкретизировать генетически исходное, всеобщее отношение изучаемого объекта в системе частных знаний о нем, удерживаемых в таком единстве , которое обеспечивает мысленные переходы от частного к общему и обратно;
- Учащиеся должны уметь переходить от выполнения действий в умственном плане к выполнению их во внешнем и обратно.
- В.В.Давыдов , характеризуя суть своей дидактической системы, указывает : «Согласно теории развивающего обучения по системе Эльконина-Давыдова содержанием развивающего начального обучения являются теоретические знания , методом - организация совместной деятельности младших школьников, продуктом развития - главные психологические новообразования , присущие младшему школьному возрасту».
Дидактическая система Эльконина-Давыдова не имеет такого большого количества сторонников из числа учителей, как дидактическая система Л.В.Занкова . Сам Давыдов объяснял это следующим образом:
- До сих пор далеко не все учебные дисциплины начальной и средней школы могут быть построены согласно требованиям учебной деятельности;
- Преподавание нового учебного содержания новыми методами связано с необходимостью изменения всей сложившейся организации жизни детей, а это, в свою очередь, потребует более широкой теории такой организации , которая еще только создается;
- Для работы по новым учебным предметам нужны учителя, имеющие особую подготовку;
- Широкое применение новых комплектов предполагает их массовое производство, что требует значительных материально-финансовых средств;
- Следует иметь в виду важное обстоятельство: учебные предметы, используемые в школах , создавались в течение многих десятилетий на основе постоянно уточняемой теории.
Вместе с тем многие идеи системы развивающего обучения Эльконина-Давыдова пользуются большой популярностью у учителей начальных классов. Примеры положений:
- Передавать детям не столько знания, сколько способы умственных действий;
- Создавать условия для проявления познавательной активности учеников;
- Побуждать детей к анализу своих собственных мыслительных действий;
- Организовывать коллективное обсуждение решаемой проблемы;
- Оценивать работу каждого учащегося с точки зрения его субъективных возможностей;
- Стремиться к развитию личности каждого ученика, пробуждать в нем познавательную потребность и желание самосовершенствования.
Способность к рефлексии в младшем школьном возрасте обнаруживает себя:
- Через знание о своем незнании;
- Умение отличать известное от неизвестного;
- Умение в неясной ситуации указать, каких знаний и умений не хватает для успешного действия;
- Умение рассматривать и оценивать собственные мысли и действия со стороны , не считая свою точку зрения единственно возможной;
- Умение критично, но не категорично оценивать мысли и действия других людей, обращаясь к их основаниям .
Способность к рефлексии , по мнению авторов программы, есть первая и важнейшая составляющая умения учиться, появление которого является центральным событием в психическом развитии младших школьников. Второй составляющей умения учиться является умение добывать недостающие знания и умения, пользуясь разными источниками информации.
Способность к содержательному анализу и планированию также относятся к основам теоретического мышления. Показатели:
- Учащиеся могут выделить систему задач одного класса, имеющих единый принцип их построения , но отличающихся внешними особенностями условий;
- Учащиеся могут мысленно построить цепочку действий, а затем последовательно и безошибочно выполнить их.
- Если в большинстве образовательных программ НОО предполагается индивидуальная работа младшего школьника , то в образовательной программе по системе Эльконина-Давыдова поощряется коллективная работа , при которой ребенок учится быть в команде , получает практические навыки ведения споров и переговоров , учится отстаивать свое мнение.