СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развивающие системы обучения

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этой работе рассказывается о развивающей системе обучения 

Просмотр содержимого документа
«Развивающие системы обучения»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  Краснодарского края «Ейский полипрофильный колледж»       «Развивающие системы обучения»   Выполнила студентка группы Ш-22 Скотникова Альбина

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Ейский полипрофильный колледж» «Развивающие системы обучения»

Выполнила студентка

группы Ш-22

Скотникова Альбина

Развивающие системы обучения Основная образовательная программа НОО по системе Л.В. Занкова Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова

Развивающие системы обучения

Основная образовательная программа НОО по системе Л.В. Занкова

Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова

Основная образовательная программа НОО по системе Л.В. Занкова   Методологической основой этой системы является фундаментальное психолого-педагогическое исследование проблемы обучения и развития, которое проводилось в 1950-60 годах

Основная образовательная программа НОО по системе Л.В. Занкова

  • Методологической основой этой системы является фундаментальное психолого-педагогическое исследование проблемы обучения и развития, которое проводилось в 1950-60 годах
Л.С. Выготский выдвинул гипотезу об источниках и психологических закономерностях развития ребенка: Источник развития – обучение ребенка как его общение и сотрудничество со взрослыми и товарищами; Основные закономерности – правильная организация общения и сотрудничества; Перевод коллективного выполнения какой-либо психической функции в план ее самостоятельного осуществления;  Многие годы гипотеза Л.С.Выготского оставалась только гипотезой, хотя его ученики стремились конкретизировать , уточнить , обновить ее.

Л.С. Выготский выдвинул гипотезу об источниках и психологических закономерностях развития ребенка:

  • Источник развития – обучение ребенка как его общение и сотрудничество со взрослыми и товарищами;
  • Основные закономерности – правильная организация общения и сотрудничества;
  • Перевод коллективного выполнения какой-либо психической функции в план ее самостоятельного осуществления;

Многие годы гипотеза Л.С.Выготского оставалась только гипотезой, хотя его ученики стремились конкретизировать , уточнить , обновить ее.

Важнейшими показателями общего развития психики ребенка, по которым можно судить о продвижении школьника в этом направлении Л.В.Занков считал анализирующее наблюдение , обобщающее мышление и практические действия Показатели развития анализирующего наблюдения: Число деталей, выделенных в объекте; Количество признаков, которыми характеризуется этот объект; Степень обобщенности наблюдения; Повышение активности, планомерности и разносторонности наблюдения; Увеличение длительности наблюдения без отвлечения внимания.

Важнейшими показателями общего развития психики ребенка, по которым можно судить о продвижении школьника в этом направлении Л.В.Занков считал анализирующее наблюдение , обобщающее мышление и практические действия

Показатели развития анализирующего наблюдения:

  • Число деталей, выделенных в объекте;
  • Количество признаков, которыми характеризуется этот объект;
  • Степень обобщенности наблюдения;
  • Повышение активности, планомерности и разносторонности наблюдения;
  • Увеличение длительности наблюдения без отвлечения внимания.

Качественная характеристика обобщающего мышления учитывала такие показатели, которые были отражены в соответствующих умениях: Рассматривать объект с двух и более точек зрения; Давать словесный отчет о признаках, позволяющих ориентироваться при ответе; Реагировать на поправки.

Качественная характеристика обобщающего мышления учитывала такие показатели, которые были отражены в соответствующих умениях:

  • Рассматривать объект с двух и более точек зрения;
  • Давать словесный отчет о признаках, позволяющих ориентироваться при ответе;
  • Реагировать на поправки.
В исследованиях Л.В Занкова и его последователей новообразования в развитии практических действий характеризовались: Повышением уровня их выполнения и умения планировать эти действия; Характером изготовления детьми модели и ее отличием от образца; Изменением соотношением между планом действий и словесным отчетом о них, между планирующим и исполнительными этапами; Особенностями планирования и самоконтроля.

В исследованиях Л.В Занкова и его последователей новообразования в развитии практических действий характеризовались:

  • Повышением уровня их выполнения и умения планировать эти действия;
  • Характером изготовления детьми модели и ее отличием от образца;
  • Изменением соотношением между планом действий и словесным отчетом о них, между планирующим и исполнительными этапами;
  • Особенностями планирования и самоконтроля.
Основная идея дидактической системы Л.В.Занкова – идея максимальной эффективности обучения для общего развития ребенка – была реализована через следующие принципы: Обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; Ведущая роль теоретических знаний; Быстрый темп изучения материала ; Осознание школьниками процесса учения; Необходимость систематической работы над развитием всех учащихся, в том числе и слабых.

Основная идея дидактической системы Л.В.Занкова – идея максимальной эффективности обучения для общего развития ребенка – была реализована через следующие принципы:

  • Обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности;
  • Ведущая роль теоретических знаний;
  • Быстрый темп изучения материала ;
  • Осознание школьниками процесса учения;
  • Необходимость систематической работы над развитием всех учащихся, в том числе и слабых.
Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова В начале 1960 годах по идеям гипотезы Л.С.Выготского была разработана еще одна экспериментальная дидактическая система начального образования. Из психологии известно, что мыслительные действия имеют две основные формы: эмпирико-рассудочную и теоретико- содержательную .

Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова

В начале 1960 годах по идеям гипотезы Л.С.Выготского была разработана еще одна экспериментальная дидактическая система начального образования.

Из психологии известно, что мыслительные действия имеют две основные формы: эмпирико-рассудочную и теоретико- содержательную .

В дидактической системе Эльконина-Давыдова использовались следующие положения :

  • Усвоение знаний , носящих общий и абстрактный характер, предшествует знакомству учащихся с более частными и конкретными знаниями; последние выводятся учащимися из общего и абстрактного как из единой основы;
  • Знания, конституирующие данный учебный предмет или его основные разделы , усваиваются учащимися в процессе анализа условий их происхождения, благодаря которым они становятся необходимыми;
  • При выявлении предметных источников тех или иных знаний учащиеся должны уметь прежде всего обнаружить в учебном материале генетически исходное , существенное, всеобщее отношение, определяющее содержание и структуру объекта данных знаний;
  • Это отношение учащиеся воспроизводят в особых предметных, графических или буквенных моделях, позволяющих изучать его свойства в чистом виде;
  • Учащиеся должны уметь конкретизировать генетически исходное, всеобщее отношение изучаемого объекта в системе частных знаний о нем, удерживаемых в таком единстве , которое обеспечивает мысленные переходы от частного к общему и обратно;
  • Учащиеся должны уметь переходить от выполнения действий в умственном плане к выполнению их во внешнем и обратно.
В.В.Давыдов , характеризуя суть своей дидактической системы, указывает : «Согласно теории развивающего обучения по системе Эльконина-Давыдова содержанием развивающего начального обучения являются теоретические знания , методом - организация совместной деятельности младших школьников, продуктом развития - главные психологические новообразования , присущие младшему школьному возрасту».
  • В.В.Давыдов , характеризуя суть своей дидактической системы, указывает : «Согласно теории развивающего обучения по системе Эльконина-Давыдова содержанием развивающего начального обучения являются теоретические знания , методом - организация совместной деятельности младших школьников, продуктом развития - главные психологические новообразования , присущие младшему школьному возрасту».
Дидактическая система Эльконина-Давыдова не имеет такого большого количества сторонников из числа учителей, как дидактическая система Л.В.Занкова . Сам Давыдов объяснял это следующим образом: До сих пор далеко не все учебные дисциплины начальной и средней школы могут быть построены согласно требованиям учебной деятельности; Преподавание нового учебного содержания новыми методами связано с необходимостью изменения всей сложившейся организации жизни детей, а это, в свою очередь, потребует более широкой теории такой организации , которая еще только создается; Для работы по новым учебным предметам нужны учителя, имеющие особую подготовку; Широкое применение новых комплектов предполагает их массовое производство, что требует значительных материально-финансовых средств; Следует иметь в виду важное обстоятельство: учебные предметы, используемые в школах , создавались в течение многих десятилетий на основе постоянно уточняемой теории.

Дидактическая система Эльконина-Давыдова не имеет такого большого количества сторонников из числа учителей, как дидактическая система Л.В.Занкова . Сам Давыдов объяснял это следующим образом:

  • До сих пор далеко не все учебные дисциплины начальной и средней школы могут быть построены согласно требованиям учебной деятельности;
  • Преподавание нового учебного содержания новыми методами связано с необходимостью изменения всей сложившейся организации жизни детей, а это, в свою очередь, потребует более широкой теории такой организации , которая еще только создается;
  • Для работы по новым учебным предметам нужны учителя, имеющие особую подготовку;
  • Широкое применение новых комплектов предполагает их массовое производство, что требует значительных материально-финансовых средств;
  • Следует иметь в виду важное обстоятельство: учебные предметы, используемые в школах , создавались в течение многих десятилетий на основе постоянно уточняемой теории.
 Вместе с тем многие идеи системы развивающего обучения Эльконина-Давыдова пользуются большой популярностью у учителей начальных классов. Примеры положений: Передавать детям не столько знания, сколько способы умственных действий; Создавать условия для проявления познавательной активности учеников; Побуждать детей к анализу своих собственных мыслительных действий; Организовывать коллективное обсуждение решаемой проблемы; Оценивать работу каждого учащегося с точки зрения его субъективных возможностей; Стремиться к развитию личности каждого ученика, пробуждать в нем познавательную  потребность и желание самосовершенствования.

Вместе с тем многие идеи системы развивающего обучения Эльконина-Давыдова пользуются большой популярностью у учителей начальных классов. Примеры положений:

  • Передавать детям не столько знания, сколько способы умственных действий;
  • Создавать условия для проявления познавательной активности учеников;
  • Побуждать детей к анализу своих собственных мыслительных действий;
  • Организовывать коллективное обсуждение решаемой проблемы;
  • Оценивать работу каждого учащегося с точки зрения его субъективных возможностей;
  • Стремиться к развитию личности каждого ученика, пробуждать в нем познавательную потребность и желание самосовершенствования.
Способность к рефлексии в младшем школьном возрасте обнаруживает себя: Через знание о своем незнании; Умение отличать известное от неизвестного; Умение в неясной ситуации указать, каких знаний и умений не хватает для успешного действия; Умение рассматривать и оценивать собственные мысли и действия со стороны , не считая свою точку зрения единственно возможной; Умение критично, но не категорично оценивать мысли и действия других людей, обращаясь к их основаниям . Способность к рефлексии , по мнению авторов программы, есть первая и важнейшая составляющая умения учиться, появление которого является центральным событием в психическом развитии младших школьников. Второй составляющей умения учиться является умение добывать недостающие знания и умения, пользуясь разными источниками информации.

Способность к рефлексии в младшем школьном возрасте обнаруживает себя:

  • Через знание о своем незнании;
  • Умение отличать известное от неизвестного;
  • Умение в неясной ситуации указать, каких знаний и умений не хватает для успешного действия;
  • Умение рассматривать и оценивать собственные мысли и действия со стороны , не считая свою точку зрения единственно возможной;
  • Умение критично, но не категорично оценивать мысли и действия других людей, обращаясь к их основаниям .

Способность к рефлексии , по мнению авторов программы, есть первая и важнейшая составляющая умения учиться, появление которого является центральным событием в психическом развитии младших школьников. Второй составляющей умения учиться является умение добывать недостающие знания и умения, пользуясь разными источниками информации.

Способность к содержательному анализу и планированию также относятся к основам теоретического мышления. Показатели: Учащиеся могут выделить систему задач одного класса, имеющих единый принцип их построения , но отличающихся внешними особенностями условий; Учащиеся могут мысленно построить цепочку действий, а затем последовательно и безошибочно выполнить их.

Способность к содержательному анализу и планированию также относятся к основам теоретического мышления. Показатели:

  • Учащиеся могут выделить систему задач одного класса, имеющих единый принцип их построения , но отличающихся внешними особенностями условий;
  • Учащиеся могут мысленно построить цепочку действий, а затем последовательно и безошибочно выполнить их.
Если в большинстве образовательных программ НОО предполагается индивидуальная работа младшего школьника , то в образовательной программе по системе Эльконина-Давыдова поощряется коллективная работа , при которой ребенок учится быть в команде , получает практические навыки ведения споров и переговоров , учится отстаивать свое мнение.
  • Если в большинстве образовательных программ НОО предполагается индивидуальная работа младшего школьника , то в образовательной программе по системе Эльконина-Давыдова поощряется коллективная работа , при которой ребенок учится быть в команде , получает практические навыки ведения споров и переговоров , учится отстаивать свое мнение.