СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация личностных УУД через внеурочную деятельность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Реализация личностных УУД через внеурочную деятельность»

ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа-интернат»

















Реализация личностных УУД через внеурочную деятельность

(Совещание при директоре)





















Докладчик:

Божко С.А.









Валуйки, 2022 г

Организация внеурочной деятельности играет огромную роль в формировании УУД, так как внеурочная деятельность является продолжением того, над чем проводится работа в урочное время.

УУД – это не только формулировка результатов образования, но и результатов внеурочной деятельности. Ученик должен уметь учиться не только овладению знаниями, умениями, навыками, но и способности и готовности к сотрудничеству, самообразованию, саморазвитию.

Внеурочная работа– составная часть учебно-воспитательного процесса школы.  Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных результатов.  Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения. Внеурочная деятелность обучающихся объединяет все виды деятельности школьников.

Цель внеурочной работы – развитие мотивации детей к познанию и творчеству, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни, развитие индивидуальных интересов, склонностей, способностей обучающихся, приобретение ими собственного социально-культурного опыта в свободное от учебы время.

Основные задачи организации внеурочной деятельности детей 

1.Организовать общественно-полезную и досуговую деятельность учащихся совместно с общественными организациями, семьями учащихся.

2.Выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в  разных видах деятельности;

3.Создание условий для индивидуального развития каждого ребенка в избранной   сфере внеурочной деятельности;

4.Развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей детей.

5. Воспитать трудолюбие, способность к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.

Координирующую роль в организации внеурочной деятельности выполняет, как правило, классный руководитель, который взаимодействует с педагогическими работниками, организует систему отношений через разнообразные формы воспитательной деятельности коллектива, обеспечивает внеурочную деятельность обучающихся в соответствии с их выбором. В качестве организационного механизма реализации внеурочной деятельности в образовательной организации выступает план внеурочной деятельности.

План внеурочной деятельности формируется образовательной организацией и должен быть направлен, в первую очередь, на достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования.

Внеурочная деятельность в нашей школе не отличается от образовательной школы и организуется по следующим направлениям развития личности:

Спортивно-оздоровительное направление. В нашей школе это направление реализуется посредствам курса «Я – пешеход и пассажир».

Рабочая программа внеурочной деятельности предназначена для обучающихся начальной школы. Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Целью программы внеурочной деятельности является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.

Данное направление предполагает приобщение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к ценностям здорового образа жизни, формирование у них мотивов и потребностей в бережном отношении к собственному здоровью, создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирование умений использовать средства физической культуры и спорта в организации здорового образа жизни и досуговой деятельности, а также включение обучающихся в спортивно-зрелищные мероприятия (турниры, марафоны, спортивные праздники, встречи с выдающимися спортсменами и др.).

Коррекционные занятия по ритмике, АФК, лечебная физкультура, предметно – практическая деятельность поддерживают спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности. На занятиях формируются умения дифференцировать движения по степени мышечных усилий, управлять темпом движений, делать движения целесообразными, стройными и уверенными, происходит повышение мобильности слепого и слабовидящего обучающегося.

Духовно-нравственное направление. В нашей школе это направление реализуется посредствам курса «Этика. Азбука добра»

Необходимость реализации данного направления в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной действовать в соответствии с принятыми в социуме нормами и правилами общения и нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников  связано, прежде всего, с тем, что для них крайне важны идеи добра и справедливости, проблемы общения.

Основная цель курса – формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания.

Содержание программ курсов в рамках данного направления внеурочной деятельности обеспечивает присвоение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья системы ценностей, получение обучающимися опыта определения актуальных для них смысложизненных и нравственных проблем, приобретение опыта разрешения нравственных проблем на основе морального выбора, опыта индивидуального и совместного смыслопорождения, смыслообразования и смыслостроительства. Помимо этого содержание программ курсов обеспечивает возможности для приобретения обучающимися опыта определения и реализации собственных ценностных приоритетов в искусстве, духовно-практической деятельности (творчество, помощь людям, благотворительность, добровольчество, волонтерство и др.).

Социальное направление. В нашей школе это направление реализуется посредствам курса «Экономика: первые шаги»

Начальное экономическое образование является одним из факторов, оказывающих влияние на становление личности ребѐнка в его отношении к материальным и духовным ценностям. Реальность нашего времени требует, чтобы уже младший школьник знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создаѐтся богатство, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести детям ту экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни.

С учѐтом специфики младшего школьного возраста основной целью обучения экономике учащихся младших классов является формирование начальных представлений об окружающих экономических условиях жизни и деятельности людей.

Социальное направление внеурочной деятельности даёт возможность развития у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья навыков общения со сверстниками и в разновозрастной детской среде, включение обучающихся в процессы преобразования окружающей среды, присвоение и отработку ими различных социальных ролей, приобщение к ценностям гражданственности, социальной солидарности, развитие умений принимать групповые нормы. Реализация программы курсов внеурочной деятельности в рамках социального направления направлена на обеспечение условий интеграции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общество.

Социально-бытовая ориентировка, ориентировка в пространстве помогают осуществлять социальное направление внеурочной деятельности. На занятиях формируются навыки самостоятельной жизни.

Общеинтеллектуальное направление. В нашей школе это направление реализуется посредствам курса «Занимательная математика»

Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Цель:   развивать математический образ мышления , внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и их доказательность.

Общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности предполагает формирование у обучающихся интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения познавательных задач, анализом ситуаций, сопоставлением различных данных, формирование у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, устанавливать закономерности, строить и проверять гипотезы, формирование пространственных представлений, пространственного воображения, умений рассуждать. Не менее важной является стимулирование познавательной активности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Курсы внеурочной деятельности общеинтеллектуального спектра направлены на достижение планируемых результатов коррекционной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, планируемых результатов формирования у обучающихся личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Общекультурное направление. В нашей школе это направление реализуется посредствам курса «В мире книг»

Данная программа способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребенка, воспитанию ученика-читателя.  Занятия помогут решать задачи эмоционального творческого, литературного, интеллектуального развития ребенка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Цель программы – создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг, расширение литературно-образовательного пространства обучающихся начальных классов; формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Общекультурное направление внеурочной деятельности предполагает формирование у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья способностей к ориентировке в пространстве культуры (общечеловеческая культура, национальная культура, семейные традиции, народные традиции и др.), а также предполагает освоение обучающимися этических норм, эстетических эталонов и др. Программы внеурочной деятельности по данному направлению имеют своей целью развитие у обучающихся умений организации деятельности в бытовой и культурно-досуговой сферах, умений строить межличностные отношения, овладение навыками культурного общения. Не менее значимо в рамках реализации данного направления освоение обучающимися знаний в области общечеловеческой культуры, традиций, формирование у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья практически их применять в системе социальных отношений, а также создание условий для приобретения обучающимися опыта деятельности в области освоения культурного пространства.


Наиболее интересным для меня является показатель личностных УУД именно потому, что одной из основных задач образовательного процесса стало изменение ключевой парадигмы школы – ученик из объекта образовательного процесса становится его активным субъектом. Личностные УУД выражаются формулами “Я и природа”, “Я и общество”, “Я и познание”, “Я и Я”, что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли. В процессе учебных занятий формируются такие личностные результаты, как социальная ответственность, нравственность, экологическая культура, патриотизм, гражданская ответственность. Для формирования указанных выше УУД предлагается много вариантов образовательных технологий, таких как: участие в проектах, творческие задания, экскурсии, дневники достижений, портфолио, участие в конкурсах, олимпиадах. 

При работе использовались такие формы работы, как парная, групповая, индивидуальная, при этом состав не был постоянным, он изменялся в зависимости от общих интересов детей, желаний. Работа в парах помогла формированию следующих умений: слышать друг друга, т.е. понимать услышанное; считаться с мнением партнера, уважать его мнение; отстаивать свою точку зрения. Ребята учились договариваться, развивалась речь, обогащался словарный запас.

Итак, внеурочная деятельность должна быть интересна учащимся, только тогда она может принести ощутимые положительные плоды. И потому важнейшая задача педагогического коллектива - сделать внеурочную деятельность полезной и привлекательной для каждого ученика.

ВЫВОДЫ: 

1. Необходимо выстраивать внеурочные занятия таким образом, чтобы факт их проведения способствовал психологической и физической разгрузке ребенка, обеспечивал формирование универсальных учебных действий. Важно, чтобы внеурочная деятельность не сводилась к набору мероприятий, а была целенаправленно выстроена и обеспечивала достижение планируемых результатов ФГОС НОО для детей с ОВЗ.

2. Внеурочная деятельность школьников по формам должна радикально отличаться от урока, что позволит педагогу сделать ее более динамичной и интересной для учащихся.

Ребенок- это музыкальный инструмент, а мы, взрослые, мастера по настройки этого инструмента. От того, как мы настроим этот инструмент, зависит чистота его звучания. Развитие личности в системе образования, в связи со стандартами второго поколения, обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий. Личностные УУД обеспечивают развитие таких качеств личности как способность соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способность оценивать свое поведение и поступки, понимание основных моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности. Учитель должен нести детям добрую энергию и всегда помнить, что «ученик это не сосуд, который нужно заполнить, это факел, который нужно зажечь, а зажечь его может тот, кто горит сам».