Роль классного руководителя в создании условий для личного роста учащихся
Василий Александрович Сухомлинский когда – то написал такие слова: «В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».
Развитие человека происходит на протяжении всей жизни. Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Каждый человек формируется и развивается в соответствии с врожденными качествами способностями, а социальное окружение при этом играет весьма значительную роль.
Большое влияние на развитие ребенка, конечно же, оказывает его семья, ведь семья, можно сказать программирует жизнь маленького человечка. Но сегодня хотелось бы поговорить не о роли семьи в воспитании личности, а о влияние классного коллектива и классного руководителя на развитие личности.
Человек постоянно входит в какую-нибудь группу, которая прямо или косвенно оказывает на него влияние. Одной из таких групп можно считать классный коллектив.
Коллектив влияет на каждого ее члена путем установления определенных правил, традиций, стиля поведения и т.д. значительное влияние на развитие личности школьника оказывают его взаимоотношения со сверстниками, что отражается в статусном положении ребенка в классном коллективе.
Коллектив - группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, общностью средств деятельности, единством воли, выражаемой руководством коллектива, в силу этого достигающего более высокого уровня развития, чем простая группа. Классный руководитель поддерживает, стимулирует и незаметно корректирует все виды отношений в классе, имея в виду их стержень – деловые связи учащихся. Актив стабилен, но классный руководитель создаёт условия для планомерной смены поручений в самоуправлении. Чтобы ребёнку было комфортно в классном коллективе, классный руководитель должен выполнить следующие задачи:
1. Создать условия для развития интеллектуальных, творческих, нравственных качеств учащихся.
2. Обеспечить педагогическую поддержку учащимся для развития их творческого потенциала.
3. Создать условия для формирования навыков здорового образа жизни.
4.Создать условия для социальной адаптации каждого ребенка к современному обществу.
5.Создать условия для укрепления внутрисемейных связей детей и их родителей.
Классный руководитель играет главную роль и в формировании коллектива, и в организации его воздействия на личность уч-ся. Для создания коллектива из группы ребят одного плана работы недостаточна. Нужна программа воспитательной деятельности или программа воспитания. Работа по формированию коллектива должна проводиться последовательно, целенаправленно и не просто по схеме - плану, а комплексно в рамках целостной воспитательной программы деятельности. Именно она и должна стать фундаментом формирования коллектива и личности в работе классного руководителя. Большую роль в социальном становлении учащихся играют и отношения со сверстниками. От этих отношений зависит возможность адаптации и раскрытия потенциала каждого учащихся, а различные отношения создают различные группы.
Методы формирования личности:
Поручения, их проверка и помощь в выполнении.
Организация встреч с людьми, могущими стать примером для подражания.
Беседы, разговоры (не нотации) — не в классе при всех. Велико значение индивидуальных бесед.
Вести дневники наблюдений.
Классному руководителю всегда очень важно знать, как относятся друг к другу все члены классного коллектива, значим ли для них коллектив, в котором они находились на протяжении учёбы в школе. Конечно, классный руководитель не несет непосредственной ответственности за успеваемость по тем предметам, которые ведут другие учителя, но ему следует использовать возможности внеклассной работы для стимулирования учебной работы учащихся. Для изучения учащихся, я наблюдала за деятельностью и поведением учащихся в процессе учебных занятий и внеурочной работы; диагностические беседы; ознакомление с документацией и продуктами деятельности учащихся; посещение учащихся на дому; рейтинг.
Для того чтобы создать благоприятный микроклимат в классе, сплочения детского коллектива провожу разнообразные по тематике и формам проведения классные часы, психологические и игровые практикумы, диагностики личности учащихся и классного коллектива которые объединены проблемами нравственности, духовности, патриотического воспитания учащихся, формирования здорового образа жизни, профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.
Основные направления воспитательной работы:
- изучение личности ребенка на уроках и внеурочное время путем наблюдения за детьми, бесед;
- организация консультативной помощи отдельной группе учащихся по предметам;
- проведение внеклассных мероприятий, расширяющих кругозор детей;
- выработка совместной политики и тактики помощи ребенку со стороны семьи;
- развивать умственные и художественные способности;
- совершенствовать у учащихся талант, художественное, природное дарование;
- помочь детям включиться в учебный процесс, добиваться активного участия детей в общественной жизни класса и школы;
- проводить работу по усвоению правил для учащихся, укреплять детский коллектив;
организовать интересную жизнь в свободное от уроков время;
- работать над созданием коллектива через индивидуальный подход к каждому ребенку и через общие дела;
- создать родительский актив класса и привлечь родителей к внеурочным делам класса;
открывать детям мир прекрасного в природе, воспитывать интерес к искусству, развивать выразительность чтения, любовь к музыке, литературе;
- воспитывать личность безопасного типа;
В результате проведённых мероприятий и классных часов таких как: «Учитесь управлять собой», «Этические нормы человека», «Добро и зло», «Культурные нормы» и другие, поставленные цели (Организация процесса адаптации, формирование классного коллектива, воспитание духовной нравственности, развитие стремление к постоянному самообразованию и саморазвитие) были достигнуты благодаря сложенной работы коллектива. Значительное место в моей деятельности как классного руководителя занимает и работа с родителями учащихся. В частности, я поддерживать контакты с родителями по вопросам успеваемости и поведения учащихся, осуществляю их консультирование и педагогическое просвещение, знакомлю с теми задачами, которые решает школа, и побуждаю их принимать участие в решении этих задач. В ряде случаев привлекаю родителей к проведению отдельных видов внеклассной работы с учащимися, таких как: классный час, тематические вечера, экскурсии и т.д.
Если классный руководитель содержательно и умело будет, осуществляет воспитательную работу по стимулированию учебно-познавательной деятельности учащихся, вовлечению их в разнообразные виды труда и нравственно-эстетического воспитания, он тем самым будет способствовать их эффективному личностному развитию.
Работая с детьми, чаще вспоминай себя в детстве, тебе будет легче понять ребенка.
Старайся видеть успехи детей и радоваться каждому из них.
Всегда найди то, за что можно похвалить ребенка.
Не делай ничего за ребенка, а делай вместе с ним.
Жалок воспитатель, лишенный чувства юмора.
Научись все видеть и слышать, а кое-что не замечать.
Главное достоинство учителя - это чувство справедливости.
Не играй в друзья с детьми, а будь им другом.
Чтобы иметь согласие - уважай разногласия.
Не отыгрывайся на детях, если у тебя плохое настроение.
Будьте открытыми для новых идей и предложений.
Будьте готовы рискнуть, проявляйте энтузиазм.
Будьте образцом уровня ответственности.
4