СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РП по биологии 10 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

РП по биологии

 

 

 

Линия Сонина

Просмотр содержимого документа
«РП по биологии 10 класс»

Комитет Администрации Заринского района по образованию и делам молодежи

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Новокопыловская средняя общеобразовательная школа»

Заринского района Алтайского края


Согласовано

Заместитель директора по УВР

МКОУ «Новодраченинская сош»

_________ Т.Н. Чертищева

30 августа 2017 г.

Утверждаю

Директор МКОУ «Новодраченинская сош»

___________ Т.В. Какурина

Приказ № 60/4

от 30 августа 2017 г




Рабочая программа по биологии

по общеобразовательной программе основного общего образования

для учащихся 9 класса на 2017-2018 учебный год

срок реализации 1 год



Разработана на основе авторских программ по биологии. 5-11 классы. Авторы В.Б. Захаров, Е.Т. Захарова, Н.И. Сонин. Биология. Программы для общеобразовательных учреждений, 5-11 классы. Составитель И.Б. Морзунова. – 2-е изд., стереотип.- М. Дрофа 2009 г;






Разработал

учитель географии и биологии

высшей квалификационной категории

Гавшин А.Е.












Новодраченино

2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе:

  1. Биология. Программы для общеобразовательных учреждений, 5-11 классы. Составитель И.Б. Морзунова. – 2-е изд., стереотип.- М. Дрофа 2009 г;

  2. Примерная программа основного общего образования по биологии [Электронный ресурс]: Российское образование. Федеральный портал – Режим доступа http://window.edu.ru, свободный;

  3. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования от 2004 г[Электронный ресурс]: Российское образование. Федеральный портал – Режим доступа http://window.edu.ru, свободный;

Общая характеристика учебного предмета:

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска;

работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни. Для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Задачи курса биологии:

• развивать знания о живой природе;

• формировать основополагающие понятия и опорные знания, необходимые для изучения

других наук;

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового воспитания. Знакомство с красотой природы Родины, ее разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за ее сохранность. Обучающиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от нее и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.

Формы и методы работы:

Основными формами организации учебного процесса в курсе биологии 7 класса являются урок, экскурсии и наблюдения в природе, а также домашняя работа.

Типы уроков: комбинированный, урок изучения нового материала, итоговый и обобщающий уроки, урок-практикум, проектно-исследовательский урок.

Описание места учебного предмета:

68 часов в год (2 часа в неделю), уровень обучения базовый.



Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса:

В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10 -11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10 -11 классов.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой. Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки - зачеты.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью на печатной основе:

С. В. Цибулевский, В. Б. Захаров, Н. И. Сонин « Биология. Общие закономерности. 9 класс». В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц. Большую часть составляют задания, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания. Эти задания выполняются по ходу урока. Работа с таблицами и познавательные задания, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются дома.

Предметные результаты освоения учебного предмета

В результате изучения биологии учащиеся должны

знать/понимать:

признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;



уметь:

объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний

изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки

выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания)

Содержание учебного предмета:

Название темы

Кол-во часов

Введение

1

Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле

21

Тема 1.1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов

2

Тема 1.2. Развитие биологии в додарвиновский период

2

Тема 1.3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора

5

Тема 1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора

2

Тема 1.5. Микроэволюция

2

Тема 1.6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция

3

Тема 1.7. Возникновение жизни на Земле

2

Тема 1.8. Развитие жизни на Земле

3

Раздел 2. Структурная организация клетки

10

Тема 2.1. Химическая организация клетки

2

Тема 2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке

3

Тема 2.3. Строение и функции клеток

5

Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов

5

Тема 3.1. Размножение организмов

2

Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

3

Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов

20

Тема 4.1. Закономерности наследования признаков

10

Тема 4.2. Закономерности изменчивости

6

Тема 4.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов

4

Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии

5

Тема 5.1. Биосфера, ее структура и функции

3

Тема 5.2. Биосфера и человек

2

Заключение

1

Итого

63+5

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

БИОЛОГИЯ. ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ. 9 КЛАСС

(2 ч в неделю, всего 68 ч, из них 7 ч резерва)

Дата

Наименование темы

Кол-во часов

Примечание

Введение

1



Предмет и задачи курса «Биология. Общие закономерности».

1


Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле

21+1

1 час за счет резерва

Тема 1.1 Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов

2



Основные свойства живых организмов

1



Уровни организации живых систем. Многообразие живого мира

1


Тема 1.2. Развитие биологии в додарвиновский период

2



Развитие биологии в додарвиновский период

1



Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка

1


Тема 1.3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора

5



Научные и социальные предпосылки возникновения теории Чарльза Дарвина

1



Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе

1



Учение Ч. Дарвина об естественном отборе

1



Формы естественного отбора.

1



Факторы эволюции

1


Тема 1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора

2



Приспособительные особенности строения, окраски тела, поведения организмов

1



Физиологические адаптации

1


Тема 1.5. Микроэволюция

2



Микроэволюция. Вид, его критерии, структура. Лабораторная работа №1 Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений

1



Эволюционная роль мутаций. Лабораторная работа №2 Изучение приспособленности организмов к среде обитания

1


Тема 1.6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция

3



Главные направления эволюции

1



Общие закономерности биологической эволюции

1



Современная система растений и животных – отображение макроэволюции

1


Тема 1.7. Возникновение жизни на Земле

2



Современные представления о возникновении жизни

1



Филогенетические связи в живой природе. Естественная классификация живых организмов

1


Тема 1.8. Развитие жизни на Земле

3+1



Начальные этапы развития жизни. Жизнь в архейскую и протерозойскую эры

1



Проект по теме «Развитие жизни на Земле»

3

1 час за счет резерва

Раздел 2. Структурная организация клетки

10+4

4 часа за счет резерва


Клеточная теория строения организмов

1



Цитология-наука о клетке. Изучение растительной и животной клеток под микроскопом

1


Тема 2.1. Химическая организация клетки

2+2

2 часа за счет резерва


Химическая организация клетки. Неорганические вещества

1



Химическая организация клетки. органические вещества – белки

1



Химическая организация клетки. органические вещества - углеводы и липиды

1



Органические вещества клетки. Нуклеиновые кислоты

1


Тема 2.3. Строение и функции клеток

5



Строение клетки эукариот. Клеточная мембрана

1



Цитоплазма и ее органоиды.

1



Клеточное ядро. Лабораторная работа №3 Строение животной и растительной клетки

1



Деление клеток

1



Прокариотическая клетка. Вирусы – неклеточная форма жизни

1


Тема 2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке

3



Обмен веществ и превращение энергии в клетке.

1



Биосинтез белка

1



Этапы энергетического обмена

1


Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов

5


Тема 3.1. Размножение организмов

2



Бесполое размножение организмов

1



Половое размножение организмов

1


Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

3



Индивидуальное развитие организмов. Эмбриональное развитие

1



Индивидуальное развитие многоклеточного организма. Постэмбриональное развитие

1



Общие закономерности развития. Биогенетический закон

1


Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов

20


Тема 4.1. Закономерности наследования признаков

10



Генетика как наука

1



Основные понятия генетики

1



Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание

1



Дигибридное скрещивание

1



Генетика человека

1



Решение генетических задач

1



Решение генетических задач

1



Составление родословной

1



Лабораторная работа №6 Решение генетических задач и составление родословной.

1



Хромосомная теория

1


Тема 4.2. Закономерности изменчивости

6



Закономерности изменчивости. наследственная изменчивость

1



Генотипическая изменчивость. Мутации

1



Комбинативная изменчивость

1



Модификационная (фенотипическая) изменчивость

1



Генотипические основы эволюционной теории

1



Лабораторная работа №7 Построение вариационной кривой

1


Тема 4.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов

4



Центры происхождения и многообразия культурных растений

1



Селекция растений

1



Селекция животных

1



Селекция микроорганизмов. Значение селекции для отраслей народного хозяйства

1


Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии

5


Тема 5.1. Биосфера, ее структура и функции

3



Биосфера – живая оболочка Земли

1



Естественные сообщества живых организмов

1



Абиотические и биотические факторы среды. Цепи питания. Формы взаимоотношения между организмами. Лабораторная работа №8 Составление цепей питания

1


Тема 5.2. Биосфера и человек

2



Природные ресурсы и их использование

1



Антропогенные факторы воздействия на биоценозы. Проблемы рационального природопользования. Практическая работа №1 анализ и оценка деятельности человека в экосистемах

1


Заключение

1+2

2 часа из резерва


Итоговый урок по курсу Биология. Общие закономерности

3
































Учебно-методическое, информационное и материально-техническое, обеспечение программы:

п./п.

урока по теме

Тема

Оборудование

ЦОР

Методическая литература

Введение

1

1

Предмет и задачи курса «Биология. Общие закономерности». Многообразие живого мира

Компьютер, мультипроектор, наглядное пособие «Науки о природе»

ЦОР биология в школе

Методическое пособие к учебнику

Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле

Тема 1.1 Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов

2

1

Уровни организации живых систем. Основные свойства живых организмов

Компьютер, мультипроектор, наглядное пособие «Уровни организации живого»

ЦОР биология в школе

Методическое пособие к учебнику

3

2

Царства живой природы

Классификация живого

ЦОР биология в школе

Методическое пособие к учебнику

Тема 1.2 Развитие биологии в додарвиновский период

4

1

Развитие биологии в додарвиновский период

Живые растения, рисунки с изображением животных

ЦОР биология в школе

Методическое пособие к учебнику

5

2

Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка


ЦОР биология в школе

Методическое пособие к учебнику

Тема 1.3 Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора

6

1

Научные и социальные предпосылки возникновения теории Чарльза Дарвина


ЦОР биология в школе

Методическое пособие к учебнику

7

2

Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе


ЦОР биология в школе

Методическое пособие к учебнику

8

3

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе

Наглядное пособие «Борьба за существование»

ЦОР биология в школе

Методическое пособие к учебнику

9

4

Формы естественного отбора

Наглядное пособие «Борьба за существование»

ЦОР биология в школе

Методическое пособие к учебнику

10

5

Факторы эволюции

Наглядное пособие «Естественный отбор»

ЦОР биология в школе

Методическое пособие к учебнику

Тема 1.4 Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора

11

1

Приспособительные особенности строения, окраски тела, поведения организмов

Наглядное пособие «Приспособление клюва и лап птиц к различным условиям среды», «Адаптация организмов»

ЦОР биология в школе

Методическое пособие к учебнику

12

2

Физиологические адаптации


ЦОР биология в школе

Методическое пособие к учебнику

Тема 1.5 Микроэволюция

13

1

Микроэволюция. Вид, его критерии, структура

Живые растения, наглядное пособие «Пути видообразования»

ЦОР биология в школе

Методическое пособие к учебнику

14

2

Эволюционная роль мутаций№1 Изучение приспособленности организмов к среде обитания




Коллекции и гербарии живых организмов

ЦОР биология в школе

Методическое пособие к учебнику

Тема 1.6 Биологические последствия адаптации. Макроэволюции

15

1

Главные направления эволюции

Наглядное пособие «Главные направления эволюции» по А.Н. Северцову»

ЦОР биология в школе

Методическое пособие к учебнику

16

2

Общие закономерности биологической эволюции

Наглядное пособие «Типы эволюционного процесса»

ЦОР биология в школе

Методическое пособие к учебнику

17

3

Современная система растений и животных - отображение макроэволюции


ЦОР биология в школе

Методическое пособие к учебнику

Тема 1.7 Возникновение жизни на Земле

18

1

Современные представления о возникновении жизни


ЦОР биология в школе

Методическое пособие к учебнику

19

2

Начальные этапы развития жизни




Тема 1.8 Развитие жизни на Земле

20

1

Развитие жизни на Земле в архейскую, протерозойскую и палеозойскую эры

Наглядные пособия «Эволюционное древо», «Филогенетическое древо растительного мира», «Филогенетическое древо животного мира», «Эволюционное древо приматов и человека

ЦОР биология в школе

Методическое пособие к учебнику

21

2

Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры

Наглядные пособия «Эволюционное древо», «Филогенетическое древо растительного мира», «Филогенетическое древо животного мира», «Эволюционное древо приматов и человека

ЦОР биология в школе


22

3

Происхождение человека

Наглядные пособия «Эволюционное древо приматов и человека

ЦОР биология в школе

Методическое пособие к учебнику

Раздел 2. Структурная организация живых организмов

Тема 2.1. Химическая организация клетки

23

1

Клеточная теория строения клеток

Наглядное пособие «Строение клетки»

ЦОР биология в школе

Методическое пособие к учебнику

24

2

Неорганические вещества, входящие в состав клеток


ЦОР биология в школе

Методическое пособие к учебнику

25

3

Органические вещества – белки


ЦОР биология в школе

Методическое пособие к учебнику

26

4

Органические вещества – углеводы и липиды


ЦОР биология в школе

Методическое пособие к учебнику

27

5

Органические вещества –нуклеиновые кислоты


ЦОР биология в школе

Методическое пособие к учебнику

Тема 2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке

28

1

Пластический обмен. Биосинтез белков


ЦОР биология в школе

Методическое пособие к учебнику

29

2

Энергетический обмен. Способы питания


ЦОР биология в школе

Методическое пособие к учебнику

30

3

Энергетический обмен. Способы питания


ЦОР биология в школе

Методическое пособие к учебнику

Тема 2.3 Строение и функции клеток

31

1

Строение клеток эукариот. Клеточная мембрана Практическая работа №2 Изучение клеток растений и животных

Микроскоп, срез лука, раствор йода

ЦОР биология в школе

Методическое пособие к учебнику

32

2

Цитоплазма и ее органоиды

Модель клетки

ЦОР биология в школе

Методическое пособие к учебнику

33

3

Клеточное ядро

Модель клетки

ЦОР биология в школе

Методическое пособие к учебнику

34

4

Строение растительной клетки

Модель клетки

ЦОР биология в школе

Методическое пособие к учебнику

35

5

Прокариотическая клетка

Модель клетки

ЦОР биология в школе

Методическое пособие к учебнику

36

6

Вирусы – неклеточная форма жизни

Модель клетки

ЦОР биология в школе

Методическое пособие к учебнику

37

7

Деление клетки

Модель клетки

ЦОР биология в школе

Методическое пособие к учебнику

38

8

Деление клетки

Модель клетки

ЦОР биология в школе

Методическое пособие к учебнику

Раздел 3. Размножение и индивидуальное развития организмов

Тема 3.1 Размножение организмов

39

1

Бесполое размножение


ЦОР биология в школе

Методическое пособие к учебнику

40

2

Половое размножение


ЦОР биология в школе

Методическое пособие к учебнику

Тема 3.2 Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

41

1

Эмбриональный период развития


ЦОР биология в школе

Методическое пособие к учебнику

42

2

Постэмбриональный период развития


ЦОР биология в школе

Методическое пособие к учебнику

43

3

Общие закономерности развития. Биогенетический закон


ЦОР биология в школе

Методическое пособие к учебнику

Раздел 4. Наследственность и изменчивость

Тема 4.1. Закономерности наследования признаков

44

1

Основные понятия генетики



Методическое пособие к учебнику

45

2

Гибридологический метод изучения наследования признаков Грегора Менделя


ЦОР биология в школе

Методическое пособие к учебнику

46

3

Законы Менделя


ЦОР биология в школе

Методическое пособие к учебнику

47

4

Законы Менделя


ЦОР биология в школе

Методическое пособие к учебнику

48

5

Сцепленное наследование генов


ЦОР биология в школе

Методическое пособие к учебнику

49

6

Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом


ЦОР биология в школе

Методическое пособие к учебнику

50

7

Взаимодействие генов


ЦОР биология в школе

Методическое пособие к учебнику

51

8

Решение генетических задач


ЦОР биология в школе

Методическое пособие к учебнику

52

9

Решение генетических задач

№3 Решение генетических задач

ЦОР биология в школе

Методическое пособие к учебнику

53

10

Составление родословной

№4 Составление родословной

ЦОР биология в школе

Методическое пособие к учебнику


54

1

Основные формы изменчивости


ЦОР биология в школе

Методическое пособие к учебнику

55

2

Наследственная изменчивость


ЦОР биология в школе

Методическое пособие к учебнику

56

3

Мутации


ЦОР биология в школе

Методическое пособие к учебнику

57

4

Комбинативная изменчивость


ЦОР биология в школе

Методическое пособие к учебнику

58

5

Фенотипическая изменчивость


ЦОР биология в школе

Методическое пособие к учебнику

59

6

Построение вариационной кривой

№5 Построение вариационной кривой

ЦОР биология в школе

Методическое пособие к учебнику

Тема 4.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов

60

1

Центры многообразия и происхождения культурных растений


ЦОР биология в школе

Методическое пособие к учебнику

61

2

Методы селекции растений и животных


ЦОР биология в школе

Методическое пособие к учебнику

62

3

Селекция микроорганизмов


ЦОР биология в школе

Методическое пособие к учебнику

63

4

Значение селекции для народного хозяйства


ЦОР биология в школе

Методическое пособие к учебнику

Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии

Тема 5.1. Биосфера, ее структура и функции

64

1

Структура биосферы. Круговорот веществ в природе


ЦОР биология в школе

Методическое пособие к учебнику

65

2

Естественные сообщества живых организмов


ЦОР биология в школе

Методическое пособие к учебнику

66

3

Абиотические факторы среды. Взаимоотношения между организмами

№6 Составление цепи питания

ЦОР биология в школе

Методическое пособие к учебнику

Тема 5.2. Биосфера и человек

67

1

Природные ресурсы и их использование


ЦОР биология в школе

Методическое пособие к учебнику

68

2

Охрана природы и основы рационального природопользования


ЦОР биология в школе

Методическое пособие к учебнику





Дополнительная литература



  • М. М. Гуменюк Биология 9 класс. Поурочные планы к учебнику.

  • Л. В. Борисова Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику.

  • С. И. Гуленков, Н. И. Сонин. Тестовые задания к учебнику 9 класс.

  • Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение.5 класс. Биология. 6 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2006.

  • Сборник нормативных документов. Биология. Составители: Э. Д. Днепрова, А. Г. Аркадьев.

  • Сборник тестов для подготовки к ГИА



ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ





17