СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. 9 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока. Русский язык. 9 класс

Просмотр содержимого документа
«Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. 9 класс»

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. 9 класс

Цель урока:

- сформировать знания учащихся о сложноподчиненных предложениях с придаточными определительными.


Задачи урока:

образовательные:

- находить придаточные определительные в сложноподчиненном предложении;

- определять средства связи придаточных определительных с главным предложением;

- закрепить умения расставлять знаки препинания в СПП, а также составлять схемы СПП с придаточным определительным;

- формировать умение правильно употреблять в речи СПП с придаточными определительными, производить их синонимическую замену (если это возможно и необходимо).

развивающие:

- развить у учащихся потребность в учебной деятельности, в самовыражении, самоактуализации через различные виды работы ;

воспитательные:

- поддерживать у детей мотивацию к изучению русского языка через нетрадиционную форму урока;

- воспитывать чувства уважительного, бережного и нежного отношения к матери, чувства патриотизма.


Тип урока: урок «открытия» нового знания

Виды деятельности: учебно-познавательная

Дидактический материал: раздаточный материал (текст), блок-схема.

Оборудование: презентация к уроку.


Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный момент



2. Актуализация знаний

- Что такое определение?



- На какие вопросы отвечает определение?



- Какую часть речи поясняет определение?


- Что обозначает определение?


- Как графически выделяем определение?

Определение – второстепенный член предложения.


Определение отвечает на вопросы КАКОЙ, КАКАЯ, КАКИЕ, ЧЕЙ.


Определение поясняет имя существительное.


Определение обозначает признак предмета.

Определение подчёркивается волнистой линией.

3. Мотивация учебной деятельности.

Цифровой диктант

Дается установка: "Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру "1" в буклете, если нет - "0". Затем проверьте свои ответы и разберитесь в ошибках".

Верно ли утверждение, что:

1. Союзы что, если, где – подчинительные?

2. Определение не отвечает на вопрос где?

3. Предложение – это синтаксическая единица?

4. Местоимение себя не имеет именительного падежа?

5. Союз однако – подчинительный?

6. Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным?

7. Сочинительные союзы делятся на три группы: соединительные, противительные, разделительные?

8. В предложении» Сделано все, чтобы я мог жить спокойно» первая часть – придаточное предложение?

9. [ ], (который...). – схема сложноподчиненного предложения.

- Назовите, какое сочетание цифр у вас получилось при составлении ответов.

- Прочитайте все верные утверждения.1,3,4,7,9.

- Все согласны с данными утверждениями?

- Прочитайте все неверные утверждения, исправьте их, аргументируйте свой выбор.

- Все согласны с данными утверждениями?

Правильный ответ.

«101 100 101».

4. Постановка темы и целей урока.

Тема нашего урока «СПП с придаточными определительными»

Цель и задачи урока:

  • находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;

  • производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;

  • правильно употреблять в речи данные виды предложений;

  • правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);

  • составлять схемы предложений с придаточными определительными.


5. Работа над темой урока.


1. Анализ предложений.

- Посмотрите на предложения. Какие это предложения простые или сложные?

Лодку, подплывавшую к мосткам, встречал кот-рыболов.

Лодку, которая подплывала к мосткам, встречал кот-рыболов.

Кот-рыболов встречал лодку, которая подплывала к мосткам.

- К чему относятся придаточные предложения, от каких слов в главном предложении ставится вопрос к придаточному?



- Каким способом придаточные предложения прикрепляются к главному?


- На какой второстепенный член предложения похожи эти придаточные?








  1. Работа с таблицей


  1. ОБЛАКО ОБРАТИЛОСЬ В БЕЛУЮ ТУЧУ, КОТОРАЯ ТЯЖЕЛО ПОДНИМАЛАСЬ, РОСЛА И ПОСТЕПЕННО ОБЛЕГАЛА НЕБО.

КАКУЮ?

…СУЩ., (КОТОРАЯ…)

  1. БОЛЬШИМИ ШАГАМИ НАПРАВИЛСЯ Я К ДОМУ, ГДЕ ЖИЛА АСЯ.

КАКОМУ?

…СУЩ., (ГДЕ…)

  1. УЕДИНЕННЫЙ ДОМИК, КУДА МЫ ПЕРЕЕХАЛИ, НАХОДИЛСЯ ВНУТРИ САДА.

КАКОЙ?

…СУЩ.,(КУДА…)….


  1. МАЛЬЧИШКИ ВЫБРАЛИ ТУ ТРОПИНКУ, ЧТО ВЕЛА В ГЛУБИНУ ПАРКА.

КАКУЮ?

…СУЩ., (ЧТО…)




Ученики рисуют схемы предложений и под руководством учителя делают выводы.



- Относятся к существительному в главном предложении, от него ставится вопрос.


- С помощью союзного слова который…


- Придаточные в данных предложениях похожи на определения, отвечают на те же вопросы, поэтому и называются определительными. Они относятся к одному слову в главном предложении – существительному, всегда стоят после него(совсем как причастный оборот, если он выделяется запятыми!).


6. Закрепление материала.

1. Записываем под диктовку предложения, называем средства связи, составляем схемы предложений.

  • И смотрит седая скала в глубину, где ветер качает и гонит волну.

  • Дом, куда мы въехали, был построен в начале века.

  • Грош цена человеку, который не может сломить дурной привычки.

  • И боль, что скворчонком стучала в виске, стихала.

  • В дни, когда над сонным морем духота и тишина, в отуманенном просторе еле движется волна.

  • Он посмотрел в ту сторону, откуда раздался крик

2. Соединить предложения и составить схемы .

1. И нищий наездник томится в ущелье,

1. которая пряталась в высокой и густой ржи.

2. Наступила минута,

2.где ничто не нарушает покой

3. Путь лежал по просёлочной дороге,

3. где Терек играет в свирепом веселье.

4. Я давно мечтал побывать в местах,

4. откуда двигалась огромная туча.

5. Мы устремили взоры в ту сторону,

5. когда я почувствовал огромную усталость.


3. Конструирование предложений.

- Составьте предложения по данным ниже схемам (схемы записаны на доске):

[ ук. сл. + сущ. ], (какой - = ).

[ сущ. ], ( где = - и - ).

[ сущ.], ( который = ).

[ ук. сл. + сущ.], ( куда = - ].


4. Тест: «СПП с придаточными определительными»

1) Найди CПП c придаточным определительным:

1.Я вернулся в сад, где еще вчера мы прощались с друзьями.

2.Необходимо было заменить банки, заполненные березовым соком, на новые пустые.

3.Интерес к истории у Карамзина особенно проявился в 1790 году, когда он был в Париже.

4.В воздухе стоял дурманящий травяной запах, и даже едкий дым костра не мог его перебить.

2) В каком предложении знаки препинания расставлены верно?

1.И так широка была его душа что, многих людей обделенных судьбою, хотелось ему защитить.

2.И так широка была его душа, что многих людей, обделенных судьбою, хотелось ему защитить. 3.И так широка была его душа, что многих людей обделенных судьбою, хотелось ему защитить. 4.И так широка была его душа что, многих людей, обделенных судьбою хотелось ему защитить.


3) Найди верное утверждение:

1. Придаточное определительное зависит от сказуемого-глагола в главной части.

2.Придаточное определительное зависит от всей главной части предложения.

3. Придаточное определительное зависит от существительного в главной части предложения.

4.В главной части предложения с придаточным определительным обязательно должно быть указательное слово.

4) Найди местоименно-определительное СПП:

1.Там хорошо, где нас нет.

2.Особенно душевно поет народные песни тот человек, что сам живет в селе.

3.Мы должны быть в ответе за тех людей, с кем живем рядом всю жизнь.

4.Я сумел отыскать тех, кто был очевидцем страшных событий, и узнать от них подробности.

5) Какое предложение соответствует схеме: [ ], (что ) - с придаточным определительным. 1.Мы способны сделать многое из того, что было показано на выставке идей.

2.Что надо направляться дальше, о том нам было неизвестно.

3.Что-то машина затормозила на улице, отдаленно напоминающей наше село. 4.Осуществились все мои мечты, что же еще можно пожелать.


6) Найди лишнее предложение среди СПП. Приготовься объяснить свой выбор : 1.Прошел месяц, в течение которого он ни разу у нас не был.

2.Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой.

3.Нужно знать приметы, чтобы не заблудиться в большом лесу.

4.Он посмотрел в ту сторону, откуда раздался крик.


5. Запишите предложения, подчёркивая грамматические основы и расставляя знаки препинания. Каким членом предложения является союзное слово который?


1) Каждый день проходил я мимо берёзы на которой чернело гнездо. 2) Он спускался с гор вершины которых уже не видны в темноте. Шаги и осыпь камней глушил всё нарастающий, всё призывней ревущий гул потока на котором вспыхивали и гасли клочья белой пены. 3) Наконец мы видим лес, хмурое небо в мохнатых тучах меж которыми лишь (кое) где видна бледная просинь. На берегах бело и (от) того река кажется тёмной, (не) приветливой.
(В. Астафьев)

























7. Физминутка.

Рисуй восьмерку вертикально

И головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям води.


Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись,

Зажмурься крепко, моментально,

Давай, дружочек, не ленись!


Глаза открываем мы наконец.

Восьмерка закончилась. Ты молодец!

Закончилась первая восьмерка – вертикальная. Глаза закрыли на несколько секунд.




Закончилась вторая восьмерка – горизонтальная. Глаза закрыли на несколько секунд.



Легко моргают.


8. Самостоятельная работа.

ВАРИАНТ 1

1. Среди данных предложений укажите СПП с придаточными определительными (знаки препинания не расставлены).

1) Это святая обязанность любить страну которая вспоила и вскормила нас как родная мать. 2) Каким образом лосёнку удалось спастись в такую непогоду никто из жителей посёлка сказать не мог. 3) Кто родиной торгует тот кары не минует. 4) Недавно мы были на концерте певца чей голос невозможно забыть.

2. Укажите сложноподчинённое(ые) предложение(я), в построении которого(ых) допущена(ы) ошибка(и).

1) Жаль мне людей, которые в тайге не были. 2) По временам мы видим берег, вдоль которого идём к северу в сторону маяка. 3) Которые лилии уже распус-тились, они издавали нежный запах.

3. Расставьте знаки препинания, подчеркните главные члены предложе-ния, обозначьте главное и придаточное предложения, определите вид СПП. Я видел счастливого человека чья заветная мечта осуществилась.

ВАРИАНТ 2

1. Среди данных предложений укажите СПП с придаточными определительными (знаки препинания не расставлены).

1) Дом до которого дошёл Николай стоял в пустынном закоулке между огородами на самом конце города. 2) Кто отважен тому враг не страшен. 3) Среди виденного мною прекрасного я не нашёл ничего такого что было бы хоть сколько-нибудь лучше правды. 4) О том что случилось вчера старушке не сообщили.

2. Укажите сложноподчинённое(ые) предложение(я), в построении которого(ых) допущена(ы) ошибка(и).

1) Шум слышался из подвала, который с каждой минутой усиливался. 2) То время, какое потребуется на исправление ошибок, мне ещё придётся найти. 3) Люди, чьи слова не расходятся с делом, достойны уважения.

3. Расставьте знаки препинания, подчеркните главные члены предложе-ния, обозначьте главное и придаточное предложения, определите вид СПП.

Далеко внизу пассажиры увидели сверкающее на солнце море красивее которого нет на земле.


9. Итог урока.



- Над каким СПП мы сегодня работали?

- Что вы запомнили о придаточных определительных?

- Употребление СПП делает нашу речь богаче и помогает точнее выразить свою мысль.

1.Вопросы.

2.К чему относятся.

3.Место придаточного.

4.Чем прикрепляется к главному.

10. Задание на дом.

Выучить § 14. Подобрать 10 СПП с придаточными определительными из художественных текстов





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!