Статья
«РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ КАК СПОСОБ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ»
Автор: Маркова Елена Викторовна
воспитатель
2024 год
ВВЕДЕНИЕ
Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием – его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Именно поэтому одной из важных задач детского дошкольного учреждения является организация условий для взаимосвязанных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
Актуальность и проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьями дошкольников определяются тем, что современная семья переживает серьёзный кризис, который выражается в трудностях семейного воспитания, ослаблении внимания к духовным ценностям, несформированной или низкой воспитательной культурой большинства родителей, поскольку только в последнее время этому стало уделяться особое внимание.
У молодых родителей из-за нехватки опыта и знаний зачастую отсутствует осознанное отношение к процессу воспитания своего ребёнка. Незнание и противоречивость представлений о методах и подходах к воспитанию, закономерностях психического развития ребёнка – все это отрицательно влияет на стабильность семьи и полноценное становление личности ребёнка, формирует эмоциональную напряжённость в семье, отрицательно сказывается на развитии детей. В связи с этим необходимо выстроить продуктивный диалог детского сада и семьи, который позволит устранить и предотвратить проблемы в воспитании дошкольников со стороны родителей.
На важность взаимодействия ДОУ и семьи указывают положения современных образовательных стандартов. Согласно нормам, Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), дошкольное учреждение призвано не только обеспечивать всестороннее развитие ребёнка с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей, но и привлекать к активному участию в этом процессе взрослых – в первую очередь родителей. Так в пункте 1.2 ФГОС ДО указывается, что одним из главных условий дошкольного воспитания является личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей, педагогических работников) и детей.
Ведущую роль в организации сотрудничества детского сада и семьи играют, конечно, педагоги. Именно от их усилий зависит то, насколько каждая семья понимает образовательную стратегию и тактику, реализуемую дошкольным учреждением, в аспектах воспитания и обучения детей и насколько она участвует в этих процессах, поддерживая и продолжая их в условиях семейного воспитания.
При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник детского сада в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагогов создаст благоприятные условия для развития ребёнка.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Современные тенденции в дошкольном образовании объединены одним социально значимым критерием – его качеством, которое непосредственно зависит от профессиональной компетентности педагогического персонала и педагогической культуры родителей. И хотя дошкольная образовательная организация и семья – это два звена в одной цепи, детский сад не может заменить семью, но он может дополнить и усилить ее воспитательный потенциал, выполняя свои профессионально-педагогические функции в рамках исполнения ФГОС ДО. Их общая задача: образование и социализация подрастающего поколения, создание комфортных условий для полноценного дошкольного детства [1, с. 52].
Эффективное взаимодействие детского сада и семьи возможно лишь в том случае, если детский сад хорошо знаком с воспитательными возможностями семьи ребёнка, а семья, в свою очередь, информирована о задачах и возможностях дошкольного учреждения, в котором находится ребёнок. Особо актуальным становится знакомство педагогов ДОУ с родителями детей младшего дошкольного возраста, которые впервые приходят в детский сад.
Отечественной педагогической наукой накоплен значительный опыт в сфере взаимодействия детского сада и семьи: К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. Их научные обобщения и выводы о том, что семья – начало всех начал, тот воспитательный институт, где закладываются основы всесторонне развитой личности, являются актуальными для воспитателей современного детского сада.
Современные исследователи Маркова, Е.П. Арнаутова, Н.Ф. Виноградова, Г.Н. Година, также отмечают важность взаимодействия педагогов и родителей для воспитания и развития детей дошкольного возраста. Включение семьи как партнёра и активного субъекта в образовательную среду дошкольного образовательного учреждения качественно изменяет условия взаимодействия педагогов и родителей, имеющих собственные стратегические интересы в сфере дошкольного образования ребёнка [3, с.89].
Названные выше авторы в основу организации взаимодействия ДОУ с семьёй, закладывают принципы преемственности согласованных действий, обратной связи, индивидуального подхода к каждой семье. Включение семьи как партнёра и активного субъекта в образовательную среду дошкольного образовательного учреждения качественно изменяет условия взаимодействия педагогов и родителей, имеющих собственные стратегические интересы в сфере дошкольного образования ребёнка.
Среди форм взаимодействия с родителями, накопленных ДОУ, особое значение имеет родительское собрание. Родительское собрание – это основная форма связи семьи и дошкольного образовательного учреждения для установления контактов, обсуждения и предоставления важной педагогической информации.
Главной целью родительского собрания является ознакомить родителей с задачами, содержанием, методами воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи.
Родительское собрание позволяет решать разнообразные задачи:
установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника,
объединить усилия для развития и воспитания детей,
создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки,
активизировать и обогащать воспитательные умения родителей,
поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.
На родительском собрании, как правило, обсуждаются задачи образовательного процесса и воспитания в группе, планируются совместные с родителями воспитанников события, обсуждаются эффективные и взаимно целесообразные формы, методы, приёмы и средства сотрудничества. Родительское собрание становится эффективным, если на нём обсуждаются не только образовательно-воспитательные достижения воспитанников, но и создаётся почва для развития иных позитивных достижений ребёнка (психологических, социальных, коммуникативных, творческих). Именно так формируется заинтересованность родителей и их активное участие в совместном воспитательном процессе.
2. ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
Рассматривая формы родительских собраний, их можно классифицировать на следующие виды и их цели [3, с. 88]:
1. Информативные:
- ознакомление родителей с содержанием и методиками социализации в ДОУ (характеристика используемых образовательных программ, рассказ о проводимых образовательных занятиях).
- повышение педагогической культуры родителей, пополнение их знаний по вопросам воспитания ребёнка в семье и в ДОУ (например, об особенностях конкретного возраста, способах успешного воздействия на детей и взаимодействия с ними и т. д.);
- организация освоения родителями способов физического воспитания детей в семье, коррекционных приёмов и развивающих игр, творческих занятий и иных способов, позволяющих родителям улучшить качество семейного воспитания дошкольников.
2. Социализирующие:
- содействие сплочению социальной группы родителей, включение родителей в процесс детской социальной группы (конкурсы, экскурсии, походы и т. п.);
- выработка единых требований к воспитанию детей в семье и ДОУ;
- обмен позитивным опытом воспитания детей в отдельных семьях (выступления родителей).
В зависимости от масштабов охвата родителей на собрании выделяют общие и групповые родительские собрания.
Общие родительские собрания (для всех родителей ДОУ) проводятся, как правило, не более двух раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчёта работы детского сада за определённый период времени. На них выступают заведующий ДОУ, методисты, психологи; отчитывается о работе родительский комитет. Например, организация прошла лицензирование, аттестацию и (или) аккредитацию и хочет ознакомить родительскую общественность с достигнутыми результатами и заключением вышестоящей организацией-учредителем. Общее родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце года возможно награждение семей с положительным опытом воспитания детей. На общее собрание можно пригласить врача, педагога-психолога, детского писателя.
Групповые родительские собрания (для родителей отдельной группы) проводятся раз в 2-3 месяца. Со стороны педагога и родителей, определяются способы эффективного сотрудничества семьи и ДОУ, подводятся итоги проделанной работы (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов ДОУ).
Если подойти к собраниям неформально, творчески, то это не только сделает их яркими и интересными, но и более эффективно привлечёт родителей к активному участию в воспитательном процессе и жизни детского сада. Поэтому родительские собрания рекомендуется проводить в самых разнообразных формах – как традиционных, так и нетрадиционных.
Традиционное родительское собрание проводится в форме докладов, устных сообщений со стороны педагогического коллектива ДОУ с обсуждением основных вопросов в воспитании детей. Для родителей, чьи дети только готовятся посещать дошкольное учреждение, проводятся экскурсии по детскому саду с объяснением профиля и задач учреждения, знакомство со специалистами; можно издать буклет, памятку, рассказывающие о детском саде, показать демонстрационный видеоролик или презентацию.
В последнее время традиционные формы собраний, в которых главное место отводилось сообщениям и докладам, постепенно утрачивают своё значение из-за низкой эффективности и недостаточной обратной связи. Всё шире стали использоваться новые, активные формы работы с родителями на собраниях, позволяющие вовлечь их в педагогический процесс, с целью развития и познания собственного ребёнка.
Педагогический совет с участием родителей. Целью данной формы собрания является привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учёта индивидуальных потребностей.
Родительская конференция – одна из форм повышения педагогической культуры родителей. Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность. На конференциях могут выступить заслуженные педагоги, представители медицинских учреждений, учителя школ, психологи и т.д.
Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Они могут проводиться и специалистами по общим и специальным вопросам, например, развитию музыкальности у ребёнка, охране его психики, обучению грамоте и др.
Родительское собрание в форме «круглого стола» предусматривает двустороннее обсуждение актуальных проблем воспитания в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов.
Клубы для родителей. Заседания клубов для родителей осуществляются регулярно. Выбор темы для обсуждения обусловливается интересами и запросами родителей.
Устный педагогический журнал. Журнал составляется из 3-6 страниц, по длительности каждая занимает от 5 до 10 минут. Общая продолжительность составляет не более 40 минут. Каждая страница журнала – это устное сообщение, которое может быть проиллюстрировано дидактическими пособиями, просмотром видеозаписей, презентаций, выставками рисунков, поделок, книг. Родителям заранее предлагается литература для ознакомления с проблемой, практические задания, вопросы для обсуждения.
Вечера вопросов и ответов. Это форма позволяет родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить актуальные проблемы развития детей.
Мини-собрания. Выявляется интересная семья, изучается ее опыт воспитания. На встречу с этой семьёй приглашаются три-четыре семьи, имеющие схожие позиции в семейном воспитании и традициях. Таким образом, в узком кругу обсуждается интересующая всех тема, происходит обмен опытом.
Собрание в форме деловой игры. Методика деловой игры достаточно проста: присутствующие родители и педагоги делятся на группы, в том числе должна быть предусмотрена группа экспертов. Перед ними ставится некая проблема, и группы ищут эффективные пути решения этой проблемы.
Мастер-класс – это собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания и образования детей. Мастер-класс может быть, как теоретическим, так и практическим.
Психологические тренинги. Состоит в его практической направленности и активности каждого из его участников. Присутствующие не только знакомятся с полезной для себя информацией по вопросам психологических особенностей дошкольного возраста, но и учатся применять полученные знания на практике.
Педагогическая лаборатория – проводится в начале и конце года. В начале года воспитатели и родители обсуждают программы воспитания и обучения, обговаривают участие родителей в различных мероприятиях. В конце года подводятся итоги проведённых мероприятий, значимых событий, организуется фотовыставка.
Лекция-семинар. Для проведения собрания в форме лекции-семинара необходимо определить его тему и ведущего. Ведущими собрания могут быть воспитатель, родители, приглашённые специалисты.
Педагогические беседы с родителями одна из наиболее доступных форм установления связи с семьёй. Беседа может быть, как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в классическое собрание, в консультации, тренинги и т.п. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника.
Несмотря на различия рассмотренных форм организации родительских собраний, их объединяет одно значение – дать родителям знания о воспитании их собственного ребёнка, заинтересовать проблемами воспитания, стимулировать к пересмотру своей воспитательной позиции [3, 90]. При этом отметим, что в последнее время тенденцию набирает такая форма взаимодействия детского сада и родителей, как виртуальная, – с помощью различных онлайн сервисов, социальных сетей и мессенджеров (VK, Viber, WhatsApp и т.п.). Это во многом обусловлено высокой занятостью родителей и невозможностью регулярно посещать родительские собрания. На наш взгляд, такая форма взаимодействия не является эффективной для повышения уровня родительской культуры, не заменит «живое» общение и не позволяет полноценно осуществлять просветительскую деятельность. Но такие онлайн сервисы можно использовать для оповещения о дате и времени проведения родительского собрания, его форме и вопросах, которые будут на нём обсуждаться.
3. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
Эффективность родительских собраний, как традиционных, так и нетрадиционных, зависит от выбора темы, которая должна основываться на работе конкретной группы, конкретности материала. Методика организации родительского собрания должна основываться на работе конкретной группы, конкретности материала. При подготовке к собранию необходимо учитывать следующие моменты:
1. Различный уровень педагогической культуры родителей. Поэтому педагогический коллектив должен уметь общаться с родителями, проявлять уважение и такт.
2. На родительских собраниях обсуждаются воспитательные вопросы, знания родители получают в процессе консультаций, через наглядную агитацию.
3. Темы родительских собраний должны касаться большинства родителей.
Так для младшей группы дошкольников, которые только начинают посещать детский сад, темы для собраний можно выбрать следующие: «Адаптация детей к условиям детского сада»; «Организация жизни детей в детском саду и семье»; «Народная поэзия – малышам», «Физическое воспитание детей в семье»; «Возраст строптивости»; «Современные подходы к воспитанию дошкольников» и др.
В работе с родителями на собраниях педагогическому коллективу необходимо придерживаться следующих принципов взаимодействия:
1) Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении с родителями неуместны категоричность, требовательный тон.
2) Сотрудничество, а не наставничество. Позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний, сегодня вряд ли принесёт положительные результаты в общении с современными родителями. Гораздо эффективнее будет создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи для решения сложных педагогических ситуаций.
3) Тщательная подготовка к собранию. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьёзно готовить. Организации и оформлению собрания, особенно нетрадиционного, необходимо уделить особое внимание. Актовый зал следует тематически украсить, специально расставить мебель, обратить внимание на музыкальное оформление, которое должно располагать к раздумьям и откровенности. Подготовить необходимые печатные и видеоматериалы, презентации, специальную литературу, памятки, буклеты и т.п., что позволит реализовать принцип наглядности и доступности обсуждаемых с родителями вопросов.
4) Динамичность и активность. Детский сад сегодня должен находится в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. На собраниях важно добиваться, чтобы родители не являлись только пассивными слушателями, а становились активными участниками мероприятия. Нужно задавать им вопросы, приводить примеры из практики воспитания детей в других семьях, анализировать педагогические ситуации, предоставлять слово родителям, чтобы они делились своим опытом друг с другом, приводили примеры решений сложных воспитательных проблем и т.п.
В ходе своего сообщения педагоги должны избегать предъявления претензий к родителям и детям, обсуждать личности конкретного ребёнка; не следует констатировать неудачи детей, главное – совместными усилиями выработать пути решения обсуждаемых проблем.
Тематика общих родительских собраний:
1. Обсуждение годового плана воспитательно-образовательной работы.
2. План летней работы.
3. Общие педагогические задачи:
- единство требований в воспитании ребенка роль семьи в воспитании ребенка особенности воспитания первого ребенка в семье о роли отца в воспитании ребенка о правовых обязанностях родителей в воспитании ребенка. [2, с.48]
В год проводится 3-4 общих родительских собрания. На собрании могут выступать заведующая, врач, медсестра, юрист, родители. Тема общего родительского собрания должна исходить из годовых задач и способствовать улучшению воспитательной работы с детьми. В подготовке к собранию участвуют заведующая, методист, родительский комитет.
Темы родительских собраний необходимо обсудить на педсовете. В зависимости от темы в родительском собрании могут участвовать музыкальный руководитель («Праздники ребенка в семье»), медсестра («Растить детей здоровыми»). Подбор тем для родительских собраний
1. Младшие группы – «Организация жизни детей в д/с и семье» (о воспитании культурно-гигиенических навыков, воспитании самостоятельности и т.п.)
2. Средние группы – о формировании характера, воспитании положительных черт характера (о трудолюбии, честности, формирование нравственных качеств)
3. Старшие группы – о вопросах умственного воспитания.
4. Подготовительные группы – подготовка детей к школе, о воспитании дисциплинированности и т.д.
Подготовка и проведение родительских собраний
За 2 недели до собрания вывешивается приглашение родителей на собрание с указанием темы и точного времени. В течение недели воспитатели проводят индивидуальные беседы, заинтересовывая в теме собрания, убеждая в необходимости присутствия на собрании. На каждом родительском должна проводиться регистрация присутствующих. [2, с.53] Сообщение воспитателя должно быть не более 20 мин. и состоит из 3-х частей:
В первой части:
- значение темы для воспитания детей основная – о работе в группе по данной теме советы родителям по воспитанию детей дома.
Во второй части необходимо рассказать:
- о приемах и методах, которые способствуют решению данных вопросов в ДОУ; критический материал с примерами;
- дать конкретные характеристики детей в связи с поставленным вопросом.
В третьей части приводятся примеры из опыта родителей, присутствующих на собрании. К каждому родительскому собранию воспитатели готовят наглядно-иллюстративный материал:
- выставка детских работ тематическая выставка папка-передвижка выставка игрушек выставка книг показ работы с детьми (занятия, игровая деятельность, труд).
К родительскому собранию необходимо подготовить выступления 2-3 родителей на 5-7 минут. [2, с.54]
Проведение собрания
1. Собрание проводится только в том случае, если оно подготовлено полностью, подобран материал.
2. Сообщение воспитателя должно быть эмоциональным, нацеливать родителей на размышления и обсуждения.
3. Для ведения собрания выбирается председатель, секретарь.
4. Каждое собрание заканчивается принятием конкретных мер, выполнение которых может быть проверено. Проект решения подготавливается заранее воспитателем вместе с членами родительского комитета, зачитывается на собрании, дополняется или исправляется родителями и принимается родителями. По каждому решению выбираются ответственные и срок выполнения. Следующее собрание начинается с сообщения о выполнении принятых решений. Если что-то не было выполнено, надо оставить его в силе и добиться выполнения всеми родителями.
5. Собрание проводится, если присутствует 30% родителей. Если кто-то из родителей не был на собрании, надо до его сведения довести решение собрания, познакомить с сообщением воспитателя. С этой целью оформляется папка-передвижка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи. Родители – главные воспитатели своих детей. Все другие социальные институты, в том числе и дошкольные образовательные учреждения, призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Чтобы общение воспитателей с родителями не ограничивалось взаимными претензиями, необходимо взаимодействие с родителями строить на принципах доверия, диалога, партнёрства, учёта интересов родителей и, самое главное, их опыта в воспитании детей. Недаром педагоги прошлого – К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой – говорили о необходимости приобретения родителями педагогических знаний, о важности и целенаправленности семейного воспитания, о необходимости сочетания знаний и опыта. В этом современным родителям могут оказать помощь педагоги детского сада, несмотря на то, что информация по вопросам воспитания ребёнка можно получить сейчас разными путями. Это и периодические издания, и Интернет, и многочисленная популярная литература для родителей. Воспитатель ежедневно общается с детьми и родителями, видит проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи. Он оказывает помощь родителям в разных формах. Основной формой работы с родителями, по мнению педагогов, являются групповые родительские собрания, которые обычно проводятся раз в квартал. В тоже время сами педагоги свидетельствуют о том, что проведение родительских собраний по старой структуре не оправдывает ожидания родителей. Поэтому все чаще в дошкольном учреждении стали проводить родительские собрания в нетрадиционной форме.
Таким образом, в системе дошкольного образования важное значение имеет взаимодействие с родителями дошкольников, на что указывают и положения ФГОС ДО. Одной из форм взаимодействия ДОУ с родителями является родительское собрание. Современные тенденции в воспитании и модернизация системы образования обуславливают поиск и использование новых подходов к организации родительских собраний, которые могут проводится как в традиционной классической форме (устный доклад, сообщение), так и в нетрадиционной (конференция, заседание клуба, деловая игра, ток-шоу, аукцион и др.). Основное назначение любого родительского собрания, в какой бы форме оно не проводилось, – наладить контакт с семьями воспитанников, заинтересовать родителей вопросами воспитания детей, повысить уровень педагогической культуры взрослых.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Галстян С.Г. Инновационные формы родительского собрания в дошкольной образовательной организации // Челябинский гуманитарий. –2016. – № 4 (37). – С. 52–63.
Давыдова А.М., Макарова Т.Е. Родительское собрание как форма взаимодействия воспитателя дошкольного образовательного учреждения с родителями детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО // Проблемы теории и практики современной науки: материалы VII международной научно-практической конференции. ООО «НОУ «Вектор науки». – 2016. – № 3.– С. 47–55.
Зуева Т.В., Тарских Г.Ш. Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении // Труды Братского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2014. Т. 1. – С. 88–95.