ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж»
Технологическая карта урока окружающего мира на тему:
«Михаил Васильевич Ломоносов»
Работу выполнила:
студентка 3 курса 32 группы
Шиблева Злата Александровна
Дата проведения: 19.04.23.
Класс: 4 В
Заверили:
Методист: _______ Храмова В. В.
Учитель: _______Крылатова И. Н.
Оценка: ________
Методист: ________Храмова В. В.
Учитель: _______Крылатова И. Н.
Саратов 2023
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Ф.И.О. студента: Шиблева Злата Александровна 32 группа
Тема урока: «Михаил Васильевич Ломоносов»
Класс, УМК: 4В класс Школа России
Цель урока: создание условий для формирования представлений у обучающихся о жизни и деятельности М. В. Ломоносова.
Задачи:
Образовательные: формировать представления у обучающихся о жизни и деятельности М. В. Ломоносова, его вкладе в развитие России.
Развивающие: продолжить развивать у обучающихся память, произвольное внимание, речь; расширить кругозор учащихся.
Воспитательные: продолжить воспитывать чувства гордости, восхищения и уважения к своей Родине.
Планируемые результаты урока:
Предметные: имеют представление о жизни и деятельности М. В. Ломоносова.
Метапредметные УУД:
Познавательные: анализировать информацию учебника о жизни и деятельности М. В. Ломоносова, его вкладе в развитие России.
Регулятивные: по названию темы формулировать проблему и цель урока; принимать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока; планировать учебную деятельность; оценивать результаты своей работы.
Коммуникативные: адекватно воспринимать мнения и позицию одноклассников; точно и полно формулировать собственные мнения и позицию; договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности; проявлять уважительное отношение к учителю и одноклассникам.
Личностные УУД: осознавать важность уважительного отношения к великим учёным своей Родины.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф- фронтальная, И- индивидуальная, П- парная, Г- групповая | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля |
1.Мотивационный этап | Словесный метод (Художественное слово) | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. Мотивирует на учебную деятельность посредством приёма «Художественного слова». Родина – слово большое, большое! Пусть не бывает на свете чудес, Если сказать это слово с душою, Глубже морей оно, выше небес! В нем умещается ровно полмира: Мама и папа, соседи, друзья. Город родимый, родная квартира, Бабушка, школа, котенок … и я. Зайчик солнечный в ладошке, Куст сирени за окошком И на щечке родинка – Это тоже Родина. (Т. Бокова) Вовлекает в обсуждение стихотворения. -Ребята, посмотрите какое красивое стихотворение. А о чем говорится в данном стихотворении? -Да. В стихотворении говорится о Родине, и это не просто слово, это наш дом. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Участвуют в обсуждении. -В стихотворении говорится о Родине, нашем доме. | Ф | Не применяется | Устный контроль |
2.Этап актуализации знаний | Практический метод (Выполнение заданий) | Предлагает выполнить задание в рабочей тетради. -Хорошо, ребята. А сейчас вы выполните тест в рабочей тетради. - Обратите внимание на страницу 30. Вам нужно выполнить тест по теме «Пётр Великий». Приложение№1. Организует проверку задания. -Предлагаю устроить взаимопроверку. Пары должны поменяться заданиями. На следующем слайде вы увидите правильные ответы. | Выполняют задание. Проверяют задания. | И | Рабочая тетрадь, Презентация слайд №1 | Взаимоконтроль |
3.Выявление места и причины затруднения | Словесный метод (Художественное слово) | Проводит приём «Отгадай, кто?» с целью выяснения затруднения. - Сейчас я Вам прочитаю небольшой отрывок из жизни одного Российского учёного, а вы попробуйте догадаться, о ком идёт речь. Этот человек постиг многие тайны природы. Он открыл атмосферу на планете Венера. Учёный организовал первую в России химическую лабораторию. Под его руководством построили фабрику цветного стекла. -Сегодня мы с вами будем говорить о великом русском учёном, но, чтобы понять, кто этот человек, мы должны вставить пропущенные буквы. -Как вы думаете о чём пойдет речь на уроке? - Совершенно верно. Тема нашего урока «Михаил Васильевич Ломоносов». | Внимательно слушают информацию, пытаются догадаться, о ком пойдет речь на уроке. Затрудняются ответить. - Михаил Васильевич Ломоносов. - О Михаиле Васильевиче Ломоносове. | Ф | Презентация слайд №2 | Устный контроль |
4.Построение проекта выхода из затруднения | Словесный метод (Беседа) | Предлагает сформулировать цель урока. -Давайте сформулируем цель нашего урока. Вовлекает детей в планирование деятельности. -На доске представлены этапы урока, но только они перепутаны, вам необходимо выстроить их в правильном порядке. | Формулируют цель урока. -Изучить тему «Михаил Васильевич Ломоносов», и узнать, что он сделал для развития образования в России. Участвуют в составлении плана урока. -План: 1.Познакомится с жизнью М. В. Ломоносова 2.Узнать о вкладе в развитие России 3. Закрепить пройденный материал выполнением упражнений 4.Оценить свою деятельность (работу). | Ф | Презентация слайд №3 | Устный контроль |
5.Реализация построенного проекта | Словесный метод (Чтение текста, Беседа) | -Давайте выполним первый пункт плана «Познакомится с жизнью М. В. Ломоносова». Предлагает прочитать текст. - Откройте учебник на странице 68, давайте прочитаем текст. - В каком году Ломоносов отправился в Москву? - В чём были трудности учёбы в то время? - Где учился Ломоносов? Предлагает рассмотреть иллюстрацию. - Посмотрите на слайд, вот так выглядит академия, в которой учился Ломоносов. Предлагает прочитать текст - Каковы заслуги Ломоносова в развитии науки и культуры? Предлагает посмотреть видео. -Давайте посмотрим видео о Михаиле Васильевиче Ломоносове. Предлагает ответить на вопросы после просмотренного видео. - Чем занимался отец Ломоносова? - В какой области он получил звание профессор? - Что разработал Ломоносов в 1751 году в своей лаборатории? - На каком основании был открыт Московский университет? | Читают текст Отвечают на вопросы учителя. - В 1730 году. - По возрасту Ломоносов был гораздо старше других учеников, которые потешались над ним. Также ему не хватало денег на жизнь. - В Славяно-греко-латинской академии. - Ломоносов открыл атмосферу на Венере, организовал при академии первую в России химическую лабораторию по его предложению был открыт Московский университет, который носит имя Ломоносова. Смотрят видео - Рыбным промыслом и земледелием. - В области химии. - Технологию изготовления цветных прозрачных и непрозрачных стёкол. - На основании приказа Елизаветы Петровны. | Ф | Учебник (стр. 68-70) Презентация слайд №4 (видео) | Устный контроль |
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Практический метод (Выполнения заданий) | Предлагает выполнить задания в ТПО. Приложение №2. - Давайте выполним задание в ТПО №1 на стр. 36. - Давайте выполним задание в ТПО №2 на стр. 36. - Давайте выполним задание в ТПО №4 на стр. 37. | Выполняют задания. | Ф | ТПО «Окружающий мир» 4 класс 2 часть, Плешаков А. А. Школа России (стр. 36-37 №1,2,4) | Устный контроль |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Практический метод (Задание) | Предлагает выполнить задание. Приложение №3. - Выполните самостоятельно задание. Вам надо заполнить пропуски. Предлагает проверить по эталону. - Теперь давайте проверим по эталону, на слайде уже правильные ответы. | Выполняют задание. Проверяют задание. | И | Карточки с заданием Презентация слайд №5 | Самоконтроль |
8.Включение в систему знаний и повторения | Словесный метод (Беседа) | Предлагает обсудить цитаты. -Давайте прочитаем цитаты про Михаила Васильевича Ломоносова и обсудим их. 1. «Нет, пожалуй, такой области знания – куда бы не проник светлый ум Ломоносова» (С. И. Вавилов) 2. «Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом» (А. С. Пушкин) | Обсуждают цитаты, высказывают своё мнение. | Ф | Презентация Слайд №6 | Устный контроль |
9.Рефлексия учебной деятельности | Словесный метод (Беседа, «Покажи класс») | Предлагает вернутся к цели и плану урока, определить степень их достижения. -Какая была цель нашего урока? -Достигли ли мы её? -Все ли пункты плана выполнили? Предлагает детям оценить свою работу на уроке, с помощью приёма «Покажи класс». - Если вы довольны своей работой на уроке, то покажите «класс». Оцениваю работу учащихся - Домашнее задание: выполнить задание в ТПО №3 на стр. 37. | Отвечают на вопросы, вспоминают цель урока и определяют степень её достижения, определяют все ли пункты плана они выполнили. - Изучить тему «Михаил Васильевич Ломоносов», и узнать, что он сделал для развития образования в России -Да -Да Оценивают свою работу на уроке. | Ф | Не применяется | Самоконтроль |
Приложение №1
Тест № 14
Чем стала Россия при Петре Великом? (Империей)
В каком возрасте Пётр Первый был провозглашён царём? (В 10 лет)
Кем работал молодой Пётр во время путешествия п Европе? (Плотником)
Какой город основан при Петре Первом? (Екатеринбург)
Укажи страну, в которой Пётр учился корабельному делу. (Голландия)
Сколько специальностей было освоено Петром Первым? (14)
Когда в России стали отмечать Новый год по указу Петра Первого? (1 января)
Укажи, в устье какой реки был заложен Санкт-Петербург. (Невы)
Санкт-Петербург был заложен в начале XVIII века. Определи, сколько лет городу. (Более 300 лет)
Аня на карте XVIII века отметила столицу Российской империи. Около какого города она поставила флажок? (Около Санкт-Петербурга)
Приложение №2
Задания в ТПО
Ответы:
№1
Первыми учебными книгами Ломоносова стали «Грамматика» Мелетия Смотрицкого и «Арифметика» Леонтия Магницкого.
Ломоносов поступил в Славяно-греко-латинскую академию.
Ломоносов изучил латинский язык, чтобы читать научные книги.
№2
Ломоносова высмеивали за то, что он намного старше других учеников. Он упорно трудился. В 1735 году его отправили на учёбу в Петербург, а затем в Германию.
№4
1) Любознательный Михаил Ломоносов
2) Учеба Михаила Ломоносова
3) Достижения М.В. Ломоносова
4) Выдающийся учёный России
Приложение №3
ЗАДАНИЕ НА КАРТОЧКАХ.
Заполните пропуски в тексте.
Михаил Васильевич ….. – выдающийся учёный России. Благодаря ему, образование России стало наиболее развитым. Он организовал первую в России …. лабораторию, под его руководством построили фабрику …. стекла. По его предложению в …. году был открыт Московский университет, который носит имя Ломоносова. Также, открыл атмосферу на планете …. . Он прославился как физик, …. , геолог, астроном, ….. географ, историк, поэт, …. . В нащи дни за выдающиеся работы в области естественных наук присуждается …. медаль имени …. .
Ответы:
Михаил Васильевич Ломоносов – выдающийся учёный России. Благодаря ему, образование России стало наиболее развитым. Он организовал первую в России химическую лабораторию, под его руководством построили фабрику цветного стекла. По его предложению в 1755 году был открыт Московский университет, который носит имя Ломоносова. Также, открыл атмосферу на планете Венера. Он прославился как физик, химик, геолог, астроном, географ, историк, поэт, художник. В наши дни за выдающиеся работы в области естественных наук присуждается золотая медаль имени М. В. Ломоносова.