Урок русского языка в 9 классе
Тема: Типы сложноподчиненных предложений
Цели урока: изучение типов сложноподчиненных предложений
Задачи:
Познавательные:
-
активизировать знания о сложноподчиненных предложениях;
-
познакомить учащихся с классификацией СПП;
-
формировать умения отличать СПП от других типов сложных предложений,
разграничивать предикативные части СПП, задавать вопрос, определять
средства связи, попутно повторяя орфографические и пунктуационные навыки;
Развивающие:
-
развивать критическое мышление через практические задания;
-
развивать логическое мышление;
Воспитательные:
-
воспитывать самостоятельность, коммуникабельность и ответственность засвою часть работы.
Оборудование: учебник, карточки-задания, таблица-лото
Форма работы: коллективная, индивидуальная
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
I.Организационный момент.
Приветствие.
Нам дан во владение
самый богатый,
меткий, могучий и поистине
волшебный русский язык.
II.Проверка знаний
III. Операционно-деятельный этап
Сегодня мы познакомимся с типами СПП, и будем учиться их определять, но для этого давайте, определим цели нашей работы, исходя из темы.
1) Целеполагание .(ученики сами определяют цели)
- Какие виды СПП бывают?
- На какие вопросы отвечают?
- Что поясняют?
- Чем присоединяются?
2) Определение вида работы Работа в произвольных группах (три группы)
3) Работа с учебником Чтение в учебнике параграфа 12 на
стр. 87 нахождение нужного материала, выбор успешного ученика для представления своей темы
1 группа --СПП с придаточными определительными
2 группа -- СПП с придаточными изъяснительными.
3 группа -- СПП с придаточными обстоятельственными
4)Выступление учащихся - освещение вопросов из целеполагания.
- Какие вопросы? Что непонятно?
В группу сложноподчиненных предложений, в которых придаточное предложение относится к одному слову (словосочетанию) главного предложения, входят:
-
сложноподчиненные предложения с придаточными определительными, например: В этой комнате тот самый чудак жил (какой именно чудак?), который пропал. (Ал.). Схема: [указ. ел. + сущ. = ], (который = );
-
сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными, например: Зина знала (знала что?), что всякий уважающий себя человек обязательно должен в чем-нибудь сомневаться. (Ал.) Схема: [ — глаг.], (что — =).
Слова, к которым относятся придаточные определительные и изъяснительные, называются контактными.
В группу сложноподчиненных предложений, в которых придаточное предложение относится ко всему главному предложению, входят сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными, например: Когда телеграммы принесли потрясающую весть об отречении царя, никто особенно не был потрясен (когда никто не был особенно потрясен?). (А Т.) Схема: (Когда —= ), [— =].
IV. Закрепление темы
Упражнение 144 письменно
1.Заполнение таблицы-лото
( карточки с видами, союзами, союзными словами, вопросами, примерами)
Вид придаточного
|
Вопросы
|
Союзы
|
Союзные слова
|
Пример
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Проверка.
2.Работа по карточке:
1) Запишите сначала предложения, в которых придаточная часть стоит после главной, затем предложения, в которых придаточная находится перед главной, а затем — внутри главной. Расставьте знаки препинания.
1. Старуха на все мои вопросы отвечала, что она глухая не слышит.
2. Она чувствовала внутренний жар, как будто в груди у ней лежало раскалённое железо.
3. Когда я проснулся, на дворе уж было темно.
4. Площадка, на которой мы должны были драться, изображала почти правильный треугольник.
5. Он закидывает голову назад, когда говорит и поминутно крутит усы левой рукой.
6. Я невольно сделал несколько шагов вперед, чтоб поскорей удалиться от края.
7. Всё было бы спасено, если б у моего коня достало сил еще на десять минут!
8. Я отправился в крепость, чтоб узнать от коменданта о часе моего отъезда.
9. Впрочем, в те минуты, когда сбрасывает трагическую мантию Грушницкий довольно мил и забавен.
2. Используя материалы таблицы "Виды придаточных частей", определите вид придаточной части. Сделайте синтаксический разбор третьего предложения.
3. Индивидуальная работа с последующей взаимопроверкой. Определите виды данных предложений (ССП, СПП). (Знаки препинания не проставлены)
-
Безветрие и все небо залито ровной синевой.
-
Мы ночевали в гостинице, где уже останавливались.
-
О человеке, к которому я направился, ходят легенды.
-
Майор спросил, где находится штаб.
Ответ: 1 – ССП, 2 – СПП, 3 – СПП, 5 – СПП.
V. Домашнее задание
Упражнение 145, стр. 87 выучить правило.
VI.Рефлексия.
– Было ли трудно вам сегодня на уроке?
С чем вы ушли с урока?
Чему научились?
Изобразите свое настроение.
Веселое
|
Хорошее
|
Печальное
|

|

|

|
Приложение 1
Заполнение таблицы-лото
( карточки с видами, союзами, союзными словами, вопросами, примерами)
Вид придаточного
|
Вопросы
|
Союзы
|
Союзные слова
|
Пример
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 2.
Работа по карточке:
1) Запишите сначала предложения, в которых придаточная часть стоит после главной, затем предложения, в которых придаточная находится перед главной, а затем — внутри главной. Расставьте знаки препинания.
1. Старуха на все мои вопросы отвечала, что она глухая не слышит.
2. Она чувствовала внутренний жар, как будто в груди у ней лежало раскалённое железо.
3. Когда я проснулся, на дворе уж было темно.
4. Площадка, на которой мы должны были драться, изображала почти правильный треугольник.
5. Он закидывает голову назад, когда говорит и поминутно крутит усы левой рукой.
6. Я невольно сделал несколько шагов вперед, чтоб поскорей удалиться от края.
7. Всё было бы спасено, если б у моего коня достало сил еще на десять минут!
8. Я отправился в крепость, чтоб узнать от коменданта о часе моего отъезда.
9. Впрочем, в те минуты, когда сбрасывает трагическую мантию Грушницкий довольно мил и забавен.
2. Используя материалы таблицы "Виды придаточных частей", определите вид придаточной части. Сделайте синтаксический разбор третьего предложения.
Приложение 3.
Индивидуальная работа с последующей взаимопроверкой. Определите виды данных предложений (ССП, СПП). (Знаки препинания не проставлены)
-
Безветрие и все небо залито ровной синевой.
-
Мы ночевали в гостинице, где уже останавливались.
-
О человеке, к которому я направился, ходят легенды.
-
Майор спросил, где находится штаб.