Урок для учащихся 6 класса
Тема урока: воды суши. Реки. Речная система и речной бассейн.
Практическая работа №10 «Нанесение на контурную карту гидрологических объектов»
Цель урока:
- сформировать систему знаний у школьников о реке, ее частях; дать представление о строении речной долины;
- развивать умение создавать образы объектов и логического мышления, продолжить работу с картами атласа и контурными картами;
- воспитывать любовь к природе и бережное отношение к водам суши.
Оборудование:
Карта полушарий, карта России, атласы, учебники, тетради, карандаши, ЛОС
Структура урока:
I Организационный момент: 1 мин
II Актуализация опорных знаний и умений: 2 мин
III Мотивация учебной и познавательной деятельности 1 мин
IV Изучение нового материала: 33 мин
V Физминутка 1 мин
VI Закрепление материала 5 мин
VII Итоги урока 1 мин
VIII Домашнее задание 1 мин
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока
I Организационный момент.
II Актуализация опорных знаний и умений.
Что такое гидросфера? Назовите ее состав. (На доске начерчена схема, в ходе ответов ученики ее заполняют)


Гидросфера
Мировой океан ? ?
Что мы называем Мировым океаном? Назовите его части. (На доске начерчена схема, в ходе ответов ученики ее заполняют)


Мировой океан
Океаны ?
?
Работа с картой (Один ученик у доски по карте, а остальные в атласах, находят географические объекты, предлагаемые учителем).
III Мотивация учебной и познавательной деятельности
Мы с вами продолжим изучение гидросферы. Я вам предлагаю отгадать, что именно мы будем изучать сегодня на уроке:
Полями, лесом и лугами она бежит,
Петляет от обрыва к мели,
Тут – быстро, где – то еле-еле.
Она течет уже века,
Вот – полноводная …(река)
Вы правы, нам предстоит познакомиться с реками и водами суши.
А как называется ваша любимая река? Где она протекает? Знаете ли вы, где и как она начинается? Куда и как она впадает?
Показать на карте любую реку.
IV Изучение нового материала.
К водам суши относят (учитель рисует схему на доске, а дети в тетрадях):






Воды суши
Реки Искусственные водоемы
Ледники Озера Болота Подземные Многолетняя
воды мерзлота
2. Изучение определений. Учитель кратко рассказывает обо всех элементах реки и речной долины, одновременно составляя на доске опорную схему.

![]()
![]()
Реки – постоянные водотоки
![]()
Речные система = река+ притоки
бассейн – площадь водосбора
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()




Черное море Каспийское море







Водораздел
![]()
![]()
![]()
![]()

![]()
![]()

Исток - , оз. , , ледники
Устье - река, оз. , море
Долина – понижение в рельефе
![]()


![]()


Русло –
![]()
Пойма – затопляемая часть речной долины
Дети записывают и зарисовывают схему в тетрадь.
V Физминутка
Развитие логического мышления.
Ответить на вопросы: Почему не у всех рек есть дельта?
Изучение географической номенклатуры и выполнение практической работы №10
Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Волга, Днепр, Дунай (нанести на контурную карту)
VI Закрепление материала
1. Работа с физической картой Украины.
Найдите, назовите крупные реки Украины.
Какая река является главной рекой Украины?
Что является бассейном р. Днепр?
Что разделяет р. Днепр и р. Западный Буг?
2. Определить координаты истока рек:
3. Определите координаты устья рек:
4. Определите направление течения рек:
Енисей,
Амазонка,
Миссисипи,
Днепр,
Южный Буг
5. Назвать левые и правые притоки Днепра
VII Итоги урока
Я предлагаю вам рассказать одним предложением о сегодняшнем уроке:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял, что…
Теперь я могу…
У меня получилось …
Я попробую…
Меня удивило…
Мне захотелось…
Выставление оценок
VIII Домашнее задание
Прочитать текст параграфа, ответить на вопросы в конце параграфа
7