СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Целеполагание как система в организации современного урока

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

      В статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием регулятивных универсальных учебных действий, которые необходимо развивать у ученика. Новым является то, что обучающийся активно включается в процесс постановки целей на разных этапах урока. Для решения этой задачи предлагаются разнообразные техники и формулировки целей, которые может использовать учитель.

Просмотр содержимого документа
«Целеполагание как система в организации современного урока)»

Целеполагание как система в организации современного урока

А.В. Хуторской применяет понятие образовательное целеполагание. Речь идет о целеполагании на основе понимания образования как системы целостного педагогического процесса с целью развития личности школьника. Современному человеку, считает автор, необходимо владеть регулятивными умениями как жизненно необходимыми в виде умений ставить конкретную цель, прогнозировать возможную ситуацию в жизни. Образовательный стандарт, ФГОС основного общего образования, ориентирует учителя организовывать процесс преподавания так, чтобы учащиеся в системе овладели умениями целеполагания. Это включает в себя умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. А.В. Хуторской считает, что образовательный процесс при изучении конкретного учебного предмета требует педагогически и методически грамотного целеполагания, чтобы обеспечить его продуктивность.

Целеполагание специально организуется для обучения, воспитания и развития личности учащегося. Для этой цели на уроке используются различные техники:

а) предлагаются учителем, но таким образом, что учащиеся осмысливают и принимают их;

б) формулируются детьми на уроке в сопровождении этого процесса учителем;

в) полностью формулируются детьми при поддержке учителя.

Для понимания вышеизложенного обратимся к нашему учебному процессу. Целеполагание уже осуществляется при написании тематического планирования к разделам или темам учебного материала, к отдельному учебному занятию и на самом уроке. По мнению А.В. Хуторского, сегодня, в условиях ФГОС, не оправдывает себя постановка обязательной триединой цели: образовательной, развивающей, воспитательной. В настоящее время требуется постановка задач к уроку согласно формулировке ожидаемых результатов: а)личностных, б)предметных, в) метапредметных. В основу, считает ученый, можно положить таксономию образовательных целей Б. Блума, связанную с педагогическим целеполаганием в современном образовании.

В связи с этим новое качество обучения требует наполнения деятельности учителя новым содержанием. Целеполагание входит в состав регулятивных универсальных учебных действий, которые необходимо развивать у ученика. Новым является то, что ученик активно включается в процесс формулирования целей. Цели должны быть понятны, осознаны, реальны, достижимы и поставлены на разных этапах обучения.

1. Диагностика целей учеников:

Постановку целей ученики осуществляют под руководством педагога на разные временные отрезки: ближние и дальние. На занятиях ребята сопоставляют различные точки зрения на смысл предмета и соотносят со своей точкой зрения, формулируют цели собственного продвижения. Чтобы систематизировать результаты, можно использовать одну из классификаций целей, предложенную А.В. Хуторским, который выделяет разные цели:

Личностные – осмысление целей образования; приобретение веры в себя, в свои потенциальные возможности; реализация конкретных индивидуальных способностей; самовыражение через материал предмета.

Предметные - формирование положительного отношения к изучаемому предмету; знание основных понятий, явлений, законов; выработка умений пользоваться простейшими приборами; решение типовых или творческих задач по теме.

Креативные цели – составление сборника упражнений; сочинений рассказов; рисование картины.

Когнитивные – познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения возникающих проблем; овладение навыками работы с первоисточниками; постановка эксперимента; проведение опытов.

Оргдеятельностные – овладение навыками самоорганизации учебной деятельности; умение ставить перед собой цель; планировать деятельность; развитие навыков работы в группе; освоение техники ведения дискуссии.

Данную диагностику можно использовать на основе списка целей, который предлагается ученикам, а их задача составить свою цепочку целей из предложенного набора:

1.Изучить материал учебника.

2.Усвоить основные понятия и законы темы.

3.Подготовить сообщение по одной из проблем.

4.Качественно подготовиться к контрольной работе.

5.Выполнить самостоятельное исследование по выбранной теме.

6.Овладеть методами изучения и объяснения изучаемых явлений.

7.Углубленно рассмотреть конкретные вопросы темы.

8.Проявить и развить свои способности.

9.Организовать свою учебу по выбранной теме: поставить цели, составить реальный план, выполнить его и оценить свои результаты.

10.Научиться аргументированно спорить в ходе изучения темы.

11.Получить хорошую отметку на контрольной работе.

2. Далее следует анализ и систематизация полученных данных:

При анализе составленных учениками целей из предложенного набора выявляется их образовательный настрой, мотивы, индивидуальные склонности, и на основе этого учитель составляет собственные цели.

3. Конструирование индивидуальных целей обучения учеников и общей цели учителя.

После определения установочных целей на их основе конструируется базовая технологическая карта. С помощью данной карты формируется образовательная программа по учебному курсу, составляется тематический и поурочные планы. Подобную диагностику можно проводить при изучении каждой темы. В конце изучения темы проводится рефлексия деятельности.

Для учащихся научение целеполаганию - процесс непростой, поэтому выделяется три уровня реализации данного этапа:

1.Традиционный, при котором учащиеся принимают цель объявленную учителем.

2.Уровень, при котором совместно с учащимися формулируется одна для всех цель.

3.Уровень, при котором каждый ученик осознанно определяет свою цель

Помогают вопросы обучающимся: Что вы знаете по теме урока? Что хотели бы узнать? Какую цель каждый из вас ставит на урок по теме?

Каждая цель должна иметь личностный смысл. На каждом этапе урока подводится итог: Что это задание дает? Кто уже добился той цели, которую ставил? Рефлексия в конце урока включает в себя анализ работы на уроке и подведение результата: насколько цель, поставленная в начале урока, оказалась выполненной, кому еще нужно работать для ее выполнения. Сформулировать цели помогут опорные глаголы: изучить, знать, уметь, выяснить, обобщить, закрепить, доказать, сравнить, проанализировать, сделать вывод, разобраться, систематизировать. Значение каждого слов в формулировке темы урока помогает в постановке цели.

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на выявление опорных знаний. В ходе диалога возникает ситуация постановки целей. В другом случае цель воспримется как проблема, которая требует своего решения. Приемы создания проблемных ситуаций могут быть самыми разными. Выбор того или иного приема определяется содержанием учебного материала, целью данного урока. Перечень заданий для учащихся, предназначенных для их индивидуального самоопределения и постановки цели, соотносится с изучаемой темой. Могут быть предложены задания разного типа: логические, эмоционально-образные, творческие. За подобными заданиями следует постановка цели, которая у каждого участника своя.

А.В. Хуторской отметил важное правило: «Основная цель педагога по отношению к индивидуальной самореализации учеников при изучении темы состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку найти свой неповторимый путь движения к общей цели для всех, поддержать, понять, а может быть даже предвосхитить конечный результат. Необходимо дать ребенку самому “добыть” знания по теме урока и пусть у каждого будет свой темп движения, не нужно форсировать события. Пусть это будет озарением для ребенка! А для этого педагог должен быть, по меньшей мере, гением…»