СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Равенство фигур" 5 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "Равенство фигур" технологическая карта к учебнику Бунимович Е. А.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Равенство фигур" 5 класс»

Тема урока № 82. Равенство фигур. Составляем Оборудование: компоненты УМК «Сферы. Математика. 5-6», проектор, интерактивная доска (ИД). На каждом столе: ноутбуки с ЭП, листки А4 в клетку, линейки-трафареты. Проектор, экран,


План проведения урока

Этапы урока

Цели и задачи этапа на уровне формирования учебных действий

1. Проверка домашнего задания.

Рефлексия.

2. Объяснение нового материала.

Знакомство с признаком равенства фигур. Формулирование признаков.

3. Систематизация способов совмещения.

Сравнительный анализ, нахождение отличий.

4. Использования знаний в практической деятельности.

Актуализация знаний через связь с пройденным материалом. Работа с закономерностями, принятие и удержание цели. Комбинирование способов и сочетание фигур. Знакомство со спецификой профессии.

5. Практическая работа (можно во внеурочной работе).

Эстетическое воспитание личности. Работа по алгоритму.

6. Объяснение домашнего задания.

Формирование заботливого отношения к друзьям, ответственного отношения к выполнению творческого задания.

Знакомство с восточной культурой украшений. Самооценивание, прогнозирование.





Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Здравствуйте, ребята! У вас дома было задание, нарисовать вид сверху комнаты своей мечты. Я пройду по рядам и сейчас посмотрю их. (Обходит класс и выбирает рисунки, содержащие равные фигуры, с помощью документкамеры проецирует изображения и обсуждает с классом).

На край стола положили в развернутом виде план комнаты-мечты.

2.

- Обратите внимание, что большинство мебели, если смотреть сверху, является квадратом или прямоугольником. Чтобы понять, что какие-то две кровати, или шкафа равны, то их изображения можно наложить и проверить, совпадают ли полностью их границы (углы, края). В этом случае говорят, что фигуры равны. Флеш-определение равенства фигур ЭП стр. 124. (до первой паузы).

- Однако в действительности никто не двигает мебель и не накладывает друг на друга, чтобы проверить равенство мест, которые они занимают. Для этого пользуются признаками равенства, которые верны всегда для определенных форм.

Например, для прямоугольников важно, чтобы оба они имели равные длины и были одинаковой ширины.

Проверьте теперь на ваших планах равенство «прямоугольников – мебели», сравнив длины сторон.

Сформулируйте признаки равенства для окружности и квадрата.

На своих планах исследуют равенство фигур.












Выдвигают версии, пытаются формулировать. Сверяют свои предложения с флеш-признаком (уч стр. 125).

3.

- Давайте вспомним, что наложение мы уже использовали для проверки свойств фигур (сторон, углов, диагоналей). Так же вам когда-то дома поручалось найти способы самосовмещения квадрата, кто может показать все способы? Некоторые основные способы наложения, совмещения имеют специальные названия. Я вам сейчас их назову, а вы приведите пример наложений на и-доске с нарисованной фигурой (упр 434). 1) параллельный перенос; 2) поворот относительно точки; 3) разворот (поворот на 180 градусов; 4) зеркальное отражение (симметрия).

Желающие выходят и показывают примеры переноса, поворота и разворота квадрата.

На ИД выполняют упр. 434

(Движение фигуры при осевой симметрии показать нельзя, не отрывая от листа бумаги фигуру. Поэтому возникает вопрос: как показать?)

- Действительно осевую симметрию нельзя выполнить, не отрывая фигуру от листа бумаги. На бумаге можно показать лишь результат симметрии. На ИД высвечивают фигуру, с равную данной. Но обратите внимание, что фигура с другой ориентацией (если проходить по контуру фигуры от одной вершины к другой соответственно).

(Включает флеш ЭП стр. 124 после паузы.)

Смотрят и слушают флеш-определение (уч. стр.124) после паузы.

4.

- Укладка кафеля квадратной формы: квадратом, кирпичиком (в разбежку), ромбиком.

- А сейчас, активируйте ноутбуки (они должны быть открыты заранее в спящем режиме). Придумайте варианты укладки пола кафелем треугольной правильной формы, правильными шестиугольниками и в комбинации правильными треугольниками и шестиугольниками из ЭП стр 127, упр. 443.

- Давайте выполним задания (упр. 441, 442 (ЭП))


Зарисовывают укладку квадратами. Строят новые варианты укладки с помощью ЭП (стр. 127 упр. 443)





Выполняют на ноутбуках (упр. 441, 442 (ЭП))

5.

(не все)

Сейчас с помощью указанных преобразований мы построим бордюры семью известными способами.

Закрывают ноутбуки. Находят на столах листы в клетку и трафареты.

1 способ. Перенос.

Выполняют свое отображение по образцу

2 способ. Зеркальное отражение.

Выполняют свое отображение по образцу


3 способ. Зеркальное отражение и параллельный перенос

Выполняют свое отображение по образцу

4 способ. Зеркальные отражения, относительно горизонтальной и вертикальной осей.

Выполняют свое отображение по образцу

5 способ. Скользящая симметрия - перевернуть и перенести.

Выполняют свое отображение по образцу

6 способ. Центральная симметрия – разворот, поворот на 180 градусов

Выполняют свое отображение по образцу


7 способ. Центральная симметрия и зеркальное отражение.

Выполняют свое отображение по образцу

6.

Дома.

- Для каждого способа построения бордюра подбираете свой трафарет, способ окраски. Выполняете рисунки для заказчика (им будет учитель), который выберет самый органичный, красивый. А вы можете подарить свои бордюры семерым друзьям и знакомым.

- Для восточных бордюров установите способ их построения с помощью завитка.

- Дома подготовьте сообщение в письменном виде (найти в интернете, энциклопедиях о равных фигурах в архитектуре, искусстве, науке).

- Сегодня мы сдаем тетради-тренажеры на проверку всех заданий по темам «Треугольники» и «Четырехугольники» (Треа и Квадро).

- И с сегодняшнего дня мы начинаем готовиться к экспресс-зачету.

Записывают задания. Берут домой по одной ксерокопии восточных узоров.

Берут список вопросов зачета. Уясняют с помощью учителя в правила проведения зачета.



Приложение. Вопросы экспресс-зачета.

Каждый ученик класса получает список вопросов на зачет. Во время его сдачи учащиеся по цепочке на выбор задают вопрос из списка любому из учеников класса. Если вызванный ученик на вопрос отвечает, то право хода передается ему. Задавать вопросы можно только «неотвеченные» и только тем ученикам, которые не ответили ни на один вопрос. Для учета этого в таблице заведены специальные колонки.
вопрос кто как вопрос кто как
1. Дайте определение прямоугольного треугольника 14. Дайте возможные названия треугольнику с углами ?
2. Правильный треугольник является: прямоугольным, остроугольным или тупоугольным? 15. Какой треугольник называют тупоугольным?
3. У квадрата известна длина стороны. Как вычислить его периметр и площадь? 16. Как можно построить прямоугольник, если известно, что его диагональ равна 10 см?
4. Дайте определение квадрата. 17. Существует ли четырехугольник, у которого две противолежащие стороны равны, но этот четырехугольник не является прямоугольником? Приведите пример.
5. Определить вид треугольника со сторонами: 23 см, 23 см и 10 см? 18. Является ли правильный треугольник равнобедренным?
6. Известно, что диагонали четырехугольника равны 20 см. Какое условие необходимо добавить, чтобы данный четырехугольник был прямоугольником? 19. Существует ли четырехугольник, у которого диагонали равны, но этот четырехугольник не является прямоугольником? Приведите пример.
7. Какой треугольник называют остроугольным? 20. Определить вид треугольника с углами .
8. Существует ли четырехугольник, у которого все стороны равны, но этот четырехугольник не является квадратом? Приведите пример. 21. Дайте определение равнобедренного треугольника.
9. Существует ли четырехугольник, у которого диагонали точкой пересечения делятся пополам, но этот четырехугольник не является прямоугольником? Приведите пример. 22. Вычислите площадь квадрата, периметр которого равен 36.
10. Определить вид треугольника с углами . 23. Дайте определение прямоугольника.
11. Вычислите периметр прямоугольника со сторонами 157 см и 43 см. 24. Известно, что диагонали четырехугольника точкой пересечения делятся пополам. Какое условие необходимо добавить, чтобы данный четырехугольник был прямоугольником?
12. Дайте определение правильного треугольника. 25. Как называются треугольник, четырехугольник, у которого все углы прямые?
13. Как можно построить квадрат, если известно, что его диагональ равна 10 см? 26. Вычислите периметр прямоугольника со стороной 3 см, если известно, что площадь его равна 21 см.


7