СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок развития речи в 3 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сочинение по наблюдениям «Вот и весна пришла!»

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи в 3 классе»

Тема: Сочинение по наблюдениям «Вот и весна пришла!»3 класс

Цель: учить детей наблюдать и находить слова и выражения для передачи собственного выражения мыслей.

 Задачи:

  1. формировать умения собирать материал к сочинению путем наблюдения за явлениями природы;

  2. учить находить в художественном тексте языковые средства и эмоциональные выражения, используемые автором;

  3. обогащать словарь учащихся изобразительной лексикой;

  4. учить использовать накопленный учащимися материал при составлении текста, использовать речевые средства для точной передачи наблюдений и собственного отношения к описываемому явлению;

  5. познакомить учащихся с произведениями разных авторов о весне.

Оборудование: репродукции картин, схемы – опоры для групповой и индивидуальной работы, музыка Чайковского, индивидуальные карточки. 

Подготовительная работа: в течение двух недель учащиеся наблюдают за изменениями в весенней природе, составляют «весеннюю копилку» (дети дома ищут и выписывают на карточки красивые слова, выражения, строчки из стихотворений, затем на пятиминутках на уроках русского языка, литературы делятся ими с остальными учащимися; на отдельном уроке дети производят обмен своими находками, подсаживаются к одноклассникам, переписывают понравившиеся карточки).


Ход урока.

I. Организационный момент

II. Постановка учебной задачи.

Сегодня, ребята, мы совершим увлекательное путешествие. А вот куда, догадайтесь сами: 

Пришла, улыбнулась – Наряд белоснежный 
Утихли метели. Надели сады. 
Позванивать стал Взревев, за работу 
Колокольчик капели, Взялись трактора, 
Река пробудилась, А птицы пропели: 
Растаяли льды, «Вить гнёзда пора!» 

Итак, это …весна. (Учитель открывает доску, где размещено название темы). 

Записать тему в тетрадь.
- Прочитайте название темы про себя; шёпотом; с удовольствием; с восторгом; с нежностью. 
- Мы совершим путешествие в мир звуков и красок весны, подготовимся к написанию сочинения по теме. 

III. Лексико-орфографическая работа со словом весна.

— Давайте произнесем слово весна отчетливо, выразительно, все вместе.

- Что вы представляет, когда слышите это слово? (ответы детей)

- За этим словом стоят три месяца: март, апрель, май (вывешиваю таблицу)

- А знаете ли вы, ребята, какой у весны голос? Сейчас зазвучит музыка. Прислушайтесь, и вы обязательно услышите голос весны, весеннюю песню. Музыка передаст настроение, ощущение того, что происходит в природе. Попробуйте представить себе, что вместе с весной вы попали в лес, на полянку, на речку. (Слушаем П.Чайковского.)

—Какие звуки у весны? (Капель, журчанье ручья, шелест веток, крик птиц, треск ломающегося льда.)

- Произошло слово весна от слова веселый.

- Как вы думаете, почему? (высказывания детей)

— Подберите однокоренные слова к слову весна.

Запись в тетрадях:

Весна, веснушка, весенний. (слайд 1)

—А какой весна может быть? (Ранняя, поздняя, запоздалая). Весна это три месяца. Сейчас – март. Это какая весна? (вывешиваю таблицу) Запишите в тетрадь словосочетания, обратите внимание на орфограммы.

Вот сегодня мы будем говорить о начале весны.

IV. Работа с произведениями.

Выявление отношения учащихся к весенней поре. 

- Ребята, а вам нравится весна? (ответы детей) Почему? Мы любим весну. О ней много сложено песен, загадок, прибауток, пословиц и поговорок. В них названы различные приметы весны.
- Весна – одно из самых поэтических времён года. Это время пробуждения, цветения. Каждому человеку она нравится по разным причинам, каждый видит её по – своему.

Прочитаем стихотворение Алексея Плещеева «Весна» в учебнике с.197. После ответить на вопрос: Как автор относится к весне?

Читаем стихотворение Александра Сергеевича Пушкина в хрестоматии с.206. (читают подготовленные ученики)

- О каких приметах весны говорится в стихотворениях? (тает снег, бегут ручьи, листва, яркое солнце, деревья покрываются зеленью, пчелы вылетели, поет соловей)

Почему Пушкин назвал весну «утро года»? (ответы детей) Весной все пробуждается.

Послушаем стихотворения других поэтов (читают наизусть заранее подготовленные учащиеся)

Зима недаром злится,
Прошла ее пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон -
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит...
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя.
Весне и горя мало:
Умылася в снегу,
И лишь румяней стала, 
Наперекор врагу.







Ночь и день
Ночь зимой - как чёрный кот,
День - как серенькая мышь,
Но весна, весна идёт,
Ярко, Звонко каплет с крыш.
Уж морозу не сдержать
Шумной радости ручьёв,
Стали птицы прилетать,
Звонче щебет воробьёв.
Исчезают тьма и тишь,
И теперь наоборот:
Ночь - как серенькая мышь,
День- большой , блестящий кот


ВЕСЕННИЕ ВОДЫ 
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят..
Они гласят во все концы:
"Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!
Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!..

О каких явлениях природы говорится в этих произведениях? (день стал длиннее, зима не хочет отступать, везде вода, ручейки)

V. Работа над содержанием сочинения.

1. Скажите, с чего начинается весна? Назовите самые первые признаки весны.








(слайд 2)

- А какая из этих примет самая главная, важная, первая? От какой приметы зависят все остальные? (солнце)

Вывод: Мы назвали первые признаки весны, которые происходят в неживой природе. И все это происходит благодаря солнышку. Солнышко главное в изменении природы.

Солнце поднимается выше, отсюда день становится длиннее, светлее, теплее. (на доску вывешивается карточка). Благодаря солнцу появятся почки, из них — зеленые листочки.

Раз солнышко главное, давайте раскажем какое оно:

Подберить сравнения. (карточки)

  • ласковое, как...

  • круглое, как...

  • теплое, как...

  • золотое, как...

  • яркое, как...

(зачитывают 2 человека)

Подберите глаголы, описывающие действия солнца. (греет, светит, радует, блестит, улыбается, сияет). (на доске карточка)

Составьте красивое предложение о солнышке. Запись в терадь.


2. Отгадайте загадку.

Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват
А порой такой красивый
Кружевной и синий-синий!
(небо)

Изменилось ли небо с наступлением весны?

Подберите антонимы к словам: низкое, тусклое, затянутое тучами (слова записаны на доске)

Запишите словосочетания.

Найдите в стихотворении Алексея Плещеева «Весна», как автор описывает небо. (чиста небесная лазурь)

Составьте красивое предложение о небе. Запись в терадь.


3. Рассмотрите иллюстрации и назовите “весенние” слова. (слайд 3, на доске) (сосульки, ручейки,)

Игра. 2 команды – сосульки и ручейки. Показываю слово, если подходит к ручейкам – топают, если к сосулькам – хлопают. Гладкие, острые, прозрачные, блестящие, скользкие, липкие, рыхлые, звонкие, быстрые (слова на карточках, два человека у доски вывешивают карточки)

Какие слова остались? (липкие, рыхлые)

К какому слову они подходят? (снег)

Составьте словосочетания.

Какой был снег зимой?

А какой ещё он стал сейчас? (сырой, грязный) (вывешиваю таблицу)

А как называется явление, когда капли падают с сосулек и крыш домов? (капель)


VI.Развитие техники чтения, смысловой догадки. Самостоятельная работа по карточкам.

Вставьте в предложения подходящие слова.

Проверка – зачитывают вслух.

Наступает весна. День начинает заметно прибывать. С каждым днем  греет все сильнее и светит все ярче. На крышах домов сверкают . Днем каждый может послушать их песенку.

Это  начинает мало-помалу таять оседать и чернеть... Дороги раскисли.

По ложбинкам побежали, забулькали  .



VII. Обобщение по теме. Составление плана.

Начало весны – начало новой жизни. Сколько новых звуков, красок, запахов дарит нам весна. С приходом весны все оживает вокруг.

Трескается лед на реке. Журчат ручейки. Лопаются почки. Распускаются листочки. Повсюду слышится пение птиц.

Вы рассказали сейчас о многом и о разном. Первые приветы весны можно наблюдать повсюду, их очень много, они разнообразны. Перед вами стоит задача так рассказать о своих наблюдениях, чтобы читающий ваше сочинение увидел описываемое вами как - бы своими глазами и почувствовал всё вместе с вами.

- Знать, наблюдать, восхищаться увиденным – мало. Надо ещё научиться рассказывать слушателям об удивительном и прекрасном.

- А каким должен быть текст, чтобы его интересно было слушать? (Связанным, последовательным)

- Какие части обязательно будут в любом сочинении?

- Сочинение строится по плану: (слайд4)

  1. Начало

  2. Основная часть

  3. Концовка

О чем нужно сказать в начале сочинений? Начало текста подготавливает к тому, о чём дальше пойдет речь. (О том, что пришла весна)

В основной части выражается основная мысль текста. А какая основная мысль нашего сочинения? (рассказываете о явлениях природы весной, об изменениях в природе).

Что вы должны передать в последней части? (Свое отношение, все рады весне)

Прочитайте тексты.

Текст 1. На солнце нельзя было смотреть. Лохматыми, ослепительными потоками оно лилось с вышины. По синему-синему небу плыли облака,  словно кучи нерастаявшего снега. По краям они золотились, разбрасывая по небу искорки.

Текст 2. Самое лучшее время года - весна. Тает снег, солнышко греет ласково, приветливо. Просыпается земля, пробуждается природа. Все цветет и ликует! Весну нельзя не любить!

В каком тексте есть все три части. Зачитать начало, основную часть, концовку.

План. (слайд5)

  1. Наступила весна!

  2. Явления природы.

а) солнце

б) небо

в) вода

3. Все рады весне!


VIII. Домашнее задание

Составить устный рассказ о весне.



Физминутка

На зарядку солнышко поднимает нас.

Поднимаем руки мы по команде «раз»,

А над ними весело шелестит листва.

Опускаем руки мы по команде «два».

Пошагать придётся нам – выше голова!

Мы шагаем весело в ногу «раз» и «два».

Наблюдай за птичками, головой верти.

Вот зарядка кончилась.

Сядь и отдохни.





— А чем пахнет весна? (Талым снегом, первой водой, цветами.)

— Вспомните пословицы, поговорки, загадки о весне.

  1. Птица рада весне, а младенец — матери.

  2. Много снега — много хлеба, много воды — много травы.

  3. Ласточка весну начинает, соловей лето кончает.

  4. Кто весной трудиться рад, будет осенью богат.

  5. Март — с водой, апрель — с травой, а май — с цветами.

  6. В марте курица из лужицы напьется.

  7. Весна красна цветами, а осень пирогами.

  8. Март сухой да мокрый май — будет каша и каравай.

  9. Увидел грача — весну встречай.

  10. Весна красна, да холодна.

  11. Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает.

Когда это бывает?

(Весной.)

  1. Только снег в лесу сошел, Я голубеньким расцвел. (Подснежник.)

— Какое у вас представление о весне? Мы любим весну. О ней много сложено песен, загадок, прибауток, пословиц и поговорок. В них названы различные приметы весны.

— Весна — это победа солнца, света.




— Весна — это победа воды, это весенний разлив. Вода поит землю.

—А сейчас послушаем стихотворение «Весенние воды» Федора Ивановича Тютчева. (Включаю запись, дети слушают.)

—Какова интонация стихотворения? (Бодрая, жизнерадостная.)

—Каким рисует весенний день Тютчев?

—Назовите непривычные слова. Попробуйте сами объяснить их значение.

(Брег — берег; гласят — поют, кричат. В этих словах есть беглые гласные.)

—Кто такие гонцы? (Гонцы — оповестители, посыльные, глашатаи. Они предвещают весну. В стихотворении гонцы — это весенние воды, они предвещают наступление весны.)

—Слов какой части речи в стихотворении больше всего? Почему? (Глаголов, потому что весна — это жизнь, движение, действие.)

—Выпишите эти глаголы.

—Назовите эпитеты в стихотворении. Почему именно эти слова выбрал автор? (Брег сонный; молодая весна; тихие, теплые майские дни; румяный, светлый хоровод.)

—А теперь вы прочитаете известные вам стихотворения о весне. Помните об интонации, о паузах, о логических ударениях. Правильно подберите темп чтения. (Учащиеся вспоминают и читают выученные наизусть стихотворения о весне Майкова, Плещеева, Жуковского и других поэтов.)

Текст 1:  
      На солнце нельзя было смотреть. Лохматыми, ослепительными потоками оно лилось с вышины. По синему-синему небу плыли облака,  словно кучи нерастаявшего снега. По краям они золотились, разбрасывая по небу искорки.  (А. Толстой)
 2 группа.
                                                                                       
  Текст 2:
   
     Никита распахнул дверь и сел на крыльцо. К самым ногам подкатился ручеек, коснулся ног и побежал дальше по своим делам. Никита осторожно опустил в его воды кораблик-щепку и долго смотрел ему вслед. А потом резко встал, улыбнулся солнышку, ручейку. Боль отступила, и в душе запело стозвоном : “Весна пришла!”  (А. Толстой)  
 
 3 группа.

  Текст 3:
     Самое лучшее время года - весна. Тает снег, солнышко греет ласково, приветливо. Просыпается земля, пробуждается природа. Все цветет и ликует! Весну нельзя не любить!:


— А знаете ли вы, ребята, какой у весны голос? Сейчас зазвучит музыка. Прислушайтесь, и вы обязательно услышите голос весны, весеннюю песню. Музыка передаст настроение, ощущение того, что происходит в природе. Попробуйте представить себе, что вместе с весной вы попали в лес, на полянку, на речку. (Слушаем Э. Грига и П. Чайковского.)

—Какие звуки у весны? (Капель, журчанье ручья, шелест веток, крик птиц, треск ломающегося льда.)


Обратимся к лирической миниатюре писателя М. М. Пришвина «Рожденье звука». (Чтение учащимися сначала про себя, затем — одним учеником — вслух.)

— Как описано здесь утро года?

— Какие краски преобладают в этой миниатюре?

— Как же рождается звук весны, ее голос?

Составьте и запишите нераспространенные предложения по тексту миниатюры. (Снег осел. Хвоинки вытаивают. Бегут ручьи. Тишина. Рождаются капли.) Как Пришвин распространяет эти предложения? (С помощью эпитетов).

—Какой эпитет нашел писатель для слова весна? (Стремительная.)

—А какой еще она может быть?(Ранняя, поздняя, запоздалая, радостная, молодая и др.)

Представляю Вам репродукцию картины К.Ф. Юона «Мартовское солнце».

—Константин Федорович Юон — замечательный живописец, художник- пейзажист. Его картины жизнерадостны и праздничны. Он часто писал солнечные сельские пейзажи. В картине «Мартовское солнце» художник с большим мастерством передает радостное настроение солнечного дня первого весеннего месяца.

—Что изобразил художник на картине? (Изображена деревенская улица, дома, уходящие вдаль, огромные высокие деревья, отяжелевшие под солнечными лучами сугробы снега и глубокое сине-голубое весеннее небо с редкими, быстро мчащимися облаками).


- Вы рассказали сейчас о многом и о разном. Тема нашего сочинения очень ёмкая. Ведь первые приветы весны можно наблюдать повсюду, их очень много, они разнообразны. Всё это напоминает весеннюю мозаику. И сочинения у вас будут тоже разные. Каждый из вас будет писать о какой-то одной части мозаики, о чем-то одном. Создадим свою весеннюю мозаику.

        - Прочитайте записанные на доске фразы.

  1. Весеннего солнышка лучик.

  2. Сосулька плачет.

  3. Весенняя капель.

  4. Весенние воды.

  5. Музыка весны и т.д.

        - Как вы думаете, что это такое? (Части мозаики;  то, о чем будем писать)

        - А почему пунктов несколько? (Мы можем выбрать одну)

        - Да, ведь вы уже размышляли, какое явление вас затронуло больше. А здесь предложены интересные названия вашим явлениям.

        - О чем бы каждый из вас хотел написать? Ты…? А ты..? ( Ответы детей)

        - Перед вами стоит задача так рассказать о своих наблюдениях, чтобы читающий увидел описываемое вами как - бы своими глазами и почувствовал всё вместе с вами.

        Главное – рассказать о своих наблюдениях, а не вообще о весне.

VI. Обсуждение структуры и содержания текста. Языковая подготовка.

        - Знать наблюдать, восхищаться увиденным – мало. Надо ещё научиться рассказывать слушателям об удивительном и прекрасном.

        - А каким должен быть текст, чтобы его интересно было слушать? (Связанным, последовательным, членимым)

        - Какие части обязательно будут в любом сочинении?

        - Сочинение строится по плану:

  1. Вводная

  2. Основная часть

  3. Заключение

  4.         - О чем нужно сказать в начале каждого из этих сочинений, во вводной части? (О том, что пришла весна)