РУССКИЙ ЯЗЫК
4 КЛАСС
ТЕМА: «ПОВТОРЕНИЕ. ВИДЫ РАЗБОРОВ».
Цели: -упражнять в морфологическом разборе глаголов;
- определение времени и вида глагола;
-повторение фонетического разбора и разбора слов по составу;
- тренировать в синтактическом анализе предложения;
- повторение деления слов на слоги;
- работать над каллиграфией.
ПЛАН УРОКА.
Организация работы класса.
Чистописание.
За окном зима, но уже приближается весна.
Прочитаем и запишем строчки:
Зима недаром злится,
Прошла её пора.
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
- Найти и подчеркнуть глаголы.
- Указать время глаголов.
3. Словарная работа.
Снежинки упали на наши слова.
Б*рёза, с*рока, св*ркать, *днажды, м*роз, м*сяц, ф*враль, *хотник, д*кабрь.
Задание. Записать слова и разделить их на слоги.
Повторение. Виды разборов.
Отправляемся на прогулку в лес на лыжах (демонстрация слайда «Зимний лес. Лось.»)
Лесным исполином называют … (большое, крупное животное) – оленя, лося, медведя
Задание: Выполни фонетический анализ выбранного слова
лось – 1 сл., [ лос ]
л – [л] – согл., тв., парн. [л], зв., непарная
о – [o] – гласн., ударн.
с – [c]- согл., мяг., парн.[c], гл., парн.[з]
ь – [-]
4 б., 3 зв.
Идём дальше по следам. Чьим?
Загадка.
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (заяц) (демонстрация слайда «Зимний лес. Заяц).
Задание: Подбери и запиши имена прилагательные к этому слову.
Заяц (какой) белый, маленький, трусливый, пушистый, серый, быстрый. Выделенные слова разбери по составу.
А здесь спрятался: Загадка
Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает. (медведь) (демонстрация слайда «Зимний лес. Берлога».
Задание. Составь предложение с этим словом и выполни синтаксический разобор:
Зимой медведь спит в тёплой берлоге. (повеств., невоскл., распр.)
спит (где?) в берлоге
в берлоге (какой?) тёплой
спит (когда?) зимой
Морфологический разбор слов:
Спит – гл., спать, несов.в., 2 спр., в изъяв. Накл., в наст.вр., в ед.ч., в 3 л., сказ.
Прошла – гл., пройти, сов.в., в изъяв.н., в прош.вр., в ед.ч., в ж.р., сказ.
Медведь – (самостоятельно).
А вот и привал.
- Как надо себя вести в лесу? ( тихо!) Мы гости.
5. Возвращаемся в класс.
-Что мы сегодня повторили на уроке? (все виды разборов).