Тема урока: «Знакомство с буквой С, с. Письмо заглавной и строчной букв С, с.»
Цель деятельности учителя: Организовать работу по ознакомлению с новой буквой С, с; вовлечь обучающихся в процесс поиска «открытия» нового знания; способствовать формированию читательских умений, развитию мотивов учения; учить выполнять звуковой анализ слов.
Ход урока
Мотивация учебной деятельности.
Ой, ребята, тише, тише,
Что-то странное я слышу:
Гость какой-то к нам спешит
И как будто бы свистит.
Кто бы ни был, заходи
Новой букве научи!
- А вот что это за гость, догадайтесь сами!
Постановка учебной задачи.
Солнце село за селом, УСТНО!
Спят синицы, сойки спят.
Спит в реке усатый сом,
Спят и лес, и степь, и сад.
Лишь они всю ночь летают,
Да мышей везде пугают,
А станет светло – спать улетят в дупло.
-Кто это к нам в гости пожаловал? (Совы) - Учитель открывает картинку: с изображением двух Сов.
- Какой звук всё время повторялся, или часто слышался? ( звук (с))
- А ещё какой похожий на него, но отличающийся произношением? (звук (сь)).
-Подумайте, Что же мы будем с этими звуками делать? (слушать, сравнивать, описывать, обозначать буквой. Это и будет цель нашего урока.
Звукобуквенный анализ слов: СОВЫ, ГУСИ.
- И, так, в гостях у нас сегодня кто? (Совы)
- Давайте откроем наши тетрадочки и запишем их как почётных гостей:
Произнесите слово: Совы
Выделите голосом первый звук ( «С»)
Как мы этот звук произносим? (Рот почти закрыт, Зубы смыкаются, остаётся только узкая щель, через которую проходит звук).
Определите, где этот звук родился? (во рту).
А если звук рождается во рту, то это признак какого звука? (Согласного).
Определение мягкости и твёрдости. Определите как мы произносим этот звук ( обратите внимание на то, какой звук следует после него: совы) – дружит с гласной (о), а звук (о) обозначает твёрдость согласных звуков: звучит твёрдо, значит каким цветом обозначим? ( синим)
Определение звонкости и глухости. Определите это звук звонкий или глухой: для этого рукой обхватите своё горло и пальчиками попробуйте ощутить работает мотор или нет.
Нет не проходит, значит глухой.
Произнесите ещё раз слово совы и выделите второй звук (о).
Где он родился? (в горле, слышим голос, значит это гласный.
Каким цветом обозначим? (красным)
Выделим голосом третий звук. (в)
-Где он родился? (Он родился во рту. Мы его произносим при помощи верхних зубов и нижней губы. Значит он согласный.
- Теперь определите какой это согласный (согласный твёрдый или согласный мягкий? С каким звуком дружит? Со звуком (Ы), а (ы) обозначает твёрдость согласного звука, значит звук (в) –твёрдый, и обозначим синим цветом.
- Произнесите ещё раз звук (в). Определите звонкий он или глухой.
Горло напрягается, в горле слышим моторчик – значит звонкий.
Выделите голосом последний звук (Ы).
- Где он родился? (Он родился в горле, слышим голос, значит это - гласный. Обозначим красным цветом.
11. Разделите слово СОВЫ на слоги.
- Что нам в этом помогает? (Рука). Сколько раз подбородок коснулся руки? (2).Значит два слога.
А ещё какой способ определения знаем? (Сколько в слове гласных, столько и слогов).
12. Поставьте ударение. Как ставим ударение? (Ударный слог нужно поймать .) ИЛИ При помощи рук: где усиливается звук, туда и падает ударение.
ЗАГАДКА ПРО ГУСЕЙ:
По лужку они важно ходят,
Из воды сухими выходят,
Носят красные ботинки,
Дарят мягкие перинки.
- Кто это? (ГУСИ)
-Давайте запишем этих почётных гостей в наши тетрадочки.
- Сколько клеток нужно обвести? (4, так как четыре звука).
- Произнесите слово «ГУСИ» и выделите голосом первый звук.
( «Г»-)
-Где родился этот звук? ( во рту, значит согласный)
- С каким гласным он сливается, или дружит? ( с «У»)
- А что обозначает этот звук? ( «У» обозначает твёрдость согласных звуков).
- Значит звук «Г»- твёрдый согласный и обозначим его синим цветом).
- Определите звонкий он или глухой?
( При произнесении горло напрягается, и в горле слышим моторик, значит он звонкий; нарисуем над квадратиком красный треугольник)
(«У»)
- Выделите голосом второй звук. («У»)
- Где этот звук родился? (во рту, значит он гласный и обозначим красным цветом);
(«СЬ»)
- Произнесите слово и выделите голосом третий звук. («СЬ» ).
- Где мы его слышим? (в середине слова).
- Где он родился? ( во рту).
- Значит, что мы можем от нём сказать? ( Согласный).
- С какой гласной он сливается в слове? ( С гласной «И»)
- А «И» что обозначает? (мягкость согласного звука, значит и звук «С» - мягкий, и обозначим зелёным цветом).
- Определите звонкий он или глухой?
(«С» - в горле моторчик не заработал, значит глухой).
(«И»)
- выделите голосом последний звук «И».
-Где он родился? ( В горле)
- значит он гласный, обозначим красным цветом.
СЛОГИ:
- Назовите гласные звуки. ( «У», «И»).
- Сколько их? (2)
- Значит, сколько будет слогов? (два)
- Кто скажет правило? (Сколько в слове гласных, столько и слогов).
- А теперь « поймайте» ударный слог. ( ГУ, ударение на «У»).
- ПОДУМАЙТЕ И СКАЖИТЕ, КАКИЕ В ЭТИХ СЛОВАХ ЕСТЬ СХОЖИЕ ЗВУКИ? ( «С» и «СЬ»).
- Живут эти два звука в синем домике, потому что согласные. Только вот обозначаются по- разному: один синим цветом, а другой зелёным. Как думаете, почему?
- И обозначаются одной буквой «С,с» (эс).
ЗАКРЫВАЕМ ТЕТРАДОЧКИ.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
В лесу темно…
Все спят давно.
Одна сова не спит,
Летит, кричит,
Большой головой вертит
Во все глаза глядит,
Да, вдруг села на ветку
И стала ждать соседку.
- А мы сейчас от совы будем прятаться и выполнять задания на внимание: ухо-нос, нос-ухо.
ЧТЕНИЕ СЛОГОВ С БУКВОЙ «С ,с» с наборного полотна:
СА-ся-со-сё-су-сю-сы-си-сэ-се-су
ЧТЕНИЕ СЛОВ С БУКВОЙ «С, с» с доски:
ус | сам | сама | сын | голос |
нос | сом | сумка | сынок | голосок |
6) РАБОТА В ПАРАХ: раздаточный материал.
Задание: поиск слогов с твёрдым согласным «С» и выделение синим карандашом и поиск слогов с мягким согласным «СЬ» и выделение зелёным карандашом:
СА СЯ СЭ СУ СЕ СО | СЫ СИ СЁ СУ СИ СЮ |
ПРОВЕРКА С ДОСКИ.
7) БЕСЕДА О ПТИЦАХ. ( МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ):
- Какое время года приближается? (Зима)
- Ребята, вернёмся к нашим гостям. СОВЫ –это птицы, которые останутся с нами на зиму или улетят на юг? (Останутся с нами)
- Как мы таких птиц называем? (Зимующие).
- А что вы можете сказать о гусях? (Они улетают в тёплые страны).
- Как мы их называем? (Перелётные)
- А почему они улетают? (Живут вблизи водоёмов. С приходом зимы водоёмы замерзают и они улетают).
-Правильно, зимой водоёмы замерзают и покрываются льдом. Еды для этих птиц не остаётся и они вынуждены улететь на юг.
8) РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ:
ЗАГАДКА ПРО СНЕГ:
- А вот послушайте загадку об ещё одном зимнем явлении:
Он летает белой стаей,
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту. (СНЕГ)
- Ребята, опишите снег словами. СНЕГ (КАКОЙ?) (холодный, пушистый, мягкий, белый);
Работа в парах: Учитель передаёт первой паре первого ряда снежный ком и просит назвать одно слово и передать ком дальше…;
– Ребята, образуйте слова с тем же значением, что и слово «СНЕГ» ( снежинка, снеговик, снегурочка…);
– Ребята, подберите слова – действия. Что делает снег на солнце? (блестит, переливается, искрится, серебрится)
– А можно ли сказать, что снег серебристый? (Да, можно)
- А что значит СЕРЕБРИСТЫЙ?
- Значит излучает блеск.
РАБОТА НАД СМЫСЛОВЫМ РАЗЛИЧИЕМ СЛОВ.
- А что значит слово СЕРЕБРЯНЫЙ? (Сделанный из серебра)
СЕРЕБРИСТЫЙ И СЕРЕБРЯНЫЙ – это слова, которые имеют схожее произношение, но имеют разное смысловое значение.
- На какой звук начинается слово СЕРЕБРИСТЫЙ? (на «сь)
- Слышим ли мы похожий звук в середине слова? Какой он: твёрдый или мягкий? (Да, слышим звук «с» - твёрдый, обозначим синим цветом).
- С какого звука начинается слово СЕРЕБРО? (Со звука «СЬ» - этот звук мягкий согласный,; обозначим зелёным цветом)
ФРОНТАЛЬНАЯ РАБОТА:
Распределите слова в два столбика: иней, поднос, снег, кулон.
РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ: ЧТЕНИЕ СЛОГОВ, ЧТЕНИЕ СЛОВ, ЧТЕНИЕ ТЕКСТА.
11) РЕФЛЕКСИЯ.
Мотивация учебной деятельности.
Ой, ребята, тише, тише,
Что-то странное я слышу:
Гость какой-то к нам спешит
И как будто бы свистит.
Кто бы ни был, заходи
Новой букве научи!
- А вот что это за гость, догадайтесь сами!
Постановка учебной задачи.
ЗАГАДКА ПРО СОВ:
Солнце село за селом, УСТНО!
Спят синицы, сойки спят.
Спит в реке усатый сом,
Спят и лес, и степь, и сад.
Лишь они всю ночь летают,
Да мышей везде пугают,
А станет светло – спать улетят в дупло.
ЗАГАДКА ПРО ГУСЕЙ:
По лужку они важно ходят,
Из воды сухими выходят,
Носят красные ботинки,
Дарят мягкие перинки.
- Кто это? (ГУСИ)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
В лесу темно…
Все спят давно.
Одна сова не спит,
Летит, кричит,
Большой головой вертит
Во все глаза глядит,
Да, вдруг села на ветку
И стала ждать соседку.
ЗАГАДКА ПРО СНЕГ:
- А вот послушайте загадку об ещё одном зимнем явлении:
Он летает белой стаей,
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту. (СНЕГ)
Распределите слова в два столбика: иней, поднос, снег, кулон.
СА СЯ СЭ СУ СЕ СО | СЫ СИ СЁ СУ СИ СЮ |
СА СЯ СЭ СУ СЕ СО | СЫ СИ СЁ СУ СИ СЮ |
СА СЯ СЭ СУ СЕ СО | СЫ СИ СЁ СУ СИ СЮ |
СА СЯ СЭ СУ СЕ СО | СЫ СИ СЁ СУ СИ СЮ |
СА СЯ СЭ СУ СЕ СО | СЫ СИ СЁ СУ СИ СЮ |
СА СЯ СЭ СУ СЕ СО | СЫ СИ СЁ СУ СИ СЮ |
СА СЯ СЭ СУ СЕ СО | СЫ СИ СЁ СУ СИ СЮ |
СА СЯ СЭ СУ СЕ СО | СЫ СИ СЁ СУ СИ СЮ |
СА СЯ СЭ СУ СЕ СО | СЫ СИ СЁ СУ СИ СЮ |
СА СЯ СЭ СУ СЕ СО | СЫ СИ СЁ СУ СИ СЮ |
СА СЯ СЭ СУ СЕ СО | СЫ СИ СЁ СУ СИ СЮ |
СА СЯ СЭ СУ СЕ СО | СЫ СИ СЁ СУ СИ СЮ |
СА СЯ СЭ СУ СЕ СО | СЫ СИ СЁ СУ СИ СЮ |
СА СЯ СЭ СУ СЕ СО | СЫ СИ СЁ СУ СИ СЮ |
СА СЯ СЭ СУ СЕ СО | СЫ СИ СЁ СУ СИ СЮ |
СА СЯ СЭ СУ СЕ СО | СЫ СИ СЁ СУ СИ СЮ |
СА СЯ СЭ СУ СЕ СО | СЫ СИ СЁ СУ СИ СЮ |
СА СЯ СЭ СУ СЕ СО | СЫ СИ СЁ СУ СИ СЮ |
СА СЯ СЭ СУ СЕ СО | СЫ СИ СЁ СУ СИ СЮ |
СА СЯ СЭ СУ СЕ СО | СЫ СИ СЁ СУ СИ СЮ |
СА СЯ СЭ СУ СЕ СО | СЫ СИ СЁ СУ СИ СЮ |
СА СЯ СЭ СУ СЕ СО | СЫ СИ СЁ СУ СИ СЮ |
Дружба – это тёплый ветер,
Дружба – это светлый мир,
Дружба – солнце на рассвете,
Для души весёлый пир.