СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературная викторина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Хитрые вопросы  на знание героев любимых сказок и стихотворений. скороговорки и загадки - для проверки знаний школьников так много итересных приемов и уроков! Вот один из них.

Просмотр содержимого документа
«Литературная викторина»

В игре принимают участие команды 5 и 6 классов.

I.РАЗМИНКА «СКАЗКИ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ» 
За каждый правильный ответ команде начисляется один балл.

1. В каком государстве жили герои многих русских народных сказок? (в тридевятом царстве, в тридесятом государстве) 
2. Чем был колобок: пряником или пирогом? (пряником) 
3. Каково настоящее имя Царевны- лягушки? (Василиса Премудрая) 
4. Назовите имя сказочного царя-долгожителя.(Кощей) 
5. Назовите грозное оружие Соловья Разбойника. (свист) 
6. Поляки называют её Едзина, чехи – Езинка, словаки – Еже Баба, а как называем её мы? (Баба Яга) 
7. Назовите место рождения Колобка (печь) 
8. Назовите единственную героиню сказки «Репка», имя которой нам известно? (Жучка) 
9. Назовите сказочный персонаж, лезущий вон из кожи? (Царевна-лягушка) 
10. Как называется деталь женского платья, в которой помещаются озёра, лебеди и другие элементы окружающей среды (рукав платья Царевны-лягушки) 
11. Какой сказочный головной убор нельзя нарисовать? (шапку-невидимку) 
12. Назовите «рабочее место» кота учёного? (дуб) 
13. В какой сказке рассказывается о тяжких последствиях плохого состояния средств противопожарной безопасности? («Кошкин дом») 
14. В какой сказке рассказывается о некоторых трудностях, связанных с доставкой свежей выпечки на дом? («Красная Шапочка») 
15. Кому Винни-Пух подарил на день рождения пустой горшок? (ослику Иа) 
16. В нем 38 попугаев, 6 мартышек и 1 слонёнок. Кто это? (удав) 
17. Кем приходилась сказочной Золушке добрая волшебница? (крёстной) 
18. Сколько букв «потерялось» в первоначальном названии яхты капитана Врунгеля? (2) 
19. Назовите русскую народную сказку, в которой было 3 покушения на убийство и одно убийство? («Колобок») 
20. Какие сказочные герои прожили «30 лет и 3 года»? (старик со старухой)

II. ЗООСАД КРЫЛОВА 
Отгадайте одинаковые слова - названия животных, которых можно встретить в баснях Крылова –загаданные несколькими пословицами. Чем меньше пословиц-подсказок, тем лучше. Отгадаете с первой пословицы – 3 балла, со второй – 2, с третьей – 1.

• Прикинулся бы ОН козой, да хвостик не такой. 
• Как ЕГО не корми, а ОН всё в лес смотрит. 
• ЕГО ноги кормят. (волк)

• Лапки ЕЁ мягки, да когти остры. 
• Чует ОНА, чьё мясо съела. 
• Доброе слово и ЕЙ приятно. (кошка)

• И ОНА помнит, кто её кормит. 
• Не бойся ЕЁ брехливой, а бойся молчаливой. 
• ОНА на сене: сама не ест и другим не даёт. (собака)

• ОНА семерых волков проведёт. 
• ЕЙ хвост не для красы нужен. 
• ОНА и во сне кур считает. (лиса)

• Из большого осла не получится ОН.

• Делать из мухи ЕГО. 
• Ай, Моська, знать она сильна, что лает на НЕГО. (слон)

• И считанную ЕЁ волк съедает. 
• Не прикидывайся ЕЮ: волк съест. 
• Не за то волка бьют, что сер, а за то, что ЕЁ съел. (овца)

• Не мечите бисер перед НИМИ. 
• ОНА грязи всегда найдёт. 
• Посади ЕЁ за стол, она и ноги на стол. (свинья)

• ОН поёт месяц, а ворона каркает круглый год. 
• Ласточка день начинает, а ОН кончает. 
• Не нужна ЕМУ золотая клетка, лучше зелёная ветка. (соловей)

• Не учи ЕЁ плавать. 
• На то и ОНА в море, чтоб карась не дремал. 
• Знать бы ершу, когда ОНА зубы меняет. (щука)

Цели:

Проследить степень усвоения пройденных произведений, биографий писателей.

Выяснить знания пословиц, поговорок, загадок.

Развивать логические мышления, память, творческие способности обучающихся.

Прививать любовь к русскому народному фольклору, литературе.

Воспитывать чувство коллективизма.

Оборудование: иллюстрации к произведениям, индивидуальные карточки, звонок, номера участникам команд.

Ход работы - викторина

- Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Сегодня мы совершим с вами удивительное путешествие в мир литературы, а путешествие наше пройдет в форме игры-викторины в которой участвуют 3 команды.

Первая команда 5а класса - Приветствуем их аплодисментами!

Вторая команда 5б класса - Давайте дружно похлопаем и этой команде!

Третья команда 5в класса - Поприветствуем аплодисментами и эту команду!

- Оценивать конкурс будет самое справедливое в мире жюри в составе….

Первый конкурс будет называться "Подготовка к путешествию"

Задание: придумать литературное название своим командам и девиз сопутствующий успехом.

(время - 1 минута, конкурс оценивается по 5-бальной системе)

Второй конкурс "Разминка"

Задание: каждой команде поочерёдно загадывают загадки. Если ответ правильный, то команда получает 2 балла, если ответ неверен, другим командам даётся возможность ответить и заработать баллы.

Загадки:

Первой команде:

а) Виден край, да не дойдёшь (горизонт)

б) Двое ходят, двое смотрят, а один водит и приказывает (человек)

в) Пять братьев вместе родятся, а ростом разные (пальцы)

Второй команде:

а) Он всюду: в поле и в саду, а в дом не попадет. И я никуда не пойду, пока он идёт (дождь)

б) Взглянешь-заплачешь, а краше его нет на свете (солнце)

в) Сторож плохой: слепой, глухой. Не тронешь - молчит, а тронешь- кричит (звонок)

Третьей команде:

а) Сама пестрая, ест зеленое, даёт белое.(корова)

б) Идет в баню чёрен. А выходит, красен (рак)

в) Скручено, связано, на кол посажено, а по двору пляшет (метла)

3. Третий конкурс "Пословицы и поговорки"

Задание: собрать пословицу или поговорку из двух половинок, подставить необходимую цифру (время - 1 минута, за каждый правильный ответ 2 балла)

Что на уме,-

1) в день не вырастешь.

Что с возу упало,-

2) тем короче ночь.

Человек не грибок,-

3) как её потеряешь.

Чужого не надо,-

4) а человек - умением.

Чем длиннее день,-

5) пока их нет.

Что посеешь,-

6) да не будь лапшой.

Чует кошка, -

7) кто найдет клад.

Цену вещи узнаёшь, -

8) то пропало.

Храни себя от бед,-

9) то и пожнешь.

Умей взять,-

10) умей и отдать.

Тот будет рад, -

11) чьё мясо съела.

Расти большой,-

12) то и на языке.

Плох мастер,-

13) тому ничего не удаётся.

Красна птица пением,-

14) плоха и работа.

Кто за все берется,-

15) своего не отдам.

4. Четвертый конкурс "Мы вам, вы - нам"

Задание: Капитаны задают 3 вопроса участникам других команд. Отвечает тот, кто первый поднял руку. (за правильный ответ 2 балла)

5. Пятый конкурс "Наши рисунки"

Задание: команды получают по 3 рисунка (сюжет из пройденных произведений).

Необходимо назвать изображенного героя, из какого он произведения и кто его автор.

6. Шестой конкурс "Веселый художник"

- Какой из отрицательных героев чаще всего встречается в русских народных сказках? (Баба Яга)

Задание: Нарисовать Баба Ягу. Поочерёдно каждый участник команды рисует:

Первый

- голову

Второй

- лицо (глаза, рот, нос)

Третий

- ноги, руки

Пятый

- метлу

Шестой

- ступу

(Конкурс оценивается по 5 бальной системе)

7. Седьмой конкурс "Великие и знаменитые"

Задание: одновременно всем командам задаётся 1 вопрос . Но прежде чем озвучить ответ, его необходимо зафиксировать на листочке.(А,Б или В)

1.Какой писатель стал автором известной сказки "Приключения Чипполино"?

А) Шарль Перро.

Б) Агния Барто.

В) Джанни Родари.

2. Кто написал "Муму"?

А) И.С. Тургенев

Б) А.П. Чехов.

В) Л.Н. Толстой.

3. Где родился Александр Сергеевич Пушкин?

А) В Петербурге

Б) В Москве

В) В Киеве

4. Какое произведение не принадлежали перу Корнея Ивановича Чаковского ?

А) "Муха - Цокотуха"

Б) "Айболит"

В) "Приключения Незнайки".

5. Кто герой басен Ивана Андреевича Крылова?

А) Люди

Б) Звери

В) Неодушевленные предметы

6 .Сколько басен нарисовал Иван Андреевич Крылов?

А) 204

Б) 305

В) 18

7. Чьё имя носит главный кукольный театр России?

А) А.С.Пушкина

Б) И.А.Крылова

В) Образцова

8. Какое учебное заведение было открыто Михаилом Васильевичем Ломоносовым?

А) Морская академическая в Санкт Петербурге

Б) Университет в Москве

В) Университет дружбы народов в Москве

9. Назовите произведение американского писателя Джека Лондона

А) "Белый клык"

Б) "Серая шейка"

В) "Белый Бим Чёрное ухо"

10. Кого из приведенных ниже русских знаменитостей можно назвать одновременно физиком, художником, астрономом, металлургом, географом, просветителем и государственным деятелем?

А) Александр Сергеевич Пушкин.

Б) Михаил Васильевич Ломоносов.

В) Василий Андреевич Жуковский.

11. В какое место был сослан в ссылку Александр Сергеевич Пушкин?

А) В Петербург

Б) В село Михайловское

В) В Соловецкий монастырь

12.В ссылку в село Михайловское Александр Сергеевич Пушкин взял с собой несколько книг "самых необходимых" по его мнению. Сколько телег понадобилось впоследствии, чтобы вывести эти книги из Михайловского?

А) 4 телеги

Б) 26 телег

В) 12 телег

(За каждый правильный ответ 2 балла)

8. Восьмой конкурс "Заполни пропуски"

Задание: каждой команде дан отрывок из произведения А.С.Пушкина "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях". Необходимо восстановит пропущенные слова.

Темной ночки Елисей
Дождался в тоске ( ),
Только месяц показался,
Он за ним с ( ) погнался.
"Месяц, месяц, мой( ),
Позолоченный рожок!
Круглолицей, светлоокой,
И, обычай твой любя,
( ) смотрит на тебя.
Аль откажешь мне в ответ?
Не видал ли где на свете
Ты ( ) молодой?
Я жених ей". - "Братец мой,-
Отвечает ( ) ясный,-
Не видал я девы красной.
На стороже я стою
Только в очередь мою.
Без меня царевна, видно
Пробежала". - "Как ( )!" - 
Королевич отвечал.
Ясный месяц продолжал:
"Погоди; о ней, быть может,
Ветер знает. Он ( ).
Ты к нему теперь ( ),
Не печалься же, прощай".

(время-1 минута, конкурс оценивается по 5-бальной системе).

9. Девятый конкурс "Капитанов"

Задание: за 30 секунд капитану необходимо ответить на 16 вопросов. Если нет ответа, то нужно говорить "Дальше". За каждый правильный ответ капитан получает 2 балла (предварительно проводится жеребьёвка).

Первому капитану.

Проворная зверюшка живет в дупле - избушке

(белка)

По лужку он важно бродит, из воды сухим выходит

(гусь)

Кто на дереве сидит, клювом дерево долбит

(дятел)

Растет зеленый кустик, дотронешься - укусит

(крапива)

Человек, лечащий животных по сказке К. Чуковского

(Айболит)

Днем спит, ночью летает, прохожих пугает

(сова)

Много рук, а нога одна

(дерево)

Над цветком порхает, пляшет, веерком узорным машет

(бабочка)

Самая маленькая девочка

(Дюймовочка)

Зеленая царевна

(лягушка)

Слабоумный паренек

(Иванушка - дурачок)

Дружит со щукой

(Емеля)

Драгоценный петух

(золотой)

Собеседница вороны, укравшая у нее сыр

(лиса)

Отчество у Мороза

(Иваныч)

Название сказки обо всех временах года

(12 месяцев)

Второму капитану

Деревянный мальчишка

(Буратино)

Сколько было богатырей у мертвой царевны?

(7)

Где хранится смерть Кощея?

(в яйце)

Наглая плутовка, выгнавшая зайца из избушки

(лиса)

Мальчик, превратившийся в козленка

(Иванушка)

Как звали его сестренку?

(Аленушка)

Транспорт с крыльями, который украл мальчик для Бабы Яги

(гуси - лебеди)

Кто развалил теремок?

(медведь)

Папа Буратино

(Карло)

Он похож на елку, шуба вся в иголках

(ёж)

Без рук, без ног, а на брюхе ползет

(змея, червяк)

Зимой белый, летом серый

(заяц)

Рыжая плутовка, хитрая да ловкая

(лиса)

Работящие зверьки строят дом среди реки

(бобры)

Волшебный конек Иванушки

(Горбунок)

Лежит - молчит, подойдешь - заворчит

(собака)

Третьему капитану

Всех я вовремя бужу, хоть часы не завожу

(петух)

Под водой живет народ, ходит задом наперед

(раки)

Самый маленький мальчишка

(с пальчик)

Девочка с голубыми волосами

(Мальвина)

Подружка семи гномов

(Белоснежка)

Волшебная избушка

(на курьих ножках)

Злая старуха, укравшая Иванушку

(баба Яга)

Отчество медведя

(Потапыч)

Девушка, потерявшая башмачок

(Золушка)

Первая жительница теремка

(Муха - цокотуха)

Девочка в ярком головном уборе

(Красная шапочка)

Сколько козлят съел волк

(6)

Волшебные слова Емели

(по щучьему велению)

Рыбак, ловивший рыбу хвостом

(волк)

Кого угощала лассо манной кашей из плоской тарелки

(Журавля)

Старухино изделие из муки

(колобок)

10. Жюри объявляет итоги.

Ведущий благодарит за участие.





Дополнительные Вопросы.

1.Назовите имя, отчество поэта Лермонтова.

2.Вставьте пропущенные слова: «Там чудеса: там __________ бродит, ___________ на ветвях сидит».
3.Что такое басня?
4.Приведите 2 примера волшебной сказки.
5.Назовите двух русских пленников из рассказа Л.Н.Толстого. 
6.С армией какого государства сражались русские солдаты на Бородинском поле?
7.Кто раскрыл Елисею местоположение царевны?
9.Какой писатель родился в местечке Большие Сорочинцы?
10.Узнайте героя по его описанию: «Мужчина 12 вершков роста, сложенный богатырём и глухонемой от рождения»
11.Герой какого произведения В.А.Жуковского видел в чёрной пучине уродливого ската, водяного млата, ненасытного мокоя и морскую гиену?
12.Перечислите виды сказок.
13.Назовите известного русского баснописца.
14.Какие два русских поэта написали сказки о спящей царевне?
15.Из какой басни мораль: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт»?
16.Узнайте героиню по её описанию: «Белолица, черноброва, нраву кроткого такого».
17.Какое дерево подрывала неблагодарная Свинья в басне Крылова?
18.Назовите 3 рода (большие группы) литературы.
19.Вспомните русских писателей – сказочников.
20.Заполните пробелы в названиях произведений:«Ворона и ____», «Волк и ____», «____ и очки», «Слон и _____».
21.Назовите поэтов 19 века, воспевавших родную природу.
22. .Перечислите псевдонимы А.П.Чехова.

23.Назовите имя, отчество писателя Тургенева.

24.Что такое фольклор?
25. Назовите 3 сказки о животных.
26.Вставьте слова на месте пропусков: «Это не сказка, а ___________, сказка будет впереди», «___________ старик со старухой», «В некотором ________________», «Тут и сказке _____________, а кто слушал молодец», «И я там был, ____________ пил, по усам текло, а в рот ________________».

Ответы.

Михаил Юрьевич. 
2. «Там чудеса: там леший бродит, русалка на ветвях сидит».
3. Басня - краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл.
4. "Царевна-лягушка", "Иван-крестьянский сын и чудо-юдо" и др.
5. Жилин и Костылин. 
6. Франция.
7. Ветер.
9. Николай Васильевич Гоголь.
10. Дворник Герасим.
11. Баллада "Кубок".
12. Волшебные, бытовые, о животных.
13. Иван Андреевич Крылов.
14. Василий Андреевич Жуковский и Александр Сергеевич Пушкин.
15. "Лебедь, Щука и Рак"
16. Царевна из "Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях" Пушкина.
17. Дуб.
18. Эпос, лирика, драма.
19. Василий Андреевич Жуковский, Александр Сергеевич Пушкин, Пётр Павлович Ершов, Алексей Алексеевич Перовский (псевдоним — Антоний Погорельский), Сергей Тимофеевич Аксаков, Владимир Иванович Даль и др. 
20. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягнёнок», «Мартышка и очки», «Слон и Моська».
21. А.С.Пушкин, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, А.Н. Плещеев, И.С. Никитин, А.Н. Майков, И.З. Суриков и др.
22. Антоша Чехонте, Человек без селезёнки, Брат моего брата и др. 
23. Иван Сергеевич. 
24. Фольклор (англ. folk - народ, lore - мудрость) - устное народное творчество
25.. Пестушка, потешка, закличка, приговорка, считалка, скороговорка, загадка, колыбельная песня и др.
26. Теремок", "Волк и лиса", "Лиса и заяц", "Зимовьё зверей" и др.
27. «Это не сказка, а присказка, сказка будет впереди», «Жили-были старик со старухой», «В некотором царстве», «Тут и сказке конец, а кто слушал молодец», «И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».

Если остаётся время, можно предложить школьникам дополнительные задания:
ответить(устно или письменно) на вопросы, направленные на развитие коммуникативных УУД. Например, "Почему рассказ Толстого о двух героях назван "Кавказский пленник" (в единственном числе)? или "Почему Тургенев изменил финал реальной истории о немом дворнике Андрее?"
написать синквейн(при условии, что дети знакомы с данным видом работы) на любую из тем: "Литература", "Сказка", "Басня", "Пушкин", "Бородино" и др.

Литературная викторина “По страницам любимых книг” (оценочный лист для жюри)

Название конкурса

Максимум баллов

№1

№2

№3

№4

№5

№6

I. “Юморина”

4

 

 

 

 

 

 

II. “В стране стихосложения”

3

 

 

 

 

 

 

III. “Собери пословицу”

20

 

 

 

 

 

 

IV. “Узнай произведение и его автора”

6

 

 

 

 

 

 

V. “Найди слова”

5

 

 

 

 

 

 

VI. “Буриме”

5

 

 

 

 

 

 

VII. Конкурс капитанов “Скороговорки”

5

 

 

 

 

 

 

VIII. Эмблема и название команды.

5

 

 

 

 

 

 

Итог

 

 

 

 

 

 

 

I КОНКУРС. “Юморина”

Карточка № 1

Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием?

Кто из сказочных героев очень любил поговорку ''Одна голова хорошо, а две лучше''?

Назовите героиню французской сказки, которая занималась неквалифицированным трудом, чистила печки, убиралась в доме.

Назовите сказку итальянского писателя, где все герои – фрукты и овощи.

Карточка №2

Назовите героиню русской народной сказки, которая была сельскохозяйственным продуктом.

В какой русской народной сказке решаются проблемы жилья или, говоря умным языком, проблемы жилищно-коммунального хозяйства?

Назовите героиню французской сказки, которая получила свое прозвище благодаря головному убору.

Как звали трех толстяков из повести- сказки Ю. Олеши “Три толстяка”?

Карточка № 3

В какой русской народной сказке брат не послушался сестру, один раз нарушил санитарно-гигиенические правила и жестоко за это поплатился?

Какой герой французской сказки очень любил обувь и как его за это прозвали?

Какой герой русской народной сказки ловил рыбу очень оригинальным способом? Какие слова он при этом должен был произносить?

Назовите слова, которыми А.С. Пушкин заканчивает “Сказку о Золотом петушке”?

Карточка № 4

Назовите имя героя английской народной сказки: он построил дом, придерживаясь передовых методов, а его братья работали по старинке и поэтому чуть не потеряли жизнь.

Какой вид энергии использовала баба яга, летая в ступе?

Назовите героя известной сказки русского поэта, который в конце получает черепно-мозговую травму, теряет дар речи и сходит с ума?

Назовите спутников девочки Элли, которые вместе с ней шли в Изумрудный город.

Карточка № 5

Какой сказочный герой посеял деньги, думая, что вырастет денежное дерево и останется только снимать урожай?

К семейству каких домашних птиц принадлежит героиня русской народной сказки, которая несла для хозяев изделия из драгоценных металлов? Как ее звали?

В какой сказке К.И.Чуковского звери самые трусливые? Почему?

Как звали трех медведей из сказки Льва Толстого “Три медведя”?

Карточка № 6

У какого сказочного медвежонка был друг, который носил имя пятикопеечной монеты?

Какая героиня сказки А.С.Пушкина могла мечтать о стиральной машине, если бы жила в наше время?

Какая злая волшебница не умывалась пятьсот лет, так как боялась воды?

Какого учителя математики прославила маленькая девочка?

Ответы к конкурсу I “Юморина”

Задание №1

Задание №2

Задание №3

1

Колобок

1

Репка

1

“Алёнушка и братец Иванушка”

2

Змей Горыныч

2

“Теремок”

2

Кот в сапогах

3

Золушка

3

Красная Шапочка

3

Волк

4

Дж. Родари “Приключения Чиполлино

4

Имён не имели

4

Сказка ложь, да в ней намёк! / Добрым молодцам урок.

Задание №4

Задание №5

Задание №6

1

Наф-Наф

1

Буратино

1

Винни Пух

2

Нечистая сила

2

Курочка Ряба

2

Старуха из “Сказки о рыбаке и рыбке” А. С. Пушкина

3

Поп

3

“Тараканище”

3

Бастинда

4

Страшила, Железный Дровосек, Трусливый лев, собака Тотошка

4

Михайло Потапыч, Настасья Петровна, Мишутка

4

Кэрролл “Алиса в стране чудес”

II КОНКУРС. “В стране стихосложения”

(каждая команда получает 3 стихотворения)

В этих стихотворениях произошла какая-то путаница. Давайте попробуем правильно расставить знаки препинания!

Задание № 1

...Кисель там варят из резины
там шины делают из глины
кирпич там жгут из молока
творог готовят из песка
стекло там плавят из бетона
плотины строят из картона
обложки там из чугуна
там варят сталь из полотна
кроят рубахи из пластмассы
посуду делают из мяса
котлеты стряпают из сажи
там ваксу делают из пряжи
прядут там нитки из сукна
костюмы шьют из толокна
кисель там варят.

Задание № 2

В реке там рыба на бугре
мычит корова в конуре
собака лает на заборе
поет синичка в коридоре
играют дети на стене
висит картина на окне
узоры инея в печурке
горят дрова в руках девчурки
нарядная там кукла в клетке
ручной щегол поет салфетки
там на столе лежат коньки
к зиме готовят там очки
лежат для бабушки тетрадки
всегда содержатся в порядке.

Задание № 3

Очень-очень странный вид:
Речка под окном горит
Чей-то дом хвостом виляет
Песик из ружья стреляет
Мальчик чуть не слопал мышку
Кот в очках читает книжку
Старый дед влетел в окно
Воробей схватил зерно.
Да как крикнет улетая:
“Вот что значит запятая!”

III конкурс. “Собери пословицу”

Соотнесите части пословиц из 1 и 2 столбца. Лучше всего для этого конкурса распечатать таблицу ответов для участников. Количество пословиц можно сократить по желанию.

Если быть внимательными, можно отметить интересную закономерность.

III конкурс. “Собери пословицу”

III конкурс. “Собери пословицу”

Название команды:

Название команды:

Таблица ответов для участников

Таблица ответов для жюри

1

 

11

 

1

8

11

2

2

 

12

 

2

11

12

6

3

 

13

 

3

14

13

16

4

 

14

 

4

17

14

3

5

 

15

 

5

19

15

10

6

 

16

 

6

12

16

13

7

 

17

 

7

18

17

4

8

 

18

 

8

1

18

7

9

 

19

 

9

20

19

5

10

 

20

 

10

15

20

9

Задание

1

Кто другому яму копает,

1

тот о том и говорит.

2

Любишь кататься,

2

надо свой разум наточить.

3

Муж возом не навозит,

3

а с жуком связаться – в навозе оказаться.

4

Кто ест скоро,

4

от того и наберешься.

5

На охоту ехать -

5

по-волчьи выть.

6

Кто рано встаёт,

6

тому глаз вон.

7

Любовь не картошка -

7

враг мой.

8

У кого что болит,

8

тот сам в нее попадает.

9

На то она и щука,

9

чтобы не было оглядки.

10

Не говори о себе худо,

10

по уму провожают.

11

Чтобы других учить,

11

люби и саночки возить.

12

Кто старое помянет,

12

тому Бог даёт.

13

Не спеши языком,

13

молчание золото.

14

С пчелкой водиться - в медку находиться,

14

что жена горшком наносит.

15

По одежке встречают,

15

другие об этом позаботятся.

16

Слово – серебро,

16

спеши делом.

17

С кем поведешься,

17

тот и работает споро.

18

Язык мой -

18

не выбросишь в окошко.

19

С волками жить -

19

собак кормить.

20

Не давай повадки,

20

чтоб карась не дремал.

Ответы

1

Кто другому яму копает,

8

тот сам в нее попадает.

2

Любишь кататься,

11

люби и саночки возить.

3

Муж возом не навозит,

14

что жена горшком наносит.

4

Кто ест скоро,

17

тот и работает споро.

5

На охоту ехать -

19

собак кормить.

6

Кто рано встаёт,

12

тому Бог даёт.

7

Любовь не картошка -

18

не выбросишь в окошко.

8

У кого что болит,

1

тот о том и говорит.

9

На то она и щука,

20

чтоб карась не дремал.

10

Не говори о себе худо,

15

другие об этом позаботятся.

11

Чтобы других учить,

2

надо свой разум наточить.

12

Кто старое помянет,

6

тому глаз вон.

13

Не спеши языком,

16

спеши делом.

14

С пчелкой водиться - в медку находиться,

3

а с жуком связаться – в навозе оказаться.

15

По одежке встречают,

10

по уму провожают.

16

Слово – серебро,

13

молчание золото.

17

С кем поведешься,

4

от того и наберешься.

18

Язык мой -

7

враг мой.

19

С волками жить -

5

по-волчьи выть.

20

Не давай повадки,

9

чтобы не было оглядки.

IV конкурс. “Узнай произведение и его автора”

Подумайте, из какого произведения взят данный отрывок. Назовите автора этого произведения. Вспомните, что произойдёт дальше, кто участник данных событий.

Отрывок № 1

И начал так: “Друзья! К чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум,
Пришёл мириться к вам, совсем не ради ссоры;
Забудем прошлое, уставим общий лад!”

(И. А. Крылов “Волк на псарне)

Отрывок № 2

“Кто, рыцарь ли знатный иль латник простой,
В ту бездну прыгнет с вышины?
Бросаю мой кубок туда золотой:
Кто сыщет во тьме глубины
Мой кубок и с ним возвратится безвредно, 
Тому он и будет наградой победной”.

(В. А. Жуковский “Кубок”)

Отрывок № 3

“За невестою своей
Королевич Елисей
Между тем по свету скачет.
Нет как нет! Он горько плачет,
И кого не спросит он,
Всем вопрос его мудрён...”

(А. С. Пушкин “Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях”)

Отрывок № 4

“Лишь только он остался один, как начал везде искать конопляное зёрнышко. Он долго шарил у себя в карманах, ползал по полу, смотрел под кроватью, перебирал одеяло, подушки, простыню – всё напрасно! Нигде не было и следов любезного зёрнышка! Он старался вспомнить, где он мог его потерять, и наконец уверился, что выронил его как-нибудь накануне, играя во дворе”.

(А. Погорельский. “Чёрная курица, или Подземные жители”)

Отрывок № 5

“Дело было к вечеру. Он шёл тихо и глядел на воду. Вдруг ему показалось, что что-то барахтается в тине у самого берега. Он нагнулся и увидел...”

(И. С. Тургенев “Муму”)

Отрывок № 6

“Когда моя нога коснулась пола, я вздрогнул; но взгляд на участливо склонившуюся ко мне рожицу моего приятеля восстановил мою бодрость.

Стук каблука зазвенел под потолком, отдался в пустоте... Несколько воробьёв вспорхнули с насиженных мест и вылетели в большую прореху в крыше”.

(В. Г. Короленко “В дурном обществе”)

V конкурс. “Найди слова”

В этом рассказике спрятаны названия пяти копытных животных. Одни – в окончании одного слова и начале следующего. Другие – между словами с предлогом. Третьи - еще где-нибудь.

На лыжах

Однажды мы отправились кататься на лыжах. Вначале шли быстро и легко. Затем начались трудности. Когда спускались с горки, Колька Банников упал и сломал новую лыжу. И мы все, чтобы Кольке не было обидно, решили вернуться. Назад он шел на одной лыже.

Домой мы добрались к вечеру, потому что Колька то и дело проваливался в сугроб. А раньше мы успевали к обеду. Такое уж невеселое приключение случилось с нами в тот день.

VI конкурс. “Буриме”

БУРИМЕ – стихотворение на заранее заданные, необычные рифмы. Форма буриме возникла в первой половине 17 века во Франции, поводом послужил следующий случай. Некий поэт Дюло заявил, что он потерял рукопись с 300 сонетами. Такое количество произведений вызвало у публики сомнение. Тогда Дюло признался, что написал не 300 сонетов, а лишь заготовил для них рифмы, и его друзья решили написать сонеты на готовые рифмы. Так возникла форма буриме как стихотворной игры.Попробуйте и вы поиграть в буриме!

Задание:

Пели – смотрели
Кружок – пирожок
Капустный – вкусный
Другой – курагой
В прятки – лошадки
Ушли – легли.
Без огня – у меня
Днем - в нем
Вечерком – огоньком
С травой – живой.

Пример:

Мы сегодня песни пели,
Много мультиков смотрели.
Потом сели в кружок,
Чтоб готовить пирожок.
Пирожок капустный,
Очень-очень вкусный.
Решили сделать другой.
Правда, с курагой.
Затем играли в прятки,
Скакали как лошадки.
Замтемно домой пришли,
очень быстро спать легли.

VII КОНКУРС. “Узнай произведение и его автора”

Подумайте, из какого произведения взят данный отрывок. Назовите автора этого произведения. Вспомните, что произойдет дальше, кто участник данных событий.

Отрывок № 1

“Что за улица! Что за городок! Мостовая вымощена перламутром; небо пестренькое, черепаховое, по небу ходит золотое солнышко; поманишь его, оно с неба сойдет, вкруг руки обойдет и опять поднимается”.

(В. Ф. Одоевский “Городок в табакерке”)

Отрывок № 2

“Подъезжают; у ворот
Из столбов хрустальный свод;
Все столбы те завитые
Хитро в змейки золотые;
На верхушках три звезды,
Вокруг терема сады;
На серебряных там ветках,
В раззолоченных во клетках
Птицы райские живут,
Песни царские поют.
А ведь терем с теремами
Будто город с деревнями;
А на тереме из звезд – 
Православный русский крест”
(П. П. Ершов “Конёк-горбунок”)

Отрывок № 3

“В праздничный день и пришел он к тем людям, у кого сиротка жила. Видит – полна изба народу, больших и маленьких. У печки девчонка сидит, а рядом с ней кошка бурая. Девчонка маленькая, и кошка маленькая и до того худая да ободранная, что редко кто такую в избу пустит. Девчонка эту кошку гладит, а она до того звонко мурлычет, что по всей избе слышно”.

(П. Бажов “Серебряное копытце”)

Отрывок № 4

“Старичок хотел заспорить,
Но с иным накладно вздорить;
Царь хватил его жезлом
По лбу; тот упал ничком,
Да и дух вон. – Вся столица 
Содрогнулась...”
(А. С. Пушкин “Сказка о Золотом петушке”)

Отрывок № 5

“Живет в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых;
До светла все у него пляшет,
Лошадь запряжет, полосу вспашет,
Печь затопит, все заготовит, закупит,
Яичко испечет, да сам и облупит”.
(А. С. Пушкин “Сказка о попе и работнике его Балде”)

VII конкурс (конкурс капитанов). “Cкороговорки”

1.Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.

2. Пришёл Прокоп – кипел укроп, ушёл Прокоп – кипит укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипит укроп.

3. Полчетверти четверика гороху без червоточинки.

4. Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.