СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературная викторина.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Литературная викторина.»

МБОУ «СОШ № 46»   АЛЕКСАНДР БЛОК  « Ветхая ибушка» , « Сны»  3 б класс          Подготовила учитель нач.классов Динмагомедова М.И.

МБОУ «СОШ № 46» АЛЕКСАНДР БЛОК « Ветхая ибушка» , « Сны» 3 б класс Подготовила учитель нач.классов Динмагомедова М.И.

 Ну, ребята, чур, молчок!  Начинается урок.

Ну, ребята, чур, молчок!

Начинается урок.

Литературная викторина

Литературная

викторина

Согласны и вы с тем, что… Нет. Это героиня литературной сказки «Мороз Иванович», которую написал Одоевский. Нет, это Нет. Так он превратился Дмитрий Наркисович обратно в мальчика. А в козлёночка Мамин-Сибиряк! он превратился, выпив воды из копытца. Произведение Гаршина Нет. Это русская Народная сказка. «Лягушка-путешественница» - это сказка о животных? Одоевский написал сказку «Мороз Иванович». Братец Иванушка превратился в козлёночка, перекинувшись три раза через голову? Стихотворение «Детство» написал Иван Захарович Суриков? Лев Николаевич Толстой является автором «Алёнушкиных сказок»? Да, это его стихотворение Одоевский написал сказку «Морозко»?? Ленивица – героиня русской народной сказки? Да, это верно.

Согласны и вы с тем, что…

Нет. Это героиня

литературной сказки

«Мороз Иванович»,

которую написал

Одоевский.

Нет, это

Нет. Так он превратился

Дмитрий Наркисович

обратно в мальчика.

А в козлёночка

Мамин-Сибиряк!

он превратился,

выпив воды из копытца.

Произведение Гаршина

Нет. Это русская

Народная сказка.

«Лягушка-путешественница» -

это сказка о животных?

Одоевский написал сказку

«Мороз Иванович».

Братец Иванушка

превратился в козлёночка,

перекинувшись три раза

через голову?

Стихотворение «Детство»

написал Иван Захарович

Суриков?

Лев Николаевич Толстой

является автором

«Алёнушкиных сказок»?

Да,

это его стихотворение

Одоевский написал

сказку «Морозко»??

Ленивица – героиня

русской народной сказки?

Да, это верно.

Кому из сказочных героев принадлежат эти слова? Я заехала к вам посмотреть, как вы живёте… Я пробуду у вас до весны, пока не вернутся мои утки, которых я отпустила. Ты знаешь, люди за рукоделье деньги получают, так вот тебе твоё ведёрко, а в ведёрко я всыпал целую горсть серебряных пятачков... Это Лягушка-путешественница. Слушайте, вы, трусы! Ой вы, гости-господа, Слушайте и смотрите на меня. Долго ль ездили? Куда? Ладно ль за морем иль худо? Вот я сейчас покажу вам одну штуку. Я… я… я… И какое в свете чудо? Заяц – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвос. Царь Салтан. Мороз Иванович.

Кому из сказочных героев

принадлежат эти слова?

Я заехала к вам посмотреть,

как вы живёте…

Я пробуду у вас до весны,

пока не вернутся мои утки,

которых я отпустила.

Ты знаешь, люди за рукоделье

деньги получают, так вот тебе

твоё ведёрко, а в ведёрко

я всыпал целую горсть

серебряных пятачков...

Это Лягушка-путешественница.

Слушайте, вы, трусы!

Ой вы, гости-господа,

Слушайте и смотрите на меня.

Долго ль ездили? Куда?

Ладно ль за морем иль худо?

Вот я сейчас покажу вам одну штуку.

Я… я… я…

И какое в свете чудо?

Заяц – Длинные Уши,

Косые Глаза, Короткий Хвос.

Царь Салтан.

Мороз Иванович.

Из истории книг на Руси Кто написал «Повесть временных лет»? Какие книги были в Древней Руси? Как называется повесть об истории Руси? Как звали первопечатника? Кто из царей приказал строить государев печатный двор? Рукописные книги «Повесть временных лет» Царь Иван Васильевич Грозный Монах Киево-Печерского монастыря Нестор Иван Фёдоров

Из истории книг на Руси

Кто написал

«Повесть временных лет»?

Какие книги были

в Древней Руси?

Как называется повесть

об истории Руси?

Как звали

первопечатника?

Кто из царей приказал

строить государев

печатный двор?

Рукописные книги

«Повесть временных лет»

Царь Иван Васильевич

Грозный

Монах Киево-Печерского

монастыря Нестор

Иван Фёдоров

Узнай сказку по иллюстрации. Назови автора. «Лягушка-Путешественница» В.М. Гаршин Сказка про Храброго Зайца… Д.Н. Мамин-Сибиряк «Мороз Иванович» В.Ф. Одоевский

Узнай сказку по иллюстрации.

Назови автора.

«Лягушка-Путешественница»

В.М. Гаршин

Сказка про Храброго Зайца…

Д.Н. Мамин-Сибиряк

«Мороз Иванович»

В.Ф. Одоевский

ФИЗМИНУТКА

ФИЗМИНУТКА

АЛЕКСАНДР БЛОК

АЛЕКСАНДР БЛОК

Цели урока: ознакомиться с жизнью и творчеством А. Блока; учиться понимать и читать стихи поэта; прививать любовь и интерес к поэзии. Конкурс чтецов стихов С. Черного. Что ты тискаешь утенка? Он малыш, а ты — большой. Ишь, задравши головенку, Рвется прочь он всей душой… Ты представь такую штуку - Если б толстый бегемот Захотел с тобой от скуки Поиграть бы в свой черед? Взял тебя бы крепко в лапу, Языком бы стал лизать. Ух, как стал бы звать ты папу, И брыкаться, и кричать!.. Ты снеси утенка к утке, Пусть идет купаться в пруд. Лапы мальчика не шутки, Чуть притиснешь — и капут.

Цели урока: ознакомиться с жизнью и творчеством А. Блока;

учиться понимать и читать стихи поэта;

прививать любовь и интерес к поэзии.

Конкурс чтецов стихов С. Черного.

Что ты тискаешь утенка?

Он малыш, а ты — большой.

Ишь, задравши головенку,

Рвется прочь он всей душой…

Ты представь такую штуку -

Если б толстый бегемот

Захотел с тобой от скуки

Поиграть бы в свой черед?

Взял тебя бы крепко в лапу,

Языком бы стал лизать.

Ух, как стал бы звать ты папу,

И брыкаться, и кричать!..

Ты снеси утенка к утке,

Пусть идет купаться в пруд.

Лапы мальчика не шутки,

Чуть притиснешь — и капут.

«Слоник, слоник, настоящий слон живой,—  Отчего ты всё качаешь головой?»  — «Оттого что, потому что, потому —  Всё я думаю, дружок, и не пойму...  Не пойму, что человек, такой малыш,  Посадил меня в клетушку, словно мышь...   Ох, как скучно головой весь день качать!  Лучше бревна дали б, что ли, потаскать...»   — «Слоник, слоник, не качай ты головой!  Дай мне лучше поскорее хобот свой...  Я принес тебе из бархата слона,  Он хоть маленький, но милый. Хочешь? На!  Можешь мыть его, и нянчить, и лизать...  Ты не будешь головой теперь качать?..»

«Слоник, слоник, настоящий слон живой,— Отчего ты всё качаешь головой?» «Оттого что, потому что, потому Всё я думаю, дружок, и не пойму... Не пойму, что человек, такой малыш, Посадил меня в клетушку, словно мышь...

Ох, как скучно головой весь день качать! Лучше бревна дали б, что ли, потаскать...»

«Слоник, слоник, не качай ты головой! Дай мне лучше поскорее хобот свой... Я принес тебе из бархата слона, Он хоть маленький, но милый. Хочешь? На! Можешь мыть его, и нянчить, и лизать... Ты не будешь головой теперь качать?..»

Воробей мой, воробьишка! Серый-юркий, словно мышка. Глазки - бисер, лапки - врозь, Лапки - боком, лапки - вкось... Прыгай, прыгай, я не трону - Видишь, хлебца накрошил... Двинь-ка клювом в бок ворону, Кто ее сюда просил? Прыгни ближе, ну-ка, ну-ка, Так, вот так, еще чуть-чуть... Ветер сыплет снегом, злюка, И на спинку, и на грудь. Подружись со мной, пичужка, Будем вместе в доме жить, Сядем рядышком под вьюшкой, Будем азбуку учить... Ближе, ну еще немножко... Фурх! Удрал... Какой нахал! Съел все зерна, съел все крошки И спасибо не сказал.

Воробей мой, воробьишка!

Серый-юркий, словно мышка.

Глазки - бисер, лапки - врозь,

Лапки - боком, лапки - вкось...

Прыгай, прыгай, я не трону -

Видишь, хлебца накрошил...

Двинь-ка клювом в бок ворону,

Кто ее сюда просил?

Прыгни ближе, ну-ка, ну-ка,

Так, вот так, еще чуть-чуть...

Ветер сыплет снегом, злюка,

И на спинку, и на грудь.

Подружись со мной, пичужка,

Будем вместе в доме жить,

Сядем рядышком под вьюшкой,

Будем азбуку учить...

Ближе, ну еще немножко...

Фурх! Удрал... Какой нахал!

Съел все зерна, съел все крошки

И спасибо не сказал.

Ребята, вы очень хорошо читали стихи, а сейчас я вам почитаю: Кончил учитель урок, Мирно сидит на крылечке. Звонко кричит пастушок. Скачут барашки, овечки. Солнце за горку ушло, Светит косыми лучами. В воздухе сыро, тепло, Белый туман за прудами. Старый учитель сидит, Верно, устал от работы: Много трудов и заботы. Это отрывок из стихотворения «Учитель», а написал его известный поэт Александр Александрович Блок (1880-1921 гг.).

Ребята, вы очень хорошо читали стихи, а сейчас я вам почитаю:

Кончил учитель урок,

Мирно сидит на крылечке.

Звонко кричит пастушок.

Скачут барашки, овечки.

Солнце за горку ушло,

Светит косыми лучами.

В воздухе сыро, тепло,

Белый туман за прудами.

Старый учитель сидит,

Верно, устал от работы:

Много трудов и заботы.

Это отрывок из стихотворения «Учитель», а написал его известный поэт Александр Александрович Блок (1880-1921 гг.).

Александр Александрович Блок (1880-1921 гг.) Бабушка, мать и две тетки Александра Блока были писательницами, так что ему было «на роду написано» заниматься литературой. Он и занялся ею - первые стихи написал лет в пять. А в тринадцать стал вместе с двоюродными братьями издавать рукописный журнал. В журнале он был и главным редактором, и главным художником, и главным автором - помешал в нем свои стихи, рассказы, очерки. В старших классах гимназии Блок увлекся театром, даже мечтал стать актером. Профессия актера в те годы не была в большом почете, и он вслед за отцом, профессором права, поступил на юридический факультет университета. Но любовь к литературе победила все остальные увлечения, и Блок перешел на историко-филологический факультет.

Александр Александрович Блок (1880-1921 гг.)

Бабушка, мать и две тетки Александра Блока были писательницами, так что ему было «на роду написано» заниматься литературой. Он и занялся ею - первые стихи написал лет в пять. А в тринадцать стал вместе с двоюродными братьями издавать рукописный журнал. В журнале он был и главным редактором, и главным художником, и главным автором - помешал в нем свои стихи, рассказы, очерки.

В старших классах гимназии Блок увлекся театром, даже мечтал стать актером. Профессия актера в те годы не была в большом почете, и он вслед за отцом, профессором права, поступил на юридический факультет университета. Но любовь к литературе победила все остальные увлечения, и Блок перешел на историко-филологический факультет.

Оканчивал университет Александр Блок уже известным поэтом. Его стихи печатались в разных журналах, стали выходить отдельными сборниками. Писал он и пьесы, и статьи о литературе. Главные темы стихов Блока - Родина, человек, любовь, природа. Вклад его в русскую литературу необыкновенно велик. В пять лет Блок сочинял стихи в таком роде: Зая серый, зая милый, Я тебя люблю. Для тебя-то в огороде Я капустку и коплю. Или: Жил на свете котик милый, Постоянно был унылый, Отчего - никто не знал, Котя это не сказал.

Оканчивал университет Александр Блок уже известным поэтом. Его стихи печатались в разных журналах, стали выходить отдельными сборниками. Писал он и пьесы, и статьи о литературе.

Главные темы стихов Блока - Родина, человек, любовь, природа. Вклад его в русскую литературу необыкновенно велик. В пять лет Блок сочинял стихи в таком роде:

Зая серый, зая милый,

Я тебя люблю.

Для тебя-то в огороде

Я капустку и коплю.

Или:

Жил на свете котик милый,

Постоянно был унылый,

Отчего - никто не знал,

Котя это не сказал.

Как вы понимаете выражение - «ветхая избушка»? ВЕТХАЯ ИЗБУШКА ВЕТХИЙ- разрушающийся от старости, дряхлый. Ч И Т А Е М  С Т И Х Ветхая избушка Вся в снегу стоит. Бабушка-старушка Из окна глядит. Внукам-шалунишкам По колено снег. Весел ребятишкам Быстрых санок бег... Бегают, смеются, Лепят снежный дом, Звонко раздаются Голоса кругом... В снежном доме будет Резвая игра... Пальчики застудят, -По домам пора! Завтра выпьют чаю, Глянут из окна  -Ан уж дом растаял, На дворе - весна! Рассмотрите иллюстрацию. О каком времени года пойдет речь в стихотворении? О чем оно?

Как вы понимаете выражение - «ветхая избушка»?

ВЕТХАЯ ИЗБУШКА

ВЕТХИЙ- разрушающийся от старости, дряхлый.

Ч

И

Т

А

Е

М

С

Т

И

Х

Ветхая избушка

Вся в снегу стоит.

Бабушка-старушка

Из окна глядит.

Внукам-шалунишкам

По колено снег.

Весел ребятишкам

Быстрых санок бег...

Бегают, смеются,

Лепят снежный дом,

Звонко раздаются

Голоса кругом...

В снежном доме будет

Резвая игра...

Пальчики застудят,

-По домам пора!

Завтра выпьют чаю,

Глянут из окна

-Ан уж дом растаял,

На дворе - весна!

Рассмотрите иллюстрацию. О каком времени года пойдет речь в стихотворении? О чем оно?

Как вы думаете, поэт рассказывает об увиденном с радостью или грустью? Он рассказывает об увиденном с радостью. Детям очень весело играть зимой. Он говорит: Весел ребятишкам Быстрый санок бег... Бегают, смеются,  Лепят снежный дом,  Звонко раздаются Голоса кругом... Прочитайте стихотворение выразительно.

Как вы думаете, поэт рассказывает об увиденном с радостью или грустью?

Он рассказывает об увиденном с радостью. Детям

очень весело играть зимой. Он говорит:

Весел ребятишкам

Быстрый санок бег...

Бегают, смеются,

Лепят снежный дом,

Звонко раздаются

Голоса кругом...

Прочитайте стихотворение выразительно.

Читаем цепочкой  Сны И пора уснуть, да жалко , Не хочу уснуть! Конь качается качалка, На коня б скакнуть! Луч лампадки, как в тумане , Раз-два, раз-два, раз!.. Идет конница... а няня Тянет свой рассказ... Внемлю сказке древней , древней О богатырях, О заморской, о царевне, О царевне... ах... Раз-два, раз-два! Конник в латах Трогает коня  И манит и мчит куда-то За собой меня... За моря, за океаны Он манит и мчит, В дымно-синие туманы, Где царевна спит... Спит в хрустальной, спит в кроватке Долгих сто ночей, И зеленый свет лампадки Светит в очи ей... Под парчами, под лучами Слышно ей сквозь сны, Как звенят и бьют мечами О хрусталь стены... С кем там бьется конник гневный, Бьется семь ночей? На седьмую — над царевной Светлый круг лучей... И сквозь дремные покровы Стелятся лучи, О тюремные засовы Звякают ключи... Сладко дремлется в кроватке. Дремлешь? — Внемлю... сплю. Луч зеленый, луч лампадки, Я тебя люблю!

Читаем цепочкой

Сны

И пора уснуть, да жалко ,

Не хочу уснуть!

Конь качается качалка,

На коня б скакнуть!

Луч лампадки, как в тумане , Раз-два, раз-два, раз!..

Идет конница... а няня

Тянет свой рассказ...

Внемлю сказке древней , древней О богатырях,

О заморской, о царевне,

О царевне... ах...

Раз-два, раз-два!

Конник в латах

Трогает коня

И манит и мчит куда-то

За собой меня...

За моря, за океаны

Он манит и мчит,

В дымно-синие туманы,

Где царевна спит...

Спит в хрустальной, спит в кроватке

Долгих сто ночей,

И зеленый свет лампадки

Светит в очи ей...

Под парчами, под лучами

Слышно ей сквозь сны,

Как звенят и бьют мечами

О хрусталь стены...

С кем там бьется конник гневный, Бьется семь ночей?

На седьмую — над царевной Светлый круг лучей...

И сквозь дремные покровы Стелятся лучи,

О тюремные засовы

Звякают ключи...

Сладко дремлется в кроватке. Дремлешь? —

Внемлю... сплю.

Луч зеленый, луч лампадки,

Я тебя люблю!

 Работа над стихотворением «Сны». Прежде чем мы приступим к чтению следующего стихотворения, которое тоже написал Александр Александрович Блок, разберем непонятные слова. Найдите значение слов: ЛАМПАДКА –   ВНЕМЛЮ —  ДРЁМНЫЕ ПОКРОВЫ-    ПОКРОВ - небольшой сосуд с фитилем, который зажигают перед иконой; слушаю, отношусь к чему-либо с большим вниманием; дремота -полусон, состояние, при котором хочется спать и невольно закрываются глаза; верхний наружный слой, покрывающий что-нибудь.

Работа над стихотворением «Сны».

Прежде чем мы приступим к чтению следующего стихотворения, которое тоже написал Александр Александрович Блок, разберем непонятные слова.

Найдите значение слов:

ЛАМПАДКА –

ВНЕМЛЮ —

ДРЁМНЫЕ ПОКРОВЫ-

ПОКРОВ -

небольшой сосуд с фитилем, который зажигают перед иконой;

слушаю, отношусь к чему-либо с большим вниманием;

дремота -полусон, состояние, при котором хочется спать и невольно закрываются глаза;

верхний наружный слой, покрывающий что-нибудь.

 Какое настроение передано в стихотворении? Сонное, сказочное, волшебное. Прочитайте стихотворение выразительно.

Какое настроение передано в стихотворении?

Сонное, сказочное, волшебное.

Прочитайте стихотворение выразительно.

Итог урока В каком возрасте А. Блок написал первые стихотворения? Какое стихотворение А. Блока больше всего понравилось?    Домашнее задание Выучить стихотворение «Ветхая избушка» или «Сны».

Итог урока

В каком возрасте А. Блок написал первые стихотворения?

Какое стихотворение А. Блока больше всего понравилось?

Домашнее задание

Выучить стихотворение «Ветхая избушка» или «Сны».

Моё настроение сегодня

Моё настроение сегодня