МБОУ «СОШ № 46» АЛЕКСАНДР БЛОК « Ветхая ибушка» , « Сны» 3 б класс Подготовила учитель нач.классов Динмагомедова М.И.
Ну, ребята, чур, молчок!
Начинается урок.
Литературная
викторина
Согласны и вы с тем, что…
Нет. Это героиня
литературной сказки
«Мороз Иванович»,
которую написал
Одоевский.
Нет, это
Нет. Так он превратился
Дмитрий Наркисович
обратно в мальчика.
А в козлёночка
Мамин-Сибиряк!
он превратился,
выпив воды из копытца.
Произведение Гаршина
Нет. Это русская
Народная сказка.
«Лягушка-путешественница» -
это сказка о животных?
Одоевский написал сказку
«Мороз Иванович».
Братец Иванушка
превратился в козлёночка,
перекинувшись три раза
через голову?
Стихотворение «Детство»
написал Иван Захарович
Суриков?
Лев Николаевич Толстой
является автором
«Алёнушкиных сказок»?
Да,
это его стихотворение
Одоевский написал
сказку «Морозко»??
Ленивица – героиня
русской народной сказки?
Да, это верно.
Кому из сказочных героев
принадлежат эти слова?
Я заехала к вам посмотреть,
как вы живёте…
Я пробуду у вас до весны,
пока не вернутся мои утки,
которых я отпустила.
Ты знаешь, люди за рукоделье
деньги получают, так вот тебе
твоё ведёрко, а в ведёрко
я всыпал целую горсть
серебряных пятачков...
Это Лягушка-путешественница.
Слушайте, вы, трусы!
Ой вы, гости-господа,
Слушайте и смотрите на меня.
Долго ль ездили? Куда?
Ладно ль за морем иль худо?
Вот я сейчас покажу вам одну штуку.
Я… я… я…
И какое в свете чудо?
Заяц – Длинные Уши,
Косые Глаза, Короткий Хвос.
Царь Салтан.
Мороз Иванович.
Из истории книг на Руси
Кто написал
«Повесть временных лет»?
Какие книги были
в Древней Руси?
Как называется повесть
об истории Руси?
Как звали
первопечатника?
Кто из царей приказал
строить государев
печатный двор?
Рукописные книги
«Повесть временных лет»
Царь Иван Васильевич
Грозный
Монах Киево-Печерского
монастыря Нестор
Иван Фёдоров
Узнай сказку по иллюстрации.
Назови автора.
«Лягушка-Путешественница»
В.М. Гаршин
Сказка про Храброго Зайца…
Д.Н. Мамин-Сибиряк
«Мороз Иванович»
В.Ф. Одоевский
ФИЗМИНУТКА
АЛЕКСАНДР БЛОК
Цели урока: ознакомиться с жизнью и творчеством А. Блока;
учиться понимать и читать стихи поэта;
прививать любовь и интерес к поэзии.
Конкурс чтецов стихов С. Черного.
Что ты тискаешь утенка?
Он малыш, а ты — большой.
Ишь, задравши головенку,
Рвется прочь он всей душой…
Ты представь такую штуку -
Если б толстый бегемот
Захотел с тобой от скуки
Поиграть бы в свой черед?
Взял тебя бы крепко в лапу,
Языком бы стал лизать.
Ух, как стал бы звать ты папу,
И брыкаться, и кричать!..
Ты снеси утенка к утке,
Пусть идет купаться в пруд.
Лапы мальчика не шутки,
Чуть притиснешь — и капут.
«Слоник, слоник, настоящий слон живой,— Отчего ты всё качаешь головой?» — «Оттого что, потому что, потому — Всё я думаю, дружок, и не пойму... Не пойму, что человек, такой малыш, Посадил меня в клетушку, словно мышь...
Ох, как скучно головой весь день качать! Лучше бревна дали б, что ли, потаскать...»
— «Слоник, слоник, не качай ты головой! Дай мне лучше поскорее хобот свой... Я принес тебе из бархата слона, Он хоть маленький, но милый. Хочешь? На! Можешь мыть его, и нянчить, и лизать... Ты не будешь головой теперь качать?..»
Воробей мой, воробьишка!
Серый-юркий, словно мышка.
Глазки - бисер, лапки - врозь,
Лапки - боком, лапки - вкось...
Прыгай, прыгай, я не трону -
Видишь, хлебца накрошил...
Двинь-ка клювом в бок ворону,
Кто ее сюда просил?
Прыгни ближе, ну-ка, ну-ка,
Так, вот так, еще чуть-чуть...
Ветер сыплет снегом, злюка,
И на спинку, и на грудь.
Подружись со мной, пичужка,
Будем вместе в доме жить,
Сядем рядышком под вьюшкой,
Будем азбуку учить...
Ближе, ну еще немножко...
Фурх! Удрал... Какой нахал!
Съел все зерна, съел все крошки
И спасибо не сказал.
Ребята, вы очень хорошо читали стихи, а сейчас я вам почитаю:
Кончил учитель урок,
Мирно сидит на крылечке.
Звонко кричит пастушок.
Скачут барашки, овечки.
Солнце за горку ушло,
Светит косыми лучами.
В воздухе сыро, тепло,
Белый туман за прудами.
Старый учитель сидит,
Верно, устал от работы:
Много трудов и заботы.
Это отрывок из стихотворения «Учитель», а написал его известный поэт Александр Александрович Блок (1880-1921 гг.).
Александр Александрович Блок (1880-1921 гг.)
Бабушка, мать и две тетки Александра Блока были писательницами, так что ему было «на роду написано» заниматься литературой. Он и занялся ею - первые стихи написал лет в пять. А в тринадцать стал вместе с двоюродными братьями издавать рукописный журнал. В журнале он был и главным редактором, и главным художником, и главным автором - помешал в нем свои стихи, рассказы, очерки.
В старших классах гимназии Блок увлекся театром, даже мечтал стать актером. Профессия актера в те годы не была в большом почете, и он вслед за отцом, профессором права, поступил на юридический факультет университета. Но любовь к литературе победила все остальные увлечения, и Блок перешел на историко-филологический факультет.
Оканчивал университет Александр Блок уже известным поэтом. Его стихи печатались в разных журналах, стали выходить отдельными сборниками. Писал он и пьесы, и статьи о литературе.
Главные темы стихов Блока - Родина, человек, любовь, природа. Вклад его в русскую литературу необыкновенно велик. В пять лет Блок сочинял стихи в таком роде:
Зая серый, зая милый,
Я тебя люблю.
Для тебя-то в огороде
Я капустку и коплю.
Или:
Жил на свете котик милый,
Постоянно был унылый,
Отчего - никто не знал,
Котя это не сказал.
Как вы понимаете выражение - «ветхая избушка»?
ВЕТХАЯ ИЗБУШКА
ВЕТХИЙ- разрушающийся от старости, дряхлый.
Ч
И
Т
А
Е
М
С
Т
И
Х
Ветхая избушка
Вся в снегу стоит.
Бабушка-старушка
Из окна глядит.
Внукам-шалунишкам
По колено снег.
Весел ребятишкам
Быстрых санок бег...
Бегают, смеются,
Лепят снежный дом,
Звонко раздаются
Голоса кругом...
В снежном доме будет
Резвая игра...
Пальчики застудят,
-По домам пора!
Завтра выпьют чаю,
Глянут из окна
-Ан уж дом растаял,
На дворе - весна!
Рассмотрите иллюстрацию. О каком времени года пойдет речь в стихотворении? О чем оно?
Как вы думаете, поэт рассказывает об увиденном с радостью или грустью?
Он рассказывает об увиденном с радостью. Детям
очень весело играть зимой. Он говорит:
Весел ребятишкам
Быстрый санок бег...
Бегают, смеются,
Лепят снежный дом,
Звонко раздаются
Голоса кругом...
Прочитайте стихотворение выразительно.
Читаем цепочкой
Сны
И пора уснуть, да жалко ,
Не хочу уснуть!
Конь качается качалка,
На коня б скакнуть!
Луч лампадки, как в тумане , Раз-два, раз-два, раз!..
Идет конница... а няня
Тянет свой рассказ...
Внемлю сказке древней , древней О богатырях,
О заморской, о царевне,
О царевне... ах...
Раз-два, раз-два!
Конник в латах
Трогает коня
И манит и мчит куда-то
За собой меня...
За моря, за океаны
Он манит и мчит,
В дымно-синие туманы,
Где царевна спит...
Спит в хрустальной, спит в кроватке
Долгих сто ночей,
И зеленый свет лампадки
Светит в очи ей...
Под парчами, под лучами
Слышно ей сквозь сны,
Как звенят и бьют мечами
О хрусталь стены...
С кем там бьется конник гневный, Бьется семь ночей?
На седьмую — над царевной Светлый круг лучей...
И сквозь дремные покровы Стелятся лучи,
О тюремные засовы
Звякают ключи...
Сладко дремлется в кроватке. Дремлешь? —
Внемлю... сплю.
Луч зеленый, луч лампадки,
Я тебя люблю!
Работа над стихотворением «Сны».
Прежде чем мы приступим к чтению следующего стихотворения, которое тоже написал Александр Александрович Блок, разберем непонятные слова.
Найдите значение слов:
ЛАМПАДКА –
ВНЕМЛЮ —
ДРЁМНЫЕ ПОКРОВЫ-
ПОКРОВ -
небольшой сосуд с фитилем, который зажигают перед иконой;
слушаю, отношусь к чему-либо с большим вниманием;
дремота -полусон, состояние, при котором хочется спать и невольно закрываются глаза;
верхний наружный слой, покрывающий что-нибудь.
Какое настроение передано в стихотворении?
Сонное, сказочное, волшебное.
Прочитайте стихотворение выразительно.
Итог урока
В каком возрасте А. Блок написал первые стихотворения?
Какое стихотворение А. Блока больше всего понравилось?
Домашнее задание
Выучить стихотворение «Ветхая избушка» или «Сны».
Моё настроение сегодня