№ | Тема урока | Дата |
1 | ВВЕДЕНИЕ Этапы развития мировой литературы. Общечеловеческое значение русской литературы, её самобытность и национальное своеобразие | 02.09 |
ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ |
2 | Общая характеристика эпохи Возрождения. Драмы Шекспира и роман Сервантеса “Дон Кихот” – высшие достижения литературы Позднего Возрождения. Вильям ШЕКСПИР. Сведения о жизни и творчестве английского поэта и драматурга В. Шекспира.“Гамлет”. Легенда о Гамлете из датской летописи, её гуманистическое переосмысление Шекспиром. | 09.09 |
3 | Причины трагического конфликта Гамлета с действительностью. Проблема выбора. Мучительные размышления главного героя о добре, справедливости, чести. Многогранное изображение характеров в трагедии. | 16.09 |
4 | Сонеты (21, 25, 30, 66, 90, 91, 102, 130 – по выбору учителя). Глубина чувств в сонетах Шекспира, его вклад в мировую культуру. | 23.09 |
5 | Мигель де СЕРВАНТЕС СААВЕДРА.“Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский” (отдельные главы по выбору учителя).Сведения о знаменитом испанском писателе эпохи Возрождения. Время и место действия романа Сервантеса. Самоотверженность Дон Кихота и его рыцарские подвиги. Верность идеалам справедливости, гуманности. Роль образа Санчо Пансы в раскрытии характера главного героя. | 30.09 |
6 | Распространение просветительских идей демократии, общественного прогресса, равенства, труда на благо общества, свободного развития личности в XVIII–начале XIX века. Выдающиеся представители культуры эпохи Просвещения. Иоганн Вольфганг ГЁТЕ. Сведения о жизни и творчестве немецкого писателя-просветителя. | 07.10 |
7 | Философская трагедия “Фауст”. Поиски смысла жизни и ответов на главные вопросы жизни. Спор о призвании человека. Борьба добра и зла как движущая сила совершенствования человека. Вечные образы: Фауст и Мефистофель. Протест против рутины и схоластики, утверждение величия разума и творческих дерзаний человека. Роль злого начала (Мефистофель) в исканиях и судьбе Фауста. Тема любви в трагедии. | 14.10 |
8 | Проверочная работа. Тестирование | 21.10 |
| ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА . Александр Сергеевич ПУШКИН. Михаил Юрьевич ЛЕРМОНТОВ | |
9 | Утверждение и развитие реализма – нового художественного направления в мировой и русской литературе. Выдающиеся представители реализма первой половины ХIХ века русской и мировой литературы. Александр Сергеевич ПУШКИН. Жизнь и творчество А. С. Пушкина, его связь с Украиной. Лирика: “Вновь я посетил…”, “Брожу ли я вдоль улиц шумных…”, “Два чувства дивно близки нам…”, “Отцы пустынники и жёны непорочны…”, “Элегия (“Безумных лет угасшее веселье…”); “Пророк”, “Поэту”, “Я памятник себе воздвиг…”; Философское осмысление главных вопросов человеческого существования, поиски смысла бытия, внутренней свободы, отношений человека с Богом, осмысление высокого назначения художника, его миссии пророка, идея преемственности поколений, нравственное решение проблем человека и его времени: памятник человеку – его “ чувства добрые” и дела. | 04.11 |
10 | “Евгений Онегин” – величайшее достояние русской культуры. “Поэзия жизни действительной” как художественное содержание произведения. “Странный” герой пушкинского романа, незаурядность его натуры. Искания Онегина, трагические итоги жизненного пути, их причины. | 11.11 |
11 | Татьяна – нравственный и эстетический идеал поэта.. Непреходящее значение философских и нравственных проблем романа. Композиция романа: образ автора, картины природы, лирические отступления. Богатство, своеобразие поэтического языка. “Онегинская строфа”. Роль Пушкина в становлении русского литературного языка и развитии русской литературы. В. Белинский. “Сочинения Александра Пушкина” (статьи восьмая и девятая, в сокращении). | 18.11 |
12 | Михаил Юрьевич ЛЕРМОНТОВ. Жизнь и творчество. Лирика: “Дума”, “Пророк”, “Как часто, пёстрою толпою окружён…”, “Выхожу один я на дорогу…”, “Родина”; любовная лирика (по выбору учителя). Темы судьбы поколения, роли поэта и поэзии и назначения поэзии в жизни общества, любви к родине. Лермонтов и Пушкин. Философская лирика поэта. Лермонтов и Байрон. Лермонтов и Шевченко. | 25.11 |
13 | “Герой нашего времени” – первый в русской литературе психологический роман. Смысл названия романа. Роль композиции произведения в раскрытии характера Печорина (нарушение хронологической последовательности, “венок повестей”, “значение второстепенных действующих лиц; смена рассказчиков; картины природы). | 02.12 |
14 | Печорин: одарённость натуры, многогранность и противоречивость характера. Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Мери. Печорин и Вера. Реалистическое и романтическое начала в романе, их органическое единство. Психологизм, художественное совершенство произведения. Критика. В. Белинский. Статья “Герой нашего времени”. Сочинение М. Ю. Лермонтова”. | 09.12 |
15 | Проверочная работа. Рр. Сочинение | 16.12 |
16 | ВЧ. М.Цветаева. «Мой Пушкин» | 23.12 |
| | |
№ | Тема урока | Дата |
| ЛИТЕРАТУРА II ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА. Лев Николаевич ТОЛСТОЙ. Федор Михайлович ДОСТОЕВСКИЙ | |
1 | Расцвет реализма в мировой литературе, живописи, театральном искусстве. Художественные достижения русской литературы второй половины ХIX века. | 04.09 |
2 | Русская литература Лев Николаевич ТОЛСТОЙ. Жизнь и творчество Л. Толстого (с обобщением ранее изученного). «Анна Каренина». «Мысль семейная» и широкая картина русской жизни 70-х годов ХIХ века в романе. Глубина реалистического изображения в нем современной писателю действительности: богатство и разнообразие обстоятельств, характеров, интересов, человеческих отношений. | 11.09 |
3 | Трагедия жизни главной героини. Постановка острых вопросов современности, искания героями правды и смысла жизни (Левин). Мастерство портретных и пейзажных описаний, раскрывающих внутренний мир героев. Психологизм романа. | 18.09 |
4 | ВЧ. Анализ эпизодов романа Л.Н.Толстого «Война и мир» | 25.09 |
5 | Федор Михайлович ДОСТОЕВСКИЙ. Жизнь и творчество. Глубина миропонимания, нравственная проблематика, полемическая направленность произведений Достоевского. «Преступление и наказание». Суровая правда в изображении безысходности жизни обездоленных людей. Боль за человека – основа авторской позиции. | 02.10 |
6 | Социальные и философские истоки бунта Раскольникова. Смысл его теории и причины ее крушения. Проблема личной ответственности человека за свою жизненную позицию. | 09.10 |
7 | «Двойники» Раскольникова Лужин и Свидригайлов, их роль в романе. Символическое значение образа Сони Мармеладовой. Мастерство психологизма Достоевского, глубина раскрытия характеров и поставленных проблем. Петербург Достоевского. Библейские мотивы в произведении. Споры вокруг романа и его главного героя. Ф. М. Достоевский в современном мире. Значение его творчества в русской и мировой литературе. | 16.10 |
8 | Проверочная работа. Тестирование | 23.10 |
| Антон Павлович ЧЕХОВ. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА КОНЦА ХІХ - НАЧАЛА ХХ ВЕКА. Максим ГОРЬКИЙ | |
9 | Антон Павлович ЧЕХОВ. Жизнь и творчество. Рассказы «Крыжовник», «Человек в футляре», «Ионыч», «О любви», «Цветы запоздалые», «Анна на шее», «Попрыгунья» (1-2 рассказа по выбору учителя). Отрицание автором бездуховной жизни. Мечта о красоте человеческих отношений. Лаконизм повествования, искусство детали, значение пейзажа. Роль внутреннего конфликта в развитии сюжетного действия. Сатира и юмор. Гуманизм чеховских рассказов. | 06.11 |
10 | «Вишневый сад». Уходящий мир как основная тема пьесы. Жизненная неустроенность, разобщенность героев. Разлад между желаниями и возможностью их осуществления – основа конфликта пьесы. Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России. Символический смысл названия. Отношение автора к своим героям. Гуманизм Чехова. Новаторство Чехова-драматурга. | 13.11 |
11 | Рр. Рецензия на спектакль (с мотивировкой своего отношения к героям и событиям произведения). | 20.11 |
12 | Основные тенденции развития мировой литературы на рубеже ХІХ-ХХ веков. Максим ГОРЬКИЙ. Жизнь и творчество. «Челкаш», «Макар Чудра», «Старуха Изергиль» (1-2 рассказа – по выбору учителя. Ранние произведения А. М. Горького, особенности изображения характеров и обстоятельств в них. | 27.11 |
13 | «На дне». Социально-философская драма. Спор о назначении человека. «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука) и правда веры в Человека (Сатин). Наташа как жертва грязного мира. Авторская позиция и способы ее выражения. Новаторство Горького-драматурга | 04.12 |
14 | Публицистика. Нравственное осмысление революции («Несвоевременные мысли»). Выражение неприятия Горьким революционной действительности 1917-1918 годов как источник разногласий между писателем и большевиками. Роль писателя в развитии литературы. | 11.12 |
15 | Проверочная работа. Сочинение | 18.12 |
16 | ВЧ. Рассказы И.Бунина и А.Куприна | 25.12 |