СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логопедическое занятие "звук и буква А"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного занятия- познакомить и закрепить знания о звуке и букве а.

Просмотр содержимого документа
«Логопедическое занятие "звук и буква А"»

Тема: Звук [а]. Буква А.

Тип урока: комбинированный.

Цель: познакомить учащихся со звуком [а] и буквой А.

Задачи:

  • Образовательная: познакомить детей с употреблением в речи звука [а] и буквы А, учить выделять из слов на слух гласный звук [а], узнавать графический   образ этих букв.

  • Развивающая: развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление и речь детей.

  • Воспитательная: воспитывать культуру поведения, желание помочь тем, кто попал в беду.

Оборудование: Касса букв, изображение Айболита, рисунок с изображением (арбуза, апельсина, ананаса, астры), ручка, тетрадь, учебник, доска, раздаточный материал для рефлексии.


       Структура урока:

  1. Организационный момент.

  2. Артикуляционная гимнастика.

  3. Формулирование темы урока.

  4. Изучение нового материала.

  5. Физкультминутка.

  6. Закрепление изученного.

  7. Итог занятия. Рефлексия.

Ход урока.
I. Организационный момент.

Учись читать!

Учись читать!

Важнее нет науки!

Тот, кто сумеет сам читать,

Совсем не знает скуки.

II. Артикуляционная гимнастика.

III. Формулирование темы урока.

- Отгадайте загадку:

 Всех на свете он добрей,

 Лечит он больных зверей,

 И однажды бегемота

  Вытащил он из болота,

 Он известен, знаменит

  Это доктор…… (Айболит).

-Правильно!

-У нас сегодня в гостях Доктор Айболит. Кто такой доктор Айболит? (Доктор, который лечит зверей)

-Молодцы, правильно! Он лечит больных зверей.

-Скажите ребята, какой звук слышится в начале слова Айболит?  (А)

-Что надо говорить, когда доктор осматривает ваше горло?  (А-а-а!)

- А как девочка укачивает куклу? (Аа-аа-ааа…)

- С каким новым звуком мы с вами сегодня познакомимся на уроке?  (звуком А)

- Молодцы! Мы сегодня с вами познакомимся со звуком [а].

-Ребята, доктор Айболит спрашивает, почему его называют Айболитом? (Когда что-то болит, говорят: «Ай болит!»)

-А каких зверей он лечил? Назовите только тех из них, в название которых слышится звук [а]. (обезьяна, лиса, белка, заяц, жираф)

-Очень хорошо!

- Скажите, какие фрукты, имеющие в названии звук [а], растут в Африке? (Мандарин, апельсин, айва, абрикос, авокадо).

-Правильно!

-Айболит очень любит лечить зверей лекарственными травами. А какие лекарственные травы знакомы вам? (Малина, ромашка, липа, мята  и т.д.)  

-Молодцы!

-Сколько звуков [а] слышится в словах: малина, ромашка, липа, мята?

-Молодцы!

- А давайте выложим букву а из камешков.

-Ребята, звук  [а] обозначают буквой А. А теперь познакомимся с этой буквой.

-Первая-заглавная буква-А и строчная буква а. Заглавные буквы нужны для того, чтобы показать на письме начало предложения, кроме того, некоторые слова принято писать с большой буквы. Например, имена людей, название рек, городов и т.д. Постепенно вы узнаете об этих правилах русского языка.

-А сейчас я Вам прочту стихотворение про букву А.

А- начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать ее легко,

Ноги ставит широко.

III. Изучение нового материала.

– Найдите в своих кассах печатную букву А и покажите.

– Какой звук обозначен этой буквой, произносим хором (а- а- а- а.)

–Какой он гласный или согласный? (гласный)

Звук [А] – гласный.  Его можно спеть. Попробуйте(Аааааа)

Мы используем голос, чтобы произнести звук [А]. Струя воздуха выходит изо рта свободно, ей ничто не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык. Раньше вместо слова «голос» говорили «глас», поэтому звуки, которые произносятся только при помощи голоса, назвали гласными. Обратите внимание, как мы ставим язык, губы.

-А теперь вместе со мной повторяем:

Астра, азбука, айва

Начинается на А,

И кончаются на А

Астра, азбука, айва.

-Очень хорошо!

3.Ребята, назовите что изображено на рисунке? (Арбуз, апельсин, ананас, астра)

- С какого звука они начинаются? (все слова начинаются со звука [а]).

_Молодцы!  А теперь продолжим урок, поиграем в такую игру:

Игра «Доскажи словечки».

-Я начинаю стихотворение, а вы должны закончить:

     Он большой, как мяч футбольный,

     Если спелый все довольны.

     Так приятен он на вкус,

     И зовут его….(арбуз)

-Правильно, арбуз. Следующее стихотворение:

     Чтоб тебя я повез,

     Мне не нужен овес.

     Накорми меня бензином,

     На копытца дай резины.

     И тогда, поднявший пыль,

     Побежит …(автомобиль)

 -Правильно, автомобиль.

     Вот два столба наискосок,

     Между ними поясок.

     Ты эту букву знаешь? А?

     Перед тобою буква…  (А)

-Молодцы! Вы очень хорошо справились с этим заданием. 

 -Ребята! Звук [А] на письме обозначается буквой А. Раскрасьте букву А в красный цвет. Буква А, как и звук [а], называется гласной.

-А теперь придумайте слова со звукам [а] (Азбука, мама, рама, папа, чаша, Маша, таракан, капкан, канат, лапа, стакан, арба, панда, радуга, айва, гамак).

-Молодцы!

- Как вы думаете. Из чего можно сделать буквы? (листики, прутики, карандаши)

- Буквы можно сделать из чего угодно, попробуйте сейчас сделать букву А из карандашей, счетных палочек и прочего.

- Напишите букву в воздухе, на столе; ( выложить печатную букву из выбранных материалов).

- Молодцы! А теперь давайте прочитаем нашу букву А. Сначала шепотом, затем вполголоса, потом погромче. А после так громко, чтоб тебя услышали во всем мире.

IV. Физминутка.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо,

Ветерок все тише-тише

Деревцо все выше-выше!

V. Закрепление изученного.

-Мы с вами отдохнули. А теперь давайте поиграем в игру.

Игра «Кто внимательный?»

– Я называю слова, если звук [а] в начале – встаём, в середине - топаем ногами, в конце – хлопаем в ладоши.

1-й раз – арбуз- встали, тетради –топаем, дома –хлопаем,

2-й раз – апельсин – встать, лекарство - топаем, доска- хлопаем.

3-й раз-Амур-встали,  лошади-топаем,  лягушка-хлопаем.

-Ребята, вы любите сказки? Сейчас я прочитаю вам сказку, но сказка с заданием. Вы должны запомнить слова со звуком  [а], которые встретятся вам в сказке. (диск, Грамота)

-Молодцы! Много слов вы запомнили.

      

VI. Итог занятия. Рефлексия.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Что особенно запомнилось на уроке? Почему?

- Что вызвало затруднение? Почему?