Мастерская творческого письма (5 класс)
Тема: «Дождь»
Цели: развитие творческих способностей учащихся; воспитание к любви к родной природе, уважения к мастерам слова; закрепить навыки работы над сочинением-описанием.
Ход урока:
Организационный момент. Сообщение темы и цели.
Работа по теме урока
Обращение к эмоциональной и зрительной памяти детей
- Ребята, у вас есть дома копилки?
- А что вы в них копите? Сейчас я тоже раздам вам копилки (листочки). Сегодня мы должны наполнить эту копилку.… Как вы думаете – чем? Словами и мыслями.
- Итак, мы должны опустить в копилку первое слово, которое будет темой нашей мастерской. А чтобы найти его. Закройте глаза и послушайте.
(Звучит запись на аудиокассете «Ливневый дождь в лесу»).
- Опустите найденное слово в копилку и послушайте дальше.
(Звучит запись «Гроза. Раскаты грома. Затишье. Радостное пение птиц»)
Учитель раздает карточки, на которых написано по одному слову: дождь, гроза, птицы, мое настроение.
- Напишите на карточках два-три предложения на данные темы, чтобы сохранить память об услышанном.
2) Групповая работа
- Представьте, что вы юные корреспонденты и вам поручили написать в школьную стенгазету зарисовку на тему «Природа». Распределите ваши карточки в такой последовательности, чтобы получился текст. Озаглавьте его.
- Нарисуйте первое найденное вами слово (дождь)
- Вспомните интересные истории из своей жизни, связанные с дождем, расскажите их друг другу в группе. Выберите самую интересную, чтобы рассказать ее всем.
- Какие другие слова всплывают в вашей памяти, когда вы слышите слово дождь? Они могут быть связаны с ним по содержанию, цвету, звучанию. Запишите их.
- Распространите слова-ассоциации определениями или другими словами, чтобы получились словосочетания.
После выполнения задания происходит обмен мнениями в группах, затем учащиеся читают словосочетания вслух.
Звук скрипки, чистая вода, небесный ливень, грустное настроение. Страшный гром, темные тучи, сверкающая молния, большие капли, неожиданный страх, громадные лужи, свежий воздух, свирепый ветер, шелест деревьев, глубокая грязь, белая пена, мокрые птицы, серые лужи, печаль на душе, удивленная молния, синие тучи, летний холод…
В результате записи учащихся дополняются.
- Попробуйте написать определение слова дождь: Дождь – это…
- Дождь – это послание Бога.
- Дождь – это плач неба.
- Дождь – это капельки, чистые прозрачные.
- Дождь – это природное явление. Солнце накапливает в облаках влагу. Тучи не выдерживают этой тяжести, и на землю падают капли воды.
3) Творческая работа
- Используя содержание своей копилки, напишите небольшой текст (пять-шесть предложений) о дожде. Выразите свое отношение к дождю. (5 – 7 минут.)
Когда работа закончена, происходит обмен мнениями в группе (дети читают друг другу свои тексты вполголоса). Затем представители групп читают свои работы.
«Когда начинается дождь, мне становится жутко. Он может сопровождаться страшным ураганом, сильной грозой, ослепительной молнией. А этого я очень не люблю…» (Антон Б.).
«Иногда в душе может затаиться неожиданный страх. Особенно когда страшная гроза и сверкающие молнии. Черные тучи закрывают все голубое небо. В такое время особенно жаль мокрых птичек. Так хочется выйти из своего убежища и принести их домой. Мне очень не нравится дождь». (Таня Ч.).
«Оглушительный гром, ослепительная молния.… Так начинается сильный ливень. Пролагают свой извилистый путь грязные ручейки. Идти куда-то сложно: голубоокая непролазная грязь. Черные тучи затмевают теплое солнце, и опускается на землю страшная тьма. Омерзительно жутко. Я ненавижу дождь» (Максим К.)
«С неба падает чистая вода. Раздается такой звук, будто играют ан скрипке. Посмотрев в окно, видишь неприятный свет, и от этого у тебя грустное настроение…» (Диана Р.).
«Начался неожиданный дождь. Настроение сразу изменилось. Захотелось выйти на улицу и посмотреть на страшную грозу, услышать оглушительный звук грома, потрогать капли дождя, ласкающие твои руки». (Наташа Т.).
- Послушайте песню «У природы нет плохой погоды». Выделите основную мысль и запишите ее для себя.
- У природы нет плохой погоды. Каждая погода – благодать…
- Любое время года надо принимать хорошо.
- Дождь мы должны встречать с добротой.
- Хоть ветер, хоть снег – надо любить природу.
В любую погоду человек должен чувствовать себя хорошо.
Дождь и снег – любое время года Надо благодарно принимать.
4. Работа с текстом. Анализ текста
Всем группам раздаются тексты (одинаковые).
- Прочитайте текст, составьте два-три вопроса к нему (работа в парах).
Самое важное чувство, которое мы должны воспитать в себе, - это признание самоценности природы самой по себе, без нашего присутствия: каждая травинка, куст, камень, ручей, птица имеют право на существование не потому, что мы что-то с их помощью создаем для себя. Они ценны уже только тем, что они есть…
Давайте научимся понимать величие нетронутой природы, вечность ее и свободу; осознаем, наконец, что мы все – лишь ее малая часть. (Ю.Ф. Флоринская).
Учащиеся читают составленные ими вопросы:
- Какое важное чувство мы должны воспитывать в себе?
- Что надо научиться понимать?
- Чем ценно всё живое?
- А теперь поработаем с учебником – упражнение 808
- Разделите текст на абзацы, определите микротемы каждого абзаца – напишите план; определите тип речи. ( Работа в парах.)
Обмен мнениями в группах, потом общее обсуждение.
Ночью дождь приходит неслышно. Он одевает стены, крыши, огороды дремотным влажным шелестом. Сквозь раскрытые окна доносится мокрый запах смородины. Утренний дождь всегда бывает неожиданным. Его никто не ждёт, даже если долго стояла жара. Он приходит с грозой откуда-то из-за леса. Его несёт удивительно чёрная туча. Жесткие редкие молнии бьют сокрушительно, и долго после каждой из них ходит по оврагам гул. Вечерами дожди идут низко, ровными длинными косами. Теперь только к полночи пробьют в небе звёзды, и прохладно засверкают в их мерцании мокрые травы и рощи. Но всех реже и всех необыкновенней так называемый слепой дождь. Он случается перед концом дня, когда небольшая туча над головой, а солнце уже спешит к горизонту. Капли и струи налиты светом и счастливым сияньем. Словно и самому дождю радостно, что он пришёл без мглы, такой весёлый.
Учащиеся делят текст на абзацы и определяют микротемы:
1. Ночной дождь
2. Утренний дождь.
3. Вечерний дождь.
4. Слепой дождь.
Тип речи – описание.
Творческая работа.
- Напишите письмо себе от имени дождика.
« Здравствуй, Кристина. Ты знаешь, я на той неделе приходил к нам ночью, но ты меня не видела, спала. Мои друзья, гром и молния, передают тебе привет. Мне очень скучно. Может, я на днях скоро приду, но уже без грозы, я с ней поссорился» ( Кристина С.)
« Здравствуй, Жанна. Пишет тебе дождик. Я не обижаюсь на то, что ты меня любишь. Следующий раз я приду к тебе утром и буду мелким, не то что в прошлом году. И мы с тобой обязательно подружимся.» (Жанна В.)
5. Чтение работ. Обсуждение результатов занятия (рефлексия).
III. Итоги урока. Домашние задание - упражнение 809.
О рефлексии заговорили совсем недавно, хотя этот элемент имел место на уроке у многих опытных учителей. Считаю рефлексию необходимым и органичным моментом личностно-ориентированного урока. Ведь именно она позволяет учителю осуществить обратную связь, помогает определить, насколько результативной, интересной и полезной для ребят была их деятельность на уроке, что они узнали, чего добились, были ли решены в ходе урока те задачи, которые сформулировали учащиеся вместе с рефлексивных заданий и вопросов на разных этапах урока:
- Что нового вы узнали? Для чего вам могут пригодиться эти знания?
- Достигли ли мы цели урока?
- Какие трудности при решении задач урока возникли? Почему? Удалось ли вам их преодолеть? Что нужно сделать, чтобы они не возникли?
- Как вам работалось? Что получилось? Что понравилось? Осталось ли что-нибудь непонятным?
- Такие вопросы способствуют формированию у учащихся критического мышления, то есть умения осмысливать и контролировать свою деятельность, навыки самоанализа, самокоррекции, учат осмысленно работать. Можно поинтересоваться о настроении учащихся после урока в интересной, занимательной форме. Так, например, в конце урока по повторению деепричастия предлагаю такое задание:
- Составьте предложение с деепричастиями или деепричастными оборотами, в котором выразите состояние ученика, у которого был неудачный школьный день, который получил двойку. Вот начало предложения: Ученик идёт домой (как?) …
Учащиеся составляют предложение: Ученик идёт домой, (как?) спотыкаясь на каждом шагу, горько вздыхая, хмурясь, мучаясь о встрече с родителями.
- А с каким настроением уйдёте после нашего сегодняшнего урока вы?
Учащиеся предлагают свои предложения: Мы будем идти, улыбаясь, подшучивая над товарищами, гордясь собой.
Если на уроке обстановка доброжелательная. Учащиеся не чувствуют себя скованными, искренне поделятся своими мыслями.
Особое внимание в условиях личностно ориентированного урока обращаю на домашние задания. Часто использую разноуровневые задания. После урока по повторению деепричастия даю задания:
«Упражнение 262 выполняют те, кому надо потренироваться в подборе синонимичных конструкций к предложениям с деепричастиями.»
«Кто хорошо усвоил программный материал, пишет творческую работу на тему « Что было бы, если бы деепричастия исчезли из языка?»
Личностно – ориентированный урок позволяет не только ярко проявить себя ученику, но и учителю. Стараюсь своей работой настроить ребят так, чтобы они воспринимали меня не как всезнающего мудреца, недосягаемого для них, а как старшего и опытного, справедливого товарища по поиску истины.
В своей работе я использую формы обучения, направленные на активизацию совместной деятельности учителя и учащихся: уроки -путешествия, уроки-семинары, уроки-практикумы, уроки-зачёты. Главное содержание мотивации в школьном возрасте – научиться сотрудничать с другим человеком. На таких уроках самостоятельная, групповая учебная деятельность позволяет сделать урок интересным, т. к. в процессе этой работы происходит активизация различных форм обучения. Урок должен быть напряжённым, трудным, целенаправленным и одновременно приносящим удовлетворение. Совместная деятельность учителя и ученика воспитывает любовь к упорному труду, приносящему результаты.
Основной составляющей урока является мыслительная деятельность, которую организовать труднее, чем просто сообщить новые знания.
Русский язык связан со всеми школьными дисциплинами, «поскольку язык является необходимым средством выражения», поскольку он отражает все стороны действительности и без овладении языком невозможна никакая мыслительная деятельность. Едва ли не самой важной целью использования литературных произведений на уроках русского языка является приобщение учащихся к сокровищнице русской и мировой литературы. Чтобы привить любовь к поэзии на уроках русского языка, я использую поэтические пятиминутки. Н а п р и м е р:
Стремглав наез(?)ники помчались;
Дружины кон(?)ые см..шались;
Сомкнутой, дружною стеной
Там руб..т(?)ся со строем строй;
Со всадником там пеший б(?)ет(?)ся;
Там конь испуган(?)ый н..сет(?)ся.
З а д а н и е:
Записать предложение орфографически верно.
Найти глаголы, указать их время. Как вы думаете, почему А.С. Пушкин использует в одном предложении разные временные формы?
Обозначьте грамматическую основу предложения. Какое это предложение?
При изучении темы «Употребление прилагательных в речи» использую стихотворение В. Брюсова
Воздух живительный, воздух смолистый
Я узнаю.
Свет не летит, упоительный, чистый,
Словно в раю.
Узкой тропинкой к гранитам прибрежным
Вышел, стою.
Нежу простором, суровым и нежным,
Душу мою.
Сосны недвижны на острове, словно
В дивном краю.
Тихие волны лепечут любовно
Сказку свою.
З а д а н и я у ч а щ и м с я:
Выразительно прочитайте записанное вами стихотворение. Какая картина рисуется в вашем воображении? Назовите слова, которые помогают описать пейзаж, настроение. В прямом или переносном значении они употребляются?
Найдите предложение со сравнительным оборотом.
Выпишите 5-6 словосочетаний с именами прилагательными в роли зависимого слова.
Разберите как часть речи любое прилагательное.