Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 85» город Бийск « Методы исследовательской деятельности»
Воспитатель:
Мурашова Марина Васильевна
2017 год
Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Задачи:
Расширить и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей.
Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. Стимулировать желание детей экспериментировать.
Главное достоинство метода – контакт ребенка с предметами или материалами, что дает детям реальное представление об объекте, его свойствах, качеств, возможностей.
Постановка проблемы, которую необходимо разрешить.
Формулирование выводов.
Целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы.
Структура детского экспериментирования:
Анализ полученного результата (подтвердилось или не подтвердилось).
Выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения).
Проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях).
Что же собой представляет «ПРОЕКТ»?
«Модель трех вопросов»
Что мы знаем?
Что мы хотим узнать?
Как узнаем об этом?
Как оформить педагогический проект?
Предпосылки к выбору темы проекта:
Просьбы о помощи
Что-то убрать…
Организовать ситуацию
Что-то делать в присутствии детей
Что-то внести
Внести героя
Типы проектов различаются:
- По доминирующему методу
- По характеру содержания
- По характеру участия ребенка в проекте
- По характеру контактов
- По количеству участников
- По продолжительности
Виды проектов:
Творческий
Игровой
Исследовательский
Информационный
Участники
Продолжительность
проекта
Актуальность
Предмет
проекта
исследования
Цель и задачи
Объект
проекта
исследования
Проблемная
ситуация
Гипотеза
Материалы и
Предполагаемый
оборудование
продукт проекта
Предполагаемый
результат
Содержание
проекта
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап
Основной этап
– постановка целей, определение актуальности и значимости проекта; – подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.);
Заключительный этап
– подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; организация развивающей среды в группе.
– ознакомление детей с художественной литературой;– проведение бесед;
− рассмотрение картин и беседы по их содержанию;
– анализ результатов проекта
− работа с родителя (разработка рекомендаций и их презентация);
− проведение занятий;
− проведение мероприятия;
− прослушивание и обсуждение музыкальных произведений;
− рисование с детьми на … тематику;
− создание и презентация.
План работы:
Содержание работы
Подготовительный этап
Участни-ки
Ответст-венные
1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.2. Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.).
Основной этап
Воспитатели группы
1. Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы; дидактических игр, разработка бесед.2. Разработка рекомендаций для родителей.
Воспитатели группы
3. Подбор репродукций художественных картин на … тематику.
1. Организация развивающей среды в группе старших дошкольников (размещение репродукций картин, плакатов)
1-я половина дня :1) чтение и обсуждение литературных произведений;
2) рассмотрение картин и плакатов на … тематику.
1-я половина дня :1) чтение и обсуждение литературных произведений о …;2) ООД «…».
2-я половина дня :
Дети, родители, воспитатели
2-я половина дня :1) прослушивание песен о …;2) рассмотрение картин и плакатов, проведение опытов, экспериментов, (посещение выставок, галерей, музеев, экскурсий, библиотек)
1) беседа «Детям о …»;
Воспитатели группы
Дети, воспитатели
2) презентация родителям рекомендаций (информационный лист).
Воспитатели группы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 85» город Бийск Проект «Чудо дерево!» (выращивание экзотических растений, на примере Persea americana) (старший дошкольный возраст)
воспитатель Марина Васильевна Мурашова 2017 год
Информационно-исследовательский.
Групповой.
Дети 6 - 7 лет, воспитатель группы, родители.
Долгосрочный,1 год.
- Актуальность . В настоящее время на прилавках наших магазинов можно встретить всевозможные виды овощей и фруктов, в том числе и экзотические для нашей местности. Детей привлекает все интересное и необычное. Каждую весну, организуя в группе мини - огород на окне, дошкольники с интересом наблюдают за появлением из семени растения, за дельнейшим его развитием, появлениям плодов. Но у старших дошкольников появляются более интересные предложения, о том, что можно вырастить на окне.
Процесс выращивания авокадо в закрытом грунте.
Авокадо Чилийский и авокадо Израильский.
Создание условий для знакомства старших дошкольников с экзотическим фруктом (авокадо чилийского и авокадо израильского).
- Формировать представления детей старшего дошкольного возраста об экзотическом фрукте авокадо.
- Формировать умения старших дошкольником ухаживать за растениями, соблюдая условия, необходимые для выращивания экзотического фрукта.
- Воспитывать у детей 6-7 лет бережное отношение к природе и окружающему миру.
В условиях группы из косточки авокадо возможно вырастить большое и красивое дерево.
Как выращивают такой фрукт, как авокадо?
Этапы
Деятельность педагога
I. Подготовительный этап
Ознакомление с биологическим описанием экзотического растения.
Деятельность
Беседа «Что такое авокадо? Как оно выглядит? Истрия происхождения».
детей
Взаимодействие с родителями
Активное участие в беседе.
Выдвижение гипотезы.
Помощь работника МБДОУ (повара),
Сбор информации из различных источников об экзотическом растении авокадо.
Беседа «Полезные свойства авокадо. И применение его в кулинарии».
Помощь в формировании гипотезы.
Ознакомление с полезными свойствами авокадо. Беседа с детьми «Полезные свойства экзотического фрукта авокадо».
Помощь в сборе информации.
Сбор информации в доступных источниках.
Беседа с детьми «Блюда из авокадо».
Принести фотографию или рецепт из фрукта авокадо.
Дети прослушивают рассказ воспитателя о полезных свойствах. Делают выводы.
Проведение опроса у детей:
Рисуют рисунки на тему : «Авокадо и витаминки».
1. Что такое авокадо?
Рассказ о рецепт любимого блюда.
Участие в опросе.
2. Знаете ли вы о пользе этого фрукта?
-
Подготовка детей к интервью.
Проведение интервью в старшей группе №2.
Сбор информации в доступных источниках.
III. Заключительный этап
Организация опытно – экспериментальной деятельности.
Совместное оформление презентации «Выращивание экзотических растений, на примере
Изучение и реализация ухода за экзотическими растениями.
Активное участие в опытно – экспериментальной деятельности.
Persea americana, на территории образовательного учреждения. Мероприятие «Что? Где? Когда?» на тему проекта. Вручение сладких призов.
Сбор информации в доступных источниках об уходе за экзотическими растениями .
Принести ингредиенты для проведения опытно-экспериментальной деятельности.
Участие в оформлении презентации.
Сбор информации из различных источников об уходе за авокадо.
II.
Продолжать поддерживать интерес детей ухаживать за выросшими растениями и мотивировать на поиски новой информации, интересующей их о экзотических растениях.
Знакомство с опытно – экспериментальной деятельностью детей через презентацию.
Участие в мероприятии.
Помощь в сборе информации.
Беседа «Как ухаживать за авокадо?».
Практический этап
Активное участие в беседе.
Занятие лепка «Корзинка с авокадо»
Участие в мероприятии.
Помощь в реализации опытно-экспериментальной деятельности.
Активное участие по лепке овоща авокадо.
Мотивация детей на создание макетов и плакатов совместно с родителями на тему: «Что мы знаем об авокадо!»
Наблюдение и помощь ребенку в выполнении макетов и плакатов на темы «Что мы знаем об авокадо!»
Участие в создании макетов и плакатов по собственной задумке, совместно с родителями.
Продолжают бережно ухаживать за растениями, поливка, пересадка, подкормка почвы.
Участие в поиске новой информации о новых экзотических растениях интересующих детей.
Поддерживают интерес детей по данной теме.
Помощь в сборе информации о каких-либо новых экзотических растениях.
- Авокадо - это вечнозеленое дерево из семейства лавровых, растущее в США, Бразилии, Индии, Африке.
Подготовка посадочного материала и оборудования Выберем нужные для посадки материалы: плод авокадо, горшок, четыре зубочистки, стакан с водой, питательный грунт для экзотических или комнатных растений. Авокадо из недозревших плодов в квартире не вырастить, поэтому нужно выбрать мягкий, тёмнозелёного цвета фрукт. Горшок нужен небольшой 9 см в глубину. Дырки для четырёх зубочисток делаем тонким сверлом.
Проращивание косточки авокадо Вырастим косточку спелого фрукта. Для этого коричневую кожуру на ней нужно снять. Затем посадить в воду, тупым концом вниз. Косточка только на половину должна быть погружена в воду.
Для того чтобы косточка была на половину в воде нужны зубочистки, вставленные в предварительно просверленные отверстия глубиной не более 5мм. С их помощью, подвешиваем косточку над стаканом с водой. Уровень воды нужно постоянно поддерживать, пока косточка не расколется, и не появятся корни. На это может уйти от двух до четырех недель.
Пересадка полученного саженца в грунт Пересадим полученный саженец в грунт. Сначала нужно высадить саженец в горшок. При этом корни саженца должны достигать 3-4 см, возможно также, что с верхней стороны косточки появится росток.
Посадка детьми пророщенного семени авокадо.
Уход за авокадо Регулярное опрыскивание листьев водой Место, выделенное для авокадо, должно быть светлым, но без прямых солнечных лучей.
Мы ухаживаем за нашими четырьмя деревьями авокадо почти уже год. Дети их очень любят и берегут. Сами ухаживают за ними, поливают. Они очень гордятся своим результатом. Ведь самая основная задача была, что бы дети сами достигли заданной цели и чувствовали и видели, что все это они сделали сами, своими руками! Ведь самое главное воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе! Учить детей любить природу и все живое!
На этом наш проект не окончен! Впереди у детей много идей, которые в следующем году в данном проекте мы планируем реализовать. А именно, это проращивание семени фрукта манго на территории ДОУ в условиях климата Алтайского края.
Рассматривание семени манго. Подготовка к проращиванию.
Вывод:
В ходе нашей исследовательской работы мы:
- Узнали, что такое авокадо;
- Ознакомились с биологическим описанием этого растения;
- Изучили историю культивирования авокадо;
- Узнали о полезных свойствах авокадо для человека;
- Ознакомиться с использованием авокадо в кулинарии, как правильно его есть. Опробовали фрукт;
- Изучили прорастание и посев семян авокадо.
- Прорастили косточку авокадо.
- Посадили пророщенное семя.
- Узнали все об уходе за этим экзотическим растением.
- Вырастили 4 дерева авокадо в комнатных условиях дошкольного учреждения и продолжаем их выращивать и ухаживать за ними дальше.
- Зафиксировали процесс роста и морфологические изменения авокадо.
- Изучили условия выращивания авокадо в закрытом грунте.
- Вели наблюдение за ростом и развитием авокадо.
- У детей сформировались такие умения как наблюдение и работа с материалом, умение применять свои знания на практике.
- Дети заинтересованы данной темой. Заняты поиском информации о новых экзотических растениях, интересующих их.
- Далее мы продолжим изучать такие растения как ананас и манго. Данные растения выбрали сами дети.
Таким образом, поставленная в начале работы гипотеза, полностью доказана.
Авокадо – это не просто экзотическое растение, произрастающее в различных странах мира, но и материал, широко применяющийся человеком в жизнедеятельности, кулинарии, косметологии и декоративной культуре (выращивание растения в благоприятных домашних условиях). Мы доказали что, из косточки авокадо можно вырастить дерево в условиях группы.
Литература:
- Бондаренко Т.М. Экологические занятия для детей старшего дошкольного возраста. - Воронеж, 2004
- Николаева С.Н. Программа экологического воспитания дошкольников «Юный эколог» , - М., 2002.
- Старостенкова М.М., Гуленкова М.А., Шафранова Л.М., Шорина Н.И. .Книга: Учебно-полевая практика по ботанике.Издательство: Москва, «Высшая школа»; Год издания: 1990
- Рейвн П., Эверт Р., Айкхорн; Современная ботаника - В 2-х томах - Том 1. С.1990
- Шипунова Т.Я. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. - Новосибирск, 1994
- Яковлев Г. П., Челомбитько В. А. Ботаника, Издательство: Высшая школа; Год: 1990
- http:// ru.wikipedia.org
- http://www.dolgoletie.biz/lib/?p=1&s=1&w=1
- http://www.udec.ru/derevo/avokado-doma.php
- http://tumannyj.ru/p0262.htm