СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Математика «Приемы устных вычислений вида 470 + 80, 560 – 90»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Приемы устных вычислений вида 470 + 80, 560 – 90»

Просмотр содержимого документа
«Математика «Приемы устных вычислений вида 470 + 80, 560 – 90»»

Конспект урока математики в 3 «В» классе

УМК: «Школа России»

Тема урока: «Приемы устных вычислений вида 470 + 80, 560 – 90»

Цель: создание благоприятных условий для знакомства обучающихся с приёмами устных вычислений вида 470 + 80, 560 – 90; закрепление вычислительных навыков; умение решать задачи изученных видов.

Задачи урока:

Образовательные: познакомить обучающихся с приёмами устных вычислений вида 470 + 80, 560 – 90; закрепить у обучающихся вычислительных навыков; сформировать умение решать задачи изученных видов; учиться делать вычисления, используя устные приёмы вычислений.

Развивающие: способствовать развитию математической речи, логического мышления, способность воспринимать и понимать прочитанное, отвечать полными ответами, рассуждать, обосновывать ход выбранных действий; развитию памяти, внимания, творческих способностей.

Воспитательные: воспитывать познавательный интерес, самостоятельность в получении знаний; прививать аккуратность и последовательность при выполнении устных и письменных работ.

Планируемые результаты:

Личностные: развитие познавательных интересов, формирование мотивации к обучению и познанию, первичное понимание значения математических знаний в жизни человека, формирование и развитие познавательных интересов, развитие математической речи, воспитание личностных качеств: аккуратности, ответственности, уверенности, волевых качеств.

Метапредметные:

Формирование познавательных УУД: формировать проблемы, выдвигать гипотезы; осуществлять поиск нужной информации в материале учебника, в рабочей тетради, сравнивать, анализировать.

Формирование регулятивных УУД: развитие умения выполнять учебные действия: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; развитие самостоятельности, самооценки, осуществление пошагового контроля по ходу выполнения заданий под руководством учителя.

Формирование коммуникативных УУД: развивать умения обосновывать и отстаивать высказанное суждение и умение принимать суждение других, строить речевое высказывание в устной форме, уметь работать в парах, контролировать действия партнёра, уметь вести диалог с учителем и товарищами.

Предметные: понимать алгоритм письменного деления на двузначное число, решать задачи, находить значения математических выражений; пользоваться изученной математической терминологией; умение рассуждать, обосновывать ход выбранных действий.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: «Математика» (учебник) М.И. Моро, М.А. Бантова и др. 3 класс, часть 2, индивидуальные карточки с примерами.

Ход урока

I . Организационный момент.

  1. Приветствие.

У.: - Здравствуйте ребята. Сегодня урок математики проведу у вас я, зовут меня Ангелина Владимировна. Садитесь.

  1. Проверка готовности к уроку.

У.: - Проверьте, всё ли у вас готово к уроку. На парте у вас должны лежать: учебник, тетрадь, дневник, пенал.

  1. Мотивация к обучению и познанию.

У.: - Ребята, сегодня у нас необычный урок. Я вижу ваши сияющие лица. Это говорит о вашем хорошем настроении, значит. Урок у нас будет удачным.

(Слайд 1)

У.: - Давайте прочитаем слова, записанные на доске:

Пусть суровые ветры нам дуют в лицо,
Все пути нам, ребята, открыты,
Мы поднимемся к звездам, проплывем по морям,
Мы – искатели, мы – следопыты.

У.: - Подумайте над словами этого стихотворения. Чем мы будем заниматься на уроке?

О.: - Будем преодолевать трудности, выполнять сложные задания, узнавать новое.

У.: - Действительно, мы многое узнаем, сделаем открытие и совершим сказочное путешествие в космос. В космическом пространстве нам нужно будет не пропустить ни одного сигнала бедствия. Мы будем помогать всем, кто в этом нуждается.


II. Устный счет.

У.: - Ребята, сейчас мы поиграем с вами в интересную игру. Каждый из вас сейчас получит карточку, на которой написаны 3 при­мера. Я показываю вам карточку с ответом, а вы на своих карточках зачеркиваете примеры. Вы­игрывает тот, кто раньше зачеркнет все примеры на своей карточке.

На доске 3 звезды (1 с числом 9, 2 с числом 0, 3 с числом 1)

У.: - Назовите числа, которые можно составить, используя звезды красного цвета. (Числа выставляются на магнитной доске.)

О.: - 109, 901, 910, 190.

У.: - О чем говорит цифра «0» в этих числах?

О.: - Об отсутствии какого-то разряда.

У.: - Назовите самое маленькое число. 

О.: - 109.

У.: - Что обозначает цифра 0 в этом числе?

О.: - Об отсутствии разряда десятков.

У.: - Назовите разрядный состав этого числа. 

О.: - 1 сотня, 0 десятков, 9 единиц.

У.: - Назовите предыдущее для него число.

О.: - 108.

У.: - Назовите последующее число. 

О.: - 110.

У.: - Назовите наибольшее число. 

О.: - 910. 

У.: - Что обозначает цифра 0 в этом числе?

О.: - Об отсутствии разряда единиц.

У.: - Назовите предыдущее для него число. 

О.: - 909.

У.: - Назовите последующее число. 

О.: - 911

У.: - Итак, что общего у всех чисел, которые вы составили.

О.: - Они трехзначные.

У.: - Почему они так называются?

О.: - Они состоят из трех знаков (цифр).

У.: - Назовите, из каких разрядов состоят трехзначные числа?

О.: - Из сотен, десятков, единиц.

У.: - Решите задачу в стихотворной форме.

Артур, Маша, собачонок и котик

Дружно включились в морскую охоту.

По двадцать рыбок каждый поймает.

Сколько ж всего, кто отгадает?

О.: - Всего поймали 80 рыбок.


III. Актуализация знаний.

У.: - Давайте проверим, готовы ли вы к такому путешествию. На нашем пульте управления загорелась красная лампочка. Это значит, что нас просят о помощи. Приземляемся. Стало известно, что к ближайшей от нас планете приближаются астероиды. Нам нужно изменить траекторию их полета, для этого нужно узнать номер каждого астероида и расположить их в порядке убывания.

Как мы узнаем номер каждого астероида?

О.: - Решим числовые выражения.

У.: - Верно. Приступаем к нашему ответственному заданию, решаем числовые выражения.

Помним, что сотни складываем с сотнями, десятки с десятками, а единицы с единицами.

430 + 70 = 400 + (30+70) = 400 + 100 = 500

260 – 40 = 200 + (60 – 40) = 200 + 20 = 220

520 – 20 + 60 = 500 + (20 – 20) + 60 = 500 + 60 = 560

480 + 220 = (400 + 200) + (80 + 20) = 600 + 100 = 700

180 + 240 = (100 + 200) + (80 + 40) = 300 + 120 = 420

У.: - Расставляем получившиеся ответы в порядке убывания (700, 560, 500, 420, 220).

У.: - Молодцы! Вы помогли спасти планету. Наш корабль продолжает свое путешествие. Но что это? Опять слышен сигнал бедствия. Приземляемся.



IV. Постановка темы урока.

У.: - На этой планете находится группа ученых-землян. Они проводят здесь свои расчеты. Но на их  станцию прорвались космические пираты и уничтожили расчеты. Мы должны помочь восстановить эти расчеты. Рассмотрите предложенные примеры.

77 + 8 = 7дес. 7ед. + 8 ед. = 8дес. 5ед. = 85 770 + 80 = 700 + (70 + 80) = 700 + 150 = 850

77-8 = 7 дес. 7ед. – 8ед. = 6дес. 9ед. = 69 780 – 70 = 700 – (80 – 70) = 700 – 10 = 690

У.: - Чем похожи примеры?

О.: - Примеры на сложение и вычитание с переходом через разряд.

У.: - Вспомните, как мы решали примеры первого столбика. Кто может решить у доски? Остальные открываем тетради, записываем 12 апреля, классная работа.

О.: - Ученик решает 1 столбик.

У.: - Можно ли использовать этот прием при решении примеров второго столбика?

О.: - 770 + 80 = 77дec. + 8дec. Получились те же самые числа и тот же ответ, значит, прием можно использовать. Ребята, как вы думаете, можно ли устно вычислять примеры такого вида?

О.: - Да.

У.: - Какая же тема нашего урока?

О.: - Приёмы устных вычислений вида 470 + 80, 560 – 90.

У.: - Какую цель мы поставим перед собой на уроке?

О.: - Узнать новый приём устного вычисления вида 470 + 80, 560 – 90.


V. Изучение нового материала.

У.: - Открываем страницу 68, вверху у вас решены примеры новым способом. Внимательно посмотрите на решение. В чём заключается этот способ решения примеров?

О.: - К первому числу надо прибавить или отнять столько, чтобы получилось круглое число, затем прибавить (отнять) оставшуюся часть.

У.: - Верно ребята. Смысл этого способа заключается в том, к числу нужно прибавить столько, чтобы получилось круглое число, затем прибавим оставшуюся часть.

Сейчас я вам покажу 1 пример. Все записываем в тетрадь. Берём выражение 670 + 90. Сколько нужно прибавить к числу 70, чтобы получилось круглое число?

О.: - Число 30.

У.: - Число 90 раскладываем на 30 и сколько?

О.: - И 60.

У.: - Верно, пишем. Сначала прибавляем к числу столько, чтобы получилось круглое число, то есть к (670 + 30), пишем в скобочках (670 + 30) и прибавляем ещё 60. 670 + 30 сколько будет?

О.: - 700.

У.: - К 700 прибавляем 60, сколько будет?

О.: - 760.

У.: - Верно. Получается 670 + 90 = 760

У.: - На странице 68 находим № 1. Первый столбик выполняем у доски, проговаривая объяснение, второй и третий решаете сами.

380 + 60 = (380 + 20) + 40 = 400 + 40 = 440

790 + 80 = (790 + 10) + 70 = 800 + 70 = 870

Сами решают.

260 – 70 = (260 – 60) – 10 = 200 – 10 = 190

180 – 90 = (180 – 80) – 10 = 100 – 10 = 90

570 – 80 = (570 – 70) – 10 = 500 – 10 = 490

620 – 40 = (620 – 20) – 20 = 600 – 20 = 580

У.: - Выполняем № 2. Не забудьте выполнить проверку.

27 + 36 = 63

Проверка: 63 – 36 = 27 63 – 27 = 36

84 – 59 = 25

Проверка: 25 + 59 = 84 59 + 25 = 84

32 ⋅ 3 = 96

Проверка: 96 : 3 = 32 96 : 32 = 3

96 : 6 = 16

Проверка: 16 ⋅ 6 = 96 6 ⋅ 16 = 96

У.: - Вы большие молодцы, вы помогли учёным восстановить расчеты.


V. Физкультминутка

1. И.п. - стоя, руки на поясе. 1 - 2 - круг правой рукой назад с поворотом туловища и головы направо. 3 - 4 - то же левой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
2. И.п. - стоя, руки в стороны, ладони вперед, пальцы разведены. 1 - обхватив себя за плечи руками возможно крепче и дальше. 2- и.п. То же налево. Повторить 4 - 6 раз. Темп быстрый.
3. И.п.- стоя, руки на пояс. 1 - повернуть голову направо. 2 - и.п. То же налево. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.



VI. Открытие новых умений и знаний. (продолжение)

1. Решение задачи на с.68 № 5

У.: - Ребята, новый сигнал бедствия поступил на наш корабль. Нашему кораблю необходимо поменять некоторые детали, и токари совсем запутались, сколько деталей нужно на наш корабль. Давайте поможем.

О.: - Задача № 5

За 7 ч. токарь изготовил 63 одинаковые детали. Сколько часов ему потребуется для изготовления 70 таких деталей, если в час он будет изготавливать на одну деталь больше?

У.: - О ком или о чем говорится в задаче?

О.: - О токаре. 

У.: - Что делает токарь в задаче?

О.: – Изготавливает детали.

У.: - Сколько деталей изготавливает токарь за 1 час нам известно?

О.: - Нет.

У.: - А что нам известно?

О.: - Что за 7 ч. токарь изготовил 63 одинаковые детали.

У.: - Что нас просят найти в задаче?

О.: - Сколько часов потребуется токарю для изготовления 70 таких деталей, если в час он будет изготавливать на одну деталь больше?

У.: - С помощью какой краткой записи мы будем оформлять задачу?

О.: - С помощью кратких слов.

Никакой таблицы на доске не должно быть, дети по мере обсуждения задачи сами должны определить, какой краткой записью они воспользуются.

Оформляем краткую запись у доски

У.: - Сразу сможем ответь на вопрос задачи?

О.: - Нет.

У.: - Почему?

О.: - Не знаем, сколько деталей изготавливает токарь за 1 час.

У.: - А можем узнать?

О.: - Да.

У.: - Как узнать, сколько деталей изготавливает токарь за 1 час?

О.: - Действием делением.

Записываем первое действие.

1) 63 : 7 = 9 (д.) – изготавливает токарь за 1 час

У.: - Прочитайте ещё раз вопрос задачи. Что мы тперь можем найти?

О.: - Сколько деталей будет изготавливать токарь, если в час он будет изготавливать на 1 деталь больше.

У.: - Каким действие?

О.: - Сложением

Записываем 2 действие.

2) 9 + 1 = 10 (д.) – будет изготавливать токарь за 1 час

Читаем ещё раз вопрос задачи.

У.: - Мы ответили на вопрос задачи?

О.: - Нет.

У.: - Почему?

О.: - Потому что мы не нашли сколько часов потребуется токарю для изготовления 70 таких деталей.

У.: - Как мы найдем, сколько часов потребуется токарю для изготовления 70 таких деталей?

О.: - Мы 70 деталей разделим на 10 деталей.

Записываем 2 действие.

3) 70 : 10 = 7 (ч)

Читаем ещё раз вопрос задачи.

У.: - Ответили мы на вопрос в задаче?

О.: - Да.

У.: - Записываем ответ.

Ответ: 7 часов потребуется токарю для изготовления 70 деталей.

2. Индивидуальная работа.

Решите числовые выражения

570 + 90 = (570 + 30) + 60 = 600 + 60 = 660

730 – 70 = (730 – 30) – 40 = 700 – 40 = 660

260 + 80 = (260 + 40) + 40 = 300 + 40 = 340


VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

У.: - Какую тему мы сегодня с вами прошли?

О.: - Приёмы устных вычислений вида 470 + 80, 560 – 90.

У.: - Какие задания у вас вызвали затруднение?

О.: - Ответы детей.

У.: - Ребята, наш необычный урок подходит к концу. Посмотрите на доску, закончите данные предложения.


Урок был …

Я на уроке …

Сегодня я …

интересный и познавательный


работал

много узнал

скучный

отдыхал


сделал открытие и совершил путешествие в космос

бесполезный

помогал другим


помогал всем, кто в этом нуждался



Домашнее задание стр. 68 №2 (3), №4.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!