Конспект урока математики в 3 «В» классе
УМК: «Школа России»
Тема урока: «Приемы устных вычислений вида 470 + 80, 560 – 90»
Цель: создание благоприятных условий для знакомства обучающихся с приёмами устных вычислений вида 470 + 80, 560 – 90; закрепление вычислительных навыков; умение решать задачи изученных видов.
Задачи урока:
Образовательные: познакомить обучающихся с приёмами устных вычислений вида 470 + 80, 560 – 90; закрепить у обучающихся вычислительных навыков; сформировать умение решать задачи изученных видов; учиться делать вычисления, используя устные приёмы вычислений.
Развивающие: способствовать развитию математической речи, логического мышления, способность воспринимать и понимать прочитанное, отвечать полными ответами, рассуждать, обосновывать ход выбранных действий; развитию памяти, внимания, творческих способностей.
Воспитательные: воспитывать познавательный интерес, самостоятельность в получении знаний; прививать аккуратность и последовательность при выполнении устных и письменных работ.
Планируемые результаты:
Личностные: развитие познавательных интересов, формирование мотивации к обучению и познанию, первичное понимание значения математических знаний в жизни человека, формирование и развитие познавательных интересов, развитие математической речи, воспитание личностных качеств: аккуратности, ответственности, уверенности, волевых качеств.
Метапредметные:
Формирование познавательных УУД: формировать проблемы, выдвигать гипотезы; осуществлять поиск нужной информации в материале учебника, в рабочей тетради, сравнивать, анализировать.
Формирование регулятивных УУД: развитие умения выполнять учебные действия: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; развитие самостоятельности, самооценки, осуществление пошагового контроля по ходу выполнения заданий под руководством учителя.
Формирование коммуникативных УУД: развивать умения обосновывать и отстаивать высказанное суждение и умение принимать суждение других, строить речевое высказывание в устной форме, уметь работать в парах, контролировать действия партнёра, уметь вести диалог с учителем и товарищами.
Предметные: понимать алгоритм письменного деления на двузначное число, решать задачи, находить значения математических выражений; пользоваться изученной математической терминологией; умение рассуждать, обосновывать ход выбранных действий.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: «Математика» (учебник) М.И. Моро, М.А. Бантова и др. 3 класс, часть 2, индивидуальные карточки с примерами.
Ход урока
I . Организационный момент.
Приветствие.
У.: - Здравствуйте ребята. Сегодня урок математики проведу у вас я, зовут меня Ангелина Владимировна. Садитесь.
Проверка готовности к уроку.
У.: - Проверьте, всё ли у вас готово к уроку. На парте у вас должны лежать: учебник, тетрадь, дневник, пенал.
Мотивация к обучению и познанию.
У.: - Ребята, сегодня у нас необычный урок. Я вижу ваши сияющие лица. Это говорит о вашем хорошем настроении, значит. Урок у нас будет удачным.
(Слайд 1)
У.: - Давайте прочитаем слова, записанные на доске:
Пусть суровые ветры нам дуют в лицо,
Все пути нам, ребята, открыты,
Мы поднимемся к звездам, проплывем по морям,
Мы – искатели, мы – следопыты.
У.: - Подумайте над словами этого стихотворения. Чем мы будем заниматься на уроке?
О.: - Будем преодолевать трудности, выполнять сложные задания, узнавать новое.
У.: - Действительно, мы многое узнаем, сделаем открытие и совершим сказочное путешествие в космос. В космическом пространстве нам нужно будет не пропустить ни одного сигнала бедствия. Мы будем помогать всем, кто в этом нуждается.
II. Устный счет.
У.: - Ребята, сейчас мы поиграем с вами в интересную игру. Каждый из вас сейчас получит карточку, на которой написаны 3 примера. Я показываю вам карточку с ответом, а вы на своих карточках зачеркиваете примеры. Выигрывает тот, кто раньше зачеркнет все примеры на своей карточке.
На доске 3 звезды (1 с числом 9, 2 с числом 0, 3 с числом 1)
У.: - Назовите числа, которые можно составить, используя звезды красного цвета. (Числа выставляются на магнитной доске.)
О.: - 109, 901, 910, 190.
У.: - О чем говорит цифра «0» в этих числах?
О.: - Об отсутствии какого-то разряда.
У.: - Назовите самое маленькое число.
О.: - 109.
У.: - Что обозначает цифра 0 в этом числе?
О.: - Об отсутствии разряда десятков.
У.: - Назовите разрядный состав этого числа.
О.: - 1 сотня, 0 десятков, 9 единиц.
У.: - Назовите предыдущее для него число.
О.: - 108.
У.: - Назовите последующее число.
О.: - 110.
У.: - Назовите наибольшее число.
О.: - 910.
У.: - Что обозначает цифра 0 в этом числе?
О.: - Об отсутствии разряда единиц.
У.: - Назовите предыдущее для него число.
О.: - 909.
У.: - Назовите последующее число.
О.: - 911
У.: - Итак, что общего у всех чисел, которые вы составили.
О.: - Они трехзначные.
У.: - Почему они так называются?
О.: - Они состоят из трех знаков (цифр).
У.: - Назовите, из каких разрядов состоят трехзначные числа?
О.: - Из сотен, десятков, единиц.
У.: - Решите задачу в стихотворной форме.
Артур, Маша, собачонок и котик
Дружно включились в морскую охоту.
По двадцать рыбок каждый поймает.
Сколько ж всего, кто отгадает?
О.: - Всего поймали 80 рыбок.
III. Актуализация знаний.
У.: - Давайте проверим, готовы ли вы к такому путешествию. На нашем пульте управления загорелась красная лампочка. Это значит, что нас просят о помощи. Приземляемся. Стало известно, что к ближайшей от нас планете приближаются астероиды. Нам нужно изменить траекторию их полета, для этого нужно узнать номер каждого астероида и расположить их в порядке убывания.
Как мы узнаем номер каждого астероида?
О.: - Решим числовые выражения.
У.: - Верно. Приступаем к нашему ответственному заданию, решаем числовые выражения.
Помним, что сотни складываем с сотнями, десятки с десятками, а единицы с единицами.
430 + 70 = 400 + (30+70) = 400 + 100 = 500
260 – 40 = 200 + (60 – 40) = 200 + 20 = 220
520 – 20 + 60 = 500 + (20 – 20) + 60 = 500 + 60 = 560
480 + 220 = (400 + 200) + (80 + 20) = 600 + 100 = 700
180 + 240 = (100 + 200) + (80 + 40) = 300 + 120 = 420
У.: - Расставляем получившиеся ответы в порядке убывания (700, 560, 500, 420, 220).
У.: - Молодцы! Вы помогли спасти планету. Наш корабль продолжает свое путешествие. Но что это? Опять слышен сигнал бедствия. Приземляемся.
IV. Постановка темы урока.
У.: - На этой планете находится группа ученых-землян. Они проводят здесь свои расчеты. Но на их станцию прорвались космические пираты и уничтожили расчеты. Мы должны помочь восстановить эти расчеты. Рассмотрите предложенные примеры.
77 + 8 = 7дес. 7ед. + 8 ед. = 8дес. 5ед. = 85 770 + 80 = 700 + (70 + 80) = 700 + 150 = 850
77-8 = 7 дес. 7ед. – 8ед. = 6дес. 9ед. = 69 780 – 70 = 700 – (80 – 70) = 700 – 10 = 690
У.: - Чем похожи примеры?
О.: - Примеры на сложение и вычитание с переходом через разряд.
У.: - Вспомните, как мы решали примеры первого столбика. Кто может решить у доски? Остальные открываем тетради, записываем 12 апреля, классная работа.
О.: - Ученик решает 1 столбик.
У.: - Можно ли использовать этот прием при решении примеров второго столбика?
О.: - 770 + 80 = 77дec. + 8дec. Получились те же самые числа и тот же ответ, значит, прием можно использовать. Ребята, как вы думаете, можно ли устно вычислять примеры такого вида?
О.: - Да.
У.: - Какая же тема нашего урока?
О.: - Приёмы устных вычислений вида 470 + 80, 560 – 90.
У.: - Какую цель мы поставим перед собой на уроке?
О.: - Узнать новый приём устного вычисления вида 470 + 80, 560 – 90.
V. Изучение нового материала.
У.: - Открываем страницу 68, вверху у вас решены примеры новым способом. Внимательно посмотрите на решение. В чём заключается этот способ решения примеров?
О.: - К первому числу надо прибавить или отнять столько, чтобы получилось круглое число, затем прибавить (отнять) оставшуюся часть.
У.: - Верно ребята. Смысл этого способа заключается в том, к числу нужно прибавить столько, чтобы получилось круглое число, затем прибавим оставшуюся часть.
Сейчас я вам покажу 1 пример. Все записываем в тетрадь. Берём выражение 670 + 90. Сколько нужно прибавить к числу 70, чтобы получилось круглое число?
О.: - Число 30.
У.: - Число 90 раскладываем на 30 и сколько?
О.: - И 60.
У.: - Верно, пишем. Сначала прибавляем к числу столько, чтобы получилось круглое число, то есть к (670 + 30), пишем в скобочках (670 + 30) и прибавляем ещё 60. 670 + 30 сколько будет?
О.: - 700.
У.: - К 700 прибавляем 60, сколько будет?
О.: - 760.
У.: - Верно. Получается 670 + 90 = 760
У.: - На странице 68 находим № 1. Первый столбик выполняем у доски, проговаривая объяснение, второй и третий решаете сами.
380 + 60 = (380 + 20) + 40 = 400 + 40 = 440
790 + 80 = (790 + 10) + 70 = 800 + 70 = 870
Сами решают.
260 – 70 = (260 – 60) – 10 = 200 – 10 = 190
180 – 90 = (180 – 80) – 10 = 100 – 10 = 90
570 – 80 = (570 – 70) – 10 = 500 – 10 = 490
620 – 40 = (620 – 20) – 20 = 600 – 20 = 580
У.: - Выполняем № 2. Не забудьте выполнить проверку.
27 + 36 = 63
Проверка: 63 – 36 = 27 63 – 27 = 36
84 – 59 = 25
Проверка: 25 + 59 = 84 59 + 25 = 84
32 ⋅ 3 = 96
Проверка: 96 : 3 = 32 96 : 32 = 3
96 : 6 = 16
Проверка: 16 ⋅ 6 = 96 6 ⋅ 16 = 96
У.: - Вы большие молодцы, вы помогли учёным восстановить расчеты.
V. Физкультминутка
1. И.п. - стоя, руки на поясе. 1 - 2 - круг правой рукой назад с поворотом туловища и головы направо. 3 - 4 - то же левой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
2. И.п. - стоя, руки в стороны, ладони вперед, пальцы разведены. 1 - обхватив себя за плечи руками возможно крепче и дальше. 2- и.п. То же налево. Повторить 4 - 6 раз. Темп быстрый.
3. И.п.- стоя, руки на пояс. 1 - повернуть голову направо. 2 - и.п. То же налево. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.
VI. Открытие новых умений и знаний. (продолжение)
1. Решение задачи на с.68 № 5
У.: - Ребята, новый сигнал бедствия поступил на наш корабль. Нашему кораблю необходимо поменять некоторые детали, и токари совсем запутались, сколько деталей нужно на наш корабль. Давайте поможем.
О.: - Задача № 5
За 7 ч. токарь изготовил 63 одинаковые детали. Сколько часов ему потребуется для изготовления 70 таких деталей, если в час он будет изготавливать на одну деталь больше?
У.: - О ком или о чем говорится в задаче?
О.: - О токаре.
У.: - Что делает токарь в задаче?
О.: – Изготавливает детали.
У.: - Сколько деталей изготавливает токарь за 1 час нам известно?
О.: - Нет.
У.: - А что нам известно?
О.: - Что за 7 ч. токарь изготовил 63 одинаковые детали.
У.: - Что нас просят найти в задаче?
О.: - Сколько часов потребуется токарю для изготовления 70 таких деталей, если в час он будет изготавливать на одну деталь больше?
У.: - С помощью какой краткой записи мы будем оформлять задачу?
О.: - С помощью кратких слов.
Никакой таблицы на доске не должно быть, дети по мере обсуждения задачи сами должны определить, какой краткой записью они воспользуются.
Оформляем краткую запись у доски
У.: - Сразу сможем ответь на вопрос задачи?
О.: - Нет.
У.: - Почему?
О.: - Не знаем, сколько деталей изготавливает токарь за 1 час.
У.: - А можем узнать?
О.: - Да.
У.: - Как узнать, сколько деталей изготавливает токарь за 1 час?
О.: - Действием делением.
Записываем первое действие.
1) 63 : 7 = 9 (д.) – изготавливает токарь за 1 час
У.: - Прочитайте ещё раз вопрос задачи. Что мы тперь можем найти?
О.: - Сколько деталей будет изготавливать токарь, если в час он будет изготавливать на 1 деталь больше.
У.: - Каким действие?
О.: - Сложением
Записываем 2 действие.
2) 9 + 1 = 10 (д.) – будет изготавливать токарь за 1 час
Читаем ещё раз вопрос задачи.
У.: - Мы ответили на вопрос задачи?
О.: - Нет.
У.: - Почему?
О.: - Потому что мы не нашли сколько часов потребуется токарю для изготовления 70 таких деталей.
У.: - Как мы найдем, сколько часов потребуется токарю для изготовления 70 таких деталей?
О.: - Мы 70 деталей разделим на 10 деталей.
Записываем 2 действие.
3) 70 : 10 = 7 (ч)
Читаем ещё раз вопрос задачи.
У.: - Ответили мы на вопрос в задаче?
О.: - Да.
У.: - Записываем ответ.
Ответ: 7 часов потребуется токарю для изготовления 70 деталей.
2. Индивидуальная работа.
Решите числовые выражения
570 + 90 = (570 + 30) + 60 = 600 + 60 = 660
730 – 70 = (730 – 30) – 40 = 700 – 40 = 660
260 + 80 = (260 + 40) + 40 = 300 + 40 = 340
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
У.: - Какую тему мы сегодня с вами прошли?
О.: - Приёмы устных вычислений вида 470 + 80, 560 – 90.
У.: - Какие задания у вас вызвали затруднение?
О.: - Ответы детей.
У.: - Ребята, наш необычный урок подходит к концу. Посмотрите на доску, закончите данные предложения.
Урок был … | Я на уроке … | Сегодня я … |
интересный и познавательный | работал | много узнал |
скучный | отдыхал | сделал открытие и совершил путешествие в космос |
бесполезный | помогал другим | помогал всем, кто в этом нуждался |
Домашнее задание стр. 68 №2 (3), №4.