Планирование составлено на основе программы: М. И. Моро, С.И. Волкова,
С. В .Степанова» « Программа по математике для четырехлетней начальной школы» Москва «Просвещение», 2011 Рекомендовано Министерством образования и науки РФ
Образовательная система «Школа России»
Основное пособие (учебник) для учащихся: М .И .Моро, С.И. Волкова,
С. В. Степанова» 1 класс , 1,2 части. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. 2011
Содержание учебника соответствует требованиям ФГОС. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2012г № 1067 г. Москвы «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию в образовательных учреждениях на 2013-2014 учебный год ».
Практическая часть
Виды контрольных, практических работ | I полугодие | II полугодие |
Iчетверть | II четверть | III четверть | IV четверть |
Контрольные работы | 2 | 2 | 3 | 3 |
Лабораторные работы | | | | |
Практические работы | 1 | 1 | | 1 |
Математические диктанты | 4 | 3 | 4 | 4 |
Задания творческого, поискового характера | 1 | 1 | 1 | 2 |
Проектная деятельность | | 1 | | 1 |
Зачеты | | | | |
Другие: | | | | |
| | | | |
| | | | |
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для обучающихся 1 класса разработана на основе следующих нормативных документов:
Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644).
Образовательной системы «Школа России». ( Программа « Начальная школа» Москва , Просвещение ), утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Авторской программы М. И. Моро, С.И. Волкова, С. В. Степанова» «Математика».
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- математическое развитие младшего школьника — формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);
- освоение начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
- воспитание интереса к математике, осознание возможностей и роли математики в познании окружающего мира, понимание математики как части общечеловеческой культуры, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие задачи:
- создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;
- сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;
- обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
- сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
- сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
- сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;
- выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.
Содержание программы по математике позволяет шире использовать дифференцированный подход к учащимся. Это способствует нормализации нагрузки обучающихся, обеспечивает более целесообразное их включение в учебную деятельность, своевременную корректировку трудностей и успешное продвижение в математическом развитии
2. Общая характеристика учебного предмета
Начальный курс математики — курс интегрированный: в нем объединен арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.
Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением. Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления учащихся.
Рассматриваемый курс математики предлагает решение новых образовательных задач путём использования современных образовательных технологий.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, урок-зачёт.
Планирование уроков по новым стандартам предполагает использование деятельностного, поискового метода, метода проектов, групповых форм ( работа в малых группах, парах). Ведущие формы и методы: коллективные, индивидуальные, индивидуализированные; репродуктивные и продуктивные; исследовательская работа, проектная деятельность, задачная форма обучения, математические игры.
Так, на уроке открытия нового знания, на этапе мотивации к учебной деятельности на уроке используются все известные мотивационные методы, например, «яркое пятно», личностно-ориентированные формы взаимодействия и др.
На этапе актуализации знаний и фиксирования затруднений в пробном учебном действии используются диалоговые формы общения: подводящий диалог, выдвижение гипотез, анализ выдвинутых гипотез и их сравнение и др.
На этапе постановки проблемы используются исследовательские методы обучения, приемы развития критического мышления и др.
На этапе построения проекта выхода из затруднения используются проектные формы и методы работы, целеполагание, планирование и др.
На этапе реализации построенного проекта используются продуктивные формы учебной деятельности: побуждающий диалог, эвристическая беседа, групповые формы работы, формы и методы работы с текстами и др.
На этапе первичного закрепления во внешней речи используются комментирование и различные репродуктивные формы учебной деятельности, работа по заданному образцу, алгоритму и т.д.
На этапе самостоятельной работы с самопроверкой по эталону учащиеся выполняют самостоятельную работу, учатся сравнивать ее по образцу и по эталону для самопроверки, контролировать и оценивать свой уровень знаний, корректировать свои ошибки и т.д.
На этапе включения нового знания в систему знаний и повторения спектр возможных форм и методов работы ничем не ограничен: это может быть и фронтальная работа, и использование игровых форм, соревнований, тренингов, работы в группах и т.д.
На этапе рефлексии учебной деятельности на уроке используются различные формы подведения итога работы, самооценки собственной деятельности и деятельности класса.
Образовательные и воспитательные задачи обучения математике решаются комплексно. В основе методического аппарата курса лежит проблемно-диалогическая технология, технология правильного типа читательской деятельности и технология оценивания достижений, позволяющие формировать у учащихся умение обучаться с высокой степенью самостоятельности. При этом в первом классе проблемная ситуация естественным образом строится на дидактической игре.
Материалы курса организованы таким образом, чтобы педагог и дети могли осуществлять дифференцированный подход в обучении и обладали правом выбора уровня решаемых математических задач.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
На предмет «Математика» базисным учебным планом начального общего образования выделяется 540 часов: в 1 классе - 132 часа (4 часа в неделю, 33 учебных недели). 4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:
- понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т. д.);
- математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
- владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).
5. Личностные , метапредметные , предметные результаты
результаты освоения учебного предмета.
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
Целостное восприятие окружающего мира.
Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Установку наздоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты
Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
оценки их количественных и пространственных отношений.
Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы),записи и выполнения алгоритмов.
Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Обучающиеся получат возможность научиться:
названиям и последовательности чисел от 1 до 100;
названиям компонентов и результатов сложения и вычитания;
правилам порядка выполнения действий в числовых выражениях в два действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без них);
названиям и обозначениям действий умножения и деления;
таблице сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания учащиеся должны усвоить на уровне автоматизированного навыка.
Обучающиеся должны научиться:
читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;
находить сумму и разность чисел в пределах 100: в более легких случаях устно, в более сложных – письменно;
находить значения числовых выражений в 2 действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без них);
решать задачи в 1 – 2 действия на сложение и вычитание и задачи в одно действие, раскрывающие конкретный смысл умножения и деления;
чертить отрезок заданной длины и измерять длину данного отрезка;
находить длину ломаной, состоящей из 3 – 4 звеньев, и периметр многоугольника (треугольника, четырехугольника).
6. Содержание учебного предмета.
Основные содержательные линии курса:
«Числа и величины»
«Арифметические действия»,
«Текстовые задачи»
«Пространственные отношения. Геометрические фигуры»,
«Геометрические величины»
«Работа с данными»
-Новый раздел «Работа с данными» изучается на основе содержания всех других разделов курса математики.
Сравнение предметов по размеру (больше - меньше, выше - ниже, длиннее - короче) и форме (круглый, квадратный, треугольный и др.).
Пространственные представления, взаимное расположение предметов: вверху, внизу (выше, ниже), слева, справа (левее, правее), перед, за, между, рядом.
Направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх.
Временные представления: сначала, потом, до, после, раньше, позже.
Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же, больше (меньше) на...
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10 и число 0 ) Нумерация
Названия, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Счёт реальных предметов и их изображений, движений, звуков и др. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счёте.
Число 0. Его получение и обозначение.
Сравнение чисел.
Равенство, неравенство. Знаки (больше),
Точка. Линии: кривая, прямая. Отрезок. Ломаная. Многоугольник. Углы, вершины, стороны многоугольника.
Длина отрезка. Сантиметр.
Решение задач в одно действие на сложение и вычитание (на основе счёта предметов).
Сложение и вычитание
Конкретный смысл и названия действий сложения и вычитания. Знаки + (плюс), - (минус), = (равно).
Названия компонентов и результатов сложения и вычитания (их использование при чтении и записи числовых выражений). Нахождение значений числовых выражений в 1-2 действия без скобок.
Переместительное свойство сложения.
Приёмы вычислений: а) при сложении - прибавление числа по частям, перестановка чисел; б) при вычитании - вычитание числа по частям и вычитание на основе знания соответствующего случая сложения.
Таблица сложения в пределах 10. Соответствующие случаи вычитания. Сложение и вычитание с числом 0.
Нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного. Решение задач в одно действие на сложение и вычитание.
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20 Нумерация
Название и последовательность чисел от 1 до 20. Десятичный состав чисел от 11 до 20. Чтение и запись чисел от 11 до 20. Сравнение чисел.
Сложение и вычитание вида 10 + 7, 17 - 7, 17-10. Сравнение чисел с помощью вычитания.
Единица времени: час. Определение времени по часам с точностью до часа. Единицы длины: сантиметр, дециметр. Соотношение между ними. Единицы массы: килограмм. Литр.
Табличное сложение и вычитание
Сложение двух однозначных чисел, сумма которых больше чем 10, с использованием изученных приёмов вычислений.
Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания. Решение задач в 1-2 действия на сложение и вычитание.
9. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Класс | Учебники (автор, название, год издания, кем рекомендован) | Методичес кие материалы | Дидактические материалы | Материалы для контроля | Интернет-ресурсы Электронные ресурсы |
1 | А.А.Плешаков Сборник рабочих программ «Школа России 2011 Москва «Просвещение» Э.Н.Золотухина, В.А.Попова, Л.Ф.Костюнина Математика. 1 класс: рабочие программы по системе учебников «Школа России» 2011 Издательство «Учитель» М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В2ч. 2013 Москва «Просвещение» С.В.Николаева | Методическое пособие к учебнику «Математика. 1кл.» М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.В. Степанова Москва «Просвещение» | Наглядные пособия: 1)натуральные пособия (реаль-ные объекты живой и неживой при-роды, объекты-заместители); 2)изобразительные наглядные пособия (рису-нки, схемати-ческие рису-нки, схемы, таблицы). Раздаточный материал (различные объекты живой и неживой природы), изо-бражения ре-альных объек-тов (разрезные карточки, ло-то), предметы − заместители реальных объе-ктов (счётные палочки, разда-точный гео-метрический материал), ка-рточки с моделями чи-сел. | М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова Математика. 1 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. Москва «Просвещение» Тесты по математике: 1 класс: к учебнику М.И.Моро и др. «Математика. 1 класс. В 2-х частях»14 Рудницкая В.Н Издательст-во «Экзамен» | Компьютер, медиапроек тор, DVD-проектор, видеомагнито-фон и др. Электронные учебные пособия: 1. Электронное приложение к учебнику «Математика», 1 класс (Диск CD-ROM), авторы С.И Волкова, М.К. Антошин, Н.В. Сафонова. 2. Электронное приложение к учебнику «Математика», 2 класс (Диск CD-ROM), авторы С.И Волкова, С.П. Максимова. |
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Обучающиеся должны научиться:
Названиям и последовательности чисел от 1 до 20.
Названиям и обозначению действий сложения и вычитания; использованию при чтении числовых выражений терминам «сумма», «разность», называть компоненты действий.
Геометрическим фигурам: точка, отрезок, треугольник, четырехугольник (в том числе и прямоугольник), круг.
Таблице сложения чисел в пределах 10 и соответствующим случаям вычитания.
Обучающиеся должны получить возможность:
Считать предметы в пределах 20; читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20.
Находить значение числового выражения в 1-2 действия в пределах 10 (без скобок).
Решать задачи в одно действие, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания, а также задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц больше (меньше) данного.
Измерять длину отрезка с помощью линейки, строить отрезок заданной длины. Находить в объектах окружающего мира геометрические фигуры.