Просмотр содержимого документа
«Менеджмент в образовании»
Менеджмент в образовании
Менеджмент в современном мире занимает одну из ведущих ролей, позволяющих мобилизовать ресурсы, в число которых входят финансовые, материальные, а также интеллектуальные ресурсы. Рассматривая менеджмент в образовании, необходимо отметить широкое использование его в странах Западной Европы, где важным элементом данной системы выступает каждый из педагогов. Образование следует рассматривать как процесс, основной целью которого является воспитание и обучение личностей, с учетом их индивидуальных особенностей и интересов. Современный мир требует от образовательной деятельности не только передачу, распространение и усвоение уже имеющихся знаний, но также и включение новых знаний, умений и навыков. Так как знания — это основной ресурс современного общества, который в совокупности с другими ценностями формируют отдельную личность, необходимо управлять образовательным процессом.
Менеджментом в образовании принято считать совокупность различных методов и принципов, которые способствуют эффективности образовательного процесса.
Необходимо выделить основные особенности менеджмента в образовании:
– вероятность перехода к построению отношений к стилю, учитывающему индивидуальные особенности работников и более полный аспект к образовательной деятельности, ориентированный на результат максимально успешных итогов;
– обеспечение в коллективе (из числа педагогов и обучающихся) комфортного психолого-преподавательского климата.
Исследователи проблем управления образовательными системами к закономерностям относят:
– зависимость эффективности функционирования системы управления от уровня функциональной и организационной структур;
– связь между содержанием и методами управления учебно-воспитательной работой и содержанием и методами организации педагогического процесса в школе;
– компетентность и готовность руководителей к управленческой деятельности; оперативность, непрерывность и ритмичность деятельности;
– гуманистическую и демократическую направленность управления. Таким образом, менеджмент в образовании играет важную роль в развитии существующей системы, получении новых способов и методов работы, а также в эффективном применении и повышении результатов работы. Совокупность и использование принципов и методов менеджмента со спецификой образовательной системы позволяет более эффективно выполнять основные задачи образовательного процесса, что в свою очередь благотворно влияет на уровень развития каждой личности и современного общества в целом.
Практическая работа
«Один день из жизни заместителя директора
по воспитательной работе»
Задание:
Составить список всех дел на один рабочий день. Систематизировать дела
по их важности, установить очерёдность дел в соответствии с их значением для Вас. Пронумеровать дела. Присвоить задачам соответствующие категории А, Б, В и запланировать для них следующие временные интервалы:
А – первые 15 % всех задач, на них отводится 65 % рабочего времени.
Б – всех задач и 20 % рабочего времени.
В – на оставшиеся 65 % задач остаётся 15 % рабочего времени.
Перепроверить временной план и его соответствие выделенному времени.
Используя метод «5 почему», задайте себе вопрос: «Что помешало мне
выполнить запланированное на день?»
Критерии оценивания практического задания:
Составлен список дел на один рабочий день – 1 балл
Дела систематизированы по важности и пронумерованы – 1 балл
Задачам присвоены категории – 2 балла
Ответ на вопрос о том, что помешало выполнить запланированное на
день – 1 балл
Максимальная оценка – 5 баллов
Понедельник |
№ п/п | Время | Содержание работы | Категория | Примечания |
1 | 7:30 – 8:00 | Участие в совещании при директоре | А | |
2 | 8:00 – 8:15 | Контроль посещаемости. Организация дежурства по школе | А Б | Делегирую педагогу-организатору |
3 | 8:15 - 8:30 | Общешкольная линейка | В | Проведет педагог-организатор |
4 | 8:30 – 12:15 | Уроки по расписанию | А | |
5 | 12:25 – 12:45 | Работа с почтой | А | |
6 | 12:45 – 13:45 | Работа с документацией | А | |
7 | 13:45 – 14:45 | Работа с классными руководителями (консультации по вопросам воспитательной работы) | А | |
8 | 15:00 -15:30 | Индивидуальная работа с председателем ученического самоуправления | Б | Делегирую педагогу-организатору |
9 | 15:30 -15:50 | Контроль исполнения поручений и поставленных задач | А | |
10 | 15:50 – 16:00 | Планирование работы на следующий рабочий день | А | |
Очень часто мешает выполнить запланированную работу:
внезапно появляющиеся срочные и важные дела, которые необходимо сделать «на вчера»,
огромное количество незапланированных (кроме плановых) конкурсов разной направленности, разного уровня (Муниципальные, Республиканские), сроки проведения которых уже заканчиваются и времени готовиться уже практически нет.