СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Учитель предстает всезнающим оракулом, излагающим истины, а вот процесс познания и открытия этих истин часто остается за рамками учения. Вот тут-то и возникает проблема необходимости развития творческого мышления учащихся и как обязательное условие реализации этого на практике – устранение доминирующей роли педагога в процессе присвоения знаний и опытаУчитель предстает всезнающим оракулом, излагающим истины, а вот процесс познания и открытия этих истин часто остается за рамками учения. Вот тут-то и возникает проблема необходимости развития творческого мышления учащихся и как обязательное условие реализации этого на практике – устранение доминирующей роли педагога в процессе присвоения знаний и опыта
« Метод проектов на уроках технологии »
Яцкова Зоя Николаевна,
учитель технологии МКОУ»Перво-Эртильская СОШ» Эртильского района Воронежсской области
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Понятие метода проектов в обучении……………………………..4
. Понятие метода проектов. …………………….…………………………...4
. Типология проектов…………………………………………………………8
.Этапы работы над проектом.………………………………………………15
. Роль учителя при выполнении проекта…………………………………..19
. Роль учащихся в выполнении проекта……………………………………19
. Оценка выполненного проекта…………………………………………….20
Глава 2. Метод проектов в преподавании технологии……………………21
2.1. Использование метода проектов на уроках технологии ………………21
2.2. Реализация метода проектов на уроках технологии……………………...30
Заключение………………………………………………………………….......32
Введение.
Проблема содержания образования многие годы является одной из наиболее актуальных проблем дидактики, так как от содержания образования молодёжи зависит и уровень культуры народа, и мировоззрение нации, и общий уровень развития и жизни людей. В ходе исторического процесса задачи и содержание образования изменяются в соответствии с социальным заказом общества. Распространяющаяся сейчас педагогическая парадигма личностно-ориентированного обучения сталкивается с серьёзной проблемой – недостаточностью образовательных технологий, обеспечивающих её внедрение в жизнь. Сегодня среди существующих технологий наиболее полной и популярной формой организации учебно-воспитательной работы с учащимися является проектная деятельность.
В процессе «обучения-учения» происходит постоянное взаимодействие учителя и учеников. Учение, имеющее ярко выраженную личностную окраску, каждым из учащихся осуществляется по-разному: один не может продемонстрировать усвоение знаний, другой на основе ранее полученного опыта, наоборот, показывает феноменальные способности, а третий усвоил определенный стиль отношения к предмету и упорно «не хочет» учиться. Нельзя отрицать и личностное восприятие (или не восприятие) учителя учеником и наоборот, что также, оказывает влияние на прогресс в учении.
Личностный характер также носит и обучение. Передавая учебную информацию, учитель вносит в содержание предмета и свою эмоциональную и ценностную окраску. Независимо от желания учителя в процессе передачи знаний участвуют и его убеждения, приоритеты, мотивации, жизненные концепции.
Учитель предстает всезнающим оракулом, излагающим истины, а вот процесс познания и открытия этих истин часто остается за рамками учения. Вот тут-то и возникает проблема необходимости развития творческого мышления учащихся и как обязательное условие реализации этого на практике – устранение доминирующей роли педагога в процессе присвоения знаний и опыта.
Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать школьнику учиться, направлять его познавательную деятельность. Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда школьников в процессе учения сегодня является метод проектов.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать психологические и педагогические условия его выполнения, при которых учащиеся:
-самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
-учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
-приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
-развивают у себя исследовательские умения;
-развивают системное мышление;
-проявляют индивидуальные творческие способности.
Говоря о развитии творческой личности ребёнка, нельзя забывать и о воспитании. Хорошо организованное воспитание должно подготовить школьника к трём главным ролям в жизни – гражданина, работника, семьянина.
В результате выполнения проектов у школьников воспитываются:
-трудолюбие;
-способность самостоятельно принимать решение;
-ответственность;
-коммуникабельность;
-изобретательность.
Основной задачей обучения по методу проектов является исследование детьми вместе с учителем окружающей жизни. Все, что ребята делают, они должны делать сами (один, с группой, с учителем, с другими людьми): спланировать, выполнить, проанализировать, оценить и, естественно, понимать, зачем они это сделали.
Глава 1. Понятие метода проектов в обучении.
Понятие метода проектов.
По определению проект – это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.
Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат); это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Из истории метода проектов.
Метод проектов возник во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США, подробное освещение получил в начале прошлого столетия в трудах американским философом и педагогом Джорджем Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком.
Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании. В 60-70-е годы XX века в США развернулась массовая критика этого метода. По мнению критиков, метод проектов приводил к нарушению систематичности обучения и снижению уровня теоретических знаний учащихся по основам наук.
Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. В СССР метод применялся в практике опытных и некоторых массовых школ в первые годы советской власти по личному распоряжению Н.К. Крупской. Наркомпрос утвердил в 1930 г. Программы, которые были построены на основании комплексов-проектов. Эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно Затем метод проектов был осуждён, как чужой советской школе, в постановлении ЦК ВКП(б) от 5 сентября 1931 г. “О начальной и средней школе”, поскольку противостоял системному предметному обучению, и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике.
Между тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Джорджем Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. "Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить" – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
Проектный метод в школьном образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. Современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.
Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.
В методе проектов как педагогической технологии нашел свое воплощение комплекс идей, наиболее четко представленный американским педагогом и философом Джорджем Дьюи (1859 – 1952) утверждающим следующее: Детство ребенка – не период подготовки к будущей жизни, а полноценная жизнь. Следовательно, образование должно базироваться не на тех знаниях, которые когда-нибудь в будущем ему пригодятся, а на том, что остро необходимо ребенку сегодня, на проблемах его реальной жизни.
Всякая деятельность с детьми, в том числе и обучение, должна строиться с учетом их интересов, потребностей, основываясь на личном опыте ребенка.
Программа в методе проектов строится как серия взаимосвязанных моментов, вытекающих из тех или иных задач. Ребята должны научиться строить свою деятельность совместно с другими ребятами, найти, добыть знания, необходимые для выполнения того или иного проекта, таким образом, разрешая свои жизненные задачи, строя отношения друг с другом, познавая жизнь, ребята получают необходимые для этой жизни знания, причем самостоятельно, или совместно с другими в группе, концентрируясь на живом и жизненном материале, учась разбираться путем проб в реалиях жизни.
Преимущества этой технологии это: энтузиазм в работе, заинтересованность детей, связь с реальной жизнью, научная пытливость, умение работать в группе, самоконтроль, дисциплинированность.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение ролей (если имеется в виду групповая работа), т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", предметными, т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный практический результат, готовый к применению.
Учебный проект — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Является основной формой организации познавательной деятельности учащихся в рамках метода проектов. Проект – практическая работа большого объёма, которая предназначена для закрепления, углубления, совершенствования и реализации базовых знаний учащихся, по определённой теме или разделу
Типология проектов.
Наиболее полной классификацией проектов в отечественной педагогике является классификация, предложенная в учебном пособии Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркиной и др. Она может быть применена к проектам, используемым в преподавании любой учебной дисциплины и в воспитательной работе. Для типологии проектов предлагаются различные типологические признаки.
В данной классификации по нескольким критериям выделяются следующие разновидности проектов:
1. По методу, доминирующему в проекте:
-исследовательские.
Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных, опытных работ, методов обработки результатов. Такие проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием: аргументация актуальности принятой для исследования темы, определение проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации, определение методологии исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем на дальнейший ход исследования.
-творческие.
Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, обусловленной этим жанром и принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, видеофильме, драматизации, спортивной игре, празднике, экспедиции и др.). Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника и пр., плана сочинения, статьи, репортажа и пр., дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и т.п.
-приключенческие, игровые.
В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, усложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности всё-таки является ролево-игровая, приключенческая.
-информационные.
Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом.
Цель проекта, его актуальность, методы получения (литературные источники, средства массовой информации, базы данных, в том числе электронные, интервью, анкетирование, в том числе и зарубежных партнеров, проведение «мозговой атаки») и обработки информации (их анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы), результат (статья, реферат, доклад, видеофильм), презентация (публикация, в том числе в сети, обсуждение в телеконференции и пр.).
Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью, модулем.
Структура исследовательской деятельности с целью информационного поиска и анализа очень схожа с предметно-исследовательской деятельностью, описанной выше.
Предмет информационного поиска.
Поэтапность поиска с обозначением промежуточных результатов.
Аналитическая работа над собранными фактами.
Выводы.
Корректировка первоначального направления (по требованию).
Дальнейший поиск информации по уточненным направлениям.
Анализ новых фактов. Обобщение.
Выводы (и так далее до получения данных, удовлетворяющих всех участников проекта).
Заключение, оформление результатов (обсуждение, редактирование, презентация, внешняя оценка).
-практико-ориентированные.
Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (документ, созданный на основе полученных результатов исследования, - по экологии, биологии, географии, агрохимии, исторического, литературоведческого и прочего характера, программа действий, рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий в природе, обществе, проект закона, справочный материал, словарь, например, обиходной школьной лексики, аргументированное объяснение какого-то физического, химического явления, проект зимнего сада школы и др.).
Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выходов и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта.
По второму признаку - характеру координации - проекты могут быть двух типов.
2. По характеру координирования проекта
-с открытой, явной координацией.
В таких проектах координатор проекта участвует в проекте в собственной своей функции, ненавязчиво направляя работу его участников,· организуя, в случае необходимости, отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников (например, если нужно договориться о встрече в каком-то официальном учреждении, провести анкетирование, интервью специалистов, собрать репрезентативные данные и пр.).
-со скрытой координацией (главным образом, телекоммуникационные проекты).
В таких проектах координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный участник проекта (один из ... ). Примером таких проектов могут служить известные телекоммуникационные проекты, организованные и проведенные в Великобритании (Кембриджский университет, Б. Робинсон), в которых в одном случае профессиональный детский писатель выступал как участник проекта, стараясь «научить» своих «коллег» грамотно и литературно излагать свои мысли по различным поводам. В конце этого проекта был издан интереснейший сборник детских рассказов по типу арабских сказок. В другом случае в качестве такого скрытого координатора экономического проекта для учащихся старших классов выступал британский бизнесмен, который также под видом одного из деловых партнеров пытался подсказать наиболее эффективные решения конкретных финансовых, торговых, других сделок. В третьем случае для исследования некоторых исторических фактов в проект был введен профессиональный археолог, который выступая в роли престарелого, немощного специалиста, направлял «экспедиции» участников проекта в разные регионы планеты и просил их сообщать ему обо всех интересных фактах, найденных их участниками при раскопках, задавая время от времени «провокационные вопросы», которые заставляли участников проекта еще глубже вникать в проблему.
3. По характеру контактов
-внутренние (региональные), т.е. в пределах одной страны. Такие проекты организуются либо внутри одной школы - междисциплинарные, либо между школами, классами внутри региона одной страны (это относится также к телекоммуникационным проектам).
-международные. Это проекты, участниками которых являются представители разных стран. Для их реализации требуются средства информационных технологий.
4. По количеству участников
-личностные (индивидуальные) (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах).
-парные (между парами участников).
-групповые (между группами участников). В этом типе очень важно правильно с методической точки зрения организовать эту групповую деятельность участников проекта (как в группе своих учеников, так и в объединенной группе участников проекта различных школ, стран). Роль педагога в этом случае особенно велика.
5. По продолжительности проведения
-краткосрочные (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы). Такие небольшие проекты могут быть разработаны на нескольких уроках по программе одного предмета или как междисциплинарные.
-средней продолжительности (от недели до месяца).
-долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).
Как правило, краткосрочные проекты проводятся на уроках по отдельному предмету, иногда с привлечением знаний из другого предмета. Что касается проектов средней и долгосрочной продолжительности, то такие проекты (обычные или телекоммуникационные, внутренние или международные) являются междисциплинарными и содержат достаточно крупную проблему или несколько взаимосвязанных проблем, и тогда они представляют собой программу проектов. Но об этом далее. Такие проекты, как правило, проводятся во внеурочное время, хотя их отслеживать можно и на уроках.
Разумеется, в практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских проектов и творческих, например, одновременно практико-ориентированные и исследовательские. Каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому, разрабатывая тот или иной проект, надо иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них.
Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки всех проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекта (его содержания), условий проведения. Если это исследовательский проект, то он с неизбежностью включает этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах. Поэтому необходимо отслеживать такую деятельность учащихся поэтапно, оценивая ее шаг за шагом. При этом и здесь, как и при обучении в сотрудничестве, оценка не обязательно должна выражаться в виде отметок. Это могут быть самые разнообразные формы поощрения вплоть до самого обычного: «Все правильно. Продолжайте». Или: «Надо бы остановиться и подумать. Что-то не клеится. Обсудите». В проектах игровых, предусматривающих соревновательный характер, может использоваться балльная система (от 12 до 100 баллов). В творческих проектах часто бывает невозможно оценить промежуточные результаты. Но отслеживать работу все равно необходимо, чтобы вовремя прийти на помощь, если такая помощь потребуется (но не в виде готового решения, а в виде совета). Другими словами, внешняя оценка проекта (как промежуточная, так и итоговая) необходима, но она принимает различные формы в зависимости от множества факторов. Учитель или доверенные внешние независимые эксперты (это могут быть учителя, ученики из параллельных классов, не участвующие в проекте) проводят постоянный мониторинг совместной деятельности, но ненавязчиво, а в случае необходимости тактично приходят на помощь ребятам.
1.3. Этапы работы над проектом.
Работа над проектом может длиться от нескольких недель до целого академического года. Данный подход интересен тем, что работа над проектом по этой технологии предполагает выполнение каждого шага как отдельного задания или даже как самостоятельный отдельный мини-проект. Выполнение проекта предполагает следующую схему работы:
Первый этап. Создание творческой атмосферы в группе. Предложение темы исследования. Выбор темы проекта. Первый этап призван заинтересовать каждого ученика в выполнении проекта. Тематика проектов может касаться какого-либо теоретического вопроса, с целью углубить знания учеников по нему, дифференцировать процесс обучения, предлагая каждому члену группы выбрать то задание, которое ему интересно и которое он может выполнить самостоятельно. Тема проекта может быть предложена и самими учащимися. В старшем школьном возрасте ученики вполне могут самостоятельно формулировать проблемы и исследовательские познавательные задачи, что и должно активно поощряться учителем и незаметно направляться им. Это позволит учителю выявить степень самостоятельности мышления школьников, их умение видеть проблему.
Второй этап. Согласование общей линии разработки проекта. Формирование групп. Составление подробного плана работы над проектом. Обсуждение путей сбора информации. Выполнение разработок по теме. Обсуждение первых результатов в группе. Используя метод проектов при воспитании и обучении на уроках, педагог создает условия для самостоятельной работы учащихся, активизирует их творческую активность. Работа над проектом - это самостоятельно планируемая деятельность учеников. Увеличение удельного веса автономного процесса овладения материалом предполагает более последовательную ориентацию на самостоятельность учебного труда школьников, которая выражается в том, что ученики участвуют в определении целей и задач учения, в ситуациях планирования видов взаимодействия и выбора видов деятельности, запрашивают дополнительную информацию у учителя или добывают ее из различных источников, консультируются друг с другом и, при необходимости, с учителем, высказывают свое отношение к выполняемым заданиям - принимают на себя ответственность за ход и результаты процесса овладения, таким образом, в центр процесса обучения ставится сам школьник, его реальные потребности. Широкий диапазон использования исследовательских методов в определении проблемы исследования, ее основных задач, анализа полученных результатов, подведении итогов, использовании статистических или же каких-либо творческих отчетов, и коммуникативных заданий типа "выясни, расспроси, расскажи, обоснуй свою точку зрения", а также само выполнение проекта заставляют учащихся думать, анализировать, при этом активизируются все психические процессы, память, внимание, мышление; развивается исследовательская активность, приобретаются навыки самостоятельной работы.
При формировании групп для разработки различных проблем учителю необходимо учитывать не только внешнюю дифференциацию, личные симпатии учащихся в классе, но и возможность создания наиболее благоприятной атмосферы для формирования источников личностного опыта учащихся с различным интеллектуальным и творческим потенциалом, оптимальных способов обращения к их личностной сфере при работе над проектом в группе или паре. Для создания комфортных условий в процессе развития автономии ученику необходимо дать время для решения, исправления ошибок, поэтому во второй этап разработки проекта включается первичное подведение итогов. Первичный анализ необходим и для учителя. Он является показателем того, как в целом идет работа над проектом. Дневник ученика, эссе, творческие работы с высказыванием собственного мнения по проблеме являются одной из форм письменной рефлексии. Такое творчество заставляет учащихся впервые задуматься над предложенной темой, проблемой, учит обращаться к самому себе с вопросами.
По предложению Рибе и Видал, разработка проекта может сопровождаться ведением дневника. Вести дневник может каждый член группы, каждая группа или целый класс. Ученик записывает в дневнике итоги своих изысканий, трудности, с которыми он столкнулся, пути решения проблем, свое мнение, отношение к разрабатываемой проблеме. Учитель знакомится с записями, индивидуально работает с каждым учеником и предлагает пути решения той или иной проблемы. Ведя записи, школьники учатся анализировать, критически относится к собственной деятельности.
Третий этап. Общий сбор полученных всеми результатов. Презентация проекта. Обсуждение презентации и полученных результатов. Сбор всего материала, обсуждение итоговой презентации, подготовка к заключительному занятию проводится учащимися самостоятельно, но учитель не вмешиваясь, отслеживает работу, беседуя с членами группы, знакомясь с дневниками и анкетами каждого или группы в целом. Лучше всего обсуждать проект, завершая изучение какой-либо темы или параграфа, так как в ходе обсуждения учащиеся будут использовать уже знакомый материал. Во время презентации может быть выбрана форма доклада, коллажа, газеты для представления полученных результатов и их комментирование. Устные доклады могут вызвать затруднения у учащихся, поэтому учителю следует заранее обсудить с каждым учащимся тему выступления, его план и длительность. Во время презентации оставшаяся часть класса делает записи. Когда презентация закончена, члены других групп задают вопросы, анализируют, дают свои комментарии и предложения. Учитель должен быть готов к тому, что в начале никто не захочет что-либо сказать, прокомментировать. Он может сам начать обсуждение, задать вопросы, но главная цель - включить в обсуждение учащихся. После общей презентации учитель обсуждает с учениками их мнение о работе над проектом, говорит с ними о трудностях и пожеланиях на будущее, поощряет, деликатно высказывает замечания, индивидуально, если это необходимо, выражает свое отношение к ошибкам некоторых учащихся.
Поскольку большая часть старшеклассников начинает обдумывать свою будущую деятельность после окончания школы, на пороге ее окончания у них повышается мотивация к изучению предметов, необходимых для получения дальнейшей специальности: происходит дифференциация не только по интересам, но еще и по выбранным профессиям. Ведущее место начинают занимать мотивы, связанные с самоопределением и выбором своего будущего. Разработка проекта позволяет ученикам расширить и углубить свои интересы, обнаружить определенные пробелы в тех или иных областях знаний. Устранить существующие пробелы помогает стремление учащихся к получению информации в максимальном объеме по интересующей их проблеме в определенной области знания. Чтение специальной литературы не только расширяет лексический запас, но, прежде всего, расширяет знания в различных областях науки.
Итак, работа над проектом - это в первую очередь самостоятельная работа ученика по решению какой-либо проблемы, требующая умения поставить проблему, наметить способы ее решения, спланировать работу, подобрать необходимый материал и т.д. Таким образом, в процессе этой деятельности ученик развивает свои интеллектуальные умения, такие черты характера, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, приобретает определенные учебные навыки, а обученность через овладение знаниями, умениями, навыками обеспечивает социальную и профессиональную адаптацию в обществе, что немаловажно в сегодняшнем постоянно меняющемся мире.
1.4. Роль учителя при выполнении проекта.
Самое сложное для учителя в ходе проектирования – это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что учащиеся выполняют что-то неверно. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьника вопросы. Возможно проведение семинара-консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающего у значительного количества школьников.
У учащихся при выполнении проекта возникают свои специфические сложности и их преодоление является одной из ведущих педагогических целей метода проектов. В основе проектирования лежит усвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовывать, моделировать, так как учащимся трудно:
намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;
искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы;
осуществлять и аргументировать выбор;
предусмотреть последствия выбора;
действовать самостоятельно (без подсказки);
сравнивать полученное с требуемым;
объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования.
При выполнении проектов качественно меняется роль учителя. Она различна на разных этапах проектирования.
1.5. Роль учащихся в выполнении проекта.
Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса. Деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в команде. При этом происходит формирование такого конструктивного критического мышления, которому трудно научиться при обычной «Урочной» форме обучения. У учащихся вырабатывается свой собственный взгляд на информацию, и уже не действует оценочная форма: «это верно, а это – не верно». Школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не говорит, как и что необходимо делать.
Даже неудачно выполненный проект также имеет большое положительное педагогическое значение. На этапе самоанализа, а затем защиты, учитель и учащиеся самым подробным образом анализируют логику, выбранную проектировщиками, причины неудач, последствия деятельности и т.д. Понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию, так как именно неудачно подобранная информация создала ситуацию «неуспеха». Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку окружающего мира, себя в этом мире.
1.6. Оценка выполненного проекта.
Как отмечает Чечель З.И., на последних этапах проектирования и учащийся, и педагог анализируют и оценивают результаты деятельности, которые часто отождествляются лишь с выполненным проектом. На самом деле при использовании метода проектов существует, по крайней мере, два результата. Первый (скрытый) – это педагогический эффект от включения школьника в «добывание знаний» и их логическое применение: формирование личностных качеств, мотивация, рефлексия и самооценка, умение делать выбор и осмыслять как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности. Именно эта результативная составляющая часто остается вне сферы внимания учителя, и к оценке предъявляется только сам проект. Поэтому Чечель советует начинающему руководителю проектирования записывать краткие резюме по результатам наблюдения за учащимися, это позволяет быть более объективными на самой защите.
Вторая составляющая оценки результата – это сам проект. Причем оценивается не объем освоенной информации, а ее применение в деятельности для достижения поставленной цели.
Таким образом, обычная пятибалльная система не очень подходит для оценивания проектов. Для оценивания проектов Чечель советует использовать рейтинговую оценку. Для этого перед защитой на каждого учащегося составляется индивидуальная карта. В ходе защиты она выполняется педагогом и одноклассниками. После этого подсчитывается среднеарифметическая величина из расчета балла.
Суммирование выглядит следующим образом:
86-100 баллов – «5»
71 – 85 баллов – «4»
50 -70 баллов – «3»
Если ученик получает двойку, то, конечно же, проектирование повторить невозможно, нет времени, но оставлять такой пробел просто недопустимо. Итоговый проект можно и нужно предложить переделать, заменить дифференцированным зачетом с оценкой. В любом случае необходимо вместе с учеником тщательно разобраться, что произошло, кто и где допустил ошибку. Ученик не понял или педагог не правильно объяснил.
Избежать таких последствий можно. Если в ходе проектирования проводить проблемные семинары, «открытые» консультации, использовать другие интерактивные виды обучения, насыщая учебную деятельность элементами самостоятельного познания и получения информации.
Глава 2. Метод проектов в преподавании технологии.
2.1. Использование метода проектов на уроках технологии
Образовательная область «Технология», введенная в Базисный учебный план общеобразовательных организаций в 1993 году, способствует созданию полноценной обучающей и развивающей среды, которая позволяет сформировать у учащихся жизненно важные основы технологических знаний и умение применять их в различных видах практической деятельности с учетом экономической, экологической и предпринимательской целесообразности, социального опыта.
В примерные программы образовательной области «Технология» введен блок – модуль «Основы проектирования», предусматривающий организацию и руководство проектной деятельностью обучающихся (метод проектов). Проектная деятельность предлагает более гибкую структуру учебного процесса по всей проектно – технологической цепочке - от идеи до ее реализации (изготовления объекта труда - модели, изделия).
В результате проектной деятельности полнее обеспечиваются современные требования к развитию обучающихся. Выполняются и осваиваются не только конкретные трудовые действия, но и решаются разнообразные конструкторско – технологические и технические задачи, возникающие в ходе выполнения проектов, анализируются факторы, влияющие на конструкцию, форму, дизайн объектов труда (моделей, изделий). Действия обучающихся носят в основном преобразующий характер, способствуют развитию у них творческого потенциала.
Под проектом понимается самостоятельная творческая завершенная работа, выполненная учащимся под руководством учителя.
Проектная деятельность в сравнении с традиционными методами преподавания трудового обучения имеет свои особенности. Она включает ряд условных этапов:
Поисково – исследовательский (проектировочный).
Технологический (этап реализации проекта).
Заключительный (презентация и практическое использование изделия).
Примерный контрольный лист проекта.
Поисково - исследовательский этап
Поиск проблемы
Учащиеся слушают учителя, анализируют услышанное.
Учитель ставит перед ними проблему, предлагает банк тем проектов, раскрывает требования к ним, технологию их выполнения и критерии оценивания.
Осознание проблемной
области
Учащиеся из предложенных учителем проблем выбирают одну, наиболее актуальную для них (или формулируют сами).
Учитель выступает в роли консультанта.
Первое мини – исследование: выявление конкретной потребности.
Опираясь на собственные знания и обобщая источники информации (банк данных и предложений. Книги, журналы, газеты, телерадиоинформацию, рекламные буклеты, справочники и др.), школьники исследуют потребности в определенных изделиях или услугах, проводят мини – маркетинговое исследование, оценивают свои интеллектуальные и материальные возможности.
Учитель наблюдает, консультирует, советует.
Определение конкретной задачи и ее формулировка
Учащиеся формулируют конкретную задачу исследования, определяют тему проекта.
Учитель помогает уточнить формулировки.
Установление основных параметров и ограничений
Учащиеся определяют основные параметры (размеры, мощность, функции и т.д.) и ограничения предполагаемого изделия, диктуемые обстоятельствами.
Учитель делает уточнения.
Второе мини – исследование: выявление традиций, тенденций, истории.
Учащиеся изучают возможную историю проекта, конспектируют, рисуют, чертят, генерируют идеи.
Учитель помогает подобрать необходимую литературу, оказывает помощь.
Третье мини – исследование: построение «звездочки обдумывания»
Учащиеся на листе бумаги составляют схематично перечень проблем для решения: материалы, инструменты, модель, размеры, форма, стиль, дизайн, технология изготовления, себестоимость изделия.
Учитель проверяет, уточняет, советует.
Четвертое мини – исследование: выработка идей, вариантов, альтернатив
Учащиеся записывают возникшие идеи в виде фраз, отдельных слов, картинок или эскизов.
Учитель уточняет, советует, предлагает дополнительную литературу.
Пятое мини – исследование: анализ и синтез идей, выбор оптимального варианта
Учащиеся выбирают из многих вариантов подходящее решение, разрабатывают рабочий эскиз модели с описанием.
Учитель контролирует, уточняет, оказывает помощь.
Выбор материала, построение «звездочки обдумывания»
Учащиеся определяют и записывают несколько наименований материалов, выбирают наиболее подходящие из них.
Учитель консультирует, обобщает.
Выбор инструмента, оборудования
Учащиеся определяют и записывают перечень необходимых инструментов и оборудования.
Учитель консультирует, обобщает.
Разработка технологического проекта
Учащиеся выбирают и анализируют рациональную технологию, составляют технологические карты, чертежи, эскизы, конструируют и моделируют, определяют режимы работы и затраты времени, уточняют критерии контроля.
Учитель наблюдает, консультирует, обобщает.
Организация рабочего места
Учащиеся подбирают и размещают на рабочем месте материалы, инструменты, приспособления, проверяют освещенность, проветриваемость в соответствии с санитарными нормами и правилами безопасности.
Учитель оказывает помощь.
Экономическое и экологическое обоснование
Учащиеся подсчитывают себестоимость изделия или услуги, проводят экологическую экспертизу изготовляемого изделия.
Учитель оказывает помощь, контролирует процесс.
Контроль качества
Учащиеся уточняют критерии проверки и оценки качества творческого проекта.
Учитель проверяет, уточняет результаты.
Технологический этап
Выполнение технологических операций
Учащиеся подбирают режим обработки: осуществляют контроль качества обработки деталей, самоконтроль своей деятельности; вносят изменения в технологический процесс; корректируют последовательность операций, режимы обработки, последовательность сборки; соблюдают технологическую и трудовую дисциплину; контролируют организацию рабочего места.
Учитель наблюдает, контролируют, консультирует, оказывает помощь, следит за соблюдением правил безопасности.
Заключительный этап
Коррекция
Учащиеся сравнивают выполненный проект с задуманным, устраняют недочеты.
Учитель анализирует, советует.
Контроль, испытание
Учащиеся осуществляют контроль и корректировку параметров изделия, проводят его испытание.
Учитель наблюдает, консультирует.
Реклама
Учащиеся готовят рекламу, товарный знак изделия, предлагают способы реализации изделий.
Учитель консультирует, советует.
Оформление
Учащиеся оформляют проект в соответствии с установленными требованиями.
Учитель консультирует, помогает.
Самооценка
Учащиеся анализируют достоинства и недостатки проекта, оценивают результаты и перспективы производства.
Учитель наблюдает, консультирует.
Защита проекта
Учащиеся готовят и делают доклады, иллюстрации, отвечают на вопросы.
Учитель слушает, участвует в оценке проекта.
На начальном этапе многие школьники будут испытывать значительные затруднения при выполнении творческих проектов. Поэтому для них рекомендуются творческие задания или работы по образцу. Объекты проектирования должны быть посильны для учащихся соответствующих возрастных групп.
Количество участников при выполнении проекта в зависимости от его сложности может быть различным: от одного (индивидуальный проект) или нескольких учащихся одного класса до больших творческих коллективов, включающих учащихся разных классов и возрастов (юбилей школы, организация питания в походе и т.д.). При выполнении групповых и коллективных проектов учителю необходимо распределить обязанности между учащимися и определить ответственность каждого за выполнение проекта в целом. Общая оценка коллективного проекта осуществляется на основе вклада каждого из исполнителей.
Проект может быть рассчитан на изучение одной темы, нескольких тем или целого тематического блока. Сроки выполнения проектов в большей степени зависят от содержания, целей и задач проекта и могут меняться от 3 – 4 недель до года. При длительном выполнении проекта необходимо наметить определенные этапы с конкретными результатами работы на каждом этапе.
Для выполнения проектов учащимся необходима определенная теоретическая подготовка в области конструирования, решения творческих изобретательских задач. Для этого учителем может быть использована часть времени, отводимого программой для выполнения проектов; другая часть этого времени используется для практической работы над проектом (на выполнение проектов программой «Технология» выделяется около 25% учебного времени; для проектов повышенной сложности учебное время дополняется за счет внеучебного). Соотношение этих двух частей определяется учителем самостоятельно.
Практическая работа над проектом (изготовление изделия) может осуществляться по различным разделам курса «Технология» («Обработка материалов», «Художественная обработка материалов», «Электрорадиотехнология» и др.), а также на кружковых и факультативных занятиях и самостоятельно в домашних условиях. Тем самым закладываются возможности общения и родителей. В повседневных совместных делах появятся взаимопонимание, уважение и доверие, чувство общности, сформируются новые и восстановятся утраченные духовные ценности
Одна из проблем, с которой сталкивается учитель это: как оценивать проектную деятельность учащихся? Необходимы текущие оценки, т.к. контроль подтягивает, дисциплинирует учащихся, и, разумеется, итоговая. Окончательная, итоговая оценка должна ставится с учетом текущих оценок, уровня защиты проекта, качества готового проекта (его описательной части – пояснительной записки, и изделия). С этой целью можно использовать контрольный лист проекта (оценочный лист), в котором за выполненную часть ставится оценка.
Критерии оценки творческого проекта.
Оценка пояснительной записки проекта (до 20 баллов)
Рекомендованные шкалы
Баллы учащегося
Общее оформление
2
Актуальность. Обоснование проблемы и формулировка темы проекта
1
Сбор информации по теме проекта. Анализ прототипов.
2
Анализ возможных идей. Выбор оптимальных идей
1
Выбор технологии изготовления изделия
4
Экономическая и экологическая оценка будущего изделия и технологии его изготовления
2
Разработка конструкторской документации, качество графики
4
Описание изготовления изделия
1
Эстетическая оценка выбранного варианта
1
Экономическая и экологическая оценка готового изделия
1
Реклама изделия
1
Оценка изделия (до 50 баллов)
Оригинальность конструкции
10
Качество изделия
20
Соответствие изделия проекту
10
Практическая значимость
10
Оценка защиты проекта (до 30 баллов)
Формулировка проблемы и темы проекта
6
Анализ прототипов и обоснование выбранной идеи
4
Описание технологии изготовления изделия
8
Четкость и ясность изложения
2
Глубина знаний и эрудиций
4
Время изложения
2
Самооценка
2
Ответы на вопросы
4
ИТОГО (до 100 баллов)
2.2. Реализация метода проектов на уроках технологии.
Опишу реализацию метода проектов по изготовлению деревянной игрушки учащимися 7 класса.
1. Прошу детей принести в класс маленькую деревянную игрушку, которой могут играть дети 2-4 лет. На первом уроке ученики, работая в группах, анализируют игрушки. Они обсуждают форму, функции, выбор материалов, внешний вид и отделку, методы производства и любые экологические факторы, имеющие отношение к материалам или методам производства. Пытаются определить, что делает игрушку хорошей. Во время такой активной деятельности усваивают определенное количество теоретических знаний о материалах и технологиях производства.
2. Каждый ученик затем делает небольшие зарисовки с краткими комментариями о результатах. Я задаю формулировку задачи по данному проекту: «Спроектировать и изготовить маленькую деревянную игрушку для ребенка 2 – 4 лет, используя имеющийся в наличии материал. Под конец работы над проектом мы должны испытать ее с ребенком данного возраста и дать ей оценку».
3. В качестве домашнего задания ученики должны понаблюдать за игрой малыша данного возраста или провести интервью с мамой для того, чтобы определить, что такое хорошая игрушка с точки зрения пользователя.
4. На втором уроке всем классом проводится обсуждение результатов этой работы. Исходя из этого обсуждения, на доске составляется список критериев изделия (требований к изделию) по данному проекту.
5. Затем нужно вспомнить с ребятами основные навыки и умения делать измерения, разметку, пилить, строгать рубанком и т. д. Это можно сделать через упражнения непосредственно на уроке или перед началом работы над проектом.
6. В качестве домашнего задания ученикам предлагается сделать простые рисунки с краткими записями по трем или более идеям о том, какую игрушку они могут сделать.
7. Если необходимо, упражнения продолжаются на следующем уроке.
8. Ученики оценивают свои идеи, обсуждая их в группах. Каждый представляет свои идеи в группе, и группа дает оценку идеям с точки зрения подходит ли она для 2-4 летнего ребенка, легко ли ее сделать, ее безопасность, экологичность и другие критерии, которые обсуждались ранее. Затем каждый разрабатывает свои идеи более детально. На этом этапе работы провожу индивидуальные консультации. Возможно, потребуется сделать макет будущего изделия и провести эксперимент с материалами, чтобы проверить правильность идеи.
9. Ученики приступают к изготовлению. Каждый ученик составляет план поэтапного изготовления и проверяет его с учителем. Может проводиться общеклассное обучение навыкам и умениям или индивидуальное консультирование. Я поощряю взаимопомощь учеников, так как это способствует закреплению знаний и уменьшает нагрузку на учителя.
10. Во время изготовления настаиваю на том, чтобы ученики продолжали вести записи своих решений, изменений в плане и т. д., а также фиксации причин, по которым они были сделаны. Внимательно слежу за работой каждого ученика и предлагаю им упростить проекты, где это необходимо, для того, чтобы успеть сделать все вовремя.
11. В конце ученики проводят (устную) презентацию своих проектов перед классом или, если мало времени, в группах. Обсуждаем с каждым учеником, как он будет испытывать и оценивать свое изделие в реальной жизненной ситуации. Так как делают игрушку для детей 2-4 лет, они должны дать свое изделие ребенку этого возраста и понаблюдать за ним во время игры. Могут провести интервью с одним из родителей ребенка и записать его мнение. После проведения испытания своего изделия ученики дают оценку своей работе. К тому же должны дать письменную самооценку работы с позиции продуктивного использования отведенного им времени, а также оценить процесс работы над проектом.
Заключение.
Внедрение метода проектов в учебный процесс по технологии позволило:
повысить познавательную активность учащихся;
поднять имидж не только учащихся (изготовление проектного изделия самостоятельно - от идеи до ее воплощения в реальность), но и учителя (обучение школьников по самой передовой технологии);
включить в процесс обучения учащихся их родных и близких
(обсуждение проекта в домашней обстановке, помощь родителей в
поиске материалов и инструментов и т.д.);
усилить полезность обучения (товар или услуга, создается для дома, школы, предприятия или реализации);
активно формировать у учащихся лучшие гражданские качества
(трудолюбие, целеустремленность, ответственность, экономичность,
предприимчивость, стремление к созиданию и т.д.).
Как учитель технологии, я занимаюсь с мальчиками выпиливанием художественных изделий из фанеры, обработкой древесины и металла. Совместно с учениками мной разработано и изготовлено большое количество различных изделий из древесины.
Проектная деятельность обладает потенциальными возможностями в подготовке школьников к профессиональному самоопределению. В процессе проектирования школьники изучают предмет, средства и условия труда таких профессий, как столяр, плотник, токарь, сантехник, станочник, животновод, агроном и многих других профессий. Использование метода проектов развивает профессиональную мотивацию, формирует познавательные и созидательные способности школьников.
Одной из задач, которые стоят передо мной, учителем технологии, является формирование такой личности, которая будет обладать системой знаний, практических умений и навыков в общественно значимой деятельности. Как подготовить ученика к осознанному выбору дальнейшего образовательного и профессионального маршрута? Необходимо учащихся знакомить с конкретными видами труда, расширить их кругозор о разнообразных направлениях деятельности человека. Предмет «Технология» - образовательная область, которая синтезирует научные знания математики, физики, химии, биологии. Показывает их практическое использование в промышленности, энергетике, сельском хозяйстве, связи, в сфере обслуживания населения. Учащиеся имеют возможность на практических занятиях преобразовывать различные материалы и создавать конкретный продукт труда. Учащимся предлагается огромный спектр объектов труда, для создания которых необходимы базовые знания науки, знания школьных дисциплин. И, как средство подготовки школьников к творческой преобразовательной деятельности, использую метод проектов. Введение проектной деятельности в профессиональное самоопределение способствует установлению доступа к полноценному выбору профессий в соответствии с их интересами, способностями, потребностями и возможностями. В процессе проектной деятельности происходит саморазвитие через пробы сил в выбранной сфере деятельности. Для меня важно создавать школьнику максимальные возможности для формирования и проявления своих склонностей, способностей с одной стороны, с другой – необходимо вовремя заметить, откорректировать, развивать их именно в той деятельности, которая соответствует признанию личности. В ходе выполнения исследований у обучаемых происходит интеграция знаний по естественнонаучным, общетехническим и специальным дисциплинам, что приводит к формированию базовых профессиональных компетентностей. Для учителя и ученика проект важен и как продукт труда, и как метод познания. Учащиеся с особым интересом выполняют проекты декоративно-прикладного характера.
Не каждый школьник способен сам выбрать тему проекта. В связи с этим у меня сформировался «банк проектов». Учащихся 7-8 классов ориентирую на выполнение в основном художественно-конструкторских проектов. При выполнении работы над проектом учитывались индивидуальные особенности и интересы учащихся. А так как уровень их подготовленности различен, осуществлялась индивидуализация обучения и дифференцированный подход.
Чтобы быстрее помочь ученикам в поиске нужных источников информации и выборе темы творческого проекта, самый интересный материал я оформляю в виде инструкционных карт, на которых дана фотография или рисунок работы и краткое описание этой работы.
Процесс выполнения творческого проекта захватывает, так как в каждую деталь вложен личный труд, и готовое изделие оценивается как собственное произведение. Это серьезный шаг на пути полезного труда, радость которого надолго запоминается. Каждый ученик, выполнивший свой проект, делает первые шаги в трудовом воспитании и одновременно эстетически развивается. Пользуясь образцами народного искусства, перерабатывает их, создавая свои изделия.
Я стараюсь привить детям терпимость, упорство, учу их любить природу. Учу детей быть самостоятельными, чтобы подготовить их к взрослой жизни.
Результаты моего труда появились постепенно: дети стали проявлять интерес к тому, что мы делаем и не жалели ни времени ни усилий на выполнение довольно сложных для них художественных изделий.
Работы моих учеников стали завоевывать дипломы и грамоты на различных конкурсах и выставках детского творчества. Безусловно, меня радует большое количество дипломов и грамот, полученных детьми за их творчество, это является неоспоримой оценкой качества моего труда. Но больше всего меня радуют слова родителей, которые не ожидали, что их дети смогли превратить простую фанеру, кусок древесины в настоящее произведение искусства. Многие ребята делают полезные для дома вещи. Родители являются активными советчиками и больше времени уделяют общению с детьми, переживают вместе с ними радость созданного изделия.
Список используемой литературы:
Арефьев И. П.
Школьная технология. Школьные технологии. 2008. № 1.
Бедов А.
Профессиональное самоопределение в проектной деятельности //Народное образование.-2009.-№2.
Безрукова В.С.
Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996.
Бершадский М.Е., Гузеев В.В.
Дидактические и психологические основания образовательной технологии.М.: Центр “Педагогический поиск”, 2003.-256
Бычков А.В.
Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
Васильев В.В.
Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.
Воровщиков С.Г., Новожилова М.М.
Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать: Управленческий аспект, 2007.
Гузеев В.В.
«Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения. Директор школы. М., 1995, № 6, с.34-47.
Гузеев В.В.
Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000. -240 с.
Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики./ Под ред. М.Н.Скаткина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1982.- 319 с.
Колеченко А.К.
Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2002.- 368 с.
Кондаков А. М., Кузнецов А. А.
О Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования: доклад российской академии образования // Педагогика. 2008. № 8.
Метод проектов в технологическом образовании школьников. Пособие для учителя под ред. Сасовой И.А.- 2003.