СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по окружающему миру на тему "Красная книга"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке собран материал к уроку по окр. миру по теме урока "Красная книга"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по окружающему миру на тему "Красная книга"»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«РОДАКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»









Методическая разработка


Тема «Экологическое воспитание на занятиях кружков»






Автор: Баршивская Дарья Васильевна,

учитель начальных классов











СОДЕРЖАНИЕ


ВСТУПЛЕНИЕ………………………………………………………………….3


I.ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКОВ


1. Психолого - педагогические аспекты экологического воспитания............................................................................................................4


2. Сущность экологического воспитания и экологического поведения...............................................................................................................5


3. Способы применения методов экологического воспитания.............................................................................................................6


II ПРАВИЛЬНОЕ ПОСТРОЕНИЕ ЗАНЯТИЕ – ЗАЛОГ УСПЕХА................................................................................................................7


2.1. Основные требования к качественному современному уроку.......................................................................................................................8


2.2 Примеры методов и приемов работы во время занятий.............................10


ВЫВОД…………………………………………………………………………..14


ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА...............................................................15


Приложения...........................................................................................................16

















ВСТУПЛЕНИЕ

Охрана природы должна стать моральной категорией и пользоваться приоритетом при любых политических компромиссов.

М. Амосов


Экологическое воспитание-способ воздействия на чувства людей, их сознание, взгляды и представления. Но любое воспитание, в том числе экологическое, должно основываться на образовании, прежде всего экологической. Цель образования-формирование физического и психического, духовного здоровья человека и всего общества. Образование само по себе не гарантирует защиты от неразумного, а то и преступного отношения к природе, а следовательно, и к людям. Сознание человека - безопасность страны, залог дальнейшего существования жизни на планете. Экологическое образование охватывает сферу знаний, умений и навыков, необходимых для бережного отношения к природной среде. Она - основа профессиональной подготовки специалистов в любой сфере, связанной, даже косвенно, с природой. В этом процессе важны определенные принципы.

Принцип всеобщности - означает, что экологическое образование и воспитание должны охватывать все общество с учетом индивидуальных особенностей - возраст, состояние психики, в частности темперамента, образовательный ценз, интересы и стимулы различных групп социально-профессиональных категорий населения.

Принцип комплексности экологического образования и воспитания, как принцип всеобщности, имеет правовые (юридические) и методические аспекты.

Экологическое воспитание, образование - единый процесс воздействия на сознание людей и он должен осуществляться в комплексе, с учетом научно обоснованных методических требований.

Принцип непрерывности - обязывает всех субъектов деятельности в сфере экологического образования и воспитания обеспечить согласованный процесс на всех ступенях образования и воспитания - дошкольного, школьного, вузовского и последипломного, чего требуют Закон Украины "Об охране окружающей природной среды" и "Концепция экологического образования и воспитания в Украине"



І. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКОВ

1. Психолого-педагогические аспекты экологического воспитания

Формирование ценностного отношения человека к природе в первую очередь является проблемой моральной, что вытекает из необходимости формирования экологической культуры, экологического мышления, которые основываются на моральном отношении и основаны на неразрывной и пожизненном взаимосвязи человека с природой. В решении этой проблемы экологическое воспитание безусловно занимает ведущую роль.

Целесообразно проанализировать психолого-педагогические подходы к экологическому воспитанию, как одной из наиболее весомых составляющих воспитания вообще. В современной воспитательной системе отражены новые взгляды на воспитание. Воспитание понимается не как политическая, а прежде всего как культурно-историческая ценность; воспитанию отведена приоритетная роль в процессе социализации личности, а также в развитии ее индивидуальности и самобытности. Субъект-субъектные отношения являются определяющими в этом процессе. Основными ориентациями в воспитании провозглашено развитие личности, гуманность и демократия, духовность и творчество; создание условий для воспитания этих качеств у ребенка. Но наряду с этим мы совершаем очень большую ошибку, мы забываем о проблеме экологии нашей планеты. Несмотря на всестороннее развитие наших детей, они не имеют главного качества всех живых организмов – качества самосохранения именно в этом и возникает не достаточность экологического воспитания подрастающего поколения.

Чтобы познать экологию нужно научиться познавать природу в практическом общении с ней. Это не сбор коллекций гербариев редких растений или насекомых; это не изготовление муляжей или чучел. Ведь именно этим мы в первую очередь уничтожаем редкие виды и учим детей уничтожать прекрасное. Для развитию экологического воспитания необходимо лишь один главный аспект любить красоту, иметь понятие прекрасного не в уничтоженных живых организмах, а в сохраненном их виде.

2.Сущность экологического воспитания и экологического поведения

Экологическое воспитание-составная часть этического воспитания, поэтому под экологическим воспитанием понимается единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания влияют экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются у детей в первую очередь во время внеклассной кружковой работы. Знания ,переведенные в убеждения,формируют экологическое сознание .

Сущность экологического воспитания имеют две стороны:

- экологическое сознание;

- экологическое поведение;

Экологическое поведение формируется с годами и не столько на уроке, сколько во внеклассной и внешкольной деятельности .

Таким образом, признавая сущность, во-первых, учитываются особенности этого процесса:

Во-первых: постепенный характер:

а) формирование экологических представлений;

б) развитие экологического сознания и чувств;

в) формирование убеждений в необходимости экологической деятельности;

г) выработка навыков и привычек поведения в природе;

д) преодоление у детей потребительского отношения к природе;

е) продолжительность;

ё) сложность;

ж) активность;

Во-вторых: огромное значение психологического аспекта, содержащего:

 Развитие экологического сознания;

 Формирование соответствующих потребностей, мотивов и установок личности;

 Выработка этических и эстетических чувств, навыков и привычек;

 Воспитание стойкости воли;

 Формирование значимой цели экологической деятельности.

Достижение поставленной цели возможно по условиям выполнения последовательных учебно-воспитательных задач:

 Формировать экологически ориентированные отношения и ценности, направленные на преодоление конфликтов между человеком и окружающей средой;

 Способствовать, чтобы усвоенные знания и моральные принципы поведения, к окружающей среде становились убеждением личности;

 Развивать чувство личной ответственности за состояние окружающей среды на национальном и глобальном уровне;

 Раскрывать ученикам в доступной форме сущность современных проблем экологии и ее актуальность для человечества;

 Развивать умение принимать ответственные решения по вопросам охраны окружающей среды и действовать в соответствии с ними ;

 Привлекать школьников к практической деятельности при решении проблем окружающей среды местного значения.

3. Способы применения методов экологического воспитания

Экологическое воспитание-это сложная систематическая деятельность руководителя кружка, направленная на развитие у учащихся экологической культуры. Задачи экологического воспитания – содействие накоплению экологических знаний ; воспитание любви к природе, стремлений приумножать ее богатства; формирование умений и навыков деятельности человека в природе.

Экологическое воспитание должно быть не только теоретическим материалом, ведь сохранение планеты это практика. Прежде всего при проведении кружков нужно выбирать такие методы работы, которые не будут вредить окружающей среде. Например при изучении тем по вопросам растительного и животного мира своего района целесообразно использовать экскурсии, но ни в коем случае не теоретические или мнимые. Детям больший объем материала удастся запомнить при осмотре той или иной территории, ведь они иногда не знают, что растет или проживает рядом с ними. Для отчета им можно предложить сделать фотовыставку с учетом сделанных ими фотографий, а также собранного интересного научного материала о конкретном объекте исследования. Обращая внимание на такие выставки, которые не всегда могут быть яркими и живописными, о состоянии окружающей среды задумаются и другие ученики и наблюдатели.

Целесообразно проводить разнообразные экологические субботники, акции «Помоги птицам», «Красота Родины», праздник встречи птиц, выставки рисунков, плакатов, декоративных изделий на тематику экологического воспитания.

Интересно проходят экологические конференции и тематические мероприятия в виде сценок, театрализованных постановок : «Зеленая жемчужина» (для сохранения сосновых насаждений в канун нового года), « Колокола Чернобыля», « Защитим природу», « Экология и здоровье»,« Красная книга Кировоградщины», « СПИД и молодежь», «Экологическая стража» . Некоторые меры информируют учеников, а некоторые наоборот высмеивают поведение разрушителей природных богатств.



II МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ЗАНЯТИЙ

Занятия являются основными формами обучения поэтому требуют особого внимания. Устаревшие методики работы уже не интересуют современную молодежь и поэтому направляют руководителя к постоянным поискам. Если эти поиски не осуществлять интерес у детей очень быстро исчезнет и восприятие понятия, например «экология», будет ассоциироваться с чем-то не интересным. Этим самым исчезает не только интерес, но и разрушается психика ребенка, который в будущем не будет испытывать интереса к естественным наукам. А ведь именно с Маринки или Оксанки, которые в начале работы кружка проявляли большой интерес и имели потенциал, в будущем могли стать высококвалифицированные специалисты определенной сферы обучения. Поэтому работа должна строиться не на болезненных вопросах заучить, навсегда запомнить а на доброжелательности и самостоятельного выбора ребенком направлений деятельности. Система советского образования-принуждения должна остаться в истории. Тенденция развития современного образования говорит не о получении за школьные годы детей вундеркиндов, а о сознательном, патриотическом поколении. Поколение умело пользуется технологиями имеет интерес к обучению, умеет самостоятельно развиваться, имеет большой потенциал. Именно на этом и должна базироваться та или иная форма образования. Наше поколение – это очень богатое общество, которое имеет все, но не всем умеет пользоваться. Поэтому нужно учиться самому и учить этой работе и детей. Мы имеем инновационные технологии, которые уже не являются новостью для нас но не умеем правильно их применять. Сеть интернет это не только «помойка» - это огромная сокровищница знаний, которой необходимо пользоваться.

Занятия в кружке же-это своеобразная сценическая площадка где мы не только обмениваемся знаниями, но и раскрываем, формируем и реализовываем личностные особенности воспитанников. Особенно это происходит на занятиях кружков экологического направления. Именно на них мы учим любить матушку природу и беречь ее, видеть красоту природы, богатство, уметь любоваться красотой вокруг нас.

2.1. Основные требования к качественному современному уроку.

Требования к современному уроку не сложны и используются на протяжении многих лет, но не всегда правильно подбираются под определенные ситуации. Выделяют основные требования:

- научность - использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики;

- системность-построение занятия на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса; связь с ранее полученными знаниями и умениями, опора на уже достигнутый уровень развития воспитанников;

- оптимальность - реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил; обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности воспитанников с учетом их интересов, наклонностей, потребностей;

- эффективность - эффективное использование педагогических средств; связь с жизнью, личным опытом детей; формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности; формирование умения учиться;

- возможность воспроизведения.

Схема-конспект гурткового заняття

Тема занятия

Цель занятия (учебная, развивающая, воспитательная)

Задание занятия (желательно)

Методы (желательно)

Тип занятия (усвоение новых знаний, умений и навыков; формирование практических умений и навыков; применение умений и навыков; обобщения; комбинированный)

Вид занятия

Форма занятия

Оборудование: таблицы, плакаты, руководства, схемы, модели, раздаточный материал, демонстрационный материал, диаграммы, литература и т. д.

Ожидаемый результат (желательно)

Ход занятия

(его структура зависит от типа занятия)

И. вводная часть

— сообщение темы и цели занятия, ожидаемых результатов;

- актуализация опорных знаний;

— мотивация учебной деятельности кружковцев.

II. Основная часть

— освещение руководителем материала новой темы;

- овладение новыми теоретическими и практическими знаниями;

- привлечение учащихся к самостоятельному осмыслению нового материала, самостоятельная работа;

- подведение кружковцев к обобщениям, выводам.

III. Заключительная часть

— обоснование кружковцами возможности использования полученных знаний, умений, навыков;

— общий итог занятия с указанием его положительных и отрицательных моментов;

- сообщение заданий на следующее занятие (если есть);

- рекомендуемая литература (если есть).

2.2 примеры методы и приемов работы во время занятий

Метод – это путь к достижению цели», способ теоретического исследования или практического осуществления чего-либо.

Основные методы:

По источнику передачи и восприятия учебной информации:

— словесные (рассказ, беседа, объяснение, лекция, инструктаж и др);

- наглядные (демонстрация предметов, явлений, пособий и т. п);

— практические (практическая работа, учебные упражнения, игровые упражнения,

экскурсия, поход и т. д)

Методы стимулирования интереса к учению: познавательные игры, создание интересной ситуации, создание ситуации успеха, реализация воспитательного потенциала, ситуации неуспеха, эмоциональных переживаний.

Методы стимулирования обязанности ответственности:

1. Формирование убеждений в социальной и личностной важности.

2. Выдвижение требований.

3. Упражнения для выполнения требований.

4. Состязательность, поощрения, наказания.

Прием-часть метода, средство педагогических действий в определенных условиях. Приемы не имеют самостоятельной педагогической задачи.

Типы занятий

В центре внимания внешкольного образования стоит личность ребенка с его потребностями и интересами. Поэтому, лучше всего решает проблему проведения занятия личностно ориентированный подход.

Занятия в кружке являются личностно ориентированными, направленные на улучшение качества детской жизни на основе творчества воспитанников и педагогов, принципов самореализации, максимального увеличения социального опыта ребенка; духовного единства личности и коллектива в совместной интересной деятельности и отдыха.

Во внешкольной педагогике используются как школьные типы занятий и их формы так и нетрадиционные.

Каждое занятие имеет свою структуру. Тип занятия определяется наличием и последовательностью структурных частей. Тип — это ориентир, направленность, характеристика, лицо.

Формы организации занятий во внешкольной работе:

- групповые: ведется работа со всей группой, излагается общий материал. В пределах группы возможно выделять подгруппы.

- индивидуальные: предусмотрена работа с детьми, которые проявили особые способности, которые претендуют на роль солистов, исполнителей главных ролей.

В кружках, где предусмотрена совместная работа разновозрастного состава групп одного направления (вокальный, хореографический), предусмотрены обязательные сводные репетиции, ансамблевая работа.

Виды занятий:

деловая игра, состязания, театрализованное занятие, взаимообучения воспитанников, зачет, творческий отчет, конкурс, ролевая игра, концерт, конференция, семинар, экскурсия, салон, путешествие, импровизация.

Каким должно быть занятие, чтобы воспитанники сказали: «Я бегу на занятия кружка!"Безусловно-интересным, пробуждающим ум и воображение, расширяющим мировоззрение. Поэтому уместно использовать в работе интерактивные методы обучения, игровую деятельность, ведь они имеют много преимуществ:

* в работе задействованы все дети;

• воспитанники учатся работать в группах (командах);

* формируется доброжелательное отношение к оппоненту;

* каждый ребенок имеет возможность предлагать свое мнение;

* создается " ситуация успеха»;

за короткое время осваивается больше материала;

• формируются навыки толерантного общения; умение аргументировать свою точку зрения, находить решение проблемы.

Современное занятие во внешкольном учебном заведении должно быть здоровьесберегающим, то есть должны быть созданы надлежащие условия для его проведения. Эти условия заключаются в:

- использовании элементарной диагностики утомляемости воспитанников на занятии;

- уменьшении усталости у детей;

- создании необходимого психологического климата;

- осуществлении индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения;

- соблюдении санитарно-гигиенических условий реализации учебно-воспитательного процесса.

Использование элементарной диагностики утомляемости воспитанников на занятии – это сравнительный анализ выражения лиц детей, использование метода цветной диагностики, оценка времени выполнения воспитанниками определенного вида заданий и тому подобное.

Уменьшение усталости детей – использование дидактических игр, интерактивной деятельности (работа в группах, парах, тройках); включение в занятие динамических пауз, физкультминуток; использование творческих заданий; введение художественного материала, применение которого благотворно влияет на эмоциональную сферу; эмоциональная подача учебного материала; использование наглядности, юмора и тому подобное. Создание психологического климата – доброжелательное отношение к воспитанникам; включение в учебный процесс жизненного опыта детей; создание «ситуации успеха» и тому подобное.Важным фактором успешного обучения является эмоциональное состояние ребенка. Надо знать то, чем живет детская душа. Планируйте различные виды работы на занятии. Помогайте ребенку раскрыться. Например, педагог любого кружка может предложить воспитанникам нарисовать счастье и горе, тяжелый труд и веселый праздник, любовь и разлуку, а потом мотивировать свои виденье этих понятий,поделиться впечатлениями и мечтами. Рисунки и объяснения их авторов рассказывают многое. Педагогу надо проанализировать эти работы, сделать выводы , чтобы ребенку было комфортнее в семье, на занятиях в кружке, помочь избавиться от комплексов, поддержать полет фантазии.

Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения – это использование соответствующих педагогических технологий, форм, методов; обязательность дифференцированных задач и тому подобное.

Соблюдение санитарно-гигиенических условий реализации учебно-воспитательного процесса-это выполнение норм освещения, влажности, температуры воздуха; организация динамических, игровых, танцевальных перерывов и тому подобное.



ВЫВОД

Жизнь выдвинула общественный запрос на воспитание творческой личности, способной самостоятельно мыслить и принимать нестандартные решения, выдвигать оригинальные идеи. Поэтому предлагайте питомцам разнообразные задания, стимулирующие развитие их творческих способностей. Детям нравятся такие виды деятельности, которые дают материал для размышления, фантазирования, возможность проявлять инициативу и самостоятельность, общаться, совместно принимать решения, делать выбор и отвечать за него.

Участие детей и их любопытство является не отрицательной составляющей экологического воспитания. Следовательно правильный подбор мероприятий и их любопытство являются суммой воздействий на биологическую природу личности, ее психологическое состояние, что в данном случае отвечает за морально-этические нормы поведения в отношении окружающей среды.

Слово "экология" и его производные прочно вошли в наш ежедневный словарь. Конечно, «экологическое воспитание это воспитание любви к природе . Это составная часть такого воспитания, но нередко приемы, с помощью которых воспитывают такую любовь очень сомнительны. Поэтому перед постановкой цели и задач нужно задуматься действительно ли они соответствуют цели и задачам которые составляют суть экологического воспитания. Приемы экологического воспитания должны содержать в себе стремление сохранить природу в первую очередь на примере руководителя кружка. А впоследствии после формирования экологического подсознания, которое подталкивает каждого человека к изменениям, изменениям к лучшему. А именно этот толчок и является движущей силой в сохранении окружающей среды. И именно в этот момент на ум приходит давно распространенное выражение «мыслить – глобально – действовать локально» именно оно и должно быть основой в экологическом воспитании. Ведь как писал в своих произведениях

В. А. Сухомлинский

«Красота природы как средство эмоционального , эстетического и морального воспитания, звучит только в общей гармонии всех средств духовного влияния на личность.»

«Уже в детские годы каждый должен учиться открывать красоту природы, чтобы духовная жизнь ребенка и природы словно бы связывались ителлектуальными , эмоциональными, эстетическими, творческими нитями. Важно, чтобы источником мысли и чувств было познание явленный природы, ее красоты».

Дети проявляют немалый интерес к экологии именно благодаря интересным и разнообразным методам экологического воспитания. Несмотря на возраст, возможности они Осе активны и упорны при участии в любых мероприятиях экологической тематики.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!