СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка «Холокост»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Расширение знаний по темам “Фашизм в Германии”, “Вторая мировая война”;

-  закрепление учащимися понятий “национализм”, “фашизм”, “толерантность” (терпимость), “Холокост”;

-  показать причины национализма, опасность крайних форм его проявления и возрождения фашизма.

- воспитание негативного отношения к нацизму и фашизму, чувств толерантности и сострадания к жертвам нацизма.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Холокост»»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ ВО «ВГПЭК»)











Методическая разработка «Холокост»











Подготовила и провела

социальный педагог:

Ковтунова Е.В.











Воронеж 2022 г.

Цели мероприятия:

- Расширение знаний по темам “Фашизм в Германии”, “Вторая мировая война”;

-  закрепление учащимися понятий “национализм”, “фашизм”, “толерантность” (терпимость), “Холокост”;

-  показать причины национализма, опасность крайних форм его проявления и возрождения фашизма.

- воспитание негативного отношения к нацизму и фашизму, чувств толерантности и сострадания к жертвам нацизма.

Оборудование: компьютер, проектор, музыкальный центр, телевизор, презентация, видеофрагменты (начало войны, в немецких концлагерях, партизаны), записи музыки (еврейская музыка, Шостакович «7симфония»,  Моцарт «Реквием», Бухенвальдский набат», «Хотят ли русские войны».



Ход занятия:

Чтец: (звучит музыка Шостаковича, горят свечи)

Мраморнокожая музыки повелительница,

Медноволосая ботичелевская  Мадонна

Играет на скрипке романс Шостаковича,

А в зале слышны бухенвальдские стоны.

Ей любовь бы  воспеть, страсть, объятия,

Рожденье ребёнка, его улыбки прелесть,

А она - о войне, что пришла как проклятие,

О детях, шагнувших в опалённую зрелость.

Скрипка не играет,  она рыдает о жертвах

Чудовищных войн, концлагерей, холокоста.

Звуки рождаются не на струнах – на нервах,

Они кричат о могилах, безымянных погостах.

Смычок вонзается копьём прямо в сердце,

Рвёт на части его.  Кто-то плачет навзрыд,

Когда девятой симфонии трагическое Scherzo

Вскрывает в памяти людской забвения нарыв.


Учитель: (слайд, звучит еврейская народная музыка)

Холокост (Холаауст, Голакауст, Холокаст) – всесожжение (греч.) – термин, употребляемый обычно в США и Западной Европе для обозначения геноцида еврейского народа в годы Второй мировой войны.

 Аналогичный термин “Катастрофа” (Шоа) – несчастье, разруха (иврит) употребляется в Израиле. В наше время тема Холокоста не утратила актуальности; социальная напряженность, межэтнические и межконфессиональные конфликты, всплески экстремизма и неофашизма — всё это вынуждает вспоминать о Катастрофе европейского еврейства.

Холокост. Непривычное греческое слово с двумя толкованиями: всесожжение, жертвоприношение с помощью огня. Думал ли будущий лауреат Нобелевской премии американский писатель Эли Визель, что метафора, оброненная им в 1963 году в статье об Освенциме, станет символом одной из величайших трагедий XX века?

     Народ, потерявший каждого третьего соплеменника, но обретший свое государство Израиль (вот еще один подтекст метафоры Э.Визеля) не только увековечил память погибших, но уже в 1953 году посадил в Иерусалиме первое дерево на будущей аллее в честь Праведников Народа Мира. В честь тех, кто рисковал своей жизнью и жизнью своих близких, чтобы спасти хотя бы одного еврея. Урока только этого нравственного подвига тысяч людей разных национальностей достаточно, чтобы Холокост никогда не был забыт. Особенно, если эти люди – твои сограждане. Не говоря уже о жертвах.

План “окончательного решения” как убийства целого народа вырабатывался нацистами постепенно. “Вначале было слово”. Устное и печатное, использование понятного “образа врага” для победы на выборах. Детальное антиеврейское законодательство, насилия, принудительная эмиграция, заключение в гетто и концлагеря. И лишь потом – массовые расстрелы и газовые камеры.

     Идеологи нацизма не скрывали суть своей расовой программы, объявляя “арийцев” представителями “высшей расы”, а всех остальных – представителями “низшей расы” и даже “недочеловеками”.  Утверждение, что германская нация – превыше всего, что она – “носительница высших моральных чувств” привели к политике “расовой гигиены”, воплощавшейся мечом и огнем, а затем и к политике тотального уничтожения народов, отнесенных нацистами к “неполноценным расам”. Гитлер говорил об этих народах: “…они так далеки от нас, как породы животных – от подлинной человеческой породы”. (слайд)

Ведущий 1 

10 марта 1933 г. в Берлине состоялось символическое сожжение “вредных” книг, организованное Геббельсом. Уничтожению подверглись книги, противоречащие нацистской идеологии и написанные евреями, независимо от содержания. Был составлен индекс запрещенных книг, и библиотекам предписывалось изъять их из обращения.

Среди “вредных” оказались произведения Генриха Гейне, Томаса Манна, Зигмунда Фрейда, Стефана Цвейга, Альберта Эйнштейна… За сто лет до появления в сердце Европы нацистских вандалов великий немецкий поэт Генрих Гейне пророчески предсказал: “Там, где сжигают книги, будут жечь людей”.

Ведущий 2

     Еврейский юноша Гершель Гриншпан, живший тогда в Париже, потрясенный жестокостью нацистов, решил отомстить за родителей, депортированных из Германии, зашел в немецкое посольство в Париже и выстрелил в первого попавшегося чиновника. Им оказался третий секретарь посольства Эрнст фон Рат, умерший потом от ран. Нацистам, уже давно вынашивавшим планы еврейского погрома, этот инцидент дал хороший повод. В ночь с 9 на 10 ноября 1938 г. по всей Германии были сожжены или разрушены 1400 синагог, разграблены еврейские дома и магазины, разбиты окна в тысячах еврейских школ и учреждений. Этот погром получил в истории название “Хрустальной ночи”. Более 30 тысяч евреев, в основном людей свободных профессий, были брошены в концлагеря. Около 300 евреев были убиты, тысячи ранены. В Вене были разрушены 42 синагоги и арестованы 7800 евреев. В одном из немецких отчетов указывалось, что после “Хрустальной ночи” было зарегистрировано 680 случаев самоубийств среди евреев.

Ведущий 3

     В секретном приказе начальника Управления службы безопасности рейха Р.Гейдриха от 21 сентября 1939 г. была определена политика нацистов по отношению к евреям Польши. Всех их следовало вывезти из небольших городов и местечек и поместить в особо создаваемые районы крупных городов (гетто), а собственность конфисковать. Как правило, гетто создавались в населенных пунктах, имеющих железнодорожное сообщение, — с тем, чтобы впоследствии их обитателей можно было бы легко вывозить в лагеря смерти.

К концу 1940 г. все евреи Польши были изолированы в гетто, где царили рабский труд, темнота, голод и эпидемии. Там тысячи и десятки тысяч людей ожидали окончательного решения своей участи.

Ведущий 4 (видеофрагмент о вторжении фашистов)

    Вторжение гитлеровской армии в СССР 22 июня 1941 г. ознаменовало собой новый этап антиеврейской политики нацистов, так называемое «окончательное решение» еврейского вопроса. Сначала к смерти были приговорены евреи СССР, а затем уже и все евреи Европы.

     Метод массовых убийств, используемый на территории СССР, вскоре был признан неэффективным. 20 января 1942 г. в пригороде Берлина, Ванзее, состоялась конференция, на которой представители нескольких ведомств Рейха обсуждали план проведения мероприятий для «окончательного решения еврейского вопроса». Гейдрих сообщил на этой конференции о точном количестве евреев, которые подлежат ликвидации в Европе, назвав 33 государства, где их предстоит уничтожить.

Ведущий 5 (слайд) 

     В Польше были созданы шесть лагерей смерти, куда предстояло депортировать еврейское население Европы (Треблинка, Хелмно, Собибур, Майданек, Освенцим и Белжец). В этих лагерях уничтожение людей проводилось на индустриальной основе. Оборудовали газовые камеры и печи для сжигания трупов.

Прибывающие на железнодорожные станции лагерей смерти под предлогом прохождения санитарной обработки направлялись в «душевые». В помещение подавался газ «Циклон В» — и через 5 минут все люди умирали. Наиболее «производительным» был лагерь в Освенциме, где было уничтожено свыше миллиона человек. 9/10 всех жертв составили евреи. В 1941—1945 гг. нацисты истребили 6 000 000 евреев из оккупированных стран Европы. "Чистка" шла планомерно: немцы "прочесали" Европу

от Голландии на севере до Греции на юге. В оккупированной Польше с конца 1942 года "гетто" одно за другим стали пустеть. Массовая депортация продолжалась вплоть до января 1945 года, когда последняя партия венгерских евреев была отправлена в Освенцим. В лагерях смерти погибло более 3 миллионов человек.

Учитель: Факты о Холокосте, которые надо запомнить (идет фоновая музыка)

• Само слово «холокост» имеет греческое происхождение. Слово «holo», обозначает «весь» или «целый» и «kaustos» – «сгоревший», т.е. Холокост означает всесожжение.

• Обычно подразумевается, что Холокост был направлен исключительно против евреев. Однако нацисты не гнушались уничтожать и другие народности: цыган, славян, азиатов и африканцев.

Фашисты также старались избавиться от людей с ограниченными возможностями или нетрадиционной ориентацией, политических диссидентов. Вызывали подозрение даже этнические немцы, долгое время жившие за границей. Для всех них существовали две дороги – немедленная смерть либо концлагерь.

• Началом Холокоста считается январь 1933 года – момент прихода к власти в Германии нацистов. Дата его фактического завершения – 8 мая 1945.

• За период с 1933 по 1945 год различными айнзацгруппами и в концлагерях было умерщвлено свыше 11 млн. военнопленных и гражданских людей. Около 6 млн. из этого числа были евреями.

• Холокост унес жизни более 1,1 млн. детей. Многие стали невинными жертвами страшных нацистских издевательств.

• Еврейская нация за период Холокоста потеряла более трети своей численности, которую она не смогла восстановить до сих пор. Если в 1939 евреев в мире было 17 млн. человек, то в 1945 их осталось 11 млн.
• Первой, по-настоящему массовой показательной акцией против евреев стала Ночь разбитых витрин, иначе именуемая Хрустальной ночью, произошедшая одновременно в Германии и Австрии. В ее ходе было сожжено свыше 1 тыс. синагог, уничтожено более 7 тыс. еврейских предприятий. Также подверглись разрушениям еврейские больницы, школы, дома и даже кладбища.

• С началом Второй мировой войны на всех оккупированных территориях евреям предписывалось носить на одежде желтую шестиконечную звезду.
• Если евреи по каким-то причинам не были уничтожены сразу, их определяли в печально известные гетто, где они зачастую умирали от голода и болезней.

• Крупнейшим еврейским поселением подобного типа считалось Варшавское гетто. В нем на территории всего 3,3 кв. км, содержалось 445 тыс. человек.

• Самое массовое одномоментное убийство евреев произошло на окраине Киева в сентябре 1941. В урочище Бабий Яр за 2 дня немцами и украинскими коллаборационистами были расстреляны 33 700 человек.

• «Arbeit macht frei» – «Работа делает свободным». Эта, казалось бы, безобидная фраза, придуманная немецким писателем Лоренцом Дифенбахом еще в 1872 году, была прикреплена к воротам многих концлагерей. Это выражение иначе как издевательством над заключенными восприниматься не может.

• Большинство жертв Холокоста составили женщины. Именно матерей с маленькими детьми в первую очередь отправляли в газовые камеры. Для нацистов они считались балластом, мешающим нормальному функционированию лагеря.

• Известно, что немцы – нация практичная. При нацистах это качество достигло гипертрофированных масштабов. Немецкие фермеры в качестве удобрений использовали пепел сожженных в печах узников концлагерей. Даже волосы погибших шли в дело: из них изготавливался войлок, корабельные шнуры, веревки.

• Подсчитано, что только в Одесской области (ныне Украина) за 3-летний период оккупации было истреблено 350 тыс. евреев.

• В период ликвидации еврейских гетто произошло свыше 100 восстаний. Наиболее мощное из них случилось в мае 1943 в Варшаве. Это стало последней битвой для тысяч людей. Те же, кто выжил в этом побоище, были вывезены в концлагеря, где в большинстве своем погибли.
• 27 января считается международным днем памяти жертв Холокоста. В этот день в 1945 подразделения Красной армии освободили самый ужасный из нацистских концлагерей Освенцим.
• Отрицание Холокоста, полное либо частичное, считается уголовно наказуемым в 17 странах. В это число входят Германия и Австрия.

• За преступления, совершенные в период Холокоста, к 1985 году было казнено свыше 5 тыс. нацистов, а еще 10 тыс. приговорены к различным срокам тюремного заключения.

Ведущий 1:

    История Холокоста помогает осознать, как предрассудки, предубеждения, ложные суждения порождают практический расизм. История Холокоста учит нас и тому, как современная техника и технология могут быть использованы для уничтожения людей.

Истоки Холокоста идут не от Гитлера, не от фашистов. Он выплеснул все националистические настроения, имевшиеся в Европе. Он был лишь кульминацией тысячелетней ненависти, расовых предрассудков, низменных инстинктов...

Холокост, как величайшее преступление перед человечеством, как незабываемая трагедия народа и как нравственный урок будущим поколениям может быть осмыслен лишь в контексте всех предшествующих событий, которые сделали его возможным и подготовили для него почву.

Я очень хочу застать тот момент, когда в мире исчезнут все националистические настроения.

Патриотизм - это не только любовь к себе, это ещё и уважение к другим.

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!