СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка учебного занятия с использованием инновационных педагогических технологий

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка учебного занятия с использованием инновационных педагогических технологий

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка учебного занятия с использованием инновационных педагогических технологий»

Методическая разработка учебного занятия с использованием инновационных педагогических технологий

Технологическая карта урока.

Ф.И.О.:

Шестакова Виктория Леонидовна

Место проведения:

ГБПОУ РО ДОН-ТЕКС

Предмет

Физическая культура

Класс

Курс 1

Тема урока

Методы самоконтроля при занятиях физическими упражнениями.

Тип урока

Закрепления и повторения ранее изученного материала

Направленность урока

Образовательно – обучающая

Цели урока

1. Предметная: Способствовать формированию ценностного отношения учащихся к собственному здоровью через изучение методов самоконтроля и ведение дневника самоконтроля.

2.Метапредметная:

2.1.Позновательная: Создать условия для реализации потребности учащихся в определении собственного функционального состояния организма.

2.2.Регулятивная: Учить выполнять способы самоконтроля, самооценку функционального состояния своего организма, осуществлять осознанный выбор методов самоконтроля в познавательной деятельности.

2.3.Коммуникативная: Способствовать овладению умением вести дискуссию об эффективности методов самоконтроля, обсуждать содержание дневника самоконтроля и результаты совместной деятельности по определению функционального состояния, находить компромиссы при принятии общих решений.

3. Личностная: Способствовать формированию у учащихся способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

Учебно-методическое и информационное обеспечение урока


  • Физическая культура. Тестовый контроль. / В.И. Лях – Москва: « Просвещение», 2014

  • Презентация «Приёмы организации самоконтроля учащихся на занятиях физической культуры и спорта"./ Шестакова В.Л.


Материально-техническое обеспечение урока

Оборудование и инвентарь: секундомер, весы, динамометр, мат гимнастический, измерительная лента, тонометр, проектор, ПК, экран.








Этап деятельности (технологии)

Характеристика деятельности

Преподавателя

Обучающегося

1.Ценностно-смысловой (создание проблемной ситуации)


Проводит построение обучающихся. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

-На прошлом уроке мы разобрали какие существуют методы самоконтроля. Давайте сейчас мы назовём их.


Для чего необходимо знать и применять эти методы?



Стартует городская спартакиада студентов. Обычно состав команды определяла я самостоятельно, руководствуясь результатами, показанными на зачётных уроках.

Но сегодня вы поможете мне определить состав команды, кто из вас сможет успешно выступить.


Обучающиеся называют существующие методы самоконтроля:

объективные и субъективные.


Для оценки своего физического состояния, готовности заниматься физическими упражнениями и спортом. Следить за влиянием физических упражнений на организм.

2.Мотивационно-целевой (формулирование проблемы)


Предлагаю вам, для решения данной проблемы, используя методы самоконтроля, помочь мне определить, кто наиболее физически подготовлен и мог бы принять участие в соревнованиях.

Прошу вас разделиться на группы по2-3 человека. Каждая группа представит своего кандидата, и проведёт исследования его физического состояния.

Познавательные: Выделить и сформулировать цель

Коммуникативные: Обучающиеся делятся на группы. Представляют своих кандидатов для участия в исследовании.

Регулятивные: Принимают и сохраняют учебную задачу. Действуют с учётом выделенных ориентиров.

3. Ориентировочный (проектный) (выдвижение гипотез)

Как вы думаете, какие методы будут наиболее информативны и точнее в определении функционального состояния?

Обучающиеся выдвигают свои версии набора необходимых методов. Советуются в группах.

4. Исполнительский (средства, способы и условия) (поиск решения проблемы)


Каждая группа получает дидактический материал.

В нём перечислены все методы самоконтроля, которые мы с вами разобрали. Также методы представлены в презентации, которой можно пользоваться в своей работе. Вы можете использовать в своих исследованиях только те, которые вы считаете самыми точными, объективными и необходимыми в данной ситуации.

Данные ваших исследований заносите в таблицу, построенную по принципу дневника самоконтроля. В презентации представлен его примерный образец. Через 20мин. мы выслушаем представителя от каждой группы о полученных результатах, и выводах о готовности их кандидата.


Необходимо следить за правильностью подсчета пульса и частоты дыхания, фиксировать время измерений.


Преподаватель оказывает необходимую помощь в измерениях, по мере обращения обучающихся. Помогает сделать выводы


Преподаватель вызывает представителя каждой группы для доклада, и заносит результаты в общую таблицу.


Познавательные: Изучают полученные материалы.

Выполняют все необходимые измерения, действия.

Результаты оформляют в виде дневника самоконтроля.

Используют в своей работе ИКТ.

Коммуникативные: Советуются с представителями своей группы и соседней. Умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; контролируют действия партнёра.

При необходимости обращаются за помощью к учителю или другим обучающимся.

Личностные: Осознают свои возможности.

Включаются в общение и взаимодействие со сверстниками оказывают им помощь

Регулятивные: Представитель группы знакомит учащихся с итогами проведенных исследований, озвучивает общий вывод группы о функциональном состоянии испытуемого и готовности его организма к выполнению физических упражнений






5. Результативно-оценочный (оценка результатов, формулирование выводов и их практическое применение)


А теперь вместе с вами давайте сравним полученные результаты. Как вы думаете, кто из кандидатов готов участвовать в предстоящих соревнованиях и почему?


Преподаватель просит тестируемых выставить оценки за работу учащимся, которые с ним работали:

- Кто, на ваш взгляд, действовал правильно, грамотно и заслуживает положительной оценки.



Познавательные: Сравнивают результаты.

Коммуникативные: Обмениваются мнениями, слушают друг друга

Регулятивные: Принимают и сохраняют учебную задачу –определяют лучше подготовленных обучающихся, озвучивают примерный состав команды.

Делают общий вывод. Умеют оценить результаты иследований.

Личностные: Понимают значение умений определять своё функциональное состояние.




Оценивают работу группы в целом и лично каждого.

6. Рефлексия

Как вы думает? Опыт, который вы получили сегодня на уроке пригодится вам в жизни? Ели да то где?

А теперь попрошу оценить вашу работу на уроке, используя аплодисменты:

Неудовлетворительно - тишина;

Удовлетворительно – тихо;

Хорошо – громко

Отлично – можно с овациями.

Судя по вашей реакции, я делаю вывод, что вы на уроке поработали на «хорошо» и «отлично». С вами я соглашусь, надеюсь, что полученный опыт будет вам полезен.

Всем спасибо за работу, до свидания!




Обучающиеся высказываются ,что нового и полезного узнали

Оценивают свою работу.

Организованно уходят.













Дидактический материал.

Для того чтобы занятия физическими упражнениями приносили только пользу, необходимо следить за состоянием своего организма, контролировать свое самочувствие. Чтобы правильно оценить данные контроля и обеспечить эффективность занятий, преподаватель или обучающийся (или родители) должны знать характеристики методов и приемов, наиболее часто используемых в целях самоконтроля.

Самоконтроль это наблюдение физкультурником или спортсменом за состоянием своего здоровья, физического развития и самочувствия при занятиях физическими упражнениями и спортом. Самоконтроль не может заменить врачебный контроль. Врачебный контроль и самоконтроль – единая система охраны здоровья и всестороннего развития физкультурника и спортсмена. Самоконтроль состоит из общедоступных приемов наблюдения. В него входит учет субъективных ( самочувствие, сон, аппетит и др.) и объективных (вес, рост, ЖЕЛ, ЧСС, динамометрия и тр.)

Субъективные:

  • Самочувствие - субъективная оценка состояния, его можно характеризовать как хорошее – когда отсутствуют какие- либо необычные ощущения (вялость, тошнота, боль, головокружение); удовлетворительное – при незначительном проявлении вышеприведенных ощущений; плохое - при резко выраженной усталости, появлении боли в мышцах, упадке настроения, которое часто сопровождается головокружением и головной болью.

При проявлении плохого самочувствия в дневнике самоконтроля необходимо отметить, когда и при каком выполнении упражнений появились эти ощущения, наблюдались ли они после выполнения этих упражнений с меньшей интенсивностью или меньшей продолжительностью

  • Сон – основной процесс в организме, обеспечивающий отдых и восстановление сил. Во время сна восстанавливается работоспособность всех тканей и органов, и в первую очередь нервной системы. Особое значение в этом отношении имеют продолжительность и правильный режим сна. При чрезмерно высоких нагрузках может возникнуть бессонница, неспокойный сон или наоборот – повышенная сонливость. После такого сна нет ощущения бодрости. В дневнике самоконтроля отмечаются: длительность сна, процесс засыпания, пробуждения во время сна, наличие сновидений.

  • Аппетит – характеризуется в дневнике самоконтроля как нормальный, сниженный или повышенный. Его отсутствие или ухудшение часто указывают на утомление или болезненное состояние.

  • Желание заниматься физическими упражнениями - присуще всем здоровым людям. Отсутствие желания заниматься ими или безразличие к ним являются важными признаками ранних стадий переутомления. В графе отмечается «занятия с удовольствие», «безразлично», « нет желания», «апатия».








Объективные.

  • Определение жизненной емкости легких (ЖЕЛ) – представляет собой объем воздуха, выдыхаемый при максимально глубоком выдохе, которому предшествует максимальный вдох. Измеряется прибором сухим спирометром. Величина ЖЕЛ относительно постоянна.

  • Вес – с началом тренировочных занятий вес тела значительно снижается, так как уменьшается количество воды и происходит частичное расщепление жира. Через 3-4 недели вес начинает незначительно увеличиваться за счет увеличения мышечной массы, после чего стабилизируется. В последующем могут отмечаться небольшие колебания в весе, связанные с физическими нагрузками, но эти изменения быстро проходят.

  • Сила мышц кисти измеряется динамометром на левой и правой руке. При утомлении сила мышц кисти снижается

  • Частота дыхания. В покое частота дыхания человека в среднем составляет 12-16 раз в минуту. При физической нагрузке происходит учащение дыхания: при средней нагрузке-до18-20 раз в мин., при значительной - до 20-30 раз в мин., подсчитывают частоту дыхания за 30с. Количество дыханий считают, положив руку спереди на нижнюю часть грудной клетки верхнюю часть живота. Каждый вдох и каждый выдох составляют один дыхательный цикл. Проба с задержкой дыхания может проводиться на вдохе и на выдохе. Задержка дыхания на вдохе на 40-90с., а на выдохе на 40-60- показатель нормального здоровья человека.

  • Частота сердечных сокращений (ЧСС)- основной объективный критерий переносимости и эффективности тренировки. У одного и того же человека частота пульса меняется в зависимости от времени суток, положения тела, характера предшествующей работы и т.д.

Существует несколько способов измерения пульса: а) тремя пальцами на запястье; б) большим и указательными пальцами на шее; в) кончиками пальцев на виске. Обычно с помощью секундомера подсчитывается пульс за 10с. И умножается на 6. Сразу же после окончания нагрузки пульс может быть равен 100-120 ударов (легкая физическая нагрузка) , 130 -150 (средняя) и выше. Через 8-10мин. пульс возвращается к исходным цифрам. После значительных усилий – возвращается к норме позже. Чем здоровее и тренированнее человек, тем быстрее восстанавливается к исходной величине.

  • Артериальное давление. Величина кровяного давления является одной из важнейших констант, характеризую­щих функциональное состояние организма. Давление определяет­ся работой сердца и тонусом артериальных сосудов и способно изменяться в зависимости от фаз сердечного цикла. Различают систолическое, или максимальное давление, создаваемое серд­цем во время систолы (СД), и диастолическое, или минималь­ное, давление (ДД), формируемое преимущественно тонусом со­судов. Разница между систолическим и диастолическим давлением называется пульсовым артериальным давлением (ПАД).

У человека артериальное давление (АД) в норме составляет в пределах от 110/70 до 130/80 мм рт. ст. в покое. Под влиянием физической нагрузки СД повышается, достигая 180–200 и более мм рт. ст., а ДД, как правило, колеблется в пределах ±10 мм рт. ст., иногда понижается до 40–50 мм рт. ст.

Для самоконтроля можно использовать пробы

Проба с приседаниями. Измерить пульс, затем выполнить 20 приседаний в темпе 1 присед в 1с- и посмотреть, вернется ли пульс за 3мин. К его величине до начала упражнения.

Время восстановления пульса до исходного уровня к третьей минуте считается хорошим, к 4-5 минуте – удовлетворительным, к 6 минутам и более_

неудовлетворительным.

Ортостатическая проба. Подсчитать пульс в положении лежа, затем подъем без резкого усилия в положение стоя. Если разница между двумя подсчетами более 20 ударов в минуту, то это может свидетельствовать о недостаточном восстановлении функций организма в результате переутомления или перенесенной болезни.

Оргоклиностатическая проба — определение ЧСС при переходе из положения стоя в положение лежа. В норме отмечается урежение пульса на 4—6 ударов в 1 мин. Более выраженное замедление пульса указывает на повышенный тонус вегетативной нервной системы. Чем выше тренированность спортсмена, тем меньше разница ЧСС при ортоклиностатической пробе.

Проба с задержкой дыхания (проба Штанге). Необходимо сделать вдох, затем глубокий выдох и снова вдох, после чего задержать дыхание, зажав нос большим и указательным пальцами и зафиксировав по секундомеру время задержки дыхания. Оно должно составлять не менее 20—30 с (хорошо подготовленные спортсмены задерживают дыхание на 60—120 с). По мере тренированности время задержки дыхания увеличивается, однако при переутомлении или перетренированности занимающегося возможность задержать дыхание резко снижается. Аналогичную пробу проводят с задержкой дыхания на выдохе (проба Генча). При этом задержка дыхания должна составлять 20—30 с (у хорошо тренированных спортсменов — 60—90 с).

Функциональная проба Руфье. Перед выполнением пробы необходим 5-ти минутный отдых в исходном положении лежа. Затем подсчитывается пульс за 15 секунд и пересчитывается на ЧСС в одну минуту (Р1). Испытуемый выполняет 30 приседаний за 45 сек и вновь ложится, сразу измеряя ЧСС за 15 сек (Р2), затем за последние 15 секунд первой минуты восстановления (Р3). Проба оценивается по индексу Руфье-Диксона:

ИРД =

– 70) + (Р3 – Р1)

10

При величине индекса до 2,9 дается отличная оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы, от 3 до 6 — хорошая, от 6 до 8 — удовлетворительная, выше 8 — плохая.

Функциональная проба с бегом. Перед пробой фиксируются ЧСС и АД в покое. Затем выполняется бег на месте в течение 3 мин с высоким подниманием бедра в темпе 180 шагов в 1 мин. Во время бега на месте руки, не напрягаясь, двигаются в темпе движений ног, дыхание свобод­ное, непроизвольное. Сразу же после 3 мин бега подсчитывают частоту сердечных сокращений в течение 15-секундного интер­вала и записывают полученную величину. Затем следует сесть, измерить артериальное давление (если представляется такая возможность) и зафиксировать этот показатель в протокол. Да­лее подсчитывается пульс на 2, 3 и 4-й минутах восстановления. После измерения частоты сердечных сокращений при на­личии аппарата необходимо измерять и регистрировать показа­тели АД в те же минуты периода восстановления.

Степ-тест Кэрша. Для выполнения теста необходима тумба или скамейка высотой 30 см. На счет «раз» поставьте одну ногу на скамью, на «два» — другую, на «три» — опустите одну ногу на землю, на «четыре» — другую. Темп должен быть следующим: два полных шага вверх и вниз за 5 сек, 24 — за 1 мин. Тест выполняется в течение 3 мин. Сразу же по окончанию теста сядьте и подсчитайте пульс.

Пульс следует подсчитывать в течение 1 мин, чтобы опреде­лить не только его частоту, но и скорость, с которой сердце восстанавливается после нагрузки.отлично- 74-82; хоршо-83-90; удовлетворительно -91-100,; плохо- 101-107

Фамилия, имя_____________ группа____________

Показатели

До нагрузки (в начале года)

После нагрузки (в конце года)

Время восстановления, выводы

1.Рост (см)



2.Вес (кг)



3.Окружность грудной клетки (см)



4.Динамометрия (кг)




5.ЖЕЛ (при наличии спирометра) (см)



6.Частота дыхания (раз)




7. ЧСС, Проба с приседаниями (удар в мин)




8.ЧСС, ортостатическая проба (удар в мин)




Оргоклиностатическая проба 




Проба с задержкой дыхания (проба Штанге).




Функциональная проба Руфье




Функциональная проба с бегом. 




Степ-тест Кэрша.




9.Самочувствие



10.Сон.



11.Аппетит



12.Желание заниматься физ. Упражнениями.







Вывод о физическом состоянии_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________