СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические особенности формирования читательской функциональной грамотности

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические материаля помогут учителям литературы в формировании читательской грамоте на уроках 

Просмотр содержимого документа
«Методические особенности формирования читательской функциональной грамотности»

Методические особенности формирования читательской функциональной грамотности Работу выполнили: Волкова В.В., учитель русского языка и литературы, МАОУ «Верхнегородковская СОШ»  Дубовцева З.А., учитель русского языка и литературы,  МАОУ «Верхнегородковская СОШ» Пермский край, Чусовской район,  п. Верхнечусовские Городки

Методические особенности формирования читательской функциональной грамотности

  • Работу выполнили: Волкова В.В.,
  • учитель русского языка и литературы,
  • МАОУ «Верхнегородковская СОШ»
  • Дубовцева З.А.,
  • учитель русского языка и литературы,
  • МАОУ «Верхнегородковская СОШ»
  • Пермский край, Чусовской район,
  • п. Верхнечусовские Городки
Методические особенности формирования читательской функциональной грамотности Для чего нужна читательская грамотность? 1.Успешная сдача ЕГЭ по русскому языку, так как проверяется умение осуществлять информационную обработку текстов - выявлять явно заданную информацию - определять наличие-отсутствие и искажение фактологической информации - оценивать форму, структуру, стиль текста - выявлять связи между частями текста 2. Сочинение формата ЕГЭ по русскому языку и задания ЕГЭ по литературе 3. Читательский опыт важен для становления личности обучающегося -развития чувств - социализации и духовного развития - формирования мировоззрения молодого поколения - воспитания патриотических чувств

Методические особенности формирования читательской функциональной грамотности

Для чего нужна читательская грамотность?

1.Успешная сдача ЕГЭ по русскому языку, так как проверяется

  • умение осуществлять информационную обработку текстов
  • - выявлять явно заданную информацию
  • - определять наличие-отсутствие и искажение фактологической информации
  • - оценивать форму, структуру, стиль текста
  • - выявлять связи между частями текста

2. Сочинение формата ЕГЭ по русскому языку и задания ЕГЭ по литературе

3. Читательский опыт важен для

  • становления личности обучающегося
  • -развития чувств
  • - социализации и духовного развития
  • - формирования мировоззрения молодого поколения
  • - воспитания патриотических чувств
Читательские умения, формируемые на уроках литературы. Читательская грамотность  Опора на текст Найти и извлечь информацию Интегрировать и интерпретировать информацию Извлечь Опора на внетекстовое знание  информацию Сформировать общее понимание текста Осмыслить и оценить сообщение Толковать текст Осмыслить и оценить содержание  текста Осмыслить и оценить форму текста

Читательские умения, формируемые на уроках литературы.

Читательская грамотность

Опора на текст

Найти и извлечь информацию

Интегрировать и интерпретировать информацию

Извлечь

Опора на внетекстовое знание

информацию

Сформировать общее понимание текста

Осмыслить и оценить сообщение

Толковать текст

Осмыслить и оценить содержание

текста

Осмыслить и оценить форму текста

Задания, развивающие читательскую грамотность на уроках литературы. Задания, развивающие умения осуществлять интерпретацию и оценку художественных текстов на уроках литературы (на примере изучения романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир») 1.Задания, требующие использования фактологической информации для анализа текста и выхода на концептуальную информацию.  2.Задания, проверяющие понимание значений слов в контексте. 3.Задания на выявление логических связей между частями текста. 4.Задания, формирующие умения осуществлять интеграцию и синтез, выход на авторскую позицию .

Задания, развивающие читательскую грамотность на уроках литературы.

  • Задания, развивающие умения осуществлять интерпретацию и оценку художественных текстов на уроках литературы (на примере изучения романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир»)
  • 1.Задания, требующие использования фактологической информации для анализа текста и выхода на концептуальную информацию.
  • 2.Задания, проверяющие понимание значений слов в контексте.
  • 3.Задания на выявление логических связей между частями текста.
  • 4.Задания, формирующие умения осуществлять интеграцию и синтез, выход на авторскую позицию .
Анализ, синтез и интеграция фактов в составном тексте Задание 1. Прочитайте комментарии Л.И. Соболева «Путеводитель по книге Л.Н. Толстого «Война и мир». Часть 2», а также главу из книги Е.В. Тарле «Наполеон» (Глава VIII. Разгром третьей коалиции 1805-1806 гг.) и прокомментируйте значение фраз Анны Павловны Шерер во фрагменте беседы с князем Василием:  1)«Генуя и Лукка – поместья фамилии Бонапарте» 2)«Ну, что же решили по случаю депеши Новосильцова?» 3)«мы должны искупить кровь праведника»

Анализ, синтез и интеграция фактов в составном тексте

  • Задание 1. Прочитайте комментарии Л.И. Соболева «Путеводитель по книге Л.Н. Толстого «Война и мир». Часть 2», а также главу из книги Е.В. Тарле «Наполеон» (Глава VIII. Разгром третьей коалиции 1805-1806 гг.) и прокомментируйте значение фраз Анны Павловны Шерер во фрагменте беседы с князем Василием:
  • 1)«Генуя и Лукка – поместья фамилии Бонапарте»
  • 2)«Ну, что же решили по случаю депеши Новосильцова?»
  • 3)«мы должны искупить кровь праведника»
Интерпретация многозначных слов и фразеологизмов в тексте Толкование значений некоторых слов и фраз в контексте (глава 1, том 1, часть  1): 1)«в башмаках и звёздах»;  2)«Бонапарте сжёг свои корабли, и мы тоже, кажется, готовы сжечь наши»;  3)«мы должны искупить кровь праведника» - с помощью задания на соответствие.  Задание 2. Установите соответствие между фрагментами предложений и их значениями в контексте главы 1 (т. I, ч. I) произведения Л.Н. Толстого «Война и мир».

Интерпретация многозначных слов и фразеологизмов в тексте

  • Толкование значений некоторых слов и фраз в контексте (глава 1, том 1, часть
  • 1): 1)«в башмаках и звёздах»;
  • 2)«Бонапарте сжёг свои корабли, и мы тоже, кажется, готовы сжечь наши»;
  • 3)«мы должны искупить кровь праведника» - с помощью задания на соответствие.
  • Задание 2. Установите соответствие между фрагментами предложений и их значениями в контексте главы 1 (т. I, ч. I) произведения Л.Н. Толстого «Война и мир».
Задание на соответствие: СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ ИХ ЗНАЧЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ А) «в башмаках и звёздах» 1) Праведник – тот, кто живет согласно заповедям, не нарушает закона нравственного и готов за него пострадать Б) «Бонапарте сжёг свои корабли, и мы тоже, кажется, готовы сжечь наши» 2) Троянки, чтобы остановить бегство мужей, сожгли корабли и лишили защитников Трои возможности бежать с поля боя. В) «мы должны искупить кровь праведника» 3) Своими последними политическими действиями Наполеон продемонстрировал отсутствие готовности идти на соглашения, и Россия исключает возможность переговоров, поэтому война неизбежна 4) Герцог Энгиенский, сражавшийся против революционных войск, эмигрировал в Баденское герцогство, но после неудачного покушения на Наполеона (герцог Энгиенский к нему не был причастен) последний представитель династии Бурбонов был вывезен во Францию и казнен 5) Звезда – знак высших степеней некоторых российских и иностранных орденов

Задание на соответствие:

СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ

ИХ ЗНАЧЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ

А) «в башмаках и звёздах»

1) Праведник – тот, кто живет согласно заповедям, не нарушает закона нравственного и готов за него пострадать

Б) «Бонапарте сжёг свои корабли, и мы тоже, кажется, готовы сжечь наши»

2) Троянки, чтобы остановить бегство мужей, сожгли корабли и лишили защитников Трои возможности бежать с поля боя.

В) «мы должны искупить кровь праведника»

3) Своими последними политическими действиями Наполеон продемонстрировал отсутствие готовности идти на соглашения, и Россия исключает возможность переговоров, поэтому война неизбежна

4) Герцог Энгиенский, сражавшийся против революционных войск, эмигрировал в Баденское герцогство, но после неудачного покушения на Наполеона (герцог Энгиенский к нему не был причастен) последний представитель династии Бурбонов был вывезен во Францию и казнен

5) Звезда – знак высших степеней некоторых российских и иностранных орденов

Интерпретация фактов: видимое и истинное Задание 3. Прочитайте фрагмент произведения Л.Н. Толстого «Война и мир» «Беседа Анны Павловны Шерер с князем Василием». Укажите два объяснения посещения героя Анны Павловны: какова была истинная цель визита князя Василия в салон и какой официальный предлог для данной встречи был найден? 1) Навестить «бедную больную» и справиться о ее здоровье. 2) Обсудить политические события в Европе.  3) Сообщить о предстоящей военной кампании против Наполеона.  4) Узнать о назначении на должность первого секретаря дипломатической миссии и похлопотать о сыне Ипполите. 5) Устроить партию сына Анатоля с княжной Болконской. //Ответ: 14

Интерпретация фактов: видимое и истинное

  • Задание 3. Прочитайте фрагмент произведения Л.Н. Толстого «Война и мир» «Беседа Анны Павловны Шерер с князем Василием». Укажите два объяснения посещения героя Анны Павловны: какова была истинная цель визита князя Василия в салон и какой официальный предлог для данной встречи был найден?
  • 1) Навестить «бедную больную» и справиться о ее здоровье.
  • 2) Обсудить политические события в Европе.
  • 3) Сообщить о предстоящей военной кампании против Наполеона.
  • 4) Узнать о назначении на должность первого секретаря дипломатической миссии и похлопотать о сыне Ипполите.
  • 5) Устроить партию сына Анатоля с княжной Болконской.
  • //Ответ: 14
Интерпретация текста: определение темы Задание 4 (на определение тем эпизода). Укажите одну из главных тем романа-эпопеи, которая заявлена во фрагменте. 1)роли личности в истории 2)тема милосердия  3)тема народа  4)тема истинного и ложного героизма //Ответ: 1

Интерпретация текста: определение темы

  • Задание 4 (на определение тем эпизода). Укажите одну из главных тем романа-эпопеи, которая заявлена во фрагменте.
  • 1)роли личности в истории
  • 2)тема милосердия
  • 3)тема народа
  • 4)тема истинного и ложного героизма
  • //Ответ: 1
Интерпретация текста: выявление проблематики Задание 5 (на выявление проблематики). Укажите важные проблемы романа-эпопеи, которые обнаруживаются во фрагменте. 1)Оправдывает ли цель средства?  2)Допустима ли бестактность в высшем обществе? 3)Можно ли оставаться на месте в духовном развитии? 4)Какова роль исторической личности, наделенной властью?  5)Кто несет ответственность за собственную судьбу? //Ответ: 14

Интерпретация текста: выявление проблематики

  • Задание 5 (на выявление проблематики). Укажите важные проблемы романа-эпопеи, которые обнаруживаются во фрагменте.
  • 1)Оправдывает ли цель средства?
  • 2)Допустима ли бестактность в высшем обществе? 3)Можно ли оставаться на месте в духовном развитии? 4)Какова роль исторической личности, наделенной властью?
  • 5)Кто несет ответственность за собственную судьбу?
  • //Ответ: 14
Интерпретация текста: выявление логических связей между частями текста Задание 6 (на установление логических связей между фрагментами и единицами информации в одном фрагменте). Укажите вид логической связи между 1 и 2 фрагментами текста. Фрагмент 1. — Aucun, — возразил виконт. — После убийства герцога даже самые пристрастные люди перестали видеть в нем героя. Si même ça a été un héros pour certaines gens, — сказал виконт, обращаясь к Анне Павловне, — depuis l'assassinat du duc il y a un martyr de plus dans le ciel, un héros de moins sur la terre (1).  Фрагмент 2 . — Казнь герцога Энгиенского, — сказал Пьер, — была государственная необходимость; и я именно вижу величие души в том, что Наполеон не побоялся принять на себя одного ответственность в этом поступке. 1) Никакого. Если он и был героем для некоторых людей, то после убиения герцога одним мучеником стало больше на небесах и одним героем меньше на земле.

Интерпретация текста: выявление логических связей между частями текста

  • Задание 6 (на установление логических связей между фрагментами и единицами информации в одном фрагменте). Укажите вид логической связи между 1 и 2 фрагментами текста.
  • Фрагмент 1.
  • — Aucun, — возразил виконт. — После убийства герцога даже самые пристрастные люди перестали видеть в нем героя. Si même ça a été un héros pour certaines gens, — сказал виконт, обращаясь к Анне Павловне, — depuis l'assassinat du duc il y a un martyr de plus dans le ciel, un héros de moins sur la terre (1).
  • Фрагмент 2 .
  • — Казнь герцога Энгиенского, — сказал Пьер, — была государственная необходимость; и я именно вижу величие души в том, что Наполеон не побоялся принять на себя одного ответственность в этом поступке. 1) Никакого. Если он и был героем для некоторых людей, то после убиения герцога одним мучеником стало больше на небесах и одним героем меньше на земле.
Интерпретация текста: выявление логических связей между частями текста. Задание 6 (на установление логических связей между фрагментами и единицами информации в одном фрагменте). Укажите вид логической связи между 1 и 2 фрагментами текста. 1)Второй фрагмент содержит детализацию, уточнение первого. 2)Два фрагмента сопоставлены на основе контраста – антитезы (аргумент – контраргумент). 3)В первом фрагменте содержится указание на условие совершения события, о котором говорится во втором фрагменте. 4)В первом фрагменте указана причина, а во втором – следствие. //Ответ: 2

Интерпретация текста: выявление логических связей между частями текста.

  • Задание 6 (на установление логических связей между фрагментами и единицами информации в одном фрагменте). Укажите вид логической связи между 1 и 2 фрагментами текста.
  • 1)Второй фрагмент содержит детализацию, уточнение первого.
  • 2)Два фрагмента сопоставлены на основе контраста – антитезы (аргумент – контраргумент).
  • 3)В первом фрагменте содержится указание на условие совершения события, о котором говорится во втором фрагменте.
  • 4)В первом фрагменте указана причина, а во втором – следствие.
  • //Ответ: 2
Осмысление и оценка содержания текста. Форма текста – авторские приемы. Задание 7 (на оценку формы текста). Установите соответствие между авторскими приемами, использованными во фрагментах текста романа Л.Н. Толстого «Война и мир», и их функцией в выражении авторской позиции.

Осмысление и оценка содержания текста. Форма текста – авторские приемы.

  • Задание 7 (на оценку формы текста). Установите соответствие между авторскими приемами, использованными во фрагментах текста романа Л.Н. Толстого «Война и мир», и их функцией в выражении авторской позиции.

АВТОРСКИЕ ПРИЁМЫ ВО ФРАГМЕНТАХ

ИХ ФУНКЦИИ В ВЫРАЖЕНИИ ИДЕИ

А) «Вечер Анны Павловны был пущен. Веретена с разных сторон равномерно и не умолкая шумели».

1) Благодаря развернутой метафоре становится понятна напряженность работы мысли в салоне Шерер: лучшие умы России, государственные чиновники обсуждают предстоящую военную кампанию и выражают свое возмущение бесчеловечностью Наполеона, для которого цель оправдывает средства.

Б) «Черты его лица были те же, как и у сестры, но у той все освещалось жизнерадостной, самодовольной, молодой, неизменной улыбкой и необычайной, античной красотой тела; у брата, напротив, то же лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брезгливость, а тело было худощаво и слабо. Глаза, нос, рот — все сжималось как будто в одну неопределенную и скучную гримасу, а руки и ноги всегда принимали неестественное положение».

2) Через антитезу образов (красоту и безобразие) выражена авторская оценка: показана духовная пустота обоих Курагиных, их самодовольство и отсутствие какой-либо живой мысли или чувства.

3) Пьер опасен для Анны Павловны своей естественностью и искренностью, которые выражены в портретной детали – во взгляде героя.

4) Через образ безупречно красивой Элен подчеркнуты внутренняя красота, наивность героини и глупость и бездарность Ипполита.

АВТОРСКИЕ ПРИЁМЫ ВО ФРАГМЕНТАХ ИХ ФУНКЦИИ В ВЫРАЖЕНИИ ИДЕИ В) «… при виде вошедшего Пьера в лице Анны Павловны изобразилось беспокойство и страх, подобный тому, который выражается при виде чегонибудь слишком огромного и несвойственного месту. Хотя действительно Пьер был несколько больше других мужчин в комнате, но этот страх мог относиться только к тому умному и вместе робкому, наблюдательному и естественному взгляду, отличавшему его от всех в этой гостиной» 5) Через метафору передана механистичность: в салоне Шерер все ненатурально, гости собрались, чтобы совершить обычный обряд обмена пустыми фразами, в которых нет ни живой мысли, ни чувства, но именно пустые разговоры с патетическими фразами о жестокости Наполеона и о мученической смерти казненного герцога, поклоны ненужной тетушке скрывают мелкие меркантильные интересы, являющиеся главной целью существования в большом свете

АВТОРСКИЕ ПРИЁМЫ ВО ФРАГМЕНТАХ

ИХ ФУНКЦИИ В ВЫРАЖЕНИИ ИДЕИ

В) «… при виде вошедшего Пьера в лице Анны Павловны изобразилось беспокойство и страх, подобный тому, который выражается при виде чегонибудь слишком огромного и несвойственного месту. Хотя действительно Пьер был несколько больше других мужчин в комнате, но этот страх мог относиться только к тому умному и вместе робкому, наблюдательному и естественному взгляду, отличавшему его от всех в этой гостиной»

5) Через метафору передана механистичность: в салоне Шерер все ненатурально, гости собрались, чтобы совершить обычный обряд обмена пустыми фразами, в которых нет ни живой мысли, ни чувства, но именно пустые разговоры с патетическими фразами о жестокости Наполеона и о мученической смерти казненного герцога, поклоны ненужной тетушке скрывают мелкие меркантильные интересы, являющиеся главной целью существования в большом свете

Диагностическая работа для учащихся  8 класса   1.Однажды орел спрашивал у ворона: скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего-навсего только тридцать три года? 2.- Оттого, батюшка, отвечал ему ворон, что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной. 3.Орел подумал: давай попробуем и мы питаться тем же. 4.Хорошо.5. Полетели орел да ворон. 6.Вот завидели палую лошадь; сели. 7.Ворон стал клевать, да похваливать. 8.Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст!

Диагностическая работа для учащихся 8 класса

  • 1.Однажды орел спрашивал у ворона: скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего-навсего только тридцать три года?
  • 2.- Оттого, батюшка, отвечал ему ворон, что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной.
  • 3.Орел подумал: давай попробуем и мы питаться тем же.
  • 4.Хорошо.5. Полетели орел да ворон. 6.Вот завидели палую лошадь; сели.
  • 7.Ворон стал клевать, да похваливать.
  • 8.Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст!
Прочитайте текст и выполните задания к нему Отметьте предложения, где есть эпитет А 1 В2  Г7 Д 8 Выберете правильные ответы А. Второе предложение является ответом на вопрос первого предложения. В. В третьем предложении указана причина, в восьмом - следствие. Г.В пятом и шестом предложениях перечислен порядок действия. 3. Найдите неверный ответ  Обращение есть в предложении А.1  В.2  Г. 3  Д.8 4. В чем смысл сказки о Вороне и Орле?
  • Прочитайте текст и выполните задания к нему
  • Отметьте предложения, где есть эпитет
  • А 1
  • В2
  • Г7
  • Д 8
  • Выберете правильные ответы
  • А. Второе предложение является ответом на вопрос первого предложения.
  • В. В третьем предложении указана причина, в восьмом - следствие.
  • Г.В пятом и шестом предложениях перечислен порядок действия.
  • 3. Найдите неверный ответ
  • Обращение есть в предложении
  • А.1
  • В.2
  • Г. 3
  • Д.8
  • 4. В чем смысл сказки о Вороне и Орле?
Выводы: 1) Задания, предназначенные для формирования, развития и контроля уровня читательской грамотности, органичны для уроков литературы и являются элементами предметного содержания.  2) На уроках литературы необходимо использовать все типы заданий, развивающих навыки и умения в области читательской грамотности. 3) Осознанное использование заданий, развивающих читательскую грамотность, помогает учителю в организации уроков литературы, в определении их целей и задач, а главное – в систематизации изученного материала.  4) Опыт работы с заданиями, формирующими навыки и умения в области читательской грамотности, имеют прямой практический выход – готовят обучающихся к обязательной итоговой аттестации и влияют на формирование личности выпускника, способного продолжить обучение в высшей школе, также умение работать с информацией, с многослойным текстом, готовят выпускника и к профессиональной деятельности в любой области .

Выводы:

  • 1) Задания, предназначенные для формирования, развития и контроля уровня читательской грамотности, органичны для уроков литературы и являются элементами предметного содержания.
  • 2) На уроках литературы необходимо использовать все типы заданий, развивающих навыки и умения в области читательской грамотности.
  • 3) Осознанное использование заданий, развивающих читательскую грамотность, помогает учителю в организации уроков литературы, в определении их целей и задач, а главное – в систематизации изученного материала.
  • 4) Опыт работы с заданиями, формирующими навыки и умения в области читательской грамотности, имеют прямой практический выход – готовят обучающихся к обязательной итоговой аттестации и влияют на формирование личности выпускника, способного продолжить обучение в высшей школе, также умение работать с информацией, с многослойным текстом, готовят выпускника и к профессиональной деятельности в любой области .