Методические особенности формирования читательской функциональной грамотности
- Работу выполнили: Волкова В.В.,
- учитель русского языка и литературы,
- МАОУ «Верхнегородковская СОШ»
- Дубовцева З.А.,
- учитель русского языка и литературы,
- МАОУ «Верхнегородковская СОШ»
- Пермский край, Чусовской район,
- п. Верхнечусовские Городки
Методические особенности формирования читательской функциональной грамотности
Для чего нужна читательская грамотность?
1.Успешная сдача ЕГЭ по русскому языку, так как проверяется
- умение осуществлять информационную обработку текстов
- - выявлять явно заданную информацию
- - определять наличие-отсутствие и искажение фактологической информации
- - оценивать форму, структуру, стиль текста
- - выявлять связи между частями текста
2. Сочинение формата ЕГЭ по русскому языку и задания ЕГЭ по литературе
3. Читательский опыт важен для
- становления личности обучающегося
- -развития чувств
- - социализации и духовного развития
- - формирования мировоззрения молодого поколения
- - воспитания патриотических чувств
Читательские умения, формируемые на уроках литературы.
Читательская грамотность
Опора на текст
Найти и извлечь информацию
Интегрировать и интерпретировать информацию
Извлечь
Опора на внетекстовое знание
информацию
Сформировать общее понимание текста
Осмыслить и оценить сообщение
Толковать текст
Осмыслить и оценить содержание
текста
Осмыслить и оценить форму текста
Задания, развивающие читательскую грамотность на уроках литературы.
- Задания, развивающие умения осуществлять интерпретацию и оценку художественных текстов на уроках литературы (на примере изучения романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир»)
- 1.Задания, требующие использования фактологической информации для анализа текста и выхода на концептуальную информацию.
- 2.Задания, проверяющие понимание значений слов в контексте.
- 3.Задания на выявление логических связей между частями текста.
- 4.Задания, формирующие умения осуществлять интеграцию и синтез, выход на авторскую позицию .
Анализ, синтез и интеграция фактов в составном тексте
- Задание 1. Прочитайте комментарии Л.И. Соболева «Путеводитель по книге Л.Н. Толстого «Война и мир». Часть 2», а также главу из книги Е.В. Тарле «Наполеон» (Глава VIII. Разгром третьей коалиции 1805-1806 гг.) и прокомментируйте значение фраз Анны Павловны Шерер во фрагменте беседы с князем Василием:
- 1)«Генуя и Лукка – поместья фамилии Бонапарте»
- 2)«Ну, что же решили по случаю депеши Новосильцова?»
- 3)«мы должны искупить кровь праведника»
Интерпретация многозначных слов и фразеологизмов в тексте
- Толкование значений некоторых слов и фраз в контексте (глава 1, том 1, часть
- 1): 1)«в башмаках и звёздах»;
- 2)«Бонапарте сжёг свои корабли, и мы тоже, кажется, готовы сжечь наши»;
- 3)«мы должны искупить кровь праведника» - с помощью задания на соответствие.
- Задание 2. Установите соответствие между фрагментами предложений и их значениями в контексте главы 1 (т. I, ч. I) произведения Л.Н. Толстого «Война и мир».
Задание на соответствие:
СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ
ИХ ЗНАЧЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ
А) «в башмаках и звёздах»
1) Праведник – тот, кто живет согласно заповедям, не нарушает закона нравственного и готов за него пострадать
Б) «Бонапарте сжёг свои корабли, и мы тоже, кажется, готовы сжечь наши»
2) Троянки, чтобы остановить бегство мужей, сожгли корабли и лишили защитников Трои возможности бежать с поля боя.
В) «мы должны искупить кровь праведника»
3) Своими последними политическими действиями Наполеон продемонстрировал отсутствие готовности идти на соглашения, и Россия исключает возможность переговоров, поэтому война неизбежна
4) Герцог Энгиенский, сражавшийся против революционных войск, эмигрировал в Баденское герцогство, но после неудачного покушения на Наполеона (герцог Энгиенский к нему не был причастен) последний представитель династии Бурбонов был вывезен во Францию и казнен
5) Звезда – знак высших степеней некоторых российских и иностранных орденов
Интерпретация фактов: видимое и истинное
- Задание 3. Прочитайте фрагмент произведения Л.Н. Толстого «Война и мир» «Беседа Анны Павловны Шерер с князем Василием». Укажите два объяснения посещения героя Анны Павловны: какова была истинная цель визита князя Василия в салон и какой официальный предлог для данной встречи был найден?
- 1) Навестить «бедную больную» и справиться о ее здоровье.
- 2) Обсудить политические события в Европе.
- 3) Сообщить о предстоящей военной кампании против Наполеона.
- 4) Узнать о назначении на должность первого секретаря дипломатической миссии и похлопотать о сыне Ипполите.
- 5) Устроить партию сына Анатоля с княжной Болконской.
- //Ответ: 14
Интерпретация текста: определение темы
- Задание 4 (на определение тем эпизода). Укажите одну из главных тем романа-эпопеи, которая заявлена во фрагменте.
- 1)роли личности в истории
- 2)тема милосердия
- 3)тема народа
- 4)тема истинного и ложного героизма
- //Ответ: 1
Интерпретация текста: выявление проблематики
- Задание 5 (на выявление проблематики). Укажите важные проблемы романа-эпопеи, которые обнаруживаются во фрагменте.
- 1)Оправдывает ли цель средства?
- 2)Допустима ли бестактность в высшем обществе? 3)Можно ли оставаться на месте в духовном развитии? 4)Какова роль исторической личности, наделенной властью?
- 5)Кто несет ответственность за собственную судьбу?
- //Ответ: 14
Интерпретация текста: выявление логических связей между частями текста
- Задание 6 (на установление логических связей между фрагментами и единицами информации в одном фрагменте). Укажите вид логической связи между 1 и 2 фрагментами текста.
- Фрагмент 1.
- — Aucun, — возразил виконт. — После убийства герцога даже самые пристрастные люди перестали видеть в нем героя. Si même ça a été un héros pour certaines gens, — сказал виконт, обращаясь к Анне Павловне, — depuis l'assassinat du duc il y a un martyr de plus dans le ciel, un héros de moins sur la terre (1).
- Фрагмент 2 .
- — Казнь герцога Энгиенского, — сказал Пьер, — была государственная необходимость; и я именно вижу величие души в том, что Наполеон не побоялся принять на себя одного ответственность в этом поступке. 1) Никакого. Если он и был героем для некоторых людей, то после убиения герцога одним мучеником стало больше на небесах и одним героем меньше на земле.
Интерпретация текста: выявление логических связей между частями текста.
- Задание 6 (на установление логических связей между фрагментами и единицами информации в одном фрагменте). Укажите вид логической связи между 1 и 2 фрагментами текста.
- 1)Второй фрагмент содержит детализацию, уточнение первого.
- 2)Два фрагмента сопоставлены на основе контраста – антитезы (аргумент – контраргумент).
- 3)В первом фрагменте содержится указание на условие совершения события, о котором говорится во втором фрагменте.
- 4)В первом фрагменте указана причина, а во втором – следствие.
- //Ответ: 2
Осмысление и оценка содержания текста. Форма текста – авторские приемы.
- Задание 7 (на оценку формы текста). Установите соответствие между авторскими приемами, использованными во фрагментах текста романа Л.Н. Толстого «Война и мир», и их функцией в выражении авторской позиции.
АВТОРСКИЕ ПРИЁМЫ ВО ФРАГМЕНТАХ
ИХ ФУНКЦИИ В ВЫРАЖЕНИИ ИДЕИ
А) «Вечер Анны Павловны был пущен. Веретена с разных сторон равномерно и не умолкая шумели».
1) Благодаря развернутой метафоре становится понятна напряженность работы мысли в салоне Шерер: лучшие умы России, государственные чиновники обсуждают предстоящую военную кампанию и выражают свое возмущение бесчеловечностью Наполеона, для которого цель оправдывает средства.
Б) «Черты его лица были те же, как и у сестры, но у той все освещалось жизнерадостной, самодовольной, молодой, неизменной улыбкой и необычайной, античной красотой тела; у брата, напротив, то же лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брезгливость, а тело было худощаво и слабо. Глаза, нос, рот — все сжималось как будто в одну неопределенную и скучную гримасу, а руки и ноги всегда принимали неестественное положение».
2) Через антитезу образов (красоту и безобразие) выражена авторская оценка: показана духовная пустота обоих Курагиных, их самодовольство и отсутствие какой-либо живой мысли или чувства.
3) Пьер опасен для Анны Павловны своей естественностью и искренностью, которые выражены в портретной детали – во взгляде героя.
4) Через образ безупречно красивой Элен подчеркнуты внутренняя красота, наивность героини и глупость и бездарность Ипполита.
АВТОРСКИЕ ПРИЁМЫ ВО ФРАГМЕНТАХ
ИХ ФУНКЦИИ В ВЫРАЖЕНИИ ИДЕИ
В) «… при виде вошедшего Пьера в лице Анны Павловны изобразилось беспокойство и страх, подобный тому, который выражается при виде чегонибудь слишком огромного и несвойственного месту. Хотя действительно Пьер был несколько больше других мужчин в комнате, но этот страх мог относиться только к тому умному и вместе робкому, наблюдательному и естественному взгляду, отличавшему его от всех в этой гостиной»
5) Через метафору передана механистичность: в салоне Шерер все ненатурально, гости собрались, чтобы совершить обычный обряд обмена пустыми фразами, в которых нет ни живой мысли, ни чувства, но именно пустые разговоры с патетическими фразами о жестокости Наполеона и о мученической смерти казненного герцога, поклоны ненужной тетушке скрывают мелкие меркантильные интересы, являющиеся главной целью существования в большом свете
Диагностическая работа для учащихся 8 класса
- 1.Однажды орел спрашивал у ворона: скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего-навсего только тридцать три года?
- 2.- Оттого, батюшка, отвечал ему ворон, что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной.
- 3.Орел подумал: давай попробуем и мы питаться тем же.
- 4.Хорошо.5. Полетели орел да ворон. 6.Вот завидели палую лошадь; сели.
- 7.Ворон стал клевать, да похваливать.
- 8.Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст!
- Прочитайте текст и выполните задания к нему
- Отметьте предложения, где есть эпитет
- А 1
- В2
- Г7
- Д 8
- Выберете правильные ответы
- А. Второе предложение является ответом на вопрос первого предложения.
- В. В третьем предложении указана причина, в восьмом - следствие.
- Г.В пятом и шестом предложениях перечислен порядок действия.
- 3. Найдите неверный ответ
- Обращение есть в предложении
- А.1
- В.2
- Г. 3
- Д.8
- 4. В чем смысл сказки о Вороне и Орле?
Выводы:
- 1) Задания, предназначенные для формирования, развития и контроля уровня читательской грамотности, органичны для уроков литературы и являются элементами предметного содержания.
- 2) На уроках литературы необходимо использовать все типы заданий, развивающих навыки и умения в области читательской грамотности.
- 3) Осознанное использование заданий, развивающих читательскую грамотность, помогает учителю в организации уроков литературы, в определении их целей и задач, а главное – в систематизации изученного материала.
- 4) Опыт работы с заданиями, формирующими навыки и умения в области читательской грамотности, имеют прямой практический выход – готовят обучающихся к обязательной итоговой аттестации и влияют на формирование личности выпускника, способного продолжить обучение в высшей школе, также умение работать с информацией, с многослойным текстом, готовят выпускника и к профессиональной деятельности в любой области .