Методические рекомендации по подготовке и проведению
«Дня защитника Отечества (23 февраля)» в детском саду
Традиционно в феврале в плане работы педагога предусмотрена работа с детьми ко Дню защитника Отечества. Это один из важных государственных праздников в Российской Федерации, который имеет непосредственное отношение к патриотическому воспитанию дошкольников.
Праздник назывался по-разному, и это было связано с историческими изменениями, которые проходили в нашей стране. День рождение Советской Армии - так ознаменовали этот праздник в честь победы над немецкими войсками в далеких 30-х годах XX века. День Советской Армии и Военно-Морского Флота - такое название праздника было знакомо нам с детства. С 2002 года эта дата отмечается, как «День защитника Отчества». Формы организации с детьми этого события в дошкольной образовательной организации могут быть любые: от кратковременного проекта до НОД, спортивного праздника с участием пап до музыкально-театрализованного досуга. Но одной из основных форм работы остается непосредственно образовательная деятельность: по познавательному развитию, рисованию, аппликации, лепке. Цель одна – воспитательная, но самая важная.
Армия означает «вооружаю». Но как рассказать дошкольникам, что такое армия? Как важно воспитать у ребенка с детства глубокое чувство любви и уважения к своему Отечеству, потребность защищать свою Родину! Приступая к планированию любой из формы организации, педагогу важно полноценно определить словарную работу.
Вот примерный словарь для детей старшего дошкольного возраста, над которым нужно поработать педагогу по этой теме: Красная Армия, Советская Армия, День Советской Армии и Военно-Морского Флота, День защитника Отечества, отечество, отчизна, Родина, Россия, служить, защищать, богатыри, право, воинский долг, солдат, офицер, почетная обязанность, рода войск, захватчики, сильный, смелый, выносливый, храбрый, находчивый, военные профессии, пехотинец, танкист, летчик, артиллерист, моряк, десантник, сухопутные войска, военно-воздушные силы, военно-морской флот, танк, самолет, вертолет, корабль.
Один из важных моментов подготовки педагога к проведению работы к 23 февраля - это определение содержания материала, который должен быть доступен, понятен, интересен, несмотря на серьезность темы. Педагог сам должен грамотно владеть информацией и знать, что армия - это вооруженные силы, Родины, которые ее защищают.
Три вида вооруженных сил, с которыми нужно познакомить дошкольников старшего дошкольного возраста. Сухопутные войска (танки, боевые машины пехоты, бронетранспортеры). Военно-воздушные силы (самолеты, вертолеты). Военно-морской флот (надводные корабли: крейсеры, линкольны, миноносцы), подводные лодки, морская авиация. Рода вооруженных сил: ракетные войска стратегического назначения, войска воздушно-космической обороны, воздушно-десантные войска. Информацию о родах войск не нужно предоставлять дошкольникам, это нужно знать воспитателям для полного представления о понятии «армия».
Давая первоначальные представления по этой теме, необходимо выбрать интересный «необычный» материал и рассказать о нем ребенку. (Например: что такое плавающий танк, беспилотный летательный аппарат? и др.) Важно, чтобы беседы на эти темы не превращались в монолог взрослого, а дети не становились пассивными слушателями. Беседа должна основываться на решении проблемных ситуаций: «Если страна без армии, то…», «Если в армии только танкисты, то…» и т. д.
Беседу необходимо сопровождать визуальным рядом, например, презентацией. Желательно показать на географической карте, как огромна территория нашей страны и как важно ее защищать. К беседе необходимо запланировать предварительную работу: чтение художественной литературы, изготовление фотоальбомов, иллюстрированных альбомов «Наша Армия», изготовление самодельного телевизора с «кинолентой» по военной тематике, выставка рисунков, изготовление поздравительных открыток. Желательно пригласить папу-военного или дедушку, брата с интересным рассказом о своей профессии. Среди художественных произведений для дошкольников важно выбрать те, которые не потеряли своей актуальности и которые содержат интересный познавательный материал. Обратите внимание на такое современное художественное произведение, как Я.Н. Длуголенский «Что могут солдаты». При определении структуры деятельности (занятия) важно предусмотреть логическую связку времен, истории, событий. В книге Т.Д. Нуждиной «Энциклопедия для малышей чудо - всюду мир людей» представлен интересный материал в разделе «Наша история». Используя его можно рассказать дошкольникам о том, как зарождалась армия. Первое войско было создано в России царем Иваном Грозным и называлось оно стрелецкое. Создателем регулярной армии считают царя Петра I, который сам был замечательным полководцем. А завершить рассказ можно информацией о современной армии и ее героях. В рамках этой темы можно рассказать дошкольникам не только о полководцах прошлого (М.И. Кутузове, адмирале Ф.Ф. Ушакове, В.В. Суворове), но и о героях ВОВ, героях современности.