СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое объединение. Сценарий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическое объединение. Сценарий»

Методическое объединение

Тема: Что делать, если дети не выполняют домашнее задание?

Здравствуйте, коллеги. Меня зовут Дарья Дмитриевна. Я учитель начальных классов.

Учёба в школе и выполнение домашних заданий – серьёзный и нелегкий труд. Всем известно, что такое домашнее задание. Не одно поколение обучающихся домашнее задание называют «домашкой». Что же такое «домашка»? «Домашка» — это то, что мешает «бедным» ученикам делать то, что им хочется после окончания всех уроков.

Зачем же из года в год педагоги настаивают на выполнении домашнего задания, и почему столько же поколений несчастных школьников с таким же постоянством стараются избежать этой «горькой участи», идя на любые ухищрения?

Тема нашего сегодняшнего методического объединения: Что делать, если дети не выполняют домашнее задание? Наша цель: выявление причин невыполнения домашнего задания и поиск способа решения данной проблемы.

Причинами невыполнения домашнего задания могут являться следующие:

1. Ученик боится, что не сможет справиться с поставленной перед ним задачей.

Многие дети боятся неудач, тем самым формируется различного вида поведение

(раздраженность, отрешенность, «торможение» реакции).

2. Непосильность выполнения домашнего задания.

Ученик не знает, как подойти к решению задачи. Часто задача, выполненная в классе, не похожа на домашнюю. Непосильные задания подрывают веру ученика в свои силы, убивают интерес к предмету и, тем самым, становятся причиной, порождающей неуспеваемость. Отсюда следует вывод: давать задания, используя материал учебника, хорошо усвоенный детьми.

3. Большой объем заданий.

Ученик не успевает выполнить и как правило пропадает интерес в выполнении заданий.

4. Недостаточный инструктаж учителя.

«Под звонок» называются номера примеров и задач, параграфов и т. п., а пояснения к ним не успевают даваться. В основном, при таком порядке, задание на дом, записывают второпях, не вдумываясь в то, что предстоит сделать. В следствие этого, мало кто дома из ребят сам сообразит и сделает. Кому-то помогут родители или более сообразительные товарищи, а кто-то, оказавшись лицом к лицу с непонятным заданием, так и не выполнит его. Это может войти в систему и как один из вариантов того, - начинается запущенность, зарождается неуспеваемость.

5. Неумение работать самостоятельно.

Самостоятельное выполнение любого задания требует прежде всего, чтобы ученик умел правильно и быстро подготовить рабочее место так, чтобы все необходимое для занятий было удобно расположено и на столе не было ничего лишнего. У школьника должна быть выработана привычка поддерживать на столе нужный порядок в течение всей работы. Важно, чтобы ученик умел заранее продумать ход предстоящей работы: определить в каком порядке следует готовить уроки по разным предметам, разобраться в чём смысл и какова цель каждого задания, наметить наиболее рациональный путь его выполнения, а затем действовать в соответствии с этим планом.

6. Взаимоотношения с учителем.

Постоянное выяснение взаимоотношений на уроке и вне его; необъективное выставление оценок и т. п.

Вследствие этого – «нелюбовь» к предмету и нежелание делать д/з

7. Семейные обстоятельства, социальный статус.

-          Неблагополучная семья

-          Болел

-          Родители не уделяют должного внимания и т. п.

8. Не делает домашнее задание на зло.

Причина такого поведения различна, но одна из главных – обратить на себя внимание.

9. Система образование в нашей стране.

А именно – завышение оценок. Ученик прекрасно понимает, что ему все равно поставят три – так зачем «париться»?

10. Лень, нежелание делать домашнее задание.

-          При вопросе - почему ты не сделал домашнее задание -  слышится, чаще всего ответ:

  - «Неохота!»

- «Неохота делать сложные задания»

- «Я не понимаю, как делать это домашнее задание»

- «Просто лень делать любые задания – нафига?» и т. п.

Все эти 10 причин более или менее соответствуют ответам, которые были даны учениками на такой вопрос: "Почему не сделал домашнее задание?" 

Исходя из причин невыполнения домашнего задания и используя советы психологов, вытекают следующие рекомендации для учителей:


1. Поговорите с учеником 

Будьте искренни и доброжелательны и попытайтесь выяснить, почему ученик игнорирует выполнение задания. Да, в вашем классе может найтись ученик, который ничего не делает «из вредности», назло вам или родителям. За один урок вы вряд ли заставите его начать учиться. 

Но также есть и те, кому вы можете помочь. Тот, кто не понял суть задания и стесняется попросить о помощи, или тот, кто не готов к уроку и сидит парализованный страхом получить «двойку». Вышеописанные «проблемы» можно решить с помощью недолгого разговора. Объясните задание подробнее, дайте ученику возможность подготовиться и переписать контрольную на следующем уроке. Ведь ваша задача — дать знания, а не наказать тех, у кого их нет.

«в классе всегда есть те, кому вы можете помочь»
2. Мотивируйте ученика 

Сделайте все возможное, чтобы каждый ученик в классе знал, зачем ему нужно изучать ваш предмет, для чего на уроке вы выполняете тот или иной вид работы.

Составляйте условия заданий так, чтобы они были напрямую связаны с реальными жизненными ситуациями и имели практическую ценность. Понимание практической значимости знаний — один из важнейших элементов мотивации.

«задания должны иметь практическую ценность»
3. Не забывайте оценивать старания

Часто, испытав ряд неудач в изучении предмета, ученик решает, что не сможет понять ваш предмет, а стало быть, и тратить силы впустую не стоит. Разным ученикам приходится прилагать разное количество усилий для получения одинакового результата. 

Помните о том, что иногда важно оценить не только знания, но и старания ученика. Не бойтесь авансом поставить «4» старательному троечнику. Так вы подскажете ему, что он все делает правильно. 

«не бойтесь поставить «4» старательному троечнику»
4. Создайте рабочую атмосферу

Не провоцируйте конфликт с учеником только из-за того, что он отказался выполнять какое-то из порученных вами заданий. Так вы сделаете только хуже. Объясните ученику свою позицию, приведите аргументы, которые смогут убедить его, что он не сможет усвоить школьную программу, не выполнив это задание. 

Поддерживайте дисциплину в классе и попытайтесь создать рабочую атмосферу, в которой каждому будет комфортно. Быть может, кому-то мешает его сосед по парте, или он сидит на последнем ряду и попросту не слышит вас. Обязательно выясните, есть ли такие проблемы в вашем классе. Только будьте предельно деликатны. 

«каждому ученику должно быть комфортно на ваших уроках»
5. Определитесь со сложностью

Чаще всего ученики не выполняют задания, которые кажутся им непосильными, но бывают и обратные случаи — когда одаренные дети выполняют только часть заданий, потому что они кажутся им скучными и однообразными. Постарайтесь найти индивидуальный подход к каждому ученику, в соответствии с его интересами и способностями. 

Разделите задания по сложности, чтобы каждый мог выбрать свой минимум. Иногда предлагайте ученикам попробовать дополнительно решить задание более высокого уровня, пообещав не снижать оценку, если они не справится. Так вы поможете ребенку победить страх перед ошибками.

 «дети не хотят выполнять слишком сложные или скучные задания»
6. Будьте креативными 

Не перегружайте учеников и вносите разнообразие в образовательный процесс. Примените творческий подход, и никто из учеников не будет скучать на ваших уроках. 

Используйте нестандартные формы контроля знаний, проводите брейн-ринги, викторины, конкурсы. Не лишним будет включение коллективных форм работы. Ответственность за успех своей команды подстегнет ученика к активной работе.

 «применяйте творческий подход, и ученикам не будут скучно на уроках»
7. Задайте направление 

Не забывайте каждый раз объяснять взаимосвязь изучаемой темы с прошлыми и предыдущими разделами, изучаемыми в рамках вашего предмета, а также междисциплинарную связь с другими предметами школьной программы. Это сделает отношение к обучению более осмысленным. 

В этой ситуации крайне полезны и эффективны интегрированные уроки, когда ученики применяют знания по двум-трем учебным дисциплинам сразу. Такие уроки помогают, например, талантливому юному историку получить хорошую отметку и по литературе. 

«интегрированные уроки полезны и эффективны»

В заключение хочу сказать, что основные причины нежелания выполнять ДЗ заключаются в плохом отношении ребенка к предмету. Либо, в усталости, или невнимании со стороны преподавателя или родителей.

Чтобы решить возникшую проблему, нужно провести долгую воспитательную работу. Проявлять знаки внимания по отношению к ребенку, а также помогать ему справиться с непониманием определенного предмета. 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!