СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Методы и формы работы с детьми с ОВЗ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время в России неуклонно растет количество детей с врожденными и наследственными заболеваниями. В связи с этим, как никогда ранее, возросла актуальность проблемы педагогической помощи и обучения этой группы детей, в том числе и детей-инвалидов. 

Просмотр содержимого документа
«"Методы и формы работы с детьми с ОВЗ"»

Методы и формы работы с детьми ОВЗ в начальной школе Автор :Тухватуллина Светлана Викторовна учитель начальных классов МБОУ Павловская СОШ 2 г. Павловск 2020

Методы и формы работы с детьми ОВЗ

в начальной школе

Автор :Тухватуллина Светлана Викторовна

учитель начальных классов

МБОУ Павловская СОШ 2

г. Павловск

2020

 Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее - с ОВЗ) - особенные, а потому нуждаются в специальном подходе в контексте образовательной и воспитательной работы.  Обучение должно быть коррекционным и направляться на умственное, сенсорное и речевое развитие.  Работа с детьми с ОВЗ в школе предполагает, что педагогическое воздействие: устраняет недостатки развития; компенсирует нарушения психической  деятельности.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее - с ОВЗ) - особенные, а потому нуждаются в специальном подходе в контексте образовательной и воспитательной работы.

Обучение должно быть коррекционным и направляться на умственное, сенсорное и речевое развитие.

Работа с детьми с ОВЗ в школе предполагает, что педагогическое воздействие:

  • устраняет недостатки развития;
  • компенсирует нарушения психической

деятельности.

Коррекционная работа с детьми с ОВЗ в школе Эффективность коррекционной работы с детьми с ОВЗ в массовой школе повышается, если в образовательном учреждении выполняется ряд условий: В ходе учебного процесса должны быть сформированы универсальные учебные действия, которые систематически закрепляются и повторяются. Обучение детей навыкам сравнения, классификации, анализа, обобщения, выявления признаков и характеристик предметов. Необходимо побуждать у учащихся речевую активность, контролировать их речевую деятельность.  Используется медленный темп обучения, к изученную материалу неоднократно возвращаются. Любая деятельность осуществляется поэтапно, выделяются составные элементы и части, чтобы учащийся мог осмыслить их взаимоотношения и взаимозависимость. В ходе обучения используются упражнения, стимулирующие развитие памяти, внимания и восприятия. Учитель помогает ученику осознать связь между предметом, его внешним видом, практическим действием и обозначением.

Коррекционная работа с детьми с ОВЗ в школе

Эффективность коррекционной работы с детьми с ОВЗ в массовой школе повышается, если в образовательном учреждении выполняется ряд условий:

  • В ходе учебного процесса должны быть сформированы универсальные учебные действия, которые систематически закрепляются и повторяются.
  • Обучение детей навыкам сравнения, классификации, анализа, обобщения, выявления признаков и характеристик предметов.
  • Необходимо побуждать у учащихся речевую активность, контролировать их речевую деятельность.
  • Используется медленный темп обучения, к изученную материалу неоднократно возвращаются.
  • Любая деятельность осуществляется поэтапно, выделяются составные элементы и части, чтобы учащийся мог осмыслить их взаимоотношения и взаимозависимость.
  • В ходе обучения используются упражнения, стимулирующие развитие памяти, внимания и восприятия.
  • Учитель помогает ученику осознать связь между предметом, его внешним видом, практическим действием и обозначением.
Организация работы с детьми с ОВЗ в школе Чтобы «особенные» дети могли учиться в массовой школе, важно правильно организовать пространство в помещении класса. Для этого учащимся с ОВЗ отводят удобные места, часто их садят вместе с успевающими и старательными одноклассниками, которые будут стимулировать активную учебную деятельность. Чтобы дети могли свободно передвигаться, им нужно безопасное и свободное от преград пространство. Важно, чтобы посторонние предметы и изображения не отвлекали ученика от учебного процесса.    

Организация работы с детьми с ОВЗ в школе

Чтобы «особенные» дети могли учиться в массовой школе, важно правильно организовать пространство в помещении класса. Для этого учащимся с ОВЗ отводят удобные места, часто их садят вместе с успевающими и старательными одноклассниками, которые будут стимулировать активную учебную деятельность. Чтобы дети могли свободно передвигаться, им нужно безопасное и свободное от преград пространство. Важно, чтобы посторонние предметы и изображения не отвлекали ученика от учебного процесса.    

Организация работы с детьми с ОВЗ в школе  требует соблюдения некоторых правил:  1. следует строго придерживаться режима и распорядка дня, прослеживая последовательность действий;  2.расписание занятий должно соблюдаться, что сделать его нагляднее, используют знаки, рисунки и картинки;  3.отражая школьную жизнь, используются карточки и фотографии; учащегося с ОВЗ вовлекают в подготовку занятий, совместно изготавливают наглядные пособия;  4. его родителей оперативно информируют об изменениях в расписании и распорядке.  Чтобы помочь обучающемуся с ОВЗ высказать свое мнение и отвечать урок, стоит начать с работы в группах, от которой впоследствие перейти к ответу перед всем классом. Таким образом, в группах ученик учится у своих одноклассников, раскрывается перед ними, высказывает свое мнение. Важно предоставить «особенному ребенку» возможность ошибаться, высказывать свое мнение, делать самостоятельные выводы, а не во всем опекать его учебный процесс.

Организация работы с детьми с ОВЗ в школе

требует соблюдения некоторых правил:

1. следует строго придерживаться режима и распорядка дня, прослеживая последовательность действий;

2.расписание занятий должно соблюдаться, что сделать его нагляднее, используют знаки, рисунки и картинки;

3.отражая школьную жизнь, используются карточки и фотографии; учащегося с ОВЗ вовлекают в подготовку занятий, совместно изготавливают наглядные пособия;

4. его родителей оперативно информируют об изменениях в расписании и распорядке.

Чтобы помочь обучающемуся с ОВЗ высказать свое мнение и отвечать урок, стоит начать с работы в группах, от которой впоследствие перейти к ответу перед всем классом. Таким образом, в группах ученик учится у своих одноклассников, раскрывается перед ними, высказывает свое мнение. Важно предоставить «особенному ребенку» возможность ошибаться, высказывать свое мнение, делать самостоятельные выводы, а не во всем опекать его учебный процесс.

Формы организации обучения детей с ОВЗ  в общеобразовательной школе 1. Очная. Форма, которая применяется к большинству учеников современных школ. Учащиеся ежедневно посещают школу, учебное время разделено на уроки. Обучение происходит при непосредственном контроле учителя. Процесс освоения нового материала подкрепляется выполнением домашних заданий. Уровень освоения знаний оценивается при помощи проверочных работ.

Формы организации обучения детей с ОВЗ

в общеобразовательной школе

1. Очная. Форма, которая применяется к большинству учеников современных школ. Учащиеся ежедневно посещают школу, учебное время разделено на уроки. Обучение происходит при непосредственном контроле учителя. Процесс освоения нового материала подкрепляется выполнением домашних заданий. Уровень освоения знаний оценивается при помощи проверочных работ.

 Формы организации обучения детей с ОВЗ  в общеобразовательной школе   2.Вечерняя. Отличается от очной формы лишь временем посещения уроков. Происходит это вечером. Такая форма актуальна переполненных школ, из-за нехватки кабинетов. Вечернее образование так же могут получать взрослые, работающие люди по каким-либо причинам не сумевшие завершить свое среднее образование в юношеском возрасте.

Формы организации обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе

2.Вечерняя. Отличается от очной формы лишь временем посещения уроков. Происходит это вечером. Такая форма актуальна переполненных школ, из-за нехватки кабинетов. Вечернее образование так же могут получать взрослые, работающие люди по каким-либо причинам не сумевшие завершить свое среднее образование в юношеском возрасте.

Формы организации обучения детей с ОВЗ  в общеобразовательной школе   3.   Экстернат. Форма обучения таких учащихся в школе, которая доступна не в каждой ОО. При такой системе организации учебного времени, ребенок не обязан посещать школу ежедневно, а появляется только для индивидуальных занятий с преподавателями. Такая форма необходима подросткам, которые за один год готовы освоить программу нескольких лет обучения, либо школьникам, которые посещают специализированные школы, например, спортивные, и много времени проводят на соревнования, не в силах присутствовать ежедневно на уроках. Учитель в этом случае работает как консультант по сложным вопросам и говорит ученика к экзаменам. Экзамены в этом случае становятся испытанием, показывающим уровень успеваемости ученика .

Формы организации обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе

3.   Экстернат. Форма обучения таких учащихся в школе, которая доступна не в каждой ОО. При такой системе организации учебного времени, ребенок не обязан посещать школу ежедневно, а появляется только для индивидуальных занятий с преподавателями. Такая форма необходима подросткам, которые за один год готовы освоить программу нескольких лет обучения, либо школьникам, которые посещают специализированные школы, например, спортивные, и много времени проводят на соревнования, не в силах присутствовать ежедневно на уроках. Учитель в этом случае работает как консультант по сложным вопросам и говорит ученика к экзаменам. Экзамены в этом случае становятся испытанием, показывающим уровень успеваемости ученика .

Формы организации обучения детей с ОВЗ  в общеобразовательной школе   4. Домашнее обучение. Форма обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе, применимая в нескольких случаях: если ребенок болен и такую форму получения образования рекомендует врач, в связи с невозможностью ребенка ежедневно посещать школу, или невозможностью освоить образовательную программу для обучения детей с ОВЗ на общих основаниях. Тогда ученик посещает учебное заведение только для того, чтобы пройти аттестацию, если родители считают, что сами, при помощи репетиторов и консультаций учителей смогут дать ребенку образование.

Формы организации обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе

4. Домашнее обучение. Форма обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе, применимая в нескольких случаях: если ребенок болен и такую форму получения образования рекомендует врач, в связи с невозможностью ребенка ежедневно посещать школу, или невозможностью освоить образовательную программу для обучения детей с ОВЗ на общих основаниях. Тогда ученик посещает учебное заведение только для того, чтобы пройти аттестацию, если родители считают, что сами, при помощи репетиторов и консультаций учителей смогут дать ребенку образование.

Формы и методы обучения детей с ОВЗ  До недавнего времени самой распространенной формой организации получения образования детьми с ОВЗ было обучение на дому.  Главным достоинством индивидуального обучения является возможность педагога адаптировать как содержательную часть образовательной деятельности для детей с ОВЗ, так и способы его подачи, ориентируясь возможности, потребности ученика. Учитель в состоянии в учебном процессе корректировать, как действия ученика, так и свои собственные. Все это позволяет ученику работать экономно, постоянно контролировать затраты своих сил, работать в оптимальное для себя время. Однако, ежегодный рост числа детей с ОВЗ, приводит к росту нагрузки на школы и педагогов.  Одновременно, усовершенствование медицинской диагностики учащихся и постоянный поиск педагогами и психологами форм и методов обучения детей с ОВЗ позволяют говорить об успехах в процессе обучения и главное, социализации детей с особенностями здоровья.

Формы и методы обучения детей с ОВЗ

До недавнего времени самой распространенной формой организации получения образования детьми с ОВЗ было обучение на дому.

Главным достоинством индивидуального обучения является возможность педагога адаптировать как содержательную часть образовательной деятельности для детей с ОВЗ, так и способы его подачи, ориентируясь возможности, потребности ученика. Учитель в состоянии в учебном процессе корректировать, как действия ученика, так и свои собственные. Все это позволяет ученику работать экономно, постоянно контролировать затраты своих сил, работать в оптимальное для себя время. Однако, ежегодный рост числа детей с ОВЗ, приводит к росту нагрузки на школы и педагогов.

Одновременно, усовершенствование медицинской диагностики учащихся и постоянный поиск педагогами и психологами форм и методов обучения детей с ОВЗ позволяют говорить об успехах в процессе обучения и главное, социализации детей с особенностями здоровья.

Инклюзивные формы обучения детей с ОВЗ.

Инклюзивное образование детей с ОВЗ, то есть совместное обучение здоровых школьников и детей с ОВЗ в общеобразо-вательной школе в режиме очного образования, становится все более распространенным явлением. Нельзя все же не обратить внимание на накопившийся опыт педагогов, которые отмечают, что модель инклюзивного образование детей с ОВЗ в инклюзивной организации чревато тем, что педагог может столкнуться сразу с несколькими трудностями. В классе ребенок с ОВЗ может неадекватно реагировать на трудности и свой неуспех в учебе по сравнению с другими ребятами. Из-за этого его интерес и желание посещать школу может снижаться. Потому, основная задача учителя на начальном этапе обучения сделать для таких учеников класс – зоной свободной от неуспеха. Уверить ребенка в его благополучии. Подбирать для ребенка методики, способные заинтересовать новым материалом и пояснять его наиболее доходчивым способом. Еще один принцип вариативных форм обучения детей с ОВЗ в школе – это комфортное существование ребенка в социальной среде . То есть на педагога ложится ответственность за то, чтобы погружение ребенка в школьный социум проходила для него в щадящем режиме.

Дистанционное обучение    Дистанционная форма обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе, когда процесс взаимодействия педагога и ученика происходит посредством информационных технологий, видео-связи через Интернет, предоставлением видео-лекций и дистанционной аттестацией. Дистанционная технология обучения детей с ОВЗ может считаться наиболее успешным для школьников, в силу физических, психологических, психофизиологических причин не могущих получить инклюзивное образование. Отчасти, дистанционное обучение способно снять часть нагрузки с учителей, которые могут представить свои предметы в виде видео-блоков. При этом, дистанционное обучение сохраняет характерный для домашнего обучения индивидуальный подход к ученику. Так как педагог способен скорректировать учебную программу, исходя из особенностей, в том числе и умственных, своего ученика.

Дистанционное обучение  

Дистанционная форма обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе, когда процесс взаимодействия педагога и ученика происходит посредством информационных технологий, видео-связи через Интернет, предоставлением видео-лекций и дистанционной аттестацией. Дистанционная технология обучения детей с ОВЗ может считаться наиболее успешным для школьников, в силу физических, психологических, психофизиологических причин не могущих получить инклюзивное образование. Отчасти, дистанционное обучение способно снять часть нагрузки с учителей, которые могут представить свои предметы в виде видео-блоков. При этом, дистанционное обучение сохраняет характерный для домашнего обучения индивидуальный подход к ученику. Так как педагог способен скорректировать учебную программу, исходя из особенностей, в том числе и умственных, своего ученика.

Необходимые условия для образования детей с ОВЗ   использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования,  предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь,  проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность,  и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ для обучения детей с ОВЗ

Необходимые условия для образования детей с ОВЗ

  • использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования,
  • предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь,
  • проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий,
  • обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность,
  • и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ для обучения детей с ОВЗ
Методы и формы работы с детьми ОВЗ 1.Индивидуальный подход на всех этапах обучения (Работа по определённому плану) 2.Смена видов деятельности (каждые 15-20 минут) 3.Максимальное использование наглядности. 4.Снижение скорости выполнения письменных заданий.

Методы и формы работы с детьми ОВЗ

1.Индивидуальный подход на всех этапах обучения (Работа по определённому плану)

2.Смена видов деятельности (каждые 15-20 минут)

3.Максимальное использование наглядности.

4.Снижение скорости выполнения письменных заданий.

 5.Включение в урок коллективных,групповых видов деятельности. 6.Обязательная оценка положительных результатов при всем классе даже небольшого вида деятельности. 7.Помощь во время урока.поддержка.внимание. 8.Использование игровых моментов. 9.Стимулирование познавательного интереса различными приёмами занимательности.

5.Включение в урок коллективных,групповых видов деятельности.

6.Обязательная оценка положительных результатов при всем классе даже небольшого вида деятельности.

7.Помощь во время урока.поддержка.внимание.

8.Использование игровых моментов.

9.Стимулирование познавательного интереса различными приёмами занимательности.

10.Чередование занятий и физ.минуток. 11.Предоставление дополнительного времени для завершения задания.

10.Чередование занятий и физ.минуток.

11.Предоставление дополнительного времени для завершения задания.

Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ 1.Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями. 2.Ежедневная оценка с целью выведения четвертной. 3.Разрешение переделать задания,с которыми он не справился. 4.Оценка переделанных работ.

Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ

1.Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями.

2.Ежедневная оценка с целью выведения четвертной.

3.Разрешение переделать задания,с которыми он не справился.

4.Оценка переделанных работ.

Ресурсы Источник:  https://www.menobr.ru/article/65218-qqq-17-m3-rabota-s-detmi-s-ovz-v-shkole#tit4

Ресурсы

Источник:  https://www.menobr.ru/article/65218-qqq-17-m3-rabota-s-detmi-s-ovz-v-shkole#tit4