Открытый урок русского языка в 7 классе
Тема : Междометие как особая часть речи.
Цель: Дать грамматическое понятие о междометии и его роли в речи.
Задачи:
1) сформировать умение различать междометие и уметь дифференцировать его по отношению к звукоподражательным словам, междометным глаголам, а также знаменательным словам, образованным от междометий;
научить правильно писать междометия, научить пунктуационным навыкам оформления междометий на письме.
2) развивать у учащихся такие исследовательские умения, как наблюдать, задавать вопросы и делать выводы.
3) мотивировать учащихся на ценностное отношение к проживаемому времени., позитивный настрой.
Тип урока: комбинированный
Источники информации: электронная презентация, печатный текст
I.Орг.момент.
II.Психологический настрой
Мультфильм «ОХ и АХ» (отрывок) (начать-55с, закончить-3мин.14сек)
III.Целеполагание
Ребята, на какого героя мультфильма вы бы хотели быть похожими? Почему?
А ещё вы должны быть любознательными,наблюдательными, должны уметь ставить перед собой ЦЕЛЬ и делать выводы, а прежде нам нужно определиться с темой урока.
IV. Определение темы урока.
А в этом нам поможет распределительный диктант. Итак, перед вами ряд слов, которые вы должны распределить на отдельные столбики соответственно частям речи.
Ключом, чтобы, ух, горяч, покрытый, в течение, утешься, пусть, приятный, из-за, невтерпеж, подпрыгивая, ой, сплошь, бы, калач, идёшь, потому что, зеленеющий, взобравшись.
Сущ / Прил/ Прич/ Дееприч/ Глаг/ Нар./ Частица/ Предлог/ Союз/?
- Итак, проверяем вашу работу. Сколько получилось столбиков слов в зависимости от части речи, какие части речи вам встретились? (10 - проверка по отдельным столбикам).
- А что за слова вам встретились, о признаках и значении которых мы с вами раньше не говорили? (УХ, ОЙ)
-А как вы думаете, почему я их включила в диктант? (будем знакомиться с новой частью речи)
Слайд 1- 2
Если не ответят, то кроссворд
1. Слово, обозначающее «съем», «укушу».
2. Выражение удивления при обнаружении чего-либо неожиданного, любопытного.
3. Подражание звуку одного рывка ручной пилы.
4. Выражение отказа.
5. Подражание звуку резкого удара, падения чего-либо.
6. Удар колокола, выстрел из оружия.
7. Подражание блеянию овцы.
8. Приказание «Остановись! Довольно! Хватит!».
9. Возглас, требующий повторить только что исполненный артистом номер.
10. Подражание бренчанию струнного инструмента.
Слайд 3
Это и есть тема нашего урока. Пишем в тетрадях число, классная работа и тему урока «МЕЖДОМЕТИЕ».
Скажите, а чем мы будем сегодня заниматься на уроке?
Каждый из вас должен записать то, что хочет узнать на уроке (определение цели урока).
V.Объяснение нового материала.
Слайд 4-5
Итак, тема есть, цель определена и начать работу я предлагаю со стихотворения «Междометие» (Алексея Тетивкина)
Разрешите доложить Всем без исключения, Что могу я говорить Только лишь с волнением. Выражаю поощренья, Похвалу, упрек, запрет, Благодарность, восхищенье, Возмущение, привет... Те, которых гложет страх, Произносят слово «Ах-ах-ах». | Кто пасует пред бедой, Произносит слово «Ой!». Кто отстанет от друзей, Произносит слово «Эй!». Кто задерживает вдох, Произносит слово «Ох!». У кого захватит дух, Произносит слово «Ух!». Интересно жить на свете, Если знаешь междометья. |
Задание: На партах находятся карточки с этим же стихотворением.
2) - подчеркните строки, в которых говорится о том, какие чувства, настроения, побуждения могут выражать междометия (поощрение, похвала, упрек, запрет, благодарность, восхищенье, возмущение, приветствие, страх)
Слайд 6
Междометия широко используются в разговорной и художественной речи, представляя разнообразные чувства человека и особенности живой речи, богатой эмоциями.
Предложения с междометиями произносятся с особой восклицательной интонацией и обычно сопровождаются мимикой и жестами, усиливающими то значение, которое передается междометием.
Междометия выражают
1.Удивление - ба, о, ну, ого
2.Восторг - ах, ай, ура, браво, о
3.Страх, испуг - ай, ой, ух, ужас, кошмар
4.Сожаление - увы, ах, ох
5.Недовольство, досаду - эх, тьфу, у
6.Побуждения, призыв, запрет - эй, ау, шабаш, цыц, тсс
7.Недоумение - да ну, ну и ну
8.Замешательство - гм, э, эге
9.Облегчение - уф, ух
Примечание .Одни и те же междометия могут выражать разные чувства и настроения.
Слайд 7 давайте немного поиграем
Произнести междометие Ах выражая:
-
Радость;
-
Жалобу;
-
Испуг;
-
Огорчение.
3) итак, вернемся к стихотворению про междометия.
Перечислите междометия
-Попробуйте изменить эти слова. Изменяются ли они? (Нет.)
- Можно ли к этим словам задать вопрос? (Нет.)
- Итак, что же такое междометие? Для чего они нужны? Дайте определение.
Работа с учебником стр. 183
Междометие - это особая часть речи, которая используется для выражения чувств, эмоций, для речевого этикета, для выражения просьбы, приказа, команды.
-Какие особенности пунктуации вы можете отметить? (Выделение восклицательным знаком.)
На письме выделяются запятыми или восклицательным знаком, а в устной речи произносят с особой восклицательной интонацией.
Слайд 9
-Какие особенности правописания вы видите у них? (При повторе слов используется дефис.)
Некоторые междометия пишутся через дефис, потому что образованы путём повторения.
Термин “междометие” – исконно русский, обозначает “брошенный между”, т.е. (в данном случае) “не относящийся”. Вошел в употребление в 18 веке. Ранее слова-междометия названия не имели.
В современном русском языке междометие – это особая часть речи, обозначающая чувства, эмоции, но не называющая их.
4)- При изучении одной из служебных частей речи вам встречалось такое понятие ПРОИЗВОДНЫЕ И НЕПРОИЗВОДНЫЕ (ПРЕДЛОГИ). Как вы это понимаете?
Слайд 10—11-12
-Вот и междометия могут быть непроизводными и производными (возникшие от самостоятельных частей речи) Нужно не путать производные междометия и самостоятельные части речи.
Слайд 13
Междометие чаще всего не является членом предложения
Слайд 14
Но иногда междометия принимают конкретное лексическое значение и становятся членом предложения.
5) В этом вы убедитесь, записав и проанализировав предложения из упражнения 460 на стр.183. (у доски) но сначала мы сделаем с вами дыхательную гимнастику
Дыхательная гимнастика
Как же надо правильно дышать? Физиологически правильное дыхание – полное, через нос, трёхфазное (вдох, выдох, пауза), причем выдох несколько длиннее вдоха.
Упражнение «Дровосек». И.П.: ноги на ширине плеч, руки над головой сцеплены в «замок». Глубокий вдох носом, на выдохе наклон туловища вперед с одновременным опусканием рук и произношением : «ух», 5-6 раз.
Приседая, надо произнести «ах», поднимаясь, – «ох»
Примечание. Эти же упражнения рекомендуются для вокалистов. А еще считается, что при произношении слов «ух, ох, ах» происходит выброс негативной энергии
Вывод. Итак, пришло время подводить итоги. Обратимся к нашим целям.
1)- Составление кластера «Междометие» (работа в группах)
2)- Восстановите текст
Междометие
Междометие - ___________________ часть речи, которая выражает __________________, но не называет их. Междометия могут выражать ___________________________________.
Примеры междометий: __________________________________ .
Междометие не отвечает на ______________, не обозначает ______________________, не является ______________________, хотя в некоторых случаях может переходить _______________________.
Этикетными называются междометия, которые ________________________. Активно междометия употребляются в ______________________ речи. На письме выделяются _____________________.
К междометиям примыкают ______________________ слова. Например: _________ .
Междометие – это очень ____________________ часть речи.
.Рефлексия
Эх, урок подходит к концу. Давайте оценим, как мы прожили эти 45 минут
- Ох! Люблю такие уроки!!!
-Ух! Как все интересно!
- Ах, как хорошо и замечательно!
- Ух, сегодня как хорошо день провел!
- Ух! Как же мне все понравилось!
- Эх и Ах! Но все же ОХ!
- Ах, ух! Эх! Ого!!! Было интересно!
- Ух, как интересен мир!
- Ах! Какой интересный урок!
- Ох, как было хорошо! Лучше всех урок прошел! На уроке побывала, много нового узнала.
XI. Домашнее задание