Метод проектов на уроках географии
Автор: Карамушко И.В.,
учитель географии
ГБОУ СОШ №8 г. Беслан
“Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача - помочь им раскрыться, развить собственные идеи»
И.Г.Песталоцци
Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:
- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.
В связи с этим у учителя возникает целый ряд вопросов: “С чего начать внедрение проектного метода?”, “С какого класса привлекать ребят к работе над проектом?”, “Каким может быть проект?”, “Каким может быть результат проекта”, “Как, по каким критериям оценить проект и работу ребят?”.
И главный вопрос, для чего нужен метод проектов?
Я считаю, что проектная деятельность позволяет научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению.
Учит размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.
Учит принимать самостоятельные аргументированные решения и
работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Для меня Проект – это «пять П».
1. Проблема. Наличие проблемы. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной проблемы. Нет проблемы – нет деятельности.
2. План. Обязательное планирование действий. В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается план совместных действий ученика и учителя. Создаётся банк идей и предложений. На протяжении всей работы учитель помогает в постановке цели, корректирует работу, но ни в коем случае не навязывает ученику своё видение решения задачи.
3. Поиск информации - обязательное условие каждого проекта. Большую поддержку в этом оказывают Интернет - ресурсы. Найденная информация, обрабатывается, осмысливается. После совместного обсуждения выбирается базовый вариант. Учитель корректирует последовательность технологических операций в каждой работе.
4. Результат работы – продукт. Учащиеся, выбрав посильные технологии для создания своей работы на компьютере, уточняют, анализируют собранную информацию, формулируют выводы. Учитель выступает в роли научного консультанта. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми». Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая − конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).
5. Презентация результатов - представление готового продукта. Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта, которую можно проводить в форме конкурса, выставки, презентации.
В чем преимущества использования метода проектов?
• Наглядность.
• Возможность обрабатывать большой объем информации.
• Возможность предоставить разную информацию каждому ученику.
• Широкие возможности оформления.
• Возможность обеспечить ученику индивидуальный режим работы.
• Оптимизация работы учителя.
Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Как показывает мой опыт, применение проектного обучения возможно не только в виде больших комплексных проектов, но и при освоении отдельных элементов.
Приведу некоторые примеры проектной деятельности на уроках.
Мини проекты на уроках. В девятом классе, при изучении различных отраслей промышленности, ребята создают проекты различных предприятий, проекты освоения месторождений полезных ископаемых. Такие задания даются детям на весь период изучения отраслей экономики. К концу изучения темы, ребята должны представить проект любого промышленного предприятия, и обосновать свои разработки на основе знаний, которые они получили в процессе изучения данной темы.
Использование метода проектов в процессе обучения географии, безусловно, сможет способствовать формированию активного пользователя картографической информации.
Пример. "Географические центры Евразии". Индивидуальный проект ученика 7 класса. Цель - определить географические центры Европы, Азии; варианты проведения границы между Европой и Азией. Используя математические методы рассчитать географический центр г. Беслан. Работа используется при изучении материка Евразия.
Проект «Туристическое агентство». В 10 классе, например при изучении темы «Япония», даю индивидуальное задание школьникам: используя Интернет-ресурсы подготовить рекламный проспект для туриста, посещающего Японию.
На первом уровне учащиеся осуществляют работу по поиску информации, затем составляют и выпускают медиапродукт.
Краеведческий принцип заложен в географии как основополагающий, поэтому изучение этого предмета невозможно без опоры на местный материал. В 8-9-х классах выделен раздел «География Северной Осетии», в котором изучается географическое положение, природно-ресурсный потенциал, население и хозяйство нашей республики. Здесь тоже применяю метод проектов.
Познавательный и увлекательный этнографический экскурс по Северной Осетии составляют учащиеся 9 класса. Работа «Виртуальная экскурсия по Северной Осетии» бывает представлена в форме туристического маршрута.
Цель этого проекта:
познакомить учащихся с основными природными, культурными и историческими достопримечательностями Республики Северная Осетия-Алания;
научить работать с различными источниками информации (туристические схемы, карты атласа, литературные источники);
уметь представлять полученный материал.
Класс делится на творческие группы (4-5 человек) и каждая группа готовит свой маршрут по определенному плану.
Так же был создан проект «Гербы населенных пунктов РСО-Алания». Он выполнен в форме брошюры, информация в которой может быть интересна туристам и гостям нашей республики.
Используя проектную деятельность на уроках, я пришел к выводу, что проекты обязательно должны реализовываться и во внеурочной деятельности. Так страноведческие проекты, которые выполняют ученики в 10-м классе, переросли в большой школьный проект, который мы назвали «Все флаги в гости к нам!». Главными целями, которого стало: воспитание социально-ориентированной личности, формирование отношения к гуманистическим принципам толерантности - воспитание у школьников уважения к другим культурам, развитие творческих навыков школьников, используя межпредметные связи.
Каждая параллель, начиная с 6-го класса, выбирает определенную страну и готовит творческий номер (танец, песня, стихотворение), делает презентацию, раскрывающую социокультурные особенности отдельного народа живущего в этой стране. Формируя творческие группы, школьники опираются на наличие творческих способностей (вокальные данные, танцевальные или ораторские) и желание проявить себя в реализации проекта.
Во время реализации подготовительной части проекта проводятся консультации по подбору творческого материала (литература, музыка, танец) с преподавателями, ведущими проект. Защита проектов проходит в актовом зале школы в виде творческого концерта.
Проектное мышление необходимо взрослым и детям. Мы постоянно сталкиваемся с проблемой правильного проектирования своей деятельности, планирования своей работы. Сегодня любой человек должен предвидеть свою жизнь, идти навстречу новому. То есть быть способным проектировать взаимодействие с непрестанно и непредсказуемо изменяющимся миром. Это означает, что нам нужно учиться непрерывно и безостановочно.
Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.