Летняя распродажа видеоуроков для учителей! Скидки от 40%

Метод проектов на уроках технологии

Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана  в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Метод проектов на уроках технологии»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

г. Серпухов Московской области

































Доклад на ГМО учителей технологии МОУ СОШ № 17 г. Серпухов





«Проектная деятельность учащихся в соответствии введением ФГОС»





Учитель технологии

МОУ СОШ №1 г. Серпухов

Маргач Любовь Сергеевна























В школе все начинается с урока. Если урок плох, ученик не может быть успешным. Как же создать ситуацию успеха на уроке? Каждый учитель ищет свои ответы на этот вопрос. Для меня это – Учитель технологии

МОУ СОШ №1 г. Серпухов

Маргач Любовь Сергеевна

.

Работая в школе, я поняла, что бывшие уроки труда, ныне уроки технологии, приобретают все более и более формальный характер, многие дети их не любят. 

Во многих школах уроки технологии заменяются на уроки информатики . Т.е. дети вместо того, чтобы работать руками, сидят и работают за компьютером. Несомненно, учатся они, конечно, полезным вещам, но как не грустно это признать, большое количество детей все хуже и хуже работают руками. И главное, не любят это делать. Им это не нравится. 
Школа часто не прививает любовь к творчеству, а скорее наоборот отдаляет его от детей. И действительно объекты труда за последние 30 лет практически не изменились, поэтому изделия часто получаются не нужными. Не хочется шить юбку, если ты юбки вообще не носишь, готовить рыбу, которую не ешь, вышивать просто так, для тренировки.

Многим педагогам приходится выкручиваться, каким-то образом сжимать ту программу, которая детям не интересна.

Обойти эти острые углы помогает проектный метод.

Для того, чтобы привлечь детей к рукоделию и развить у них интерес к народному искусству на своих занятиях я знакомлю их с новыми современными видами творчества. В моем кабинете достаточно материала, который позволяет ученикам выбрать темы проекта в соответствии со своими желаниями, склонностями и потребностями. И появляются все больше и больше учеников, которые делают прекрасные изделия, участвуют в выставках и олимпиадах, занимают призовые места, а иногда могут заработать небольшие деньги, то есть чувствовать себя успешными.

В чем же актуальность метода проектов. Сегодня образование России стоит перед очевидной необходимостью пересмотра своих целевых установок. А именно, в ходе образовательного процесса современный человек должен не столько накапливать багаж знаний и умений, сколько приобретать способность самостоятельно и совместно с другими людьми ставить осмысленные цели, выстраивать ситуации самообразования, искать и продуцировать средства и способы разрешения проблем, т.е. становиться на деле самостоятельным, инициативным и креативным.

Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана так же в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности.

Устные экзамены в 9-х и 11-х классах предполагают защиту проекта как один из видов итоговой аттестации. Таким образом, проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников. А повсеместная компьютеризация позволяет каждому учителю, более творчески подходить к разработке своих уроков, а также сделать образовательный процесс более интересным, разнообразным и современным.

Согласно ФГОС основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. В то же время через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте.

Что такое проект?

Проект - это "пять П":

Проблема,

Проектирование (планирование),

Поиск информации,

Продукт,

Презентация.

Шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

Проект - это "пять П":

Проблема,

Проектирование (планирование),

Поиск информации,

Продукт,

Презентация.

Шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

Начиная с 2012 года, на уроках технологии я начала применять метод проектов.

В течение всего периода изучения предмета школьники систематически включаются мной в индивидуальную или коллективную проектную деятельность. Ведь каждый урок технологии – это или краткосрочный законченный проект (1 – 2 урока кулинарии) или какой – то этап творческого проекта. Любой проект обязательно выполняется под моим руководством и с моей помощью. Главная моя задача состоит в том, чтобы создать учащимся предпосылки для успешного творчества, сделать так, чтобы каждый жил этим проектом, зажечь в них искорку желания и уверенность в успехе. При этом решаются не только учебные, но и воспитательные задачи, поскольку между учащимся и учителем формируются отношения сотрудничества, свободной дискуссии.

Все этапы проектирования требуют индивидуальной заинтересованности обучающихся, интеллектуальной подготовки, поиска материалов, инструментов, технологического выполнения. Так у школьников возникает дополнительная заинтересованность в получении знаний, необходимых для выполнения проекта. Специфика нашего предмета такова, что ученицы должны обладать хотя бы минимумом знаний по таким дисциплинам как изобразительное искусство, черчение, математика, химия, физика, биология, ОБЖ Мы касаемся этих предметов при изучении различных блоков. Так, при конструировании и моделировании очень важно уметь представить эскиз модели, выполнить ее чертеж. А при построении чертежа изделия не обойтись без знаний по математике и черчению. Изучая раздел “Материаловедения”, вплотную приближаемся к химии, “Машиноведение” – к физике. При подсчете себестоимости изделия мы касаемся экономических знаний; делая экологическое обоснование, соприкасаемся с экологией; разрабатывая рекламу, проводим маркетинговые исследования. Таким образом, самое главное – творческая работа над проектом делает востребованными знания, полученные учащимися на других предметах, а это, в свою очередь, эффективно формирует интерес к образованию в целом. А для меня, как для учителя, предоставляется возможность дать обобщенную оценку знаний, умений и навыков, усвоенных школьниками на протяжении всего учебного года.

На первом (организационно – подготовительном) этапе работы над проектом объясняю девочкам, что такое проект и этапы его выполнения, знакомлю с целями и задачами предстоящей работы. Вместе изучаем тематику проектных заданий. В тематике проектных заданий учитываю вопросы экономики, экологии, современного дизайна, моды, здорового образа жизни, правильного питания. Одновременно знакомлю с требованиями к выполненной работе, пояснительной записке. Вместе определяем сроки и порядок защиты проекта. Ученицы знакомятся с ранее выполненными проектными работами. Некоторым ученицам для ликвидации трудностей с выбором темы проекта предлагаю заранее заготовленный примерный перечень тематики творческих проектов. Никогда не настаиваю на выборе определенной темы той или иной ученицей, но при обсуждении этапов выполнения проекта даю рекомендации с учетом уровня ее подготовленности и возможностей. Поэтому одна и та же тема проекта разными ученицами, в конечном счете, может быть представлена по - разному. Например, учащейся с высокой мотивации к учебе по теме «Декоративно – прикладное творчество» могу предложить выполнить панно с применением таких сложных технологий как, использование тканей сложной фактуры (шелка и атласа), наличием мелких деталей и т.д. А ученице со средними способностями к учебе предлагаю выполнение с меньшим объемом работ, т.е. простой рисунок, поисково–исследовательский и конструкторский этапы сведены до минимума. Для облегчения работы возможно объединение таких учащихся в группы. Ребятам из малообеспеченных семей предлагаю тему, связанную с обновлением и ремонтом одежды, внесения современных элементов и декориров

На следующем (технологическом) этапе провожу индивидуальные консультации с каждой ученицей. Вместе определяем конкретные задания, выбираем материалы и инструменты, необходимую литературу; составляем план работы над проектом. Вместе с ученицей просматриваем эскиз изделия, анализируем его конструкцию и технологию изготовления. При необходимости вношу поправки.

После этого ученица составляет технологическую карту, делает необходимые расчеты и приступает к практической работе по изготовлению изделия и поэтапному выполнению творческого проекта. Дальнейшую помощь учащимся в работе над выполнением проектов оказываю на занятиях и в порядке консультаций. На уроке проверяю качество выполнения работ, а на консультациях даю рекомендации по составлению пояснительных записок к проектам. Если работа требует больших затрат времени, то предлагаю выполнять ее частично дома. Появляется возможность для общения и совместного творчества детей и родителей. Таким образом, положительным следствием проектной деятельности являются и такие воспитательные моменты как: взаимопонимание, поддержка со стороны родителей, сплочение семьи.

На заключительном этапе проводится контроль и испытание изделия, при необходимости корректируется котструкторско-технологическая документация, оформляется пояснительная записка с экономическим обоснованием и экологической оценкой проекта.

Выполнение творческого проекта обязательно завершается его защитой перед всем классом. Моя задача, как руководителя проекта, выработать единые требования к проектным работам, стимулировать формирование у учащихся чувства ответственности, внести в этот процесс дух здоровой состязательности, дать возможность учащимся делать определенные выводы по своей работе в сравнении с другими, включая самооценку, помогать отстаивать их творческие идеи.

Помимо того, что ученицы выполнили творческие проекты, они разрабатывают сценарии показов, подбирают музыкальное сопровождение. Важно не только технологически грамотно изготовить изделия, но и суметь их преподнести: показать работу конструкции модели в движении, пластику материалов, цветовые нюансы. Обязательно используется и дополнительные выразительные средства в создании образа костюма: грим, ювелирные украшения, прическа.

За время защиты ученица доказывает оригинальность и актуальность своего проекта, качество полученных результатов, представляет аргументы в защиту экологических и экономических решений, выполняет презентацию своей работы, рекламу, проявляет свои коммуникативные способности.

Помимо защиты проекта, наиболее ценным, на мой взгляд, является проведение мастер-классов. Возможность познакомить всех заинтересованных с техникой изготовления своего проекта – очень важный момент для подростка. Он раскрепощен в общении, находится в центре внимания, учит их тому, что умеет делать далеко не каждый взрослый.

Итоги защиты отражаю на сайте одноклассники в альбоме «Работы моих учеников». Лучшие работы использую, как пособие на уроках, направляю на выставку декоративно-прикладного творчества или для личных целей: украшения дома, подарка родителям и так далее. Старюсь, чтобы защита проектов превратилась в праздник, чтобы и учитель и ученики получили удовлетворение от ее проведения, чтобы школьники после защиты вышли с новыми идеями, творческими задумками, готовыми сделать следующий проект еще более интересным и совершенным.

Применение информационных технологий в проектной деятельности помогает учащимся осваивать новые способы работы с альтернативными источниками информации (Интернет, мультимедиа энциклопедии и др.), формировать основы информационной культуры. В процессе использования информационных технологий в проектной работе у них автоматически формируется отношение к компьютеру, как к исполнителю, то есть инструменту, с помощью которого поставленную задачу можно решить быстро, качественно, интересно. Положительные эмоции, полученные учащимися в процессе реализации проектов с применением информационных технологий, укрепляет в них уверенность в себе, способствует развитию их познавательной активности.

Компьютерные программные средства могут быть использованы на различных этапах проектной деятельности: для поиска информации, моделирования и проектирования объекта, оформления документации, презентации проекта. Я использую следующие компьютерные программы: “Конструирование и моделирование поясных изделий”, “Конструирование и моделирование плечевых изделий”, ”Энциклопедия женского рукоделия”, “Учимся кроить и шить”. Отдельные уроки провожу с помощью этих компьютерных программ. Так, при конструировании и моделировании изделий использую электронный журнал выкроек



При оценке проекта учитываю целесообразность, сложность и качество выполненного изделия, полноту пояснительной записки, аккуратность выполнения схем, чертежей, уровень самостоятельности и степень владения материалом при защите.

С критериями оценивания учащиеся знакомятся заранее, в самом начале работы над проектом. Более того, они могут сами предложить какие-либо дополнительные критерии. Критерии оценивания являются своего рода инструкцией при работе над проектом. Кроме того, зная заранее, как именно его работа будет оцениваться, автор проекта может, улучшая отдельные характеристики своего проекта, повысить свой результат или, не имея такой возможности, быть готовым к более низкой оценке. В любом случае структура полученного балла будет понятна учащемуся.

Низкая оценка за проект не выставляется. Я убеждена, что учащейся необходимо предложить доработать или переделать проект в корректной форме. Ведь оценивание результатов творчества всегда драматично и противоречиво. Ближе к объективной будет рейтинговая оценка, включающая в себя самооценку, среднюю коллективную оценку экспертов и оценку учителя. В качестве экспертов выступают сами учащиеся.

Опыт работы по проектной деятельности дал следующие положительные результаты. Качество знаний по предмету за 2 года составил в среднем 91,3%.



В заключении можно сказать, что подход к освоению учащимися проектной деятельности оправдан и педагогически эффективен

Проект - это метод обучения

Может применяться на уроке и во внеурочное время

Ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален

Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен

Проект дает ученикам опыт деятельности, и поэтому он незаменим

Проектирование - это содержание обучения

Может быть частью предмета "Технологии", самостоятельным предметом, лечь в основу профильных спецкурсов

Проект - это форма организации учебного процесса

Может стать альтернативой классно-урочному обучению

Проект - это особая философия образования:

Философия цели и деятельности

Философия результатов и достижений

-65%
Курсы профессиональной переподготовке
Продолжительность 300 или 600 часов
13800 руб.
от 4830 руб.
Подробнее


Скачать